Библиотека материалов для онкологических пациентов и специалистов




НазваниеБиблиотека материалов для онкологических пациентов и специалистов
страница1/26
Дата публикации16.07.2013
Размер2.46 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


Стр.
www.rak.by

БИБЛИОТЕКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ


По благословению

Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

АЛЕКСИЯ II


Алла Добросоцких




ПО СЛЕДАМ

БАРНАУЛЬСКОГО ЧУДА




Опыт документального расследования



Этого чуда ожидала Россия



О барнаульском чуде воскрешения в 1964 году Клавдии Устюжаниной написано множество брошюр. Материалы о ней помещены на десятках сайтов в Интернете, использованы в различных книгах.

Единственный достоверный до последнего времени источник – рассказ сына Клавдии Никитичны, протоиерея Андрея Устюжанина, служащего сейчас священником в Свято-Успенском женском монастыре г. Александрова Владимиро-Суздальской епархии. Отец Андрей дословно записал рассказ своей матери – так, как он запомнил его еще ребенком, когда Клавдия Никитична говорила о главном событии своей жизни многочисленным посетителям, жаждавшим услышать свидетельство о чуде Божием. Этот рассказ издан брошюрой «Барнаульское чудо. Рассказ об истинных событиях, происшедших в городе Барнауле с Клавдией Устюжаниной в 1964 году» (издание Сретенского монастыря. М., 1996). Выходила брошюра и на английском языке.

Казалось бы, что нового можно добавить к этому? Тем более что каждый волен верить или не верить известным фактам – по вере дается каждому. Но свежий трезвый взгляд, думается, сегодня просто необходим. Во-первых, потому, что множество интереснейших свидетельств современников и деталей событий, развертывавшихся вокруг чуда, осталось вне поля зрения православных изданий. Во-вторых, событие это обросло таким комом домыслов, легенд и небылиц, что некоторые малоцерковные люди нередко воспринимают его как некую «благочестивую сказку».

Кто только не пытался в своих целях использовать историю Клавдии Устюжаниной! Делают это атеисты: «Не было рака, не было смерти, не было воскрешения – все это, увы, лишь результат безудержной фантазии самой Клавдии Никитичны, ее сына и их последователей» (атеистический сайт). Ничтоже сумняшеся переиначивают все на свой лад и уфологи. Ссылаясь на некую «космическую коалицию», якобы правящую миром, они причисляют Клавдию Устюжанину к числу «лучших головастиков», делая при этом весьма экстравагантный вывод: «Суперцивилизация Вселенной еще раз показала своим "барнаульским чудом", что каждый человек после смерти всегда получает то, что заслужила его душа!» (русская уфологическая сеть).

На эти явные спекуляции можно было бы и не обращать внимания. Но, увы, даже в православном мире вокруг истории с воскрешением, вызвавшим поток паломников в Барнаул со всей России, сложилось немало легенд. Некоторые не вполне достоверные факты попали из переписанных много раз «свидетельств» в разные издания, претендующие на православную точку зрения. Протоиерей Андрей Устюжанин отмечает массу искажений и даже подтасовок во многих книгах, в частности, в книге «Православные чудеса в XX веке».

– Утверждается, что мама была «безбожницей, сильно, страшно хулила Бога и гнала святую Церковь», «была очень активная коммунистка», для оперирования которой специально «вызвали из Москвы профессора», – говорит он. – Приводятся различные нелепые «подробности» (вроде того, что после воскрешения врачи хотели умертвить маму, чтобы скрыть чудо). И все это излагается от имени моей мамы! Но ни о чем подобном моя мать никогда не рассказывала и рассказывать не могла. Она, хотя и отошла от веры в Бога после смерти своего отца, никогда не была партийной «активисткой», не могла устраивать гонения на Церковь. Я дословно записал ее рассказ, отразив лишь то, о чем говорила мама, что запомнилось мне из ее бесчисленных рассказов людям...

Встречались мне и различные рукописи, записанные якобы со слов Клавдии Устюжаниной. Они также очень отличаются от того, о чем рассказывала мама в моем присутствии. В одной из рукописей перепутано даже отчество мамы (вместо Клавдии Никитичны она названа Клавдией Васильевной), перепутан год операции, ее смерти и воскрешения. И эта рукопись, скорее похожая на сказку; чем на реальный рассказ, уже в 2000 году была издана 10-тысячным тиражом издательством «Держава» под названием «Свидетельство Клавдии Устюжаниной», якобы записанное неким неизвестным иереем Виктором. У меня иногда складывается впечатление, что есть силы, которым выгодно дискредитировать чудо Божие...

Не беремся судить, был ли во всем этом заведомый умысел. Важнее попытаться понять: как и почему появились в те далекие 60-е годы различные рукописные версии барнаульского чуда, ходившие по всей России – из рук в руки? Не будем отрицать – обрастание события невероятными деталями отчасти можно объяснить психологическим эффектом «испорченного телефона» (когда переписчик пытается добавить что-то свое, улучшающее, по его мнению, содержание). Но в различных «самиздатовских» описаниях есть некая общая закономерность, общий принцип протеста против реалий жизни, из которой изгнан Бог...

Нам, живущим в годы возрождения Православия, уже трудно представить весь безысходный ужас атеистического бытия тех лет. Всеми доступными средствами пропаганды человеку вдалбливалось: ты – случайное соединение молекул, ты – ничто, цель твоей жизни – могила, ты бесследно рассеешься в пространстве после своей смерти. И все это сочеталось с невероятным самомнением: «человек – это звучит гордо!».

Но чем гордиться ничтожной пылинке, от которой через миг не останется никакого следа? Во имя чего жить? Это трагическое противоречие, терзающее душу, не могли заглушить никакие лозунги о «прекрасном новом мире». Душа подсознательно чувствовала лживость провозглашенных целей жизни. Вот почему с таким жадным интересом, с таким восторгом и даже ажиотажем реагировали люди на все то, что выбивалось из рамок коммунистических «догм». В 1960-е годы, полные ненависти к вере (когда за живое слово проповеди священника могли лишить регистрации или даже посадить в тюрьму), исстрадавшиеся души людей жаждали любого подтверждения, что есть все-таки что-то иное, кроме «нового, счастливого быта», жаждали любого свидетельства о присутствии промысла Божия в их жизни, об обращении к вере даже атеистов и коммунистов...

Как нужно было барнаульское чудо для утешения народа, которому через 20 лет (в 1981 году!) обещали построить коммунизм («^ Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!») и «показать по телевидению последнего попа»... Вот почему так понятна и объяснима жажда людей к творчеству на эти темы. Домыслы о «партийной работнице – гонительнице Бога» просто не могли не появиться. Жажда народа увидеть покаяние коммунистов отразилась в ярких деталях, которые люди от себя добавляли в рукописи. В одной из них в рассказе от имени Клавдии Устюжаниной есть такие строки: «Потом я увидела свою церковь, которую я ругала. Когда открылась дверь и оттуда вышел священник во всем белом, от одежды шли блестящие лучи. Он стоял с поникшей головой. Тогда спросил меня Господь: кто это? Я ответила: это наш священник. А голос мне ответил: а ты говорила, что он тунеядец; нет, он не тунеядец, а труженик, он истинный пастырь, а не наемник (выделено авт.). Так вот знай, каким бы он ни был малым чином, но он служит Мне, Господу». Народ, не верил атеистическим агиткам против своих пастырей и стремился защитить их, вкладывая в уста Господа укоряющие слова тем, кто поверил лжи.

«Та, прежняя Клавдия, безбожница и активистка, не существует, ибо она умерла отроду 40 лет. По милости Царицы Небесной и Всевышнего Бога я хожу в церковь и веду жизнь, подобающую христианке. Хожу по учреждениям и рассказываю все, что со мной произошло (выделено авт.), и Господь мне помогает». Конечно, о хождениях по учреждениям с проповедью о чуде в 60-е годы не могло быть и речи. Такая «крамола» была бы немедленно и жестоко пресечена властями (ведь только за то, что люди приезжали послушать о чуде домой к Клавдии Устюжаниной, она немало претерпела от власть предержащих!). Но народное творчеств сделало Клавдию своего рода странницей, не страшащейся исповедовать Истину в советских учреждениях.

Так что до известной степени нам приходится быть снисходительными к выдумкам и неточностям в рассказах о реальных событиях тех лет. В этих деталях – яркий портрет народного сознания шестидесятых.

Иное дело – сегодняшняя ситуация. Надо сказать, что в народном творчестве до сих пор отражается эхо чуда, барнаульская история и сегодня обрастает массой домыслов. Но сейчас этому умиляться нельзя. Потому что нынче мотивы мифотворчества чаще всего иные: «род лукавый и прелюбодейный» ищет, прежде всего, «знамения»... Поскольку мы слабы, поскольку нашей вере все время нужна ВНЕШНЯЯ поддержка...

Понимаем, что для истинно верующего «подтверждения» не нужны. Но в ситуации, когда в околоправославной литературе за чудеса выдаются легенды или даже выдумки, особо ценна предельная точность и особый вес приобретают свидетельства «из первых рук». Потому-то и возникла идея: поехать вместе с о. Андреем Устюжаниным на его родину – в Барнаул – и попытаться провести документальное журналистское расследование, как бы пройти по ступеням жизни, смерти и воскрешения Клавдии Устюжаниной.

В этой книге мы приведем новые, неопубликованные прежде свидетельства, воспоминания и рассказы очевидцев и современников, которые смогли собрать (ведь так мало осталось в живых очевидцев!), попытаемся максимально восстановить атмосферу тех лет, дать штрихи к портрету общества вокруг барнаульского чуда. Пройдем вместе с читателем по местам, где развертывались драматические события далеких уже 60-х годов прошлого века, побываем в местах, где жил и помогал людям благочестивый отец Клавдии Никитичны – Никита Трофимович Устюжанин...

Скажем сразу: по прошествии почти сорока лет осуществить подобное путешествие и найти важную информацию – дело чрезвычайно трудное. Не скрою, автору этих строк порою даже казалось, что задача предстоит совершенно безнадежная. Но все же то, что удалось узнать и осмыслить в нелегкой поездке, представляется важным. Чрезвычайно интересна сама обстановка вокруг события, всколыхнувшего чувства тысяч людей, сам срез той эпохи. Кроме того, крайне важно было разобраться в причинах негативной позиции медиков г. Барнаула, многие из которых до сих пор считают барнаульское чудо «мыльным пузырем».

Очевидцы и современники тех событий оценивают происшедшее по-разному. Жизнь не вместишь в заданную схему – да этого и не требуется. Ведь даже с точки зрения психологии и у меня как автора, и у вас как читателей может быть совершенно разное восприятие приведенных в книге свидетельств – в этом беды нет. Да мы и не ставили цели: дать фактам окончательную, «единственно верную» оценку. Пусть читатель сам делает выводы.

Но все равно, при всей противоречивости мнений, остается «сухой остаток» – чуда исцеления от рака и чуда обращения к вере никто не смог опровергнуть! И еще одно бесспорно: хотя мы все такие разные, все равно в этой истории есть то, что нас объединяет, а не разъединяет. А потому – в путь, по следам барнаульского чуда!

^ ЧУДО БЫЛО ПРЕДСКАЗАНО ЗА... 16 ЛЕТ
ДО ЕГО СОВЕРШЕНИЯ

Многим людям поведала Клавдия Устюжанина повесть своей жизни, смерти и чудесного исцеления. Как уже было сказано, этот рассказ записан ее сыном – священником Андреем Устюжаниным, неоднократно слышавшим его в детстве и юности.

Но оказалось, что есть свидетель, который слышал рассказ Клавдии Никитичны практически сразу после чуда, происшедшего с ней. Это протоиерей Валентин БИРЮКОВ. Он был одним из первых, кому Клавдия Никитична рассказала о своей жизни буквально «по горячим следам» – через полгода с небольшим после чудесного воскрешения и исцеления. Тогда, в декабре 1964 года, 42-летний Валентин Яковлевич Бирюков не имел священного сана. Он пел на клиросе храма Петра и Павла в Томске, готовился к рукоположению во диакона. Сейчас протоиерей Валентин Бирюков служит в храме Сретения Господня в г. Бердске Новосибирской епархии. Двое его сыновей стали священниками: отец Владимир Бирюков служит в Новосибирской области, а игумен Петр Бирюков – в Жировицком Успенском монастыре в Белоруссии.

В пасхальные дни 1999 года отец Валентин, возвращаясь из Жировиц от сына – игумена Петра, заехал в Александров, в Успенский монастырь к о. Андрею Устюжанину, которого он помнит еще 8-летним Андрюшей. Немало прихожан и учеников воскресной школы собрались, чтобы послушать рассказ о. Валентина о его встречах (а всего их было пять) с Клавдией Устюжаниной. Оказалось, что отец Валентин знал о том, что произойдет с женщиной по имени Клавдия... еще за 16 лет до барнаульского чуда! Именно этот рассказ – яркий, образный, изложенный сочным народным языком, полный неожиданных деталей – и стал решающим аргументом в пользу поездки в Барнаул. Во время второй нашей встречи о. Валентин дополнил его и уточнил.

Впрочем, судите сами.


^ «Я НЕ ИМЕЛА ВЕРЫ, А ГОСПОДЬ МЕНЯ ПОЖАЛЕЛ...»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Библиотека материалов для онкологических пациентов и специалистов iconБиблиотека материалов для онкологических пациентов и специалистов
В трудные периоды жизни, особенно во время постигшего нас недуга, все мы ждем поддержки со стороны наших родных и близких, нуждаемся...

Библиотека материалов для онкологических пациентов и специалистов iconСерия «Праздники» Составитель М. С. Городищева, ведущий методист...
Мы согреты твоим теплом: Сборник материалов/ Сост. Городищева М. С.; Зато северск: Центральная детская библиотека, 2009. – 42 с

Библиотека материалов для онкологических пациентов и специалистов iconГосударственное учреждение культуры «челябинская областная юношеская библиотека»
Библиотеки Челябинской области в системе общего экологического образования: Сборник материалов областного смотра-конкурса работы...

Библиотека материалов для онкологических пациентов и специалистов iconПредисловие Осведомлённость больных не менее опасна для благосостояния...
Осведомлённость больных не менее опасна для благосостояния врачей, чем безграмотность врачей для здоровья пациентов

Библиотека материалов для онкологических пациентов и специалистов iconКнига источник знаний
...

Библиотека материалов для онкологических пациентов и специалистов iconОзерова алёна валерьевна
Функциональные обязанности: Проработка материалов архива арбитражного суда за последние 5 лет на предмет поиска фактов языка, ценных...

Библиотека материалов для онкологических пациентов и специалистов iconРаботы Мининской библиотеки
Школьная библиотека расположена в комнате площадью 24кв м. Читального зала нет. Имеется тумбовый стол, стул, книжный шкаф, выставка,...

Библиотека материалов для онкологических пациентов и специалистов iconПрограмма повышения квалификации специалистов, привлекаемых в качестве...
Ставляет собой программу повышения квалификации специалистов, привлекаемых в качестве тьюторов для организации и проведения повышения...

Библиотека материалов для онкологических пациентов и специалистов iconАнкета вакансия
Отбор специалистов осуществляется путем изучения анкет, тестирования и последующего собеседования. Для подающих надежды молодых специалистов...

Библиотека материалов для онкологических пациентов и специалистов iconМатериалы, с которыми мы предлагаем ознакомиться на наш взгляд, будут...
Основу этих материалов составляют исследования, проведённые канадскими и австралийскими учёными, и результаты этих исследований были...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница