Особенности защиты авторского права в отношении аудиовизуальных произведений




Скачать 114.13 Kb.
НазваниеОсобенности защиты авторского права в отношении аудиовизуальных произведений
Дата публикации27.06.2013
Размер114.13 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Право > Документы
Особенности защиты авторского права в отношении аудиовизуальных произведений
Современное экономическое состояние Армении диктует отечественной киноиндустрии обращаться к поддержке различных финансовых источников и организаций производителей фильмов. Однако в результате сделок с зарубежными организациями правообладатели развивающихся стран, в смысле авторских и смежных прав, часто оказываются в незащищенном состоянии. Среди причин оказывания в таком положении можно отметить отсутствие опыта международного сотрудничества, игнорирование особенностей зарубежного законодательства и форм защиты прав и т.д.

Данная статья имеет целью осветить именно те особенности авторского права в отношении аудиовизуальных произведений, которые зачастую игнорируются в процессе сотрудничества сзарубежными организациями. С учетом нынешной роли США в данной области, сперва полезно знать особенности законодательства именно этой страны.

Традиционно в США авторское право изначально даруется автору или авторам. Однако в случае произведений, созданных во время работы по найму (или иначе говоря, служебных произведений), автором считается работодатель или то лицо, для которого было создано произведение, и он обладает всеми правами, охватываемыми авторским правом, если стороны четко не согласились иначе в письменном документе подписанном ими.

Согласно американскому законодательству, произведение будет считаться “СЛУЖЕБНЫМ”, если присутствуют, например, следующие факторы:

  1. Когда работодатель может определить как создается произведение, произведение создается на территории, оборудованием и другими средствами, предоставленными работодателем,

  2. Когда работодатель котролирует распорядок создания произведения служащего, имеет право поручать служащему другое задание, определяет способ оплаты и/или имеет право нанимать помощников для служащего,

  3. Работодатель занимается деятельностью производства такого произведения и служащему предоставляет льготные условия и/или удерживает налоги с выплат служащего.

Вышеупомянутые факторы обычно присутствуют, когда служащий является штатным работником работодателя.

В тоже время, в этом разделе законодательства имеется очень важное положение, касающееся аудиовизуальных произведений, а именно:

“Произведение считается созданным во время работы по найму, когда оно было специально заказано для использования как часть аудиовизуального произведения и если стороны четко согласились в письменном документе, подписанном ими, что произжедение должно рассматриваться как созданное во время работы по найму.”

То есть, то лицо, которое является не постоянным служащим, а независимой стороной договора и до создания произведения не заключил с противной стороной письменного соглашения, что произведение будет считаться созданным во время работы по найму, может считаться автором этого произведения и пользоваться соответствующими правами.

Тогда как наши отечественные авторы аудиовизуальной сферы при заключении договоров о создании фильмов с американскими продюсерами не обращают внимание на это обстоятельство.. Обычно эти американские продюсеры бывают в договорных отношениях с крупной корпорацией, называемой “Студия”, которая в конечном итоге и выступает в качестве автора всего фильма. Как правило, американские продюсеры по договору со Студией передают последней авторские права в отношении всего фильма, в то же время разделяя прибыль от использования фильма. Согласно договорам со Студией, доля прибыли третьих сторон, участвующих в создании фильма, обычно выплачивается с доли американского продюсера. Тогда как наши отечественные студии, продюсеры и фактические авторы фильма (режисер, сценарист, композитор и т.д.), являющиеся третьей стороной, не должным образом заключая договор о создании фильма, оказываются в статусе выполняющего работу по найму.

Важное значение положениям договора придается и в законодательстве Армении. Например, статья 20 нынешнего закона Республики Армения об авторском праве и смежных правах предусматривает, что
“Заключая договор о создании аудиовизуального произведения, его авторы передают исключительное право на использование произведения, в том числе, на субтитрование и дублирование, организатору создания произведения, если иное не оговорено в договоре.”
Однако, в отличие от американского законодательства, и частично следуя европейским принципам, отмеченная статья закона РА, независимо от вышеупомянутого положения, предусматривает, что
“Во время публичного исполнения аудиовизуального произведения его авторы тем не менее сохраняют свои права на получение авторского вознаграждения в случае каждого публичного исполнения или сдачи в прокат данного произведения.”
Сбор, распределение и выплата отмеченного вознаграждения обычно осуществляется со стороны общественных организаций, управляющих имущественными правами авторов и других правообладателей. Эти же организации различными средствами способствуют также заключению надлежащих договоров со стороны своих членов-правообладателей.

Примечателен, например, опыт деятельности ^ Швейцарского Общества Прав Авторов Аудиовизуальных Произведений (SUISSIMAGE- Swiss authors’ rights society for audiovisual works). Оно в качестве членов охватывает как режиссеров, сценаристов, так и продюсеров и распространителей (дистрибьютеров) фильмов, и призвано на коллективной основе управлять имущественными правами своих членов.

(10,5% взысканных сумм эта организация удерживает для покрытия своих административных расходов).

Общество SUISSIMAGE совместно со Швейцарским Обществом Режиссеров Фильмов (ARF- Association of Swiss Film Directors), Швейцарским Обществом Производителей Фильмов (SFR- Association of Swiss Film Producers) и Швейцарской Группировкой Авторов, Режиссеров и Продюсеров (GARP- Group Authors Directors Producers) разработали формы примерных договоров, заключаемых между авторами и продюсерами, в которых, наряду с вознаграждением автору за создание фильма и другими условиями, присутствуют несколько важных положенийВ частности, наряду с передачей продюсеру права использования фильма, обязательно отмечается, что:

  1. Автор имеет право получать справедливое авторское вознаграждение (гонорар, роялти) ,взимаемое со стороны общества прав авторов (SUISSIMAGE, и т.п.), в частности, за широковещание или передачу фильма иными средствами информации. А производитель сохраняет свое право на широковещание за всякую продажу телестанциям Швейцарии, Франции, Лихтенштейна, Бельгии, Фр. Канады, Монако, Люксембурга, Испании, Аргентины или Южной Африки, которое (также) должно возмещаться через общество прав авторов.

  2. В отношении всех остальных доходов от эксплуатации фильма автор имеет право получения ~10% доли чистых доходов, при условии, что последние превышают общую сумму непокрытого остатка бюджета производства (инвестиции производителя) и сумму, представляющую расходы производства, превышающие бюджет. Эта доля выплачивается производителем.

В смысле данного пункта, суммы, взимаемые производителем, рассматриваются как чистые доходы после осуществления следующих удержаний:

  • Выплаты, связанные с авторским правом, исходящие из создания фильма, выплаченные через общество прав авторов,

  • комиссионные выплаты, затребованные продавцом, выплаченные до 25% агенту-распространителю или дистрибьютеру,

  • об’явленные расходы на копирование, субтитрование или синхронизацию фильма,

  • об’явленные расходы на транспорт, страховку, подоходный налог и таможенные выплаты,

  • об’явленные расходы на рекламу, связанную с эксплуатацией фильма, понесенные производителем.

  1. В конце каждого календарного года производитель должен подготовить отчет расходов и доходов, исходящих от эксплуатации фильма, и представить его автору, а до конца марта месяца следующего года выплатить причитающиеся ему суммы. Производитель должен надлежащим образом вести бухгалтерские документы и разрешать автору или назначенному им доверенному лицу ознакомиться с ними и другими вспомогательными документами (например, договорами, касающимися фильма).

Подобными организациями являются, например:

  1. ^ Общество Авторов и Композиторов Драматических Произведений Франции SACD (SACD- SOCIETE DES AUTEURS ET COMPOSITEURS DRAMATIQUES), которое призвано управлять имущественными правами авторов (в том числе режиссеров, сценаристов) драматических (в том числе, сценических, хореографических, цирковых, пантомимных произведений), аудиовизуальных (в том числе, мультипликационных, телевизионных и диалоговых (интерактивных) фильмов, радиопроизведений), фотографических произведений.

  2. ^ Общество Авторов Фильмов Австрии VDFS (Verwertungsgesellschaft der Filmschaffenden reg. GenmbH -VDFS), которому режиссеры и сценаристы фильмов вверяют управлять, в частности, следующими имущественными правами:

  • вознаграждение за воспроизведение аудиовизуального произведения в личных целях (за так называемое “лицензирование пустых [незаполненных] носителей”),

  • кабельное распространение наземных и спутниковых передач,

  • сдача на прокат и взаймы носителей несущих аудиовизуальные произведения,

  • публичный показ телепередач

  • и т.д.

(7,5%-15% взысканных сумм эта организация удерживает для покрытия своих административных расходов).

  1. Общество Режиссеров Фильмов Дании, которое также разработало формы примерных договоров, заключаемых между режиссерами и продюсерами и т.д.

Коллективное упражление авторскими правами изо дня в день развивается, поскольку в некоторых случаях управление правами очень трудно или невозможно осуществлять личными усилиями самих же правообладателей. А именно, услугами организаций коллективного управления пользуются не только авторы, а также продюсеры (смотри выше, опыт SUISSIMAGE ). Например, законодательство Австралии предусматривает, что учебные заведения и государственные органы могут копировать аудиовизуальные произведения, включенные в радио- и телепередачах, при условии, что эти пользователи обязаны выплачивать справедливое вознаграждение за пользование этим правом. Однако практически не возможно давать отдельные лицензии учебным заведениям или государственным органам за копирование программ с телепередач и взимать соответствующие вознаграждения. Или, в некоторых случаях, продюсеры или выбранные ими дистрибьютеры оказываются не в состоянии контролировать иных пользователей их произведений. Например, продюсеры или выбранные ими дистрибюторы за использование своих произведений обычно заключают договора с отдельными телестанциями, однако следить за ретрансляцией своих аудиовизуальных произведений со стороны компаний кабельного вещания или спутниковых операторов не могут. Или, правообладатели (или уполномоченные ими лица) затрудняются лично выявлять зарубежных пользователей. В таких обстоятельствах снова приходят на помощь организации коллективного управления имущественными правами.

Такого рода организациями являются, например, ^ Общество Screenrights Правообладателей Аудиовизуальных Произведений Австралии (Audio VisualCopyright Society Ltd.- Screenrights) или размещенная в Женеве Ассоциация для Международного Коллективного Управления Аудиовизуальных Произведений (ASSOCIATION FOR THE INTERNATIONAL COLLECTIVE MANAGEMENT OF AUDIOVISUAL WORKS-AGICOA), членами которых являются, в основном, продюсеры фильмов и ими уполномоченные лица (например, дистрибьютеры). Функциями этих организаций являются, в частности:

  • вести переговоры с каждой компанией кабельного вещания и/или каждым спутниковым оператором о величине вознаграждения за получение полномочия ретрансляции аудиовизуальных произведений,

  • вести переговоры с каждой категорией правообладателей в отношении части вознаграждения, причитающегося продюсерам (или ими уполномоченным лицам),

  • заключать договора с соответствующими компаниями кабельного вещания и/или спутниковыми операторами, согласно которым последним уполномачивается, полностью, без изменений, одновременно и непрерывно ретранслировать аудиовизуальные произведения, переданные вещательными организациями радиоволнами с территории вещания или передачами того же характера с соседней страны.

В некоторых странах, особенно в бывших республиках СССР, правительства предусматривают минимальные ставки вознаграждения авторам. Например, Постановлением Правительства Молдовы N 713, 1995г. установлено, что если договором с правообладателем фильма не установлено иное, то за его использование выплачивается авторское вознаграждение в размере 8% от суммы дохода, полученного за продажу входных билетов. Это вознаграждение распределяется следующим образом:

  • сценаристу-15%,

  • режиссеру-15%,

  • оператору-7,5%,

  • композитору-25%,

  • продюсеру-30%,

  • другим авторам (например, художнику-постановщику-12,5%.

Если аудиовизуальное произведение было использовано в переводе (озвученном или с субтитрами), то авторское вознаграждение, предусмотренное сценаристу (15%), делится поровну между сценаристом и переводчиком, а авторское вознаграждение, предусмотренное продюсеру (30%), делится поровну между продюсером и производителем фонограммы перевода, если иное не оговорено в договоре, заключенном между ними.

А Постановлением Правительства Российской Федерации N 524,1998г.за использование кинематографических произведений, производство (с’емка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г. (т.е. до об’явления независимости), путем передачи в эфир и по кабелю, воспроизведения на всех видах материальных носителей и распространения (продажи, сдачи в прокат), а также путем их публичного показа, установлены, в частности, следующие минимальные ставки авторского вознаграждения:


Вид произведения


Минимальная ставка вознаграждения от дохода, причитающаяся правообладателю, за каждый вид использования (в процентах)

  1. Художественный фильм

  • сценарист-------------------------------

  • режиссерпостановщик--------------

  • композитор------------------------------

  • главный оператор---------------------

  • художник-постановщик--------------

  • авторы других произведений, вошедших составной частью в фильм--------------------------------------


5,5

5,5

3,5

3,5

2,5

0,5



Постановлением Правительства РА N 251 от 22-го апреля 1999 г. были установлены минимальные ставки авторского вознаграждения за воспроизводство, в том числе, с помощью звукозаписи и видеозаписи, произведений литературы, искусства и компьютерных программ, а также за сдачу в прокат оригиналов и воспроизведенных копий произведений литературы, искусства и компьютерных программ. Однако, Постановлением Правительства РА N 554 от 20-го июня 2001 г. вышеупомянутое постановление подверглось изменению и в настоящее время в отношении аудиовизуальных произведений установлены следующие минимальные ставки авторского вознаграждения за воспроизводство произведений (только) механической звукозаписью, и сдачу в прокат экземпляров звукозаписи и аудиовизуальных произведений:




^

Вид использования произведения


Ставка (в процентах)

воспроизводство

10 - от отпускной цены каждого экзепляра, независимо от количества произведений, зафиксированных на носителе

Изготовление экземпляров звукозаписи по индивидуальному заказу

10 - от суммы, полученной за изготовление экземпляров
^

Сдача в прокат


6 - от суммы, полученной за каждый прокат произведения


Очевидно, что для соответствия международным требованиям наше законодательство требует пересмотра, и агенство интеллектуальной собственности предпринимает соответствующие шаги в этом направлении. Однако одними усилиями правительственных органов и отдельных лиц невозможно поправить недостатки наличествующие в области.

Пожалуй следует отметить, что, правильно оценив существующее положение в области и осознавая необходимость вмешательства в разрешение проблем коллективными усилиями, наши известные авторы аудиовизуальных произведений, организаторы их создания (продюсеры), исполнители и представители вещательных организаций, недавно (январь 2004г.) об’единившись, учредили организацию коллективного управления своими имущественными правами (ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЫ “КАДР”, президент – Альберт Мкртчян). Будем надеяться, что эта новообразованная организация с успехом освоит опыт отмеченных выше подобных иностранных организаций и будет активно сотрудничать с ними на благо отечественным и зарубежным правообладателям области.
Рубен Калашян

Эксперт по Вопросам Интеллектуальнoй Собственности
© 2004 ?. ???????.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности защиты авторского права в отношении аудиовизуальных произведений iconI. Правовая охрана музыкальных произведений Глава Понятие и признаки...
Понятие и признаки музыкального произведения как объекта авторского права

Особенности защиты авторского права в отношении аудиовизуальных произведений iconИсследование гражданско-правового аспекта авторского права в России...
Исследование гражданско-правового аспекта авторского права в России на современном этапе

Особенности защиты авторского права в отношении аудиовизуальных произведений iconТ. М. Занина Адъюнкт кафедры Административного права и административной деятельности овд
Некоторые особенности правовой защиты личности, общества и государства от оборота непристойной информации

Особенности защиты авторского права в отношении аудиовизуальных произведений iconРеферат на тему «Основные понятия авторского права»
Авторское право представляет собой раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием издание,...

Особенности защиты авторского права в отношении аудиовизуальных произведений iconАнализ главы 71 гк РФ. Права, смежные с авторскими Анализ статьи 1303. Основные положения
Возникают они вследствие проявления определенных творческих усилий и являются результатом умственной (интеллектуальной) деятельности,...

Особенности защиты авторского права в отношении аудиовизуальных произведений iconПодготовка к сочинению – описанию по личным впечатлениям
Показать учащимся художественные достоинства картин, музыкальных произведений, красоту авторского слова

Особенности защиты авторского права в отношении аудиовизуальных произведений iconНеизлечимых болезней нет
Шульце, то программы не работают и люди не выздоравливают. Поэтому, чтобы защитить общественность, NaturalHealingPublications серьезно...

Особенности защиты авторского права в отношении аудиовизуальных произведений iconВыбираем средства защиты персональных данных
Выбор сертифицированных средств защиты информации традиционно сводится к выбору между наложенными комплексными средствами защиты...

Особенности защиты авторского права в отношении аудиовизуальных произведений iconПрименение аудиовизуальных средств и раздаточных материалов на лекционных занятиях

Особенности защиты авторского права в отношении аудиовизуальных произведений iconМинистерство Образования Российской Федерации Вятский Государственный...
Настоящее исследование посвящено изучению индивидуального авторского стиля современного английского писателя Т. Пратчетта и проблеме...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница