Работы победителей Четвертого Всероссийского конкурса педагогических эссе




НазваниеРаботы победителей Четвертого Всероссийского конкурса педагогических эссе
страница1/5
Дата публикации26.05.2014
Размер0.71 Mb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Право > Конкурс
  1   2   3   4   5
Работы победителей Четвертого Всероссийского конкурса

педагогических эссе

«Взгляд»

Сентябрь 2013 г.
Моя незатейливая философия

Грачёва Людмила Юрьевна (1 место)

Тюменская область

«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, или астронома, который быть может, жил в тебе когда-то» (Антуан Сент-Экзюпери).

Вот уже много лет я вхожу по – осени в класс и анализирую эти пророческие слова Антуана Сент-Экзюпери. Как не упустить тот момент, когда ребёнок радуется солнцу, цветам и деревьям, своему дню рождения и вхождению в мир иноязычной речи, которая откроет для него ещё один мир, ещё одну жизнь. Я люблю этот мир, мир Гёте и Шиллера, я хочу передать эту любовь к познанию детям.

Современному обществу нужна личность. Какая? Появляется дилемма - преуспевающий, но не очень чуткий; - чуткий, но не очень удачливый. И решать эту дилемму дано нам, учителям.

Приходя в сегодняшнюю школу, молодые учителя не проходят тест на любовь к детям. А школьный учитель, он и диагност, и терапевт, и психолог, и травматолог. И швец, и жнец, и на дуде игрец. А ещё и адвокат. Но самое главное – он добрый и чуткий человек. Считаю, что сегодняшний учитель должен воплотить в себе четыре «Т»:

  • талант

  • трудолюбие

  • темперамент

  • творчество

Но самое главное в работе педагога – это любовь к детям и своему предмету. Без любви не будет живой и полезной любая методика, даже самая новейшая и рациональная, без любви она не будет совершенной. Две истины должны быть открыты педагогу – любовь и знания. Если учитель небезразличен к своим ученикам и щедро готов поделиться своими знаниями, он будет вдумчиво, творчески искать всё то, что оживит урок, сделает его интересным и познавательным для детей. Если я хочу, чтобы ребёнок любил учиться, надо сделать учение весёлым и радостным. Если я хочу, чтобы ребёнок вырос сильной личностью, надо сохранять и развивать его уникальность и неповторимость. Огромной силой притяжения должна обладать душа учителя, чтобы удержать ученика, не дать ему потеряться в водовороте мирских событий. Очень важно научить детей верить в себя. А для того, чтобы ребёнок поверил в свои силы, учитель должен сам верить в своего подопечного, отдавать ученику всю свою любовь, теплоту сердца, свет души.

Учитель должен стать для детей не просто языковедом, математиком или историком, а духовным наставником, своего рода проповедником, который не только указывает истинный путь, но и проходит его вместе с каждым ребёнком, поддерживает в нём веру в добро и справедливость.

Я думаю, что взаимоотношения ученика и учителя во многом зависят от личности учителя. Учителя бывают разные. Есть просто учителя, а есть педагоги. Просто учитель может дать своим слушателям некоторое количество сведений, из чего не следует, что он способен воспитать их. Из одних знаний человека не слепить. Педагоги – прежде всего воспитатели. Воспитывать – это отдавать то, чем сам владеешь. Воспитание состоит не только из нравоучений и наставлений, большую роль играет любовь и личный пример. Только своим примером и своей любовью можно вести детей «через тернии к звёздам». Но самое главное, никогда нельзя забывать, что мы не только учим детей, но и сами учиться у них.

Входя в класс и видя глаза детей, ждущих от тебя чего-то интересного, увлекательного и в то же время познавательного, я не могу оставаться свободной от влияния детей, так как внутри каждого ребёнка свой маленький мир. Это маленькая личность со свои характером, своими привычками и увлечениями, и учитель не может ломать их. Это не производство, не армия, где отдал приказ и этот приказ должен быть выполнен. Учитель не имеет права нарушать внутренний мир, он должен раскрыть те стороны души маленького гражданина, которые ещё в нём спят. Учиться любить, понимать учеников, учиться следить за собой – это подчас сложно, но необходимо, без требовательности к себе нет учителя.

С моей точки зрения, педагог – это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, просто поплакать или посмеяться вместе, обсудить новый фильм или концерт популярной группы. Я не знаю, кем станет каждый из моих учеников в будущем, главное – не подавить его как личность в настоящем. Педагог, который уважает личность в своих учениках, всегда уважаем и любим. Не навязывая себя, а раскрывая стремления и потребности ребёнка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность. Я хочу, чтобы мои ученики были яркими и неповторимыми, чтобы среди состоявшихся, знающих, как и зачем они живут людей, - были мои ученики. И именно для этого я иду каждый день на работу в школу, на свой урок. Я иду и размышляю об этом и ещё о том, как сделать так, чтобы моя школьная жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с учениками, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались востребованными.

Я иду на урок, который для меня спектакль, с единственной разницей – после театрального представления зритель уходит, а мой зритель постоянный, ему надо новое зрелище. Каждый раз зрелище для глаз, работу для мозга. А это значит – перед ним должен быть талантливый и мудрый, красивый и добрый актёр – учитель, способный воспитывать чуткого человека, личность. Старая поговорка подтверждает это: «Кто успевает в науках, а отстаёт в добрых делах, тот скорее отстаёт, чем успевает». Я иду на урок, без которого уже не мыслю своего существования. Я иду на урок к своему зрителю. Сегодня это уже дети моих первых учеников, так как вся моя трудовая деятельность, все 30 лет работы, прошли в одной и той же средней школе посёлка Харп. Завтра будет новый день. Я опять войду в класс. Мне хочется идти на работу, мне там хорошо, это моя жизнь, моя незатейливая философия.

^ В воспитании нет мелочей

Мухамедзянова Светлана Дмитриевна (2 место)

Республика Марий Эл

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, иным - делом легким: и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически…» - подметил известный педагог 19 века К.Д.Ушинский. Но чем глубже мы погружаемся в проблемы воспитания, чем больше желаем достичь положительных результатов, тем четче осознаем, какая непростая это сфера - воспитание человека. И как любой вид искусства, искусство воспитания (очень точное, на мой взгляд, определение Ушинского) требует не только глубочайших теоретических и практических знаний, жизненного опыта, безграничного труда ума и сердца, но и «божьей искры», природного дара.

Да, нет большей радости для педагога-воспитателя, чем возможность видеть, как несмышленый ребенок становится человеком, способным решать непростые жизненные задачи, совершать самостоятельные поступки, определять свое место в жизни, строить конструктивные отношения с окружающими. Вот они - результаты работы, которая, как выясняется, совсем не напрасна.

Каждый год 1 сентября, входя в свой класс и видя глаза своих учеников, любопытные и любящие, хитрые и понимающие, недоумевающие и вопрошающие, вновь настраиваю себя на эту сладко-тревожную круговерть, называемую воспитанием человеческих душ. Знаю, мне придется быть и нежной женщиной, и добрым философом, и железным полководцем, и хитрым царедворцем, и врачом-психологом, и обывателем с семечками, и человеком-оркестром, и кокеткой, и умудренным опытом старцем... Мне придется в который раз отказаться от взрослой уверенности в собственной правоте и непогрешимости и вести каждодневную кропотливую работу, причаливая феномены большой культуры к юрким корабликам детского любопытства и их безапелляционных увлечений.

Убеждена: если ты правильный, однообразный, педантичный; если ты забыл свое детство и не способен к ребячеству или хотя бы к доброй улыбке в ответ на сумасбродство; если в тебе постоянно живет резонер; если тебя раздражают дети, то лучше идти работать кладовщиком на склад, где на 60 полках мирно лежат шесть тысяч тихих и предсказуемых комплектующих, отсвечивая в тиши контейнеров и полок.

Все начинается с понимания; пониманию, однако, предшествует знание. И я должна знать много такого, что будет важно - для них и естественно, радостно - для меня. Знать и понимать детей - это постоянно вглядываться в них и внимательно изучать их разнообразные проявления. Взгляд, дело, слово, улыбка, крик – все требует исследовательской наблюдательности и писательской дотошности.

Считаю, что педагогу, покуда его не полюбили, нельзя ошибаться. Дети категоричны в своих оценках и подвергнут критике, а порой – язвительной насмешке все ошибки не принятого ими учителя. И только когда ты станешь носителем уникального авторитета среди своих учеников, ты получишь право на их откровенность и на твое воздействующее и влияющее слово.

Часто вижу, как мы, взрослые, сидя у костров нежной юности, отогреваемся душой и проживаем с каждым классом, с каждым ребенком несколько разных жизней. Иногда, кажется, что я знаю, чувствую, понимаю так много, что имею право подсказать, посоветовать, взять на себя боль и переживание. Но это бесполезно, потому что нельзя воспитать человека, проживая за него его жизнь, решая его задачи, загораживая его постоянно от незапланированных поворотов судьбы.

Нередко взрослые относят свой жизненный опыт к разряду непререкаемых постулатов. Это якобы дает им право выдавать индульгенции. Учат, поучают, менторски воздействуют на ребенка до того, что он при словах «школа», «учеба», «задание» вздрагивает, беспомощно озирается, начинает плакать и грубить. За годы работы в школе, я поняла две важные вещи: во-первых, только через деятельность фактическую, модельную, мыследеятельность и деятельность чувств, только через переживания, через решение ребенком значимых для него задач и проблем можно добиться воспитательного успеха, и, во-вторых, педагогу следует знать и помнить, что педагогические требования к ребенку должны всегда сопровождаться пониманием и поддержкой. Понимание ведет к прощению, потеря нити понимания порождает гнев.

Я не верю, что можно добиться значимого успеха в воспитании, если в воспитательный процесс не вовлечены большинство или все родители класса, все учителя, работающие в классе, вся школа, педагоги дополнительного образования. Я не верю, что можно преодолеть двойственность в поведении детей (характерную для определенной части подростков, когда в школе они вынуждены демонстрировать минимальный уровень приличия, и распоясываются вне школы), если в школе не создан режим благоприятствования детям и не на бумаге, не на словах, а на деле реализуются принципы толерантности, педагогического сопровождения и поддержки, уважения прав всех участников образовательного процесса. Уверена, что мы, педагоги и родители, будем полезны детям, и сумеем создать условия и возможности для их становления, если все вместе будем добры и внимательны, уверены в себе и терпеливы, горды своим умением и желанием быть рядом с детьми, быть значимыми и необходимыми для них.

Еще один момент, на который я обращаю серьёзное внимание, - изучение личности моих учеников, их роста, их взросления. Продвижения в развитии каждого ученика регулярно диагностирую. Результаты мониторинга доводятся до сведения учащихся и их родителей с обязательным учетом того, чтобы они способствовали дальнейшему развитию моих воспитанников и ни в коем случае не унижали их, не порождали в них комплекс неполноценности или зависти. В данный момент, когда мои ученики находятся на пороге взрослой жизни, они сами проводят различные анкеты, тесты, используют другие диагностические методики, которые помогают им лучше понять себя, друг друга, ставить необходимые жизненные цели, опираясь на свои возможности и потребности.

В каждом из них я вижу частичку себя, ощущаю теплоту их души. Души, в становлении которой мне посчастливилось принять участие. И в который раз, соглашаюсь с высказыванием о том, что «в воспитании нет мелочей». И именно эта мысль помогает мне изо дня в день в этом великом деле, которое называется «воспитанием человека».

^ Учительство – призвание от Бога!

Немцева Валентина Петровна (2 место)

Тюменская область

Закончились уроки. Опустели классы. Наступило время для размышлений. Снова и снова вспоминаются слова учеников, их поступки, успехи и неудачи. И невольно задумываешься над тем, почему я связала свою судьбу с учениками и почему решила стать учителем? Что повлияло на этот выбор? Точного ответа нет, но знаю, что профессию я не выбирала, скорее это было определено свыше. «Быть учителем!» - душа подсказала мне. Видно, жить в окружении детей - это моя судьба. Ощущая на себе пытливые взгляды ребят, чувствуешь тепло, а энергия детей придаёт новые силы. Если это драгоценный дар судьбы, то единственное, чем можно оплатить этот дар, подарить детям часть своей души. К пониманию этого приходишь сейчас, проработав в школе не один десяток лет. Я часто задумываюсь о том, а какова моя миссия, моё предназначение и какова сила моего влияния на детские сердца? И отвечаю: она огромна. Соглашусь с К.Д.Ушинским, который в свое время заметил: «…влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни материальными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». А потому я должна быть не просто Учителем, а прежде всего Воспитателем, которому отведена особая роль в духовном и социальном становлении ребят. Я в ответе за каждого из них.

Я часто задаю себе вопрос: «Какие качества учителя должны быть не зависящими от времени, а какие качества должны быть необходимыми учителю-педагогу в связи с требованиями «нового» времени? Так, например, всего несколько лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это просто необходимо современному учителю. Главной задачей учителя я считаю не просто научить, а научиться учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа, грамотного использования и оформления.

Не просто вложить в головы детей премудрости наук. Еще трудней научить их учиться – впитывать знания с охотой, любознательно добывать их из разных источников. Пока живешь с мыслью «научить», то едва ли научишь. При этом даже сильно стараясь можно не получить результата. Как только эту мысль отпускаешь от себя и принимаешь, что «мы живем, что-то делаем и при этом становимся чуть-чуть лучше, значит мы растем, и растут наши дети, с которыми мы работаем». Поэтому важно понимать, что учитель в школе не для того, чтобы «научить», а чтобы быть рядом с детьми, жить с детьми, чтобы они от этого становились лучше, чтобы они взрослели при нашем непосредственном участии. Это моё глубокое убеждение.

В процессе воспитания детей велика роль педагога, т.е. человека, «ведущего по жизни» ребенка. Ведь не секрет, что мировоззренческая модель самого педагога и есть та основа, на которой строится фундамент будущего. И чем больше я думаю об этом, тем тяжелее бремя ответственности. Интересны и поучительны слова восточного мудреца Камиля Джибрана, которые выбрал эпиграфом к своей книге о школе Александр Нил: « Твои дети – на самом деле не твои дети. Они сыновья и дочери жизни, стремящейся продлевать жизнь. Они приходят в мир через твое посредство, но не благодаря тебе. Ты можешь дать им свою любовь, но не свои мысли, потому что у них есть свои мысли… Ты можешь стремиться быть похожим на них, но не пытайся добиться, чтобы они были похожи на тебя, потому что жизнь не идет назад и жить во «вчера» невозможно…» И это меняет многое. Приходит осознание, что куда важнее научить искать истину, рождать «свои мысли». Важнее помочь обрести личностно значимый опыт, т.е сделать «не похожими» на себя. Научить простейшим формам человеческого общежития – сотрудничества, взаимопонимания, благожелательности, терпимости. Сформировать у моих воспитанников важнейшую мировоззренческую позицию: человек – наивысшая ценность, а приобретенные им знания – средство жизни! Учитель – это не только профессия, это, прежде всего – тяга к познанию, состояние души. Стремление к познанию – это творчество учителя, его оригинальные идеи и поиск, поиск чего -то нового с одной только целью зажечь «огонек» познания в сердцах детей, чтобы впоследствии он перерос в пламя желаний узнавать больше и глубже, двигаться вперед, преодолевая преграды. «Есть желание, есть тысячи возможностей. Нет желания, есть тысячи причин» Профессия учителя трудная. Она требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Поэтому, наверное, она и самая интересная.

Наши дети – это будущее государства, а престиж учителя – инвестиции, которые окупятся сторицей. Может, когда-нибудь, кто-нибудь и из моих учеников скажет подобно Александру Македонскому: « Отец дал мне жизнь, а учитель- бессмертие.» Ради этого стоит быть учителем!

Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жить Земля,-

Высшим достоинством Человечества

Станут когда-нибудь учителя!

В них будет мудрость

талантливо дерзкая.

Они будут солнце нести на крыле…

Учитель – герой нашего времени

Главный на этой земле!

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работы победителей Четвертого Всероссийского конкурса педагогических эссе iconРаботы победителей Второго Всероссийского конкурса педагогических эссе
«Каждого живущего на Земле ждёт его сокровище, говорило сердце, но мы, сердца, привыкли помалкивать, потому что люди не хотят обретать...

Работы победителей Четвертого Всероссийского конкурса педагогических эссе iconРаботы победителей Первого Всероссийского конкурса педагогических эссе
Надо сказать, что мудрое социалистическое государство отправляло молодых специалистов как можно дальше от родного дома, не знаю,...

Работы победителей Четвертого Всероссийского конкурса педагогических эссе iconРаботы победителей Третьего Всероссийского конкурса педагогических идей
Режиссёрская игра как один из методов ознакомления с правилами безопасного поведения и действиями в чрезвычайных ситуациях детей...

Работы победителей Четвертого Всероссийского конкурса педагогических эссе iconРаботы победителей Четвертого Всероссийского конкурса сочинений «Счастье жить»
Я знаю людей которые ненавидят своих родителей и знаю тех, кто не имея одного из родителей понимает какое это счастье, когда твоя...

Работы победителей Четвертого Всероссийского конкурса педагогических эссе iconРаботы победителей Всероссийского конкурса социальных проектов
В связи с этим обращение к проблеме милосердия, сострадания – есть добрая примета времени

Работы победителей Четвертого Всероссийского конкурса педагогических эссе iconПрезентация: мероприятие, проект. Представленные работы должны соответствовать...
Настоящее Положение определяет порядок проведения конкурса психологических работ учащихся школ (далее – Конкурса), условия участия...

Работы победителей Четвертого Всероссийского конкурса педагогических эссе iconРаботы победителей Третьего Всероссийского конкурса социальных сочинений
Приходишь домой, тишина. В квартире как обычно никого. Сумка с грудой учебников падает на пороге комнаты, а моё тело на диван. Лежишь,...

Работы победителей Четвертого Всероссийского конкурса педагогических эссе iconПоложение о региональном этапе Всероссийского конкурса
Организаторами проведения ежегодного Всероссийского конкурса «Лучший урок письма» являются: фгуп «Почта России» и зао «Редакция «Учительской...

Работы победителей Четвертого Всероссийского конкурса педагогических эссе iconРаботы победителей Шестого Всероссийского конкурса сочинений «На ошибках учатся»
Очень часто люди теряют друг друга из-за несказанных вовремя слов. Желая не причинить боль или же, как им кажется, зря не обнадеживать...

Работы победителей Четвертого Всероссийского конкурса педагогических эссе iconВохмянин Кирилл 2 победитель и призер городской олимпиады по обществознанию,...
Всероссийского открытого конкурса компьютерной графики и анимации "Открытие", призер городского творческого конкурса и регионального...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница