Пояснительная записка нормативно правовая основа




Скачать 421.9 Kb.
НазваниеПояснительная записка нормативно правовая основа
страница1/3
Дата публикации28.08.2014
Размер421.9 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3
Программа по внеурочной деятельности

«Хочу все знать»

(Автор программы Матвейчук Любовь Николаевна)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно - правовая основа:
Основой разработки программы внеурочной деятельности стали следующие нормативно-правовые документы:


  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.

  4. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844


Настоящая программа разработана на основе Стандартов второго поколения: «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», составитель: Е.С.Савинов; Стандартов второго поколения: «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли» под редакцией Асмолова А.Г.; Стандартов второго поколения: «Внеурочная деятельность школьников» под редакцией Григорьева Д. В., Степанова П. В.; «Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками» под редакцией Зверковой П.К.; новой энциклопедии для любознательных; литературы под редакцией А.А.Плешакова из серии «Зеленый дом»; занимательных материалов под редакцией Решетниковой Г.Н., Стрельникова Н.И.; правил безопасности дома и на улице под редакцией Шинкарчук С.А.; энциклопедии «Обо всем на свете». 

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им разнообразие мира, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Хочу все знать». Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу « Хочу все знать».

В отборе материала к занятиям учитель ориентировался на связи с программным материалом по окружающему миру, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения факультативного курса, школьники могут увидеть “волшебство природы”; понять, что многие свойства и загадки природы достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу “Хочу все знать», должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по окружающему миру.

Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Работу по воспитанию бережного отношения к природе целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры.

Содержание и методы обучения “ Хочу все знать”, содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках окружающего мира, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий, используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, жизненные истории, работа над текстами природоведческого характера, викторины, экскурсии. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир, который их окружает, учит их любить и чувствовать родную природу.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое об окружающем мире.

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.

^ Цель курса: Дать возможность обучающимся расширить, систематизировать и углубить представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира.

^ Задачи курса:

Обучающие:

  • дать возможность овладеть основами знаний о природе, человеке и обществе; приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • учить видеть причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека.

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием «тайн природы»;

  • углубление и расширение знаний и представлений об окружающем мире,

  • ознакомить учащихся с некоторыми способами изучения природы и общества, развивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • учить обобщать и делать выводы.

Воспитывающие:

  • дать возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде,

  • обрести чувство гордости за свою Родину; приобрести опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры.

Развивающие:

  • развитие мотивации к изучению данного предмета;

  • развитие интереса к окружающему миру как к учебному предмету;

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • развивать умение пользоваться разнообразными методами изучения природы;

  • заложить фундамент экологической и культурологической грамотности,

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе.

Формы проведения занятий

  • экскурсии;

  • лекции;

  • моделирование (лепка, проволока, бумага и др. подручные материалы)

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

  • анализ текстов природоведческого характера;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);

  • презентации;

  • викторины.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира;

  • освоение основ экологической грамотности;

  • освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;

  • освоение норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

  • уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • учиться делать знаково-символическое моделирование;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • устанавливать причинно-следственные связи

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать собеседника и вести диалог;

  • уметь договариваться, находить общее решение практической задачи

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  • уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Принцип системности

Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

^ Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4х классов.

Класс

Количество часов в год

1

33 ч.

2

34 ч.

3

34 ч.

4

34 ч.

В результате работы по программе курса

Ученик научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты;

- использовать естественнонаучные тексты, различные справочные издания с целью поиска информации;

- использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения.
Ученик получит возможность научиться:

- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

- соблюдать правила экологического поведения ;

- выполнять правила безопасного поведения в доме.

Содержание программы «Хочу все знать» связано со многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.
Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - обще интеллектуальное.

^ 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тематическое планирование для 1 класса




п/п

Наименование тем

Кол-во
часов


Дата

Содержание

1

Введение

1







2


До свидания, лето, здравствуй, осень!

3




Стихотворения об осени, загадки про осень, пословицы и поговорки, народные приметы. Познавательная информация «Знаете ли вы?» Сценка «Все краски осени».

Животные осенью; тест. Ознакомить с понятиями «Заморозок», «Ледостав». Викторина по теме «Осень в природе», составление кроссворда, теста на тему «Осень в природе»

Начинаем изготавливать календарь времен года.

3

Земля - наш общий дом

1




Стихотворения о Земле, загадки.

Познавательный материал «Знаете ли вы?»

Групповые задания; викторина. Практика: составление кроссворда по теме.

4

Отчего происходит смена времен года?

1




Шутки, загадки. Сценка «Месяцы и дни недели». Игра «Как появились названия месяцев и дней недели.

5

Что такое ветер?

1




Экскурсия на пришкольный участок.

Загадки, познавательная информация «Знаете ли вы?», работа в парах – решение несложных вопросов.

6

Необычные природные явления

1




Загадки (молния, гром, град, смерч, штиль, циклон, вулкан, гейзер, обвал, лавина).

Знаете ли вы? Знакомство учащихся с явлениями природы как: гроза, град, торнадо или смерч, ураган, землетрясения, ледник, вулканы, радуга, кислотный дождь.

Разгадывание кроссворда.

7

Прогноз погоды. Живые предсказатели погоды.

1




Рассказ учителя, добыча дополнительной информации из других источников (использование атласа- определителя, энциклопедий, «Зеленые страницы»)

8

Из чего состоит окружающий мир?

Как изобрели микроскоп?

1




Знакомство с понятиями «Тела и вещества». Составление кроссворда.

Работа в группах. Знакомство с микроскопом. Изучение объектов с помощью микроскопа.

9

Что такое вода? Как появились моря и океаны?

2




Разучивание стихотворений воде, загадки про воду. «Знаете ли вы?».

Превращения воды. Сценка «Великий спор». Сказка о круговороте воды в природе. Разгадывание кроссворда, решение теста в парах. Викторина по теме «Превращения воды»

10

Идет волшебница зима.

1




Загадки о зиме, стихотворение о зиме, пословицы и поговорки, народные приметы. Продолжаем работать над составлением календаря. «Знаете ли вы?» загадки о снеге и снежинках. Решение кроссворда.

11


История новогоднего праздника

1




Как отмечали самый первый новогодний праздник? Как в России появилась новогодняя ёлка? Игра «Дед мороз и Снегурочка». Как празднуют Новый год в разных странах.

12

Рождество Христово

1




Как отмечают Рождество в разных странах? Январские праздники. Новогодние игры на свежем воздухе.

13

Зимняя пора в жизни животных. Что значит спать зимой?

1




Рассказ о том как зимуют звери, насекомые, рыбы, птицы. Подбор дополнительной литературы из других источников. Сценка «Я птичкам помогу». Знакомство с правилами подкормки птиц зимой. Викторина. Игра «Зима в природе».

14

Первая помощь при обморожениях

1




Практические занятия по оказанию первой помощи при охлаждении и обморожении организма.

15

Надежная опора и защита

1




Зачем нужен скелет? Как двигаются кости? Что такое хрящ?

Экскурсия в кабинет биологии – знакомство со скелетом человека.

Решение и составление кроссворда, ребусов, головоломок.

16

Верные помощники – мышцы.

1




Что позволяет нам двигаться? Почему мышцы сокращаются? Что такое судороги? Решение кроссворда. Парное решение теста. Игра «что умеют мышцы?»

17


Почему мы зеваем, чихаем, кашляем и икаем?

1




Где возникает наш голос? Беседа, поиск дополнительной информации. Игра «Поле чудес»

18

Почему у детей выпадают зубы?

Почему пища должна быть разнообразной?

1




Беседа. Как появились правила поведения за столом? Памятка «Гигиена питания»

Игра «Как правильно сервировать стол?»

19

Что такое пыль?

1




Загадки, пословицы и поговорки. «Знаете ли вы?»


20

Обитатели почвы.


2




Сценка «Подземные жители», решение теста в группах. Сказка о волшебной кладовой. Составление кроссворда.

21

Навстречу весне

2




Стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, народные приметы о весне. Все о таянии снега, о насте, весенней капели, ледоходе, половодье. О том как растут сосульки. Викторина по теме «Весна в природе». Продолжаем работу над календарем времен года.

22

Как на Руси провожали зиму и встречали весну?

1




Все о масленице, Пасхе. Пословицы и поговорки. Гуканье весны. Заклички.

23

Весеннее пробуждение насекомых

1




Как из гусеницы получается бабочка? Мухи – кто они? Жуки. Игра «Знаешь ли ты насекомых?

Работа над текстами экологического содержания.

24

Весна воды, тепла и света

3




Весна воды. Весна зелени. Предлетье. Прилет птиц. Подводное пробуждение, цветение деревьев в парках и лесах. Первые весенние цветы. Решение ребусов, тестов. Экскурсии.

25

Правила поведения в природе.

Сбережем природу.

1




Разрабатываем памятки, создаем книгу заповодей. «Лечение» деревьев. Рисуем правила по охране природы.


26

Правила безопасности жизненного поведения в летнее время.

Итоги за год.

1




Разрабатываем памятки. Игра «Выручи меня».

Игра «Кто самый умный?»

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка нормативно правовая основа iconПояснительная записка Нормативно- правовая основа разработки программы
Шуганский детский сад «Зёрнышко» села Русский Шуган Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан

Пояснительная записка нормативно правовая основа iconПояснительная записка Нормативно-правовая база преподавания предмета
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно- правовых документов

Пояснительная записка нормативно правовая основа iconПояснительная записка Нормативно- правовая основа разработки программы....
Заведующий мбдоу михайловский детский сад «Чебурашка» Муслюмовского муниципального района рт

Пояснительная записка нормативно правовая основа iconПояснительная записка к учебному плану муниципального бюджетного...
В основе формирования учебного плана мбоу «сош №41» использована следующая нормативно-правовая база

Пояснительная записка нормативно правовая основа iconЗаседание шмо учителей Естественно математического цикла мкоу«Карахунская сош»
Нормативно-правовая основа разработки программы составлена на основе следующих документов

Пояснительная записка нормативно правовая основа iconЗаседание шмо учителей Естественно математического цикла мкоу«Карахунская сош»
Нормативно-правовая основа разработки программы составлена на основе следующих документов

Пояснительная записка нормативно правовая основа iconПояснительная записка перечень общеобразовательных программ, реализуемых...
Образовательная деятельность моу сош №89 ориентирована на внешние запросы, определяемые государственной политикой в сфере образования,...

Пояснительная записка нормативно правовая основа iconПояснительная записка к учебному плану Пестяковской муниципальной...
Нормативной базой, лежащей в основе разработки рабочего учебного плана школы, являются следующие документы

Пояснительная записка нормативно правовая основа iconПояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная...
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного...

Пояснительная записка нормативно правовая основа iconТема: Сельский предприниматель
Сейчас в России предпринимательской деятельностью официально занимаются более 13млн человек, из них более 400 человек зарегистрировано...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница