Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №45 разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Учебный план образовательного




НазваниеОсновная образовательная программа начального общего образования моу сош №45 разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Учебный план образовательного
страница1/20
Дата публикации27.07.2014
Размер2.59 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
lit-yaz.ru > Право > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
\\server\c$\common\программа титул.jpg

Оглавление



п./п.


Содержание


Страница






Пояснительная записка.


3



2.


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.


11



3.


Учебный план начального общего образования.


17



4.


Программа формирования универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального общего образования.



29


5.


Программа отдельных учебных предметов, курсов

83

6.



Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования


230

7.


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни


246

8.



Программа коррекционной работы.


252

9.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования

261




Приложения. Используемые понятия, обозначения и сокращения в тексте Основной образовательной программы начального общего образования

279



^ I. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №45 разработана в соответствии с нормативными правовыми актами:

Учебный план образовательного учреждения разрабатывается на основе: нормативно-правовых документов федерального уровня:

· Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32).

· Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ).

· СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.

· Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009).

· Приказ МОиН РФ № 822 от 23.12.2009 Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 год. (Полный перечень опубликован в журнале «Вестник образования», 2009, №4, а также на сайте МОиН РФ.

Нормативных документов ^ Министерства образования и науки:

· Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001).

· Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000).

· О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999).

· Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998).

· Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003).

· Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002).

· О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы (Приложение к письму МО РФ № 957/13-13 от 17.2.2001);

- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании";

- Приказ МОиН № 393 от 06.10.2009 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) утвержден МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года; зарегистрирован в Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785. - Базисный учебный план (БУП)

- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2001 № 196;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 "Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2008 №241 " О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 №1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N1312";

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189

- пункт 44 Типового положения об общеобразовательном учреждении, Правительства Российской Федерации в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919»

- Локальные акты МОУ СОШ №45;

- Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

- Региональный базисный учебный план;

- Устав МОУ СОШ №45

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СОШ №45 г.Волгограда определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственного, социального, личностного и интеллектуального развития обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основная образовательная программа формировалась с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Цели программы

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

-Формирование личности выпускника начальной школы на основе освоения универсальных учебных действий и в соответствии с личностными характеристиками «портрета выпускника начальной школы», представленными ФГОС НОО.
Задачи:

Спроектировать содержание образования и построение учебного процесса в строгом соответствии с требованиями стандарта.

  1. Обеспечить целостность образовательного процесса обучающихся путём создания комфортной развивающей образовательной среды начальной школы.

  2. Создать условия для становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации на основе поликультурной образовательной среды школы.

  3. Создать здоровьесберегающую среду в образовательном пространстве.

  4. Обеспечить систему психолого-педагогического сопровождения детям в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

  5. Осуществить комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных достижений выпускников начальной школы в соответствии с планируемыми результатами.


Программа основывается на системно-деятельностном подходе, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности между ступенями образования;

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Принципы построения и развития образовательной среды МОУ СОШ №45:

  • гуманистическая ориентация предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков ребенка, его духовных и познавательных потребностей, приобщение к универсальным ценностям культуры. Кроме того, гуманистический подход заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится личность обучающегося как целостная система, которая сама способна обучаться;

  • принцип непрерывности образования. Под непрерывным образованием, согласно концепции содержания непрерывного образования, нами понимается связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации, воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка;

  • принцип культурологического подхода. Понимается как создание условий для общего развития детей, формирования их культуры и эрудиции, как представление каждому обучающемуся возможно более полного (с учетом возрастных особенностей) ознакомления с достижениями и развитием культур русского и других народов России;

  • принцип интегративного подхода требует такого содержания, которое обеспечит целостность восприятия обучающимися окружающего мира, осознание разнообразных связей между объектами и явлениями, а также позволит без потери качества обучения уменьшить общую учебную нагрузку;

  • принцип преемственности как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется его самоценность, и получают развитие фундаментальные личностные качества дошкольника, которые служат основой его успешного обучения в начальной школе, а начальная школа строит свой педагогический процесс как преемник дошкольной ступени образования в МОУ СОШ №45 ;

  • принцип дифференцированного подхода в отборе содержания образования, который требует учета способностей и возможностей обучающегося, индивидуального темпа его продвижения, реализуется путем создания благоприятных условий для развития младших школьников, как с высокой, так и с низкой обучаемостью, в том числе и за счет изменения традиционной формы организации детской деятельности класса;

  • принципы индивидуализации личностного развития ребенка. При формировании образовательной среды в МОУ СОШ №45 делается акцент не на выявление различий и приспособлений к ним методов обучения и воспитания, а на создание равных условий для развития у каждого ребёнка его задатков.

  • принцип деятельностного развития, основывающийся на том, что личность формируется и развивается в деятельности. Основные виды деятельности детей 6-10 лет – это игра, учение и труд. По направленности выделяются познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, досуговая деятельность.


Общая характеристика МОУ СОШ№45.

Условия реализации программы

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются в соответствии с действующими санитарными нормами.

В МОУ СОШ №45 соблюдаются нормативы максимальной учебной аудиторной нагрузки обучающихся, определенные СанПиНами 2010 г. С целью предотвращения перегрузки:

  • увеличено количество часов активно-двигательного характера в классах за счет динамической паузы;

  • определен объем обязательных домашних заданий с учетом требований СанПиН;

  • утверждены локальные нормативы текущей и итоговой аттестации;

  • в календарном планировании МОУ СОШ №45 определены Дни здоровья

Режим работы:

Устанавливается 5-дневная учебная неделя.

Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, летом – 12 недель.

Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность урока составляет:

в 1 классе – сентябрь-октябрь 3 урока по35 минут; ноябрь-декабрь- 4 урока по35 минут; январь-май- 4 урока по 45 минут; во 2-4 классах – по 45 минут.

Кадровый состав,

обеспечивающий реализацию основной образовательной программы:




п./п.

Специалисты

Функции

Количество специалистов в начальной школе

1.

Учитель начальных классов, классный руководитель

Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательного процесса, индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса

20

2.

Педагог-психолог

Помощь педагогу в выявлении условий, необходимых для развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями

1

3.

Педагог-предметник

Иностранный язык

Физическая культура

Музыка


3

2

4.

Зам. директора

по УР

Обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности уч-ся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации

1

5.

Педагог дополнительного образования

Обеспечивает реализацию вариативной части ООП НОО

3

6.

Административный персонал: зам.директора по УВР; зам. директора по ВР


Обеспечивает для специалистов ОУ условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу



2

7.


Медицинский персонал

Обеспечивает первую медицинскую помощь и диагностику, функционирование автоматизированной информационной системы мониторинга здоровья учащихся и выработку рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья, организует диспансеризацию и вакцинацию школьников

1 врач, 1 медсестра

8.

Информационно-технологический персонал

Обеспечивает функционирование информационной структуры (включая ремонт техники, выдачу книг в библиотеке, системное администрирование, организацию выставок, поддержание сайта школы и пр.)





Общая характеристика начальной ступени обучения в МОУ СОШ№45:
Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексии;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.


Учитываются следующие характерные для младшего школьного возраста (6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитывался существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты - освоенные обучающимися в ходе изучения учебных предметов, опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей Волгоградского региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Важнейшей частью основной образовательной программы является учебный план.

В ходе освоения образовательных программ при реализации учебного плана на первой ступени общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:

  • закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;

  • формируются универсальные учебные действия;

  • развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения с учётом наличия мультикультурной среды, определяющей отношения личности с обществом и окружающими людьми, терпимостью и толерантности к иному.

Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счёт введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.

Воспитательная деятельность школы осуществляется согласно Программы развития МОУ СОШ №45 и программы воспитательной деятельности по основным направлениям: патриотическому, социально - нравственному и валеологическому и т.д.

В МОУ СОШ №45 создана детская организация « Волгарята», действующая на основе Положения, действие которой направлено на формирование единого школьного коллектива, приобщение обучающихся к основным общечеловеческим ценностям, через усвоение ими социальных норм и правил поведения.

Для развития личности обучающихся в течение учебного года детям предлагаются разнообразные кружки, студии, секции дополнительного образования во вторую половину дня, которые осуществляются как бесплатно, так и на договорной платной основе.
Специфика и технологии обучения

Основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися,

• организацию интеллектуальных и творческих конкурсов, проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, информационно – коммуникативные технологии, эвристический метод (метод вживания, метод эвристического наблюдения, метод эвристического исследования, метод гипотез, проектная деятельность, технология развивающего обучения, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, исследовательские методы обучения, технология обучения в сотрудничестве, разноуровневое обучение, технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, ситуативно-ориентированное обучение, личностно – ориентированное, технология разновозрастного обучения, система инновационной оценки «Портфолио».

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке классных руководителей и других педагогических работников;

Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития МОУ СОШ №45 , являются:

  • идея обновления образовательной среды, посредством модернизации основных ее компонентов (условий, содержания, технологий);

  • идея построения образовательной среды, как открытого пространства путем перехода от государственного к государственно - общественному управлению.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №45 разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Учебный план образовательного  iconПояснительная записка 2 Планируемые результаты освоения обучающимися...
Основная образовательная программа начального общего образования моу пролетарская средняя общеобразовательная школа разработана в...

Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №45 разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Учебный план образовательного  iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
«Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...

Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №45 разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Учебный план образовательного  iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Рф «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ мо и н РФ №373...

Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №45 разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Учебный план образовательного  iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения...

Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №45 разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Учебный план образовательного  iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего...

Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №45 разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Учебный план образовательного  iconОсновная образовательная Программа начального общего образования...
Учебный план

Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №45 разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Учебный план образовательного  iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 13

Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №45 разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Учебный план образовательного  iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Основная образовательная программа начального общего образования Государственного образовательного учреждения №277 Кировского района...

Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №45 разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Учебный план образовательного  iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Пояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования

Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №45 разработана в соответствии с нормативными правовыми актами: Учебный план образовательного  iconОбразовательная программа начального общего образования муниципального...
Основная образовательная программа начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница