Ковалев В. Н., Киселева Т. Занятие №1 «Мы как интегральная сумма Я» Цели занятия




НазваниеКовалев В. Н., Киселева Т. Занятие №1 «Мы как интегральная сумма Я» Цели занятия
страница1/9
Дата публикации28.06.2013
Размер1.14 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Ковалев В.Н., Киселева Т.

Занятие № 1 « Мы как интегральная сумма Я»

Цели занятия: знакомство членов группы, принятие правил работы, актуализация цели тренинга.

Занятие начинается со вступительного слова тренера о том, что такое личностный рост и зачем необходима личностная динамика человеку. Тренер знакомит членов группы с формой проведения занятий, их цикличностью и регламентом. Он предлагает обсудить правила работы Т-группы.

Целесообразно, чтобы правила озвучил тренер и пояснил их значение. Далее, он предлагает группе дополнить, изменить названные правила или отказаться от некоторых из них. Необходимо оставить возможность членам группы корректировать правила работы на любом из занятий. Задача тренера напоминать о правилах членам группы, контролировать их выполнение. Не рекомендуется принимать такие правила, которые заведомо не выполнимы.

Расширенный свод, изложенных в учебно-методической литературе правил, имеет примерно следующий вид:

  1. Не опаздывать.

  2. Заботиться о конфиденциальности жизни группы.

  3. Стремиться быть активным участником того, что происходит.

  4. Не отказываться от права сказать «нет», а также от права самому решать, как себя вести в той или иной ситуации.

  5. Быть искренним.

  6. Иметь право получать поддержку, помощь со стороны группы.

  7. Стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать.

  8. Ориентировать себя на то, чтобы проявлять активность, участвуя во всех событиях, процедурах, возникающих в ходе работы группы.

  9. Иметь право высказывать свое мнение по любому вопросу.

  10. Использовать обращение на «ты» во время работы группы.

  11. Сообщать о своих трудностях, мешающих в работе группы (необходимость пропустить занятие, придти или уйти раньше).

  12. Высказываться от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, происходит здесь и сейчас.

  13. Не говорить о присутствующих в третьем лице.

  14. Все участники группы равны.

Однако такой свод правил слишком громоздок. Его нелегко запомнить и достаточно трудно контролировать. Поэтому после обсуждения правил, целесообразно их укрупнить до 7 – 8, например:

1. Правило добровольности. В тренинге участвуют только те, кто хочет. Участник должен иметь свою внутреннюю заинтересованность в изменении своей личности.

2. Правило равенства (равноценности). Правило предполагает, что все члены группы, независимо от их возраста, статуса, социального положения, равны. Нет статусных различий иерархии, сложившиеся в группе, субординации. Каждый несет ответственность, как за свои решения, так и за групповые. Общение между участниками тренинга на «ты» и по имени.

3. Правило «здесь и теперь». Оно означает, что действие происходит в настоящем времени и, что все возникающие вопросы и проблемы должны решаться в группе в момент их возникновения или осознания. Обсуждению подлежит только то, что происходит «здесь и сейчас».

4. Правило персонификации, лаконичности высказываний и конструктивной обратной связи.

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: "мы считаем...", "у нас мнение другое..." и т. п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное "мы". Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: "я чувствую...", "мне кажется...". Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила. Считается корректным говорить только о поведении члена группы, а не о его личности. Важно анализ поведения детализировать по эпизодам, а не обобщать недифференцированно.

Каждый говорит от своего имени, кратко и только по существу.

5. Правило открытости, искренности в общении, эмпатии. Это правило предусматривает открытость позиций, взглядов, высказываний каждого; откровенность; авансирование доброго отношения ко всем членам группы; безоценочное восприятие участников группы, их мыслей и чувств; ориентацию членов группы на взаимную поддержку. Каждый говорит то, что думает, а не то, что (по его мнению) от него ждут, при этом меру доверительности устанавливает сам.

Самое главное в группе – не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Раскрытие своего «Я» другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. В самом деле, с какой стати участники группы, пока еще практически незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учете "эффекта попутчика")? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.

6. Правило активности. Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Каждый обязан активно на всех занятиях, высказывать свои мысли и выражать чувства. «Отсиживаться» на занятиях и быть сторонним наблюдателем запрещается. Участник тренинга должен активизировать свои интеллектуальные и эмоциональные силы на самореализацию, поддержку других членов Т-группы и развитие процесса тренинга.

Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. От активности каждого члена группы выигрывают все. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.

7. Правило «стоп». Оно вводится с целью обеспечения психологической защиты личности и является уточнением к предыдущему. Данное правило означает, что каждый член группы имеет право отказаться от участия в одном из упражнений, а также отказаться отвечать на тот или иной вопрос членов группы.

8. Правило конфиденциальности (правило «купе»). Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы – естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Особенно это касается сугубо личной информации, касающейся «личных» жизненных историй каждого. Рассматриваемое правило может быть ужесточено. Это значит, что даже члены группы не будут иметь права обсуждать сугубо личную информацию друг с другом вне занятий.

Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы – в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

Члены группы могут принять эти правила, внести в них изменения или добавить новые. Необходимо оставить возможность членам группы корректировать правила работы на любом из занятий. Задача тренера напоминать о правилах членам группы, контролировать их выполнение. Не рекомендуется принимать такие правила, которые заведомо не выполнимы.

Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на "ты". Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на "ты" достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.

Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы "игровое имя" – то имя, по которому все остальные участники обязаны будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.

Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, их игровой характер позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.

Правила необходимо принять решением группы. По ходу обсуждения, их надо записать фломастером на ватмане крупно и разборчиво. Свод правил должен находиться в поле зрения группы на всех последующих занятиях. Важно помнить, что соблюдение правил необходимо для достижения цели тренинга и создания комфортной психологической атмосферы.

^ Упражнение № 1 «Самопрезентация

Цель: познакомить участников тренинга друг с другом.

После принятия правил, каждый называет свое тренинговое имя. Оно может быть настоящим или вымышленным. В последнем случае оно принимается на весь цикл занятий. Имена фломастерами записываются на бейджиках. Назвав свое имя каждый участник презентует себя группе, рассказывает в чем его особенность и каков девиз его жизни.

Члены группы, по ходу самопрезентаций, задают друг другу вопросы, связанные с заинтересовавшей их информацией.


^ Упражнение «Телевизор»

Цели: 1. Преодоление коммуникативных барьеров. Развитие навыков свободного общения в затруднительных ситуациях.

2. Разогрев группы.

Группа делится на две команды. От каждой команды приглашается по одному участнику. Один играет роль телевизора, а второй роль пульта управления (переключателя каналов). Все остальные члены Т-группы являются зрителями.

«Переключатель каналов» делает щелчок и объявляет программу, например, «В мире животных». Мгновенно телевизор должен начать репортаж по данной программе. «Переключатель» вновь переключает канал и в эфире новости. Диктор в телевизоре начинает вести передачу.

Через пять минут участников игры сменяет новая пара игроков. Теперь роль телевизора должен играть представитель второй команды. Импровизированный телеведущий имеет право привлекать в свою передачу любых или всех членов Т- группы, как из своей команды, так и из команды соперников. Они обязаны ему подыгрывать.

Выигрывает та команда, члены которой были наиболее находчивы, раскрепощены и легки в общении.

Рефлексия.

Примечание: Т-группа может не делиться на команды, в этом случае роль переключателя каналов должен играть тренер или любой участник тренинга.



^ Упражнение «Охотник-дичь»

Цели: 1. Переживание ощущений в социальных ролях палача и жертвы.

2. Отработка конструктивных стилей общения в конфликтогенных ситуациях.

Группа делится на две команды. От каждой команды приглашается по одному участнику. Один играет роль рыбака (палача), а другой рыбы (жертвы). «Рыбак» жестами и мимикой, показывает, как он старается вытащить рыбу. Второй участник пантомимой показывает, как он упирается, защищается, хочет уйти.

Здесь вполне уместна импровизация. Например, рыба из карася может превратиться в пиранью и наброситься на рыбака. Тогда рыбак становится жертвой, а рыба палачом. Далее на арену выходит новая пара. Они будут играть роли тигра и зайца. Следующие участники играют роль наездника и коня (можно необузданного) и так далее.

Рефлексия. В ходе рефлексии ленам группы предлагается вспомнить ситуации, когда они выступали в роли палача, а когда в роли жертвы. Обсудить, какие чувства они испытывали в той или иной ситуации. Поразмышлять о том, что побуждает нас быть палачам и почему мы позволяем себе быть жертвой.
^ Упражнение «Беспокойное русло»

Цели: 1. Разогрев команды.

2. Формирование у членов Т-группы понимания причинно-следственных связей во взаимообусловленности поведения сторон в конфликте.

Группа делится на две команды: одна - берега реки, а вторая – река. Участники, играющие роль берегов становятся в две шеренги, образуя русло реки. Вторая группа в образе воды «вливается» в русло, продвигаясь свободно. Берега начинают изгибаться, сужаться, подниматься и опускаться. При этом река не должна замедлять темпа движения, а бурлить стремительным потоком и стараться пройти русло или вырваться из него. Члены группы берегов, которые остались позади воды, перебегают в начало русла. Далее команды меняются ролями.

Тренер делает резюме о том, что река и ее берега очень похожи на поведение сторон в конфликте. Если одна сторона (например, берега) сужают жизненное пространство другой, ограничивает степень свободы действий, то другая (вода) начинает реагировать бурно, конфликтно (толкается, старается прорваться, давит на берега), чтобы отстоять право на свободу.

Рефлексия.


^ Упражнение «Ожившие картины»

Цели: 1. Развитие навыков непринужденного общения.

2. Овладение приемами анализа конфликтного диалога путем ретроспективной визуализации.

Группа делится на пары или небольшие звенья по 3-4 человека. Вывешивается репродукция какой-либо картины известного художника (или транслируется через мультимедийный проектор). Во время демонстрации картины, члены диады начинают говорить от имени изображенных людей, предметов, животных, вещей и др. Они должны вести спор, конфликтный диалог.

Если изображен один герой, например «Демон» Врубеля. То от имени Демона каждый участник тренинга может повести внутриличностный диалог, выражающий личностный конфликт. Хотя с ним могут разговаривать море, небо и другие неодушевленные предметы, роли которых могут принимать на себя члены группы и тренер. Они пытаются ответить на вопрос, волнующий героя или подвести его к пониманию внутриличностного конфликта. Художник может менять позу своего героя, его мимику и др.

Потом демонстрируется другая картина и уже новая пара дает ей комментированное сопровождение.

Рефлексия.
^ Упражнение «Гладиаторы»

Цель: Отработка приемов дискуссионной коммуникации в конфликтных ситуациях.

Т - группа делится на две команды гладиаторов. Группа образует широкий круг - «Колизей». Все ее участники – это зрители, которые пришли на бой гладиаторов и жаждут острых зрелищ.

Каждый из гладиаторов имеет по две (три) зеленые карточки. Это жизни. Тренер задает тему боя, и гладиаторы начинают словесный бой. Одна группа гладиаторов «Кровожадные агрессоры», а вторая группа – пацифисты. Агрессоры в полемике предлагают агрессивные способы разрешения проблемы, а пацифисты, только мирные. Побеждает тот гладиатор, чьи аргументы были более убедительны, весомы, оригинальны. Проигрывает тот, по отношению к кому большинство зрителей показывают большим пальцем руки вниз.

Проигравший теряет жизнь, т.е. отдает свою карточку ведущему. Он может позже вновь выйти на арену и сражаться. Победивший получает пять красных жетонов. За десять жетонов (две победы) дается дополнительная жизнь (зеленая карточка). За оригинальные ответы тренер по согласованию со зрителями может выдавать также красные жетоны. Проигрывает та команда, в которой не остается «живых» гладиаторов. Передавать свои жетоны или карточки другим своим членам команды гладиаторы не имеют право.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ковалев В. Н., Киселева Т. Занятие №1 «Мы как интегральная сумма Я» Цели занятия iconОргмомент и сообщение цели занятия
Наше практическое занятие называется «Все делаем сами своими руками». Сейчас мы покажем, как мы играем

Ковалев В. Н., Киселева Т. Занятие №1 «Мы как интегральная сумма Я» Цели занятия iconКовалев В. В., Ковалев Вит. В. Финансы организаций (предприятий): Учеб

Ковалев В. Н., Киселева Т. Занятие №1 «Мы как интегральная сумма Я» Цели занятия iconКовалев В. В., Ковалев Вит. В. Финансы организаций (предприятий): учеб
Любушин Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: уч пособие для вузов. М.: Юнити-дана, 2007

Ковалев В. Н., Киселева Т. Занятие №1 «Мы как интегральная сумма Я» Цели занятия iconКовалев В. В., Ковалев Вит. В. Финансы организаций (предприятий): учеб
Ли Ч., Финнерти Дж. Финансы корпораций: теория, методы и практика: Пер с англ. М.: Инфра-М, 2008. – 450 с

Ковалев В. Н., Киселева Т. Занятие №1 «Мы как интегральная сумма Я» Цели занятия iconМбоул «вувк им. А. П. Киселева» за 2012/2013 год Общая характеристика оу
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «Воронежский учебно-воспитательный комплекс им. А. П. Киселева»

Ковалев В. Н., Киселева Т. Занятие №1 «Мы как интегральная сумма Я» Цели занятия iconАнализ предметной области и разработка технического задания 3
На данном отчете видно, какие позиции уже отгружены, а какие осталось отгрузить. В отчете указана общая сумма отгруженных товаров...

Ковалев В. Н., Киселева Т. Занятие №1 «Мы как интегральная сумма Я» Цели занятия iconКоррекционно – развивающее занятие
Цели занятия: Рассмотреть важность не только физического, но и душевного здоровья; показать значение и важность добра для гармонии...

Ковалев В. Н., Киселева Т. Занятие №1 «Мы как интегральная сумма Я» Цели занятия iconТранспортно-экспедиционное обслуживание интегральная технология в...
Транспортно-экспедиционное обслуживание – интегральная технология в области перевозок

Ковалев В. Н., Киселева Т. Занятие №1 «Мы как интегральная сумма Я» Цели занятия iconЗанятие «Что такое сила воли?» Цели
Сегодня у нас пройдет необычное занятие, но для начала я хочу прочитать вам стихотворение

Ковалев В. Н., Киселева Т. Занятие №1 «Мы как интегральная сумма Я» Цели занятия iconВнеклассное занятие по русскому языку в 5-6 классах Форма занятия
Форма занятия: театрализованное представление, интеллектуальная игра «Морской бой»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница