Скачать 114.13 Kb.
|
Особенности защиты авторского права в отношении аудиовизуальных произведений Современное экономическое состояние Армении диктует отечественной киноиндустрии обращаться к поддержке различных финансовых источников и организаций производителей фильмов. Однако в результате сделок с зарубежными организациями правообладатели развивающихся стран, в смысле авторских и смежных прав, часто оказываются в незащищенном состоянии. Среди причин оказывания в таком положении можно отметить отсутствие опыта международного сотрудничества, игнорирование особенностей зарубежного законодательства и форм защиты прав и т.д. Данная статья имеет целью осветить именно те особенности авторского права в отношении аудиовизуальных произведений, которые зачастую игнорируются в процессе сотрудничества сзарубежными организациями. С учетом нынешной роли США в данной области, сперва полезно знать особенности законодательства именно этой страны. Традиционно в США авторское право изначально даруется автору или авторам. Однако в случае произведений, созданных во время работы по найму (или иначе говоря, служебных произведений), автором считается работодатель или то лицо, для которого было создано произведение, и он обладает всеми правами, охватываемыми авторским правом, если стороны четко не согласились иначе в письменном документе подписанном ими. Согласно американскому законодательству, произведение будет считаться “СЛУЖЕБНЫМ”, если присутствуют, например, следующие факторы:
Вышеупомянутые факторы обычно присутствуют, когда служащий является штатным работником работодателя. В тоже время, в этом разделе законодательства имеется очень важное положение, касающееся аудиовизуальных произведений, а именно: “Произведение считается созданным во время работы по найму, когда оно было специально заказано для использования как часть аудиовизуального произведения и если стороны четко согласились в письменном документе, подписанном ими, что произжедение должно рассматриваться как созданное во время работы по найму.” То есть, то лицо, которое является не постоянным служащим, а независимой стороной договора и до создания произведения не заключил с противной стороной письменного соглашения, что произведение будет считаться созданным во время работы по найму, может считаться автором этого произведения и пользоваться соответствующими правами. Тогда как наши отечественные авторы аудиовизуальной сферы при заключении договоров о создании фильмов с американскими продюсерами не обращают внимание на это обстоятельство.. Обычно эти американские продюсеры бывают в договорных отношениях с крупной корпорацией, называемой “Студия”, которая в конечном итоге и выступает в качестве автора всего фильма. Как правило, американские продюсеры по договору со Студией передают последней авторские права в отношении всего фильма, в то же время разделяя прибыль от использования фильма. Согласно договорам со Студией, доля прибыли третьих сторон, участвующих в создании фильма, обычно выплачивается с доли американского продюсера. Тогда как наши отечественные студии, продюсеры и фактические авторы фильма (режисер, сценарист, композитор и т.д.), являющиеся третьей стороной, не должным образом заключая договор о создании фильма, оказываются в статусе выполняющего работу по найму. Важное значение положениям договора придается и в законодательстве Армении. Например, статья 20 нынешнего закона Республики Армения об авторском праве и смежных правах предусматривает, что “Заключая договор о создании аудиовизуального произведения, его авторы передают исключительное право на использование произведения, в том числе, на субтитрование и дублирование, организатору создания произведения, если иное не оговорено в договоре.” Однако, в отличие от американского законодательства, и частично следуя европейским принципам, отмеченная статья закона РА, независимо от вышеупомянутого положения, предусматривает, что “Во время публичного исполнения аудиовизуального произведения его авторы тем не менее сохраняют свои права на получение авторского вознаграждения в случае каждого публичного исполнения или сдачи в прокат данного произведения.” Сбор, распределение и выплата отмеченного вознаграждения обычно осуществляется со стороны общественных организаций, управляющих имущественными правами авторов и других правообладателей. Эти же организации различными средствами способствуют также заключению надлежащих договоров со стороны своих членов-правообладателей. Примечателен, например, опыт деятельности ^ (SUISSIMAGE- Swiss authors’ rights society for audiovisual works). Оно в качестве членов охватывает как режиссеров, сценаристов, так и продюсеров и распространителей (дистрибьютеров) фильмов, и призвано на коллективной основе управлять имущественными правами своих членов. (10,5% взысканных сумм эта организация удерживает для покрытия своих административных расходов). Общество SUISSIMAGE совместно со Швейцарским Обществом Режиссеров Фильмов (ARF- Association of Swiss Film Directors), Швейцарским Обществом Производителей Фильмов (SFR- Association of Swiss Film Producers) и Швейцарской Группировкой Авторов, Режиссеров и Продюсеров (GARP- Group Authors Directors Producers) разработали формы примерных договоров, заключаемых между авторами и продюсерами, в которых, наряду с вознаграждением автору за создание фильма и другими условиями, присутствуют несколько важных положенийВ частности, наряду с передачей продюсеру права использования фильма, обязательно отмечается, что:
В смысле данного пункта, суммы, взимаемые производителем, рассматриваются как чистые доходы после осуществления следующих удержаний:
Подобными организациями являются, например:
(7,5%-15% взысканных сумм эта организация удерживает для покрытия своих административных расходов).
Коллективное упражление авторскими правами изо дня в день развивается, поскольку в некоторых случаях управление правами очень трудно или невозможно осуществлять личными усилиями самих же правообладателей. А именно, услугами организаций коллективного управления пользуются не только авторы, а также продюсеры (смотри выше, опыт SUISSIMAGE ). Например, законодательство Австралии предусматривает, что учебные заведения и государственные органы могут копировать аудиовизуальные произведения, включенные в радио- и телепередачах, при условии, что эти пользователи обязаны выплачивать справедливое вознаграждение за пользование этим правом. Однако практически не возможно давать отдельные лицензии учебным заведениям или государственным органам за копирование программ с телепередач и взимать соответствующие вознаграждения. Или, в некоторых случаях, продюсеры или выбранные ими дистрибьютеры оказываются не в состоянии контролировать иных пользователей их произведений. Например, продюсеры или выбранные ими дистрибюторы за использование своих произведений обычно заключают договора с отдельными телестанциями, однако следить за ретрансляцией своих аудиовизуальных произведений со стороны компаний кабельного вещания или спутниковых операторов не могут. Или, правообладатели (или уполномоченные ими лица) затрудняются лично выявлять зарубежных пользователей. В таких обстоятельствах снова приходят на помощь организации коллективного управления имущественными правами. Такого рода организациями являются, например, ^ или размещенная в Женеве Ассоциация для Международного Коллективного Управления Аудиовизуальных Произведений (ASSOCIATION FOR THE INTERNATIONAL COLLECTIVE MANAGEMENT OF AUDIOVISUAL WORKS-AGICOA), членами которых являются, в основном, продюсеры фильмов и ими уполномоченные лица (например, дистрибьютеры). Функциями этих организаций являются, в частности:
В некоторых странах, особенно в бывших республиках СССР, правительства предусматривают минимальные ставки вознаграждения авторам. Например, Постановлением Правительства Молдовы N 713, 1995г. установлено, что если договором с правообладателем фильма не установлено иное, то за его использование выплачивается авторское вознаграждение в размере 8% от суммы дохода, полученного за продажу входных билетов. Это вознаграждение распределяется следующим образом:
Если аудиовизуальное произведение было использовано в переводе (озвученном или с субтитрами), то авторское вознаграждение, предусмотренное сценаристу (15%), делится поровну между сценаристом и переводчиком, а авторское вознаграждение, предусмотренное продюсеру (30%), делится поровну между продюсером и производителем фонограммы перевода, если иное не оговорено в договоре, заключенном между ними. А Постановлением Правительства Российской Федерации N 524,1998г.за использование кинематографических произведений, производство (с’емка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г. (т.е. до об’явления независимости), путем передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения на всех видах материальных носителей и распространения (продажи, сдачи в прокат), а также путем их публичного показа, установлены, в частности, следующие минимальные ставки авторского вознаграждения:
Постановлением Правительства РА N 251 от 22-го апреля 1999 г. были установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за воспроизводство, в том числе, с помощью звукозаписи и видеозаписи, произведений литературы, искусства и компьютерных программ, а также за сдачу в прокат оригиналов и воспроизведенных копий произведений литературы, искусства и компьютерных программ. Однако, Постановлением Правительства РА N 554 от 20-го июня 2001 г. вышеупомянутое постановление подверглось изменению и в настоящее время в отношении аудиовизуальных произведений установлены следующие минимальные ставки авторского вознаграждения за воспроизводство произведений (только) механической звукозаписью, и сдачу в прокат экземпляров звукозаписи и аудиовизуальных произведений:
Очевидно, что для соответствия международным требованиям наше законодательство требует пересмотра, и агенство интеллектуальной собственности предпринимает соответствующие шаги в этом направлении. Однако одними усилиями правительственных органов и отдельных лиц невозможно поправить недостатки наличествующие в области. Пожалуй следует отметить, что, правильно оценив существующее положение в области и осознавая необходимость вмешательства в разрешение проблем коллективными усилиями, наши известные авторы аудиовизуальных произведений, организаторы их создания (продюсеры), исполнители и представители вещательных организаций, недавно (январь 2004г.) об’единившись, учредили организацию коллективного управления своими имущественными правами (ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЫ “КАДР”, президент – Альберт Мкртчян). Будем надеяться, что эта новообразованная организация с успехом освоит опыт отмеченных выше подобных иностранных организаций и будет активно сотрудничать с ними на благо отечественным и зарубежным правообладателям области. Рубен Калашян Эксперт по Вопросам Интеллектуальнoй Собственности © 2004 ?. ???????. |
![]() | Понятие и признаки музыкального произведения как объекта авторского права | ![]() | Исследование гражданско-правового аспекта авторского права в России на современном этапе |
![]() | Некоторые особенности правовой защиты личности, общества и государства от оборота непристойной информации | ![]() | Авторское право представляет собой раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием издание,... |
![]() | Возникают они вследствие проявления определенных творческих усилий и являются результатом умственной (интеллектуальной) деятельности,... | ![]() | Показать учащимся художественные достоинства картин, музыкальных произведений, красоту авторского слова |
![]() | Шульце, то программы не работают и люди не выздоравливают. Поэтому, чтобы защитить общественность, NaturalHealingPublications серьезно... | ![]() | Выбор сертифицированных средств защиты информации традиционно сводится к выбору между наложенными комплексными средствами защиты... |
![]() | ![]() | Настоящее исследование посвящено изучению индивидуального авторского стиля современного английского писателя Т. Пратчетта и проблеме... |