Скачать 50.14 Kb.
|
Содержание Разбор и объяснение непонятных словЧтение текста молитвы на старославянском языке. |
Модуль «Основы православной культуры» В. А. Коренева, учитель литературы и русского языка МОУ «Пионерская средняя общеобразовательная школа» Елизовский муниципальный район Тема урока: Православная молитва Цель: воспитание толерантного отношения к православной религии как культурному явлению в жизни человека. Задачи: познакомить учащихся с понятием «православная молитва»; рассказать о трёх видах молитв; объяснить значимость для верующего православного человека молитвы «Отче наш» помочь разобраться в ключевых словах и выражениях молитвы «Отче наш». Ключевые слова: православие, молитва, благодать, «Отче наш». Оборудование: конспект урока, учебник для учащихся «Основы православной культуры», книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики», электронная презентация по теме «Православная молитва», фонограммы: П. Турчанинов. Песнопение «Отче наш», П. И. Чайковский «Утренняя молитва» из фортепьянного цикла «Детский альбом». Ход урока 1 этап урока - повторение. Учитель. Почему Бога называют Творцом? Что значит быть православным человеком? Учащиеся. Ответы. Учитель. Православие - правильно славить Бога, молиться 2 этап урока. Объяснение нового материала по теме «Православная молитва». Учитель. Христианская вера на Руси была принята в X веке, и с тех пор русские люди считаются православными верующими. День православного человека начинался и заканчивался молитвой. Утренняя молитва совершалась перед завтраком. У П.И. Чайковского в написанном им «Детском альбоме» для фортепьяно есть пьеса, которая так и называется «Утренняя молитва». Послушаем ее и потом ответим на вопросы. (Слушание пьесы «Утренняя молитва» П.И. Чайковского) Учитель. Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какой характер произведения? Ученики. Музыка возвышенная, светлая, как будто человек ожидает хорошего дня; спокойный размеренный ритм, мелодия простая, приятная. (На экране иллюстративный материал из учебника «Основы православной культуры», авт. А.В. Кураев, 2010, с.12 «Ангел молитвы». Роспись храма.) Учитель. У православных людей есть три вида молитвы. Первый вид - молитва-просьба: «Подай, Господи!» Чаще просят здоровья или успеха, но мудрый человек просит духовных благ, защиты от лени, трусости, раздражительности. Это просьба о защите. Есть просьба о духовных дарах, когда верующие просят любви, ума, ощущения близости Бога или ангела-хранителя (верующие люди считают, что каждому человеку с момента крещения дается Ангел, который будет оберегать его от опасностей до самой смерти). Второй вид молитвы - молитва-благодарение – это редкая молитва. Люди часто забывают благодарить. Третий вид молитвы - молитва-славословие - самая высокая молитва. В такой молитве человек переживает радость от встречи с Богом. Православный человек может молиться по-разному: один или с кем-либо, про себя или вслух, дома или в храме, на природе или в самолёте, на любом языке. Когда человек молится правильно, «прикасается сердцем к Богу», то он меняется, и это действо Бога называется благодатью, а людей, которых благодать коснулась, называют святыми. Многие писатели, поэты были православными и пытались понять глубину воздействия молитвы на человека. Прочитаем в учебнике «Основы православной культуры» стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва». (Чтение стихотворения) В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть. С души как бремя скатится, Сомненье далеко - И верится, и плачется, И так легко, легко... Учитель. Что вы чувствовали, когда читали стихотворение? Что означают слова «бремя скатиться»? Учащиеся. Ответы. Учитель. Над какими молитвами грустил М. Ю. Лермонтов, о каких молитвах Писал так светло? Учащиеся. Ответы. Учитель. Самая известная молитва христиан «Отче наш». Кто-нибудь знает её? Учащиеся. Ответы. Учитель. Обратимся к учебнику. Посмотрите в учебнике на текст молитвы. В ней много незнакомых слов. Давайте их разберем. ^ ОТЧЕ- отец ИЖЕ-который ЕСИ - ты есть НА НЕБЕСЕХ - на небесах- это указание на Бога или ангелов ДАЖДЬ - дай НАСУЩНЫЙ - необходимый Учитель. Почему некоторые слова повторяются? Например, «имя Твое», «царствие Твое», «воля Твоя»? Почему слово «Твое» написано с большой буквы? Учащиеся. Ответы. Учитель. Что значат фразы: «И не введи нас во искушение», «Избави нас от лукавого»? Прочитайте. Учащиеся. Ответы Учитель. Познакомимся со всем текстом молитвы. ^ «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; н не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Учитель. Все ли понятно в молитве? К какому виду она относится? Учащиеся. Ответы: Понятно. Это – молитва-просьба. Учитель: Послушаем духовную музыку – песнопение «Отче наш» русского композитора П.Турчанинова. Произведение исполняется a capella. т.е. без музыкального сопровождения. (Слушание музыкального произведения) Учитель. Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Как вы думаете, почему молитвы исполняются нараспев? Почему профессиональные композиторы обращались к церковным молитвам и специально писали для них музыку? Учащиеся. Музыка строгая и вызывает чувство светлой радости, вселяет надежду. Молитвы поются, наверно, потому, что в таком виде они лучше воспринимаются людьми и настраивают их на разговор с Богом. Многие композиторы были верующими людьми, писали музыку и по заказу церкви, и по своему собственному желанию. Учитель. Мы познакомились с несколькими видами молитв, которые оказывают человеку помощь, но есть ещё молитва, которую называют неправильной. Что это за молитва? Учащиеся. Молитва, в которой желают другим зла и боли, называется неправильной. 3 этап. Закрепление нового материала. Учитель. Что значит слово «молиться»? С какими видами молитвы вы познакомились? Чем вам понравилось стихотворение М.Ю. Лермонтова и музыка П.И. Чайковского? Что вы чувствовали, когда читали молитву «Отче наш»? Учащиеся. Ответы. Домашнее задание: расскажите о своих чувствах, впечатлениях, полученных на уроке, своим родным – маме, папе, бабушке, дедушке. Прочитайте вместе с ними молитву «Отче наш» и поговорите о том, что вы узнали на уроке. |
![]() | Основы православной культуры. 4-5 классы» учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2011, т к данный... | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2», с. Целинное, ул.... |
![]() | «Средняя общеобразовательная школа №20 с углублённым изучением отдельных предметов» | ![]() | Рф №69 от 31. 01. 2012г, в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14 которого гласит,... |
![]() | «основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,... | ![]() | «Основы православной культуры и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе (ІV четверть) |
![]() | Схема взаимодействия кружка «Основы православной культуры» с социо-культурными учреждениями города | ![]() | Бородина А. В. «Основы православной культуры: ты и наша культура». М.: Основы православной культуры, 2007 (1 класс) |
![]() | Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание курса с распределением учебных часов по разделам... | ![]() | Гребенюк Ирина Витальевна учитель истории, обществознания и основ религиозных культур и светской этике (модуль основы православной... |