Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики»




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики»
страница1/5
Дата публикации24.06.2014
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
lit-yaz.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


«Основы вокальной методики»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по образовательной программе 051000 «Вокальное искусство» специализации 051000.01 «Пение академическое»
Рецензия

на учебно-методический комплекс

по дисциплине «Основы вокальной методики»

для специальности «Вокальное искусство»,

специализация «Пение академическое».
Составитель: Семешко Наталья Анатольевна, преподаватель высшей категории ФГОУ ВПО Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» предназначен для студентов вокального отделения ФГОУ ВПО Тюменской Государственной Академии культуры, искусств и социальных технологий, составлен в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования (бакалавриат), с учётом совместных методических разработок, необходимых для освоения специальности «Концертно-камерный исполнитель, солист ансамбля, преподаватель специальных дисциплин».

Основная идея комплекса – воспитания специалиста, обладающего помимо профессиональных навыков, стремлением к самоопределению и развитию самостоятельной деятельности.

В разделе «Пояснительная записка» автор последовательно и убедительно излагает цели и задачи предмета, подробно останавливаясь на критериях знаний и умений учащихся.

В разделе «Учебно-тематический план» кратко изложено содержание предмета по принципу возрастания степени сложности учебного материала с учётом совершенствования знаний и умений учащихся.

В содержательной части комплекса раскрываются основные темы занятий в конкретные периоды обучения. Система подачи учебного материала построена на конкретных методических требованиях.

Достаточно полно изложен план самостоятельной работы студента, который включает ряд тем для самостоятельного изучения.

Учебно-методический комплекс, составленный Н.А.Семешко, обладает всеми необходимыми структурными частями и компонентами внутри них, где цели и задачи согласованы со способами их достижения.

Учитывая все вышесказанное, считаю, что УМК можно рекомендовать для применения в учебном процессе.


^ Рецензент: Р.П.Орлова

Заслуженный работник культуры РФ,

преподаватель Тюменской государственной

академии культуры, искусств и социальных технологий, колледж искусств

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………2

Требования к уровню подготовки выпускников……………………… 2

Цель и основные задачи дисциплины ……………………………….3

Тематический план……………………………………………………...9

Формы контроля………………………………………………………..10

Самостоятельная работа студента………………………………….....10

Содержание дисциплины..……………………………………………..12

Библиографический список……………………………………………13

Приложение 1…………………………………………………………...14

Приложение 2…………………………………………………………….17

Приложение 3…………………………………………………………….21

Приложение 4……………………………………………………………..22

Приложение 5……………………………………………………………..23

Приложение 6……………………………………………………………..24

Приложение 7……………………………………………………………..29

^ Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Основы вокальной методики» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Вокальное искусство», специализации «Пение академическое» (бакалавриат), утверждённого Министерством образования РФ в 2003 году.

^ Выписка из государственного образовательного стандарта по профильному модулю «основы вокальной методики»:

Ознакомление с основными принципами отечественной и зарубежной вокальной педагогики. Анализ различных методов и приемов преподавания с целью выявления наиболее рациональных из них. Ознакомление с особенностями строения и работы голосового аппарата певца, акустикой и психофизиологией пения. Воспитание у студентов умения пользоваться данными науки в практической работе. Ознакомление с вокально-методической литературой в области вокального искусства.

^ Требования к уровню подготовки абитуриента

1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее профессиональное музыкальное образование или среднее (полное) общее образование при наличии знаний и умений в объеме среднего профессионального музыкального образования.

2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном музыкальном образовании, среднем (полном) общем образовании или высшем профессиональном образовании.

3. При приеме на подготовку по данной специальности высшее учебное заведение проводит вступительные испытания профессиональной направленности: исполнение программы, коллоквиум.

Материал курса «Основы вокальной методики» неразрывно связан со специальными дисциплинами учебного плана (сольное пение, вокальный ансамбль, педагогическая практика, концертное исполнительство) и предполагает изучение теоретических основ певческого голосообразования и развития голоса. Эти сведения должны подкреплять практическую деятельность студента, теоретически обосновывать ту практику, какую он получает в классе сольного пения.

^ Цель курса – расширить кругозор молодых певцов, что позволит им более верно оценивать явления, связанные с голосообразованием и развитием голоса, с формированием певца.

Задачи:

 научить студента, обучающегося пению логике мышления на базе определённого минимума знаний;

 помочь выбрать верный подход к воспитанию голоса;

 дать научные знания о голосе и работе голосового аппарата;

 сформировать знания об общих закономерностях работы организма человека, совершенно необходимо для того, чтобы обоснованно разбирать методические вопросы и объективно оценивать различные явления, связанные с голосообразованием.

Теоретические сведения не всегда легко осваиваются студентами-певцами, часто кажутся довольно сложными и далёкими от певческого творчества. Однако в наше время студент, обучающийся пению, должен владеть необходимым минимумом знаний о голосе, уровень которых должен отвечать современной науке. Тогда он сумеет разобраться в том, что в методике рационально и что менее целесообразно, что главное, а что второстепенное, что является причиной, а что следствием, и почему, идя разными путями в вокальном искусстве, можно прийти к единой цели.

Программа состоит их трёх частей. Первая часть посвящена основным сведениям из акустики, физиологии и психологии в применении к вокальному искусству. Это та научная база, на основе которой решаются методические вопросы.

Вторая часть посвящена работе голосового аппарата в пении: дыхание, гортань, артикуляционный аппарат и так далее – всё это части единого голосового аппарата, в равной мере необходимые для получения певческого голоса, работающие в тесной взаимообусловливающей связи.

Третья часть рассматривает основные музыкально-педагогические принципы восприятия певцов и охватывает ряд вопросов практической работы с учеником.

Теоретические основы вокальной методики являются отражением и обобщением многовековой исполнительской практики, поэтому усвоение теоретических положений курса вокальной методики следует сочетать с практическими формами обучения, направленными на определение необходимых методов и приёмов работы над голосом. Практическими формами работы могут быть: анализ вокальных произведений с выявлением трудностей исполнения; подбор и исполнение вокальных упражнений с объяснением их возможной целеустремлённости, обсуждение репетиций или концертов вокальной музыки и другое.

Занятия по дисциплине «Основы вокальной методики» проводится в форме лекций. Большое место в работе отводится музыкальным иллюстрациям, прослушиванию, а также просмотру соответствующих материалов. Так же педагог проводит семинары на темы, выбранные преподавателем или учащимися.

Минимум содержания по предмету «Основы вокальной методики» должен сформировать у студентов знания и навыки.

В результате изучения дисциплин базовой части цикла студент должен:

знать:

- историю русской национальной школы пения, основные этапы ее развития;

- систему вокального образования, требования, предъявляемые к певцу и педагогу;

- теоретические основы певческого голоса, классификацию голосов, их диапазоны и регистровое строение;

- работу голосового аппарата в пении, некоторые вопросы практической работы с учеником;

уметь:

- применять знания в области педагогической работы, позволяющие грамотно планировать развитие профессиональных навыков и умений у учащегося;

- определять вокальные трудности и пути их преодоления;

- правильно определять тип голоса у учащегося, развивать его и последовательно исправлять те или иные недостатки;

- адаптироваться к требованиям условий работы в педагогическом коллективе;

- ориентироваться и работать со специальной литературой в области музыкального искусства и науки, пользоваться профессиональными понятиями и терминологией;
владеть:

- профессиональными методами педагогической работы в начальном и среднем звеньях профессионального музыкального образования;

- знаниями в области педагогического репертуара и методической литературы;

- основными принципами воспитания певца;

- теоретическими знаниями в музыкально-исполнительской

деятельности.

Современные задачи подготовки певцов-профессионалов, владеющих основами вокальной методики, требуют глубокого знания ими анатомии и физиологии голосового аппарата. Поэтому в данный курс включены темы, дающие студенту возможность изучить строение голосового аппарата, познакомиться с взаимодействием всех его частей в процессе пения и нервным управлением всем этим процессом. Важным для певца является также знание основных гигиенических правил и специфики жизненного режима вокалистов, разумной организации труда и отдыха. Понимание причин, способствующих возникновению профессиональных болезней голоса. Это предполагает изложение некоторых особенностей анатомии и физиологии органов голосообразования в достаточно подробной форме.

Тема «Основы Павловского учения о высшей нервной деятельности» читается обзорно. Здесь выделяются моменты, которые особенно важны для понимания индивидуальных особенностей учащихся и общих закономерностей, характеризующих деятельность нервной системы.

Принципиально важна в данном курсе тема «Психологические процессы». При ее раскрытии следует показать взаимосвязь психических процессов и свойств личности, отметить основные психологические свойства личности, значение различных сторон психики для артистической деятельности и для успешного освоения сложного вида искусства – пения. Более глубоко необходимо раскрыть вопросы, связанные со способностями, творческой деятельностью, навыками и их развитием.

Некоторые темы следует читать с привлечением музыкальных иллюстраций. К ним относятся темы, связанные с акустическим строением голоса, органов дыхания, гортани и артикуляционного аппарата в речи и пении, дефектов голоса и путей их преодоления.

В теме «Акустика голосового аппарата и акустическое строение голоса» необходимо связать субъективные слуховые представления о тех или иных качествах певческого голоса с объективными акустическими характеристиками.

Темы «Задачи первого периода занятий. Основные принципы воспитания певца» изучаются за инструментом с широким использованием большого количества примеров из певческой и педагогической практики.

В темах «Дыхание. Работа гортани в пении. Работа артикуляционного аппарата в пении» особенно важен наглядный показ типов дыхания, смещения гортани, работы артикуляционных органов, звучание разных регистров, типов атаки звука и т.д.

В теме «Работа по исправлению некоторых дефектов и недостатков тембра голоса» необходимо познакомить студентов с различными мнениями педагогов – практиков по этому вопросу и данными науки. Необходимо уделить внимание профессиональным заболеваниям и функциональным расстройствам голоса. Познакомить учащихся с некоторыми органическими заболеваниями голосового аппарата, наиболее часто встречающимися у певцов. Особое внимание в теме уделить профилактике болезней голосового аппарата и путям преодоления дефектов голоса.

Тема «Работа над различными видами вокализации» также изучается за инструментом с широким использованием нотного материала. Основное внимание следует уделить вокально-техническому и исполнительскому анализу рассматриваемых произведений. Ознакомить с научно-методической литературой по вокальному искусству, дать возможность яснее понять требования и методы работы педагогов по специальности.

Чтобы теснее увязать теорию с практикой, в курс вводится семинарские занятия и написание реферата(с последующей защитой), это воспитывает у студентов необходимые навыки самостоятельной работы с литературой, умение кратко, логично и профессионально излагать материал. Семинарские занятия позволят студентам на практике применить уже усвоенные теоретические знания.

Изучение тем, снабженных изданной методической литературой, педагог может предоставить студентам для самостоятельной (аудиторной и внеаудиторной) работы. Педагог выступает в данном случае лишь как консультант, разъясняющий студентам возникающие у них в процессе изучения материала вопросы.

Педагог, читающий курс и проводящий семинарские занятия, должен быть широко эрудированным человеком; знающим последние достижения науки в области певческого голоса и методики его развития.

^ Учебно-тематический план




Наименование разделов

количество часов

лекционные занятия

практические занятия

самостоятельная раб

^ I. Акустика. Физиология. Психология.

IV семестр

1


Введение. Из истории развития русской национальной школы пения.

2

2

6

2

Предмет курса «Основы вокальной методики» и его значение в системе вокального образования.

2

1

6

3

Требования, предъявляемые к певцу.

2

1

5

4

Задачи педагога и требования предъявляемые к нему.

1

2

5

5

Акустика голосового аппарата

и акустическое строение голоса

2

2

6

6

Основы Павловского учения о высшей нервной деятельности.

3

2

8


7

Психологические процессы.

2

2

6

^ II. Работа голосового аппарата в пении.

8

Дыхание.

2

2

4

9

Работа гортани в пении.

2

2

4




Подготовка к семинару







6




Итого

18

16

56




V семестр

10

Работа артикуляционного аппарата в пении.

2

2

6

11

Головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов.

2

2

6

12

Опора певческого голоса.

2

2

6

^ III. Практическая работа с учениками.

13

Основные принципы воспитания певца

2

2

6

14

Задачи первого периода занятий.

2

2

4

15

Развитие голоса ученика.

2

2

4

16

Работа над различными видами вокализации

2

2

6

17

Работа по исправлению некоторых недостатков тембра голоса.

2

2

6

18

Режим и гигиена голоса.

2

2

6

19

Работа над рефератом







36







18

18







36

34

142

Итого:

212


Формы контроля
Для контроля над знаниями, умениями и навыками учащимся проводятся текущие контрольные задания в виде тестов. После окончания семестра проводится контрольный урок в форме семинара, где учащимся будет предложен ряд вопросов по пройденному материалу (Приложение 1).

По окончании курса проводится экзамен в письменной форме в виде реферата и его защита (темы реферата прил. 3; правила оформления прил.2) .

Дисциплина «Основы вокальной методики» ведется по двум направлениям:

а) теоретическое изучение (лекции)

б) практическое освоение (контрольные уроки, семинары)
Теоретическое изучение

Содержание лекций затрагивает основные вопросы вокальной методики и педагогики, а также литературы поданному предмету (прил.5), содержание лекции (прил.6).

Практические занятия (семинары)

На семинарских занятиях происходит закрепление знаний лекционного материала на основе изучения рекомендуемой литературы и ответов по темам.

Методические рекомендации по изучению:

Подготовка к семинару состоит из изучения материалов лекции и литературы к ней. Следует внимательно ознакомиться с темой, планом и целью лекции, вдумчиво ознакомиться с содержанием лекции, изучить рекомендуемую литературу, построить ответ на основании плана лекции и плана семинара.


  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Основы социологии и политологии...
Учебно-методический комплекс подготовлен преподавателем социальной психологии филиала Алтгу в г. Камень-на-Оби Кулик Л. Е

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» iconУчебно-методический комплекс по Технологии и методике обучения русскому...
Ргпу. Учебно-методический комплекс по дисциплине разработан в соответствии с гос впо 2005 г., программами по курсу «Технологии и...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» iconУчебно-методический комплекс составлен на основе: Учебно-методический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины преподавателя разработан : преподавателем Бассалыго О. В

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «основы этики»
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы культуры речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» iconУчебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:...
О-75 Основы художественного перевода: учебно-методический комплекс / авт сост. Э. В. Седых. Спб.: Ивэсэп, 2010. – 55 с

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Аф. 03. 4б Художественная...
Учебно-методический комплекс по дисциплине (Художественная типология северокавказской поэзии) составлен в соответствии с требованиями...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» iconУчебно-методический комплекс новосибирск 2013 Министерство образования и науки РФ
Основы информационной культуры : учебно-методический комплекс / сост. Н. А. Проходова, Э. С. Бауман; ред. Т. Н. Широкова. – Новосибирск...

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы вокальной методики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Художественная культура...
Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности в блок дисциплин по выбору студентов,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница