В. А. Михайлов Право и Закон москва




НазваниеВ. А. Михайлов Право и Закон москва
страница1/23
Дата публикации26.06.2013
Размер4.09 Mb.
ТипЗакон
lit-yaz.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23
АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ РАБОТНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В.А. Михайлов





Право и Закон МОСКВА

1996

МихайловВ.А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. - М. Право и Закон, 1996. - 304 с.

В издании рассматривaются цели, виды, основания и процес­суальный порядок применения органами расследования, прокуро­рами и судами мер пресечения. Особое внимание уделено наибо­лее строгой и ответственной мере пресечения - заключению под стражу, в том числе процессуальному механизму продления сроков содержания под стражей, обжалованию и судебной проверке закон­ности задержания, ареста и продления сроков содержания под стражей,

Книга по курсу “Уголовный процесс” адресована студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов; рекомендуется также практическим работникам правоохранительных органов.

Михайлов В.А., 1996 Право и Закон, 1996

ВВЕДЕНИЕ


Основные направления научных исследований в области пра­вового регулирования мер пресечения в уголовном процессе Российской Федерации состоят прежде всего в том, чтобы обо­сновать главные вопросы, связанные с формированием в нашей стране правового государства, проведением судебно-правовой реформы, законодательным урегулированием уголовно-процессуальных институтов, обеспечивающих, с одной стороны, мак­симальную эффективность деятельности органов расследования, прокуратуры и суда по борьбе с преступностью и, с другой стороны, оптимальные условия для зашиты установленных Кон­ституцией Российской Федерации и действующим законодатель­ством прав, свобод и обязанностей российских, иностранных граждан и лиц без гражданства, попадающих в орбиту уголовно­го судопроизводства Российской Федерации.

В литературе по данной теме проявляется интерес к разработ­ке вопросов уголовно-процессуального принуждения и такой их составной части, как меры пресечения. Наиболее крупные ра­боты подготовлены И.Л. Петрухиным, 3.3. Зинатуллиным, З.Ф. Ковригой, З.Д. Еникеевым, В.М. Корнуковым. В.В. Смир­новым. А.И. Сергеевым. М.П. Евтеевым, В.А. Макиенко, Л.И. Даньшиной, Ф.М. Кудиновым, А.А. Чувилевым. Серия работ издана автором настоящей публикации*. Отдельные ас­пекты мер пресечения отражены в работах Э.Ф. Куцовой, В.А. Ковалева, И.Е. Быховского. В.М. Савицкого, А.П. Гуляева, А.М.Ларина. Ю.И. Стецовского, Б.В. Комарова, С.М. Малиновкина и других авторов. Научно-практические комментарии по применению мер пресечения опубликованы М.Ю. Рагинским, Ю.Д.Лившицем, М.М. Михеенко, Н.Н. Гапановичем, В.П. Резеповым. А. С. Кобликовым.

* Михайлов В.А. Меры пресечения в уголовном судопроизводстве:

Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени докт. юрид. наук. - М., 1996; Михайлов В.А. Меры пресечения в уголовном судопроизводстве. - Москва-Тюмень, 1994; Михайлов В.А. Процессу­альный порядок применения мер пресечения в уголовном судопроизводст­ве. - М.. 1995.

И все же многие вопросы, связанные с проблемой мер пресе­чения, в уголовном судопроизводстве и многочисленных проек­тах нового У ПК Российской Федерации до настоящего времени остаются неразрешенными. Необходимы научные обоснования

прежде всего: проблемы законодательного определения основа­ний применения мер пресечения, уточнения их видов: регламентации процессуального порядка избрания и применения мер пресечения в каждой из стадий уголовною процесса и в его особых производствах; оснований и законодательной регламен­тации процедуры продления сроков содержания обвиняемых под стражей: установления субъектов уголовного судопроизводства, наделенных правом продления данных сроков. Нуждаются в раз­работке вопросы соблюдения прав и законных интересов об­виняемого при применении мер пресечения, в особенности та­кой тяжкой, как заключение под стражу: необходимо научное обоснование проблемы развития законодательства, регулирую­щего порядок содержания арестованных и обвиняемых, поме­шенных в медицинские учреждения для стационарного обследо­вания их соматического и психического состояния.

Перечисленные и другие вопросы применения мер пресече­ния постоянно находятся в поле зрения органов, осуществляю­щих уголовное судопроизводство, поскольку законодательная неурегулированность, пробелы в УПК объективно ведут к нару­шениям нрав и законных интересов личности при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел. снижают эффектив­ность уголовно-процессуального принуждения при применении мер пресечения. Более того. большинство из предусмотренных действующим законодательством мер пресечения, таких, как личное и общественное поручительство, наблюдение командования воинской части, отдача несовершеннолетних пол присмотр, оказываются практически недействующими либо редко действующими. В этой связи встает задача реанимации правовых норм о мерах пресечения, научного поиска оптимальных вариантов процессуальной формы применения мер пресечения, обеспече­ния прав и законных интересов обвиняемых и других участников уголовного процесса.

В основу исследования положен сравнительный анализ: дей­ствующего конституционного и уголовно-процессуального за­конодательства. норм международного права и практики при­менения мер пресечения органами расследования, прокурорами и судами: статистической информации, отражающей практику ареста, задержания, освобождения от уголовной ответственнос­ти обвиняемых по реабилитирующим основаниям. В ходе ис­следования использованы: данные проведенных автором кон­кретно-социологических опросов следователей, руководителей следственных аппаратов и органов внутренних дел. судей и прокурорских работников: материалы личных наблюдений, изученных уголовных дел: приказы и указания Генерального прокурора СССР и Генерального прокурора Российской Феде­рации по применению органами расследования мер пресечения и осуществлению прокурорского надзора за законностью и обо­снованностью действий и решений следователей и органов до­знания при избрании и применении мер пресечения: ведом­ственные нормативные акты МВД СССР. МВД Российской Федерации и Федеральной Службы налоговой полиции Рос­сийской Федерации, регулирующие вопросы организации дея­тельности следственных аппаратов и органов дознания по при­менению мер процессуального принуждения, включая меры пресечения: судебная практика Верховных Судов СССР, РСФСР (Российской Федерации); юридическая литература не­посредственно относящаяся к теме или близко соприкасающая­ся с ней: нормы международного права.

В работе представлен анализ уголовно-процессуального зако­нодательства о мерах пресечения европейских государств, а так­же уголовно-процессуальное законодательство дореволюцион­ной России.

Обобщенные результаты исследования позволили автору обо­сновать выводы и предложения по совершенствованию законо­дательства о мерах пресечения и практики применения действу­ющих норм права. Указанные рекомендации в конечном итоге направлены на реформу правовой подотрасли права о мерах пресечения, гарантий законности и обоснованности применения мер пресечения, защиты прав и законных интересов обвиня­емых. к которым применяется уголовно-процессуальное при­нуждение в виде мер пресечения, равно как и прав и законных интересов потерпевших и других участников процесса, заинтере­сованных в законном и обоснованном применении законода­тельства о мерах пресечения.
^ ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ, ИХ ЦЕЛИ, ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ВИДЫ

§ 1. Меры процессуального принуждения и их виды

Перед уголовным судопроизводством Российской Федерации стоят задачи но быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обеспечению правильного приме­нения закона для того, чтобы лицо. совершившее преступ­ление. было подвергнуто справедливому наказанию, а невинов­ный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден (ст. 2 УПК РСФСР”. Реализация указанных задач возложена законом на органы дознания, предварительного следствия, про­куроров и суды. эффективность деятельности которых во многом обеспечивается .законным и обоснованным применением мер уголовно-процессуального принуждения.

Зачастую процессуальные обязанности граждане выполняют добровольно и добросовестно- Но нередки ситуации, когда от­дельные лица не выполняют возложенные на них процессуаль­ные обязанности, всячески противодействуют органам расследо­вания. прокурорам, судам, осуществляющим производство по уголовным делам (уничтожают вещественные доказательства. скрывают похищенное имущество, запугивают или подговарива­ют очевидцев не давать показания, скрываются от органов уго­ловного судопроизводства, противодействуют исполнению су­дебных приговоров и других судебных решений). В целях пресе­чения. предупреждения, нейтрализации и искоренения такого противодействия наше государство обязывает органы расследо­вания. прокуратуру и суды проводить с такими лицами разъясни­тельную и воспитательную работу, убеждать их в необходимости добросовестного выполнения гражданского долга перед органа­ми уголовного судопроизводства, а при отсутствии положитель­ных результатов от проводимых мероприятий разъяснительного и воспитательного характера, а также убеждения - применять к несознательным участникам уголовного процесса меры госу­дарственного принуждения, в том числе (в установленных зако­ном случаях” связанные с ограничением личной свободы.

Меры государственного принуждения как составная часть государственных функций призваны обеспечивать реализацию норм права. Меры государственного принуждения в случаях, определенных уголовно-процессуальным законом, применяют­ся и независимо от проводимых мероприятий воспитательного и разъяснительного характера в порядке обеспечения с их по­мощью надлежащего поведения участников процесса для гаран­тирования интересов уголовного судопроизводства.

Учитывая, что государственное принуждение связано с суще­ственными ограничениями установленных Конституцией Рос­сийской Федерации прав и свобод человека и гражданина, в уго­ловном процессе оно допустимо лишь в строго установленных законом случаях, при соблюдении соответствующих гарантий законности и обоснованности его применения.

Меры государственного принуждения, применяемые в уголовно-процессуальной деятельности органов расследования, прокуроров, судов, именуются мерами процессуального принуж­дения.

В литературе высказан ряд суждений относительно при­знаков, характеризующих сущность уголовно-процессуального принуждения. Прежде всего отмечается государственно-власт­ный характер отношений, складывающихся и развивающихся при применении конкретных мер уголовно-процессуального принуждения, выступающих в виде властеотношений. Уголовно-процессуальное принуждение может выражаться в физи­ческом, материальном, психологическом или моральном воз­действии государственного органа на то или иное лицо. участ­вующее в судопроизводстве. Уголовно-процессуальное при­нуждение всегда связано с определенными ограничениями тех или иных прав и свобод участников процесса. Именно правоограничительный критерий и является, как правило. основным при отнесении той или иной процессуальной меры к числу принудительных мер. И еще существенная черта. характеризующая уголовно-процессуальное принуждение: при­меняется оно тогда, когда авторитета закона и убеждения в необходимости неукоснительного исполнения норм права оказывается недостаточно. При добровольном выполнении участниками процесса своих обязанностей не возникает не­обходимость в принуждении. И в то же время при воз­никновении конфликтной ситуации в ходе уголовного су­допроизводства, когда тот или иной участник противится и свои уголовно-процессуальные обязанности не выполняет, по­являются основания для применения уголовно-процессуального принуждения.

Следует в то же время иметь в виду. что в некоторых случаях уголовно-процессуальное принуждение не выступает реакцией только на противостояние закону и убеждению, его применение может быть обусловлено обстоятельствами, вытекающими из сложности и необходимости обеспечения тех или иных задач уголовного судопроизводства.

Основное назначение мер уголовно-процессуального при­нуждения - обеспечить оптимальные условия для показывания и достижения по уголовным делам истины, способствовать про­ведению в жизнь очень важного в деле борьбы с преступностью принцип; о том. чтобы ни один случай преступления не прохо­дил нераскрытым.

Важнейшее назначение мер уголовно-процессуального при­нуждения заключается также и в том. чтобы создать благоприят­ные условия для реализации и других задач уголовного процесса:

изобличения виновных и осуждения их к соответствии с законом н ограждения каждого невиновного от ошибочного привлечения к уголовной ответственности и осуждения. Уголовно-процессу­альное принуждение призвано способствовать также решению профилактических задач при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.

"Юридическая природа мер процессуального принуждения характеризуется тем. что это не уголовно-правовые санкции, сниженные признанием лица виновным в совершении преступления. Они. в отличие от санкций в уголовном праве, призваны обеспечивать нормальную уголовно-процессуальную деятель­ность". в определенных случаях пресекать совершение пре­ступлений. способствовать обеспечению исполнения приговора, а также возмещению материального ущерба, причиненного пре­ступлением, и возможной конфискации имущества.

Обеспечение с помощью уголовно-процессуального принуж­дения целей и задач уголовного процесса и гарантирование при применении государственного принуждения прав и законных интересов личности - обе эти проблемы привлекают внимание ученых, особенно в последние годы, когда ведутся активные поиски оптимальных вариантов правовой регламентации инсти­тутов. максимально полно отвечающих задачам формирования правового государства, демократических форм и методов уголов­ного судопроизводства.

С учетом выполняемых целей и задач уголовного судопроиз­водства все меры процессуального принуждения могут быть классифицированы на пять групп. Первую группу составляют меры уголовно-процессуального принуждения, направленные на предупреждение и пресечение преступной деятельности обвиня­емых (подозреваемых): вторую - меры, обеспечивающие про­цесс собирания, проверки и оценки доказательств, установления истины по уголовному делу: третью- меры. обеспечивающие процесс расследования, судебного разбирательства и участия в нем обвиняемого; четвертую - меры. способствующие обес­печению исполнения приговора; пятую - меры. направленные на обеспечение возмещения материального ущерба, причинен­ного преступлением, и возможной конфискации имущества.

В числе мер процессуального принуждения, предназначен­ных для предупреждения и пресечения преступной деятельнос­ти подозреваемых и обвиняемых, следует назвать прежде всего такие: задержание подозреваемого в порядке, предусмотренном ст. 122 УПК РСФСР: применение к подозреваемым и обвиня­емым мер пресечения (ст. 89-101. 393, 394 УПК РСФСР); от­странение обвиняемого от занимаемой должности (ст. 153 УПК РСФСР).В числе мер процессуального принуждения, способствующих

собиранию, проверке и оценке доказательств, установлению ис­тины по уголовному делу, можно назвать следующие: привод свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого (ст. 73. 75, 147, 247 УПК РСФСР); обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемка (ст. 167. 160, 170, 171, 173, 174 УПК РСФСР); задержание подозреваемого, заключение подозреваемого и обвиняемого под стражу (ст. 122: 90. 96 УПК РСФСР) и т. д.

В числе мер процессуального принуждения, применение ко­торых способствует обеспечению нормального процесса рассле­дования и судебного разбирательства уголовных дел, участия в уголовном процессе подозреваемых и обвиняемых, можно на­жать: вызов повестками свидетелем, потерпевших, подозрева­емых, обвиняемых (ст. 145, 155. 238 УПК РСФСР): привод свидетелей, обвиняемых, подсудимых (ст. 73. 147. 247 УПК РСФСР); получение подписки свидетелей, потерпевших, защит­ников. экспертов, понятых и других лиц, присутствовавших при производстве следственных действий, о недопустимости разгла­шения данных предварительного расследования (ст. 139 УПК РСФСР): удаление из зала судебного заседания лиц, нарушаю­щих порядок в судебном заседании (ст. 263 УПК РСФСР): при­менение мер пресечения (ст. 99-101, 393, 394 УПК РСФСР).

К числу мер процессуального принуждения, применение ко­торых направлено на обеспечение исполнения приговора, от­носятся меры пресечения (ст. 99-101. 393. 394 УПК РСФСР).

В числе мер процессуального принуждения, применение ко­торых обеспечивает возмещение материального ущерба, при­чиненного преступлением, и возможную конфискацию имущес­тва. законодатель предусматривает: наложение ареста на иму­щество и опись имущества: наложение ареста на денежный вклад (ст. 175 УПК РСФСР): обыск для изъятия предметов и ценнос­тей, добытых преступным путем (ст. 164 УПК РСФСР).

Итак, цели. достигаемые в уголовном процессе с помощью уголовно-процессуального принуждения, многообразны. Однако при этом следует предостеречь от абсолютизации, от преувеличе­ния роли и возможностей процессуального принуждения в дос­тижении целей судопроизводства по уголовным делам. Так. за­держание и арест обеспечивают предупреждение и пресечение не всякой преступной деятельности, а только со стороны конкрет-ного лица, в отношении которого меры принуждения приме­нены. Установление истины, успешность процесса расследова­ния и судебного разбирательства, участие в них обвиняемых (подозреваемых), равно как и иные пели. могут быть и не обес­печены. например, хотя бы потому, что обвиняемый (подозреваемый) воспользуется своей возможностью не давать показания. не представлять доказательства и т. п. Процессуальное принуж­дение - не единственное в уголовном судопроизводстве, а одно из многочисленных средств в достижении по делу истины, в про­филактике пресечении преступлений и в решении иных целей. Поэтому, говоря об уголовно-процессуальном принуждении, следует иметь в виду. что оно используется при достижении целей уголовного судопроизводства не само по себе, а в единстве с другими процессуальными мерами, при этом процессуальное принуждение в ряде случаев выступает в качестве важного, а то и системообразующего звена в системе мер, обеспечивающих достижение по уголовным делам истины, предупреждение и пре­сечение преступной деятельности обвиняемых (подозреваемых), проведение процесса расследования, судебного разбирательства и участие в них обвиняемого, возмещение материального ущерба и возможную конфискацию имущества, а также исполнение приговора.

Конституция Российской Федерации устанавливает и гаран­тирует основные права, свободы и обязанности граждан. "Каж­дый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 4 часов" (ст. 22 Конституции Российской Федерации). "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации). "Государственная защита прав и сво­бод человека и гражданина в Российской Федерации гарантиру­ется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом" (ст. 45 Конституции Российской Федерации). "Каждому гарантируется судебная за­щита его прав и свобод" (ст. 46 Конституции Российской Федерации).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. А. Михайлов Право и Закон москва iconЗакон взаимопомощи; Закон творчества; Закон защиты республики; Закон...
Республика – общешкольное государство, объединяющее ребят и взрослых на равных правах

В. А. Михайлов Право и Закон москва iconКлассный час в 3 «В» классе учитель 3 «В» класса Козлова Светлана...
Цели и задачи: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции; ознакомить учащихся с символикой:...

В. А. Михайлов Право и Закон москва iconМихайлов В. В., Яблучанский Н. И (редакторы Н. И. Яблучанский и М....
Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным пред­варительным, при поступлении...

В. А. Михайлов Право и Закон москва iconЗакон Республики Казахстан от 10 июня 1996 года n 6 Ведомости Парламента...
Настоящий Закон регулирует отношения в области интеллектуальной собственности, возникающие в связи с созданием и использованием произведений...

В. А. Михайлов Право и Закон москва iconМихайлов А. Г., Романов Ю. В. М69 Обитатели миража. Pr специального назначения
Исключительное право публикации книги А. Г. Михайлова и Ю. В. Романова «Обитатели миража. Pr специального назначения»

В. А. Михайлов Право и Закон москва iconМеждународный договор как источник гражданского права: проблемы теории и правоприменения
Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

В. А. Михайлов Право и Закон москва iconБюджетный процесс в сми за период 22. 06-28. 06. 2009
Федеральный закон Российской Федерации n 131-фз от 29 июня 2009 года г. Москва о внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном...

В. А. Михайлов Право и Закон москва iconБиблиографический указатель 1
Бюджетное право России: Учебник для магистров / Ю. А. Крохина. 3-е изд., перераб и доп. Москва: ид юрайт, 2013. 483 с. (Магистр)....

В. А. Михайлов Право и Закон москва iconГражданско-правовой статус участников отношений в сфере рекламы и...
Специальность: 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

В. А. Михайлов Право и Закон москва iconЗакон
Закон стал орудием всяческой алчности! Не сдерживающий преступности, а сам повинный во зле, закон подлежит каре!



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница