Урок №15




Скачать 52.78 Kb.
НазваниеУрок №15
Дата публикации10.06.2014
Размер52.78 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Право > Урок

Модуль

Основы православной культуры

Урок № 15

Икона

Авторы

Ламонова Т.В., учитель Погроминской СОШ Тоцкого района;

Филиппова В.М., учитель Медведской ООШ Тоцкого района;

Митина О.М., учитель Суворовской СОШ Тоцкого района;

Гусева О.П., учитель Жидиловской ООШ Тоцкого района

Руководитель

Воронова А.А., к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ


^ Цель: сформировать представления у учащихся о православной иконе, ее назначении и значении для православных христиан.

Задачи:

- познакомить с историей появления первых икон, с различиями в написании иконы и картины;

- показать детям, какими способами и средствами изображается духовный мир на иконе;

- воспитывать уважительное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов;

- расширять кругозор учащихся.

^ Ключевые слова: икона, образ, нимб, свет, лица (лики).
Ход урока:
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворение:

“Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю”

^ Эвристическая беседа

- О каком образке идет речь в этом стихотворении? (Ответы учащихся).

- Для чего мать еще в младенчестве рассказывала сыну о святом образке? (^ Ответы учащихся).

- Я не случайно начала наш урок отрывком из “Казачьей колыбельной песни”, написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.

Слайд 1-8

- О чем пойдет наш разговор на уроке? (Ответы детей)

- Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства – иконам, познакомимся с историей появления первых икон, с различиями в написании иконы и картины.

^ 2. Актуализация знаний к новой теме.

- Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу.

- А что называется иконой?

-Где мы можем ее увидеть?

- Что такое иконостас?

- Какие иконы в нем присутствуют всегда?

- Какие существуют правила поведения в храме? (Ответы детей)

^ 3. Изучение нового материала.

- На Древней Руси было много лесов. И церкви были деревянными. Украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”. Откуда же появились иконы? Вот что говорит Священное Предание христианской Церкви…

…В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус - Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса – Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус - Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие И.-Х. взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.

^ 4. Создание проблемной ситуации

Слайд 9

- Ребята, определите, где икона, а где картина?

- Отличаются ли они друг от друга?

.Чем икона отличается от картины? (Ответы детей).

^ 5. Работа по учебнику.

Давайте прочитаем материал статьи «Икона» на странице 52-54 нашего учебника и заполним таблицу отличий иконы от картины.

(таблица на доске, по ходу чтения текста она заполняется)

вопросы

картина

икона

^ 1. Какова главная задача?

Может быть любая

Показать мир души святого

2. Как показан свет?

Падает на человека, образуя тень

Проступает через фигуру святого

^ 3. Каким бывает фон?

Фон может быть любого цвета

Золотой фон - символ божественного света.

4. Нимб - золотой круг вокруг головы.

Нет

Есть. Это знак вечности и Божией благодати.

^ 5. Задний план и линия горизонта.

Есть

Отсутствуют.

Физминутка «Видят глазки всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

^ 6. Работа в « Книге мудрых мыслей» с ключевыми словами.

- Запишем и объясним их значение:

Икона, свет иконы, нимб, лик

7. Икона и молитва.

-Я хочу прочитать вам стихотворение М.Ю. Лермонтова.


В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
 

- О чем это стихотворение? (^ Ответы детей).

- Да. Действительно, икона и молитва связаны между собой. Об этом прочитаем в учебнике на стр. 54-56.

- Итак, ребята, мы узнали, что православные христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона приглашает людей к молитве, а главное - к подражанию жизни святых. То есть такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.

8. Итог урока. Рефлексия.

Вопросы:

1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

2. Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?

3. Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?

9. Домашнее задание.

1. Стр. 52-55 учебника, вопросы.

2. Подготовьте рассказ на одну из тем: «Иконы в нашем доме», «Почитаемые иконы России», «Чудотворные иконы».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №15 iconУрок русского языка в 6 классе «Словари копилки слов»
Данный урок- это один из нетрадиционных уроков, который можно проводить как вводный, так и обобщающий. Примером обобщающего урока...

Урок №15 iconНетрадиционные формы уроков в начальной школе
Обычный урок в школе, безусловно, самое главное. Но время диктует работать по новому. Поэтому от обычного урока всё чаще и чаще переходим...

Урок №15 iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок №15 iconУрок на тему «Параллелограмм»
Тип урока: урок изучения новых знаний, первый урок по теме «Параллелограмм». Урок нетрадиционный, с использованием информационно...

Урок №15 iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами

Урок №15 iconУрок Приставки и предлоги р урок Текст Урок 10. Части речи. Имя существительное...
Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе: Кн для учителя / Е. И. Никитина. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2001. —...

Урок №15 iconУрок русского языка по теме: " Ударение"
Тип. Урок – комплексное применение знаний (комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития)

Урок №15 iconУрок по теме: «Трудовые ресурсы. Безработица»
Тип урока: урок изучения новых знаний. Урок с межпредметными связями: география- экономика- литература

Урок №15 iconУрок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб»
Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок проведен в контексте темы самообразования «Нравственно-эстетическое воспитание средствами...

Урок №15 iconУрок актуализации знаний и умений, урок повторения
Урок русского языка в 5 классе Имя существительное” (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница