Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе




Скачать 66.64 Kb.
НазваниеОткрытый урок по окружающему миру в 3-м классе
Дата публикации29.05.2014
Размер66.64 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Право > Урок
Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе

"Я – гражданин России"

(программа «Школа 2100»)
Учитель: Павлова Н.В.
Цель:

- Познакомить учеников с тем, как начался современный этап развития нашей страны, показать связь современной России с предшествующими эпохами.

- формировать у учащихся представление о том, что значит быть гражданином, о правах и обязанностях граждан России; формировать представление об основном законе страны – Конституции; познакомить с символикой Российского государства.

- развивать кругозор, коммуникативные навыки посредством работы в парах;

- воспитывать у учащихся граждански активных и социально значимых качеств, чувство патриотизма, любовь к Родине;
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: магнитофон.

Наглядность: «река времени», флаги стран, карточки с названиями.

Методы, используемые на уроке: проблемный вопрос, частично- поисковый метод.

Ход занятия

^ I. Организационный момент.

1. Актуализация знаний
Учитель: Мы с вами изучаем историю нашего Отчества в разные ее времена. А время как река которое течет и изменяется. Давайте вспомним эти времена и восстановим реку времени и события, которые изменили ее течение. (заполнение реки времени детьми у доски)

- Молодцы.

Учитель: Отправляемся дальше, ведь река не стоит на месте. Прочитайте тему нашего урока и послушайте стихотворение Романа Сефа «Необычный пешеход».
Кто по улице идет?

Hеобычный пешеход.

У него пятьсот имен:

Hа заводе слесарь он,

В яслях он - родитель,

В кинотеатре - зритель,

А пришел на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он - мечтатель в дни весны,

Он - защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду -

Гражданин своей страны!
Учитель: Какие здесь ключевые слова соответствуют нашей теме урока? (Гражданин своей страны!). Подумайте, кого мы можем назвать гражданином России? (ответы детей)
^ 2. Введение в новую тему через проблемный вопрос.

Откройте учебник. Прочитайте вступительную часть.

(чтение текста ребенком)
Учитель: Перед вами ксерокопии главных документов, которые были выданы одному и тому же человеку. Прочитайте, что написано на обложке Свидетельства о рождении (СССР)

На доске появляется запись: «Свидетельство о рождении выдано гражданину СССР»
Учитель: Прочитайте, что написано на обложке паспорта (Российская Федерация)

на доске появляется запись : «Паспорт выдан гражданину Российской Федерации»

Учитель: Посмотрите на доску, какое противоречие вы увидели? ( Свидетельство о рождении выдано гражданину одного государства, а паспорт- гражданину другого.
Формируется вопрос: «Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?»

- Как бы вы ответили на этот вопрос?
^ 3. Изменения в государстве

На доске появляется карточка с надписью Советская Россия

Учитель: Река времени разбивается о камень, на которой написано ^ Распад СССР

Какой вывод вы сделаете? (дети новое государство образовалось после распада СССР)

Почему это произошло? Найдите ответ в учебнике (дети работают самостоятельно, ищут ответ, подчеркивая важную информацию карандашом).

- Почему произошел распад СССР? (ответы детей)

Откройте рабочую тетрадь стр. 51

На доске появляется схема









Р

СССР СНГ

Учитель: В состав СССР входило 15 республик. Но в 1991 году 12 республик решили стать отдельными государствами и объединились в СНГ. Найдите в учебнике, как расшифровывается СНГ?

Учитель: Прочитаем об этом в учебнике («Братских народов союз вековой»)

Что появилось у каждого независимого государства? (флаг, герб, гимн)
На доске появляются флаги разных государств. Найдите флаг нашего государства.

Учитель:

– Давайте вспомним, для чего нужен флаг?

Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны будут участвовать. Флаг изображен на майках спортсменов. Во время награждений наших спортсменов над стадионом поднимается российский флаг.

– Что вы чувствовали в этот момент? (гордость за свою Родину). – Где еще можно увидеть флаг? Во время праздников на зданиях, на улицах. Когда наш президент едет в другую страну, то на здании, где произойдет встреча, вывешивают флаг России.

– Почему флаг бело-сине-красный?

В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России:

- белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

- синий - цвет веры и верности, постоянства;

- красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Второй государственный символ России – герб.

- Послушайте стихотворение.

Учитель:

^ Не ищите вы гербы

Под осинкой как грибы!

Их найдем мы на монетах

И на гербовых конвертах,

И на гербовой бумаге,

На печати и на флаге.
– Где можно увидеть изображение герба (на флагах, монетах, печатях, на государственных документах, в кабинете президента России, на пограничных столбах).

– Почему на пограничных столбах (говорит о том, что начинается территория нашего государства).

– Давайте посмотрим на герб России, скажем, очертание какого старинного вооружения напоминает /щит/

– Золотой двуглавый орел изображен на фоне щита красного цвета. Правой лапой сжимает скипетр.

Слово «скипетр» вывешивается на доску.

– Это жезл – символ власти. Он украшен затейливой резьбой, золотом, драгоценными камнями. В его левой лапе – держава (слово вывешивается на доску). Это золотой шар с крестом на верху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаком царской власти . Теперь у нас нет царя. Сегодня она напоминает нам о прошлом нашей страны и символизирует независимость России от других государств.

– Посмотрите на орла. Чем он необычен (две головы). Две головы символизируют единство страны. Он как бы смотрит одновременно на запад и на восток. Обратите внимание на крылья орла. На что они похожи? (на солнечные лучи, а сама птица – на солнце).

– Крылья орла подняты - почему? (орел показывает свою силу и мощь, чтобы все знали, что Россия – могучая страна. На груди орла – красный щит с изображением всадника Святого Георгия. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ. В правой руке – серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет змея копытами. Мы уже слышали эту историю о Георгии Победоносце. Кто расскажет её?

– Георгий Победоносец – герой, святой покровитель воинов, защитник Отечества. Образ его часто изображали на иконах.

– На Руси часто называли детей его именем: Егор и Юрий.

– Значит, что символизирует герб России? (победу добра над злом, красоту и справедливость).
– Что такое герб? (отличительный знак). Он есть у всех городов.

На стр. 112 написан гимн России (прослушивание гимна)
Учитель: Русский поэт Николай Некрасов написал такие слова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

Итак, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать.
Учитель: Что значит быть гражданином? (ответы детей)

Чтение текста на стр 111

Найдите ответ в учебнике быть гражданином государства это значит что?

(использовать свои права, выполнять свои обязанности, знать Конституцию)

Учитель: Основным законом нашей страны является КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ. Слово "конституция" в переводе с латинского обозначает "установление". Конституция - это основной закон, свод законов по которым живёт государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей Конституции.
Давайте подумаем:

- Всякий ли человек достоин, именоваться гражданином? Если не всякий, то какой?

- Какими качествами должен обладать истинный гражданин? (работа в парах: дети пишут на листочках качества гражданина России)
Учитель: А как вы понимаете слова "права", "обязанности"? (Права – это то, что ты можешь делать, а можешь не делать. А обязанности - это то, что ты должен делать, хочешь ли ты этого или нет)

Учитель: Давайте ознакомимся с важнейшими правами и обязанностями гражданина

- Право на жизнь

- Право на свободу

- Право на личную неприкосновенность

- Право на труд

- Право на отдых

- Право на свободу слова

- Право на свободу совести

- Право на образование

- Право на медицинское обслуживание (работа с Конституцией РФ).
Основные обязанности гражданина России:

• Соблюдать Конституцию и законы России

• Уважать права и свободы других людей

• Защищать Отечество

• Платить налоги

• Охранять природу и окружающую среду

• Заботиться о детях, их воспитании

• Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.
Игра.

Учитель: Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.

Человек без Родины … (что соловей без песни).

Родина-мать, …( умей за нее постоять).

Для Родины своей…( жизни не жалей).

На чужой стороне и…(весна не красна).

Жить -…(Родине служить)

Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).

Восстановленные пословицы дети наклеивают на лист бумаги, прикрепляют на доску и читают пословицы.
4. Рефлексия

Учитель: А теперь вернемся к нашему вопросу. «Почему изменилось гражданство жителей нашего государства, хотя они никуда не переезжали?»

Как мы теперь на него ответим? (ответы детей)

Гражданство жителей нашей страны изменилось из-за того, что распалось государство СССР и на его месте были созданы независимые государства, в том числе и современная Россия, с обновленными законами, символами, порядками.

- Что вам показалось наиболее сложным?

- Что узнали нового?

- Спасибо за урок, вы сегодня хорошо потрудились.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе iconУрок по математике и окружающему миру во 2 классе
Воспитывать самостоятельность, внимательность, бережное отношение к окружающему миру

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе iconОткрытый урок по окружающему миру
Предварительная работа: найти информацию о витаминах А, В, С, D, е и подготовить небольшие сообщения

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе iconУрока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему: «Мои...
Конспект открытого урока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе iconУрок математики в 3 классе
Актуализация знаний по окружающему миру и закрепление знаний по математике-10мин

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе iconУрок по окружающему миру и развитию речи по теме «Волшебница-осень»
Учителем-логопедом Кмитой Ириной Сергеевной в 1-в классе гоу цо №2006 юзао г. Москвы

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе iconОткрытый урок по окружающему миру программа «Школа России» учебник...
Познакомить детей с видами водоемов; научить различать части реки (исток, устье, русло, берега); сравнить реку и озеро

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе iconУрок проектной задачи по окружающему миру в 1 классе по теме «Хвойные деревья»
Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир». 1 класс. Учебник. – изд. 3-е, дораб. – М.: «Вентана-Граф», 2009

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе iconУрок по окружающему миру во 2 классе система Л. В. Занкова
Создать условия для выявления взаимосвязи между оболочками, их роль для жизни на Земле

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе iconУрока по окружающему миру в 3 классе Тема
Тип урока: урок изучения нового материала. Использование педагогических технологий: личностно-ориентированная, технология проблемного...

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе iconУрок по окружающему миру в 1 классе. Тема урока: Откуда к нам приходит вода и куда она уходит?
Если отгадаете, что общего во всех этих отгадках, то узнаете, о чем будем разговаривать сегодня на уроке



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница