Проект Администрации Президента кр, Аппарата Правительства кр и Программы развития ООН «Продвижение женщин в государственной службе и политике»




НазваниеПроект Администрации Президента кр, Аппарата Правительства кр и Программы развития ООН «Продвижение женщин в государственной службе и политике»
страница1/13
Дата публикации21.07.2013
Размер1.55 Mb.
ТипИсследование
lit-yaz.ru > Право > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



Гендерная оценка страны в сфере политики


2008

Проект Администрации Президента КР, Аппарата Правительства КР и Программы развития ООН «Продвижение женщин в государственной службе и политике» при финансовой поддержке Шведского Агентства по международному развитию/SIDA



Аналитический отчет (проект)

Рабочая группа:

Нина Багдасарова

Галина Горборукова

Анара Молдошева



Отчет по исследованию «Гендерная оценка страны в сфере политики» подготовлен в рамках проекта Администрации Президента КР, Аппарата Правительства КР и ПРООН. «Продвижение женщин нв государственной службе и политике» при финансовой поддержке Шведского Агентства по международному развитию/SIDA.

Несмотря на наличие определенного количества исследований и обзоров, направленных на отслеживание достижений страны в сфере гендерного развития, включая ежегодный выпуск Национальным статистическим комитетом КР сборника гендерно-дезагрегированной статистики «Мужчины и женщины Кыргызской Республики», в имеющейся информации наблюдаются значительные пробелы, связанные, как правило, с недостатком системного подхода в процессе сбора и анализа необходимых данных. Проект «Гендерная оценка страны» как раз и направлен на восполнение существующих пробелов. Он может быть рассмотрен как один из механизмов проведения периодического анализа ситуации и расширения качественной аналитической базы по вопросам гендерного развития в Кыргызстане.

В 2007 г. была предпринята первая Гендерная оценка страны, которая охватывала четыре сферы – экономику, здравоохранение, политику и насилие в отношении женщин. Опыт этого проекта показал, что наряду с разнообразной аспектной оценкой, есть необходимость проведения регулярных тематических исследований, отражающих текущую ситуацию в отдельных секторах развития. В 2008 г. в качестве такой темы была избрана сфера политики.

В рамках проекта 2007 года гендерный анализ политических аспектов был сфокусирован на проблемах связанных с интерпретацией и реализацией гендерной политики в стране. Один из главных выводов данного исследования заключался в необходимости переопределения существующих подходов в формировании гендерной политики, где женщина, рассматриваемая жертвой обстоятельств, предстает, прежде всего, как объект политического воздействия. Оценка 2008 года, направленная на анализ гендерных аспектов политического лидерства, таким образом, развивает вопросы, поставленные в отчете предыдущего года.

Исследование проводилось на примере выборов в местные кенеши депутатов, состоявшихся в октябре 2008 года, и деятельности нынешнего состава Жогорку Кенеша, впервые избранного в декабре 2007 года по пропорциональному принципу с включением гендерных квот. Проведенная оценка может рассматриваться как часть серии исследований гендерных аспектов управления и лидерства, предпринятых ПРООН в 2007 и 2008 годах, включающая также и отчеты «Гендерный анализ политических партий КР», «Гендерный анализ в сфере государственной службы КР», «Функциональный анализ институционального механизма по достижению гендерного равенства в КР».

Результаты Гендерной оценки представляют интерес для политиков, управленцев, активистов женского движения и других общественных объединений, гендерных экспертов и исследователей, а также менеджеров международных агентств развития и донорских организаций.

Отчет подготовлен рабочей группой в составе Нины Багдасаровой, Галины Горборуковой и Анары Молдошевой. В разработке концепции, в сборе и анализе полученных данных активное участие принимали эксперты Айнуру Алтыбаева, Марина Глушкова, Мира Карыбаева и Анара Ниязова. В отчете использованы специальные примеры по участию женщин в местных выборах 2008 г., подготовленные Банурой Абдиевой (сеть «Женщины могут все!», г. Каракол) и Жылдыз Ысмановой («Развитие и взамодействие в Центральной Азии», г. Ош). В сборе информации рабочей группе также помогали сотрудники и студенты Американского университета в Центральной Азии – Яна Файзулина, Артур кызы Рейна, Индира Сапарбаева, Раушан Салимбекова, Максим Аносов и Назар Бекбоев.
Содержание отчета

Введение
Раздел 1. Программа исследования, базовые понятия и определения

1.1. Цели и методика исследования

1.2. Структура отчета

1.2. Основные посылки
Раздел 2. Женщины и мужчины в политике: какая среда их формирует?

2.1. Среда формирования политических лидеров

2.1.1. Политические партии

2.1.2. Неправительственные организации

2.2. Мотивы выбора политической карьеры

2.2.1. Экономические мотивы

2.2.2. Нравственно-идеологические мотивы

2.2.3. Карьерные мотивы

Раздел 3. Возможности продвижения в политику на примере местных выборов. Октябрь 2008 г.

3.1. Результаты выборов в местные кенеши 2008 года, основные тенденции

3.2. Выборные стратегии женского политического участия

3.3. Основные гендерные стереотипы, как социальный барьер в продвижении женщин во власть

Раздел 4. За гендерными квотами. Обзор парламентской деятельности за 2008 г.

4.1. Женщины и управление: общие данные по представительству

4.2. Гендерные квоты и другие изменения в парламентской деятельности

4.3. Вопросы представительства

4.3.1. Количественные характеристики состава депутатов

4.3.2. Качественные характеристики состава депутатов

4.4. Парламентская практика

4.4.1. Повестка Жогорку Кенеша: что изменилось?

4.4.2. Развитие институционального механизма на уровне Жогорку Кенеша

4.4.3. Депутаты в СМИ

4.4.4. Женщины-депутаты о своей деятельности

4.4.5. Характер лидерства женщин-депутатов: сохранение традиций

Заключение и рекомендации

Приложения

  1. Анализ участия женщин и мужчин в выборах в местные кенеши депутатов в октябре 2008 г.: методика исследования

  2. Список женщин-депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики IV созыва

Глоссарий

Список использованных сокращений

^ Список источников
Введение

Традиционный взгляд на участие женщин в политической жизни сосредоточен на изучении таких вопросов, как справедливое законодательство, представительство женщин в структурах власти, участие в женщин в принятии решений на разных уровнях. При таком подходе фокусом анализа становятся более или менее традиционные политические институты и процедуры: партии, выборы, назначение женщин на политически значимые позиции. За рамками таких подходов политического анализа, как правило, остается деятельность неправительственных женских организаций, которые позиционируются как гражданские или «политически-нейтральные» структуры, участие которых в политической борьбе происходит не прямым, а косвенным образом. Считается, что если организация занимается развитием женского лидерства или борется за квотирование в выборном процессе – это обеспечивает настолько широкий спектр политических прав и свобод для всех женщин в целом, что его нельзя соотносить ни с какими конкретными политическими пристрастиями.

В то же время в Кыргызстане накоплен достаточно богатый опыт активного лоббирования политических решений с участием женских НПО. Имеющийся опыт показывает, что, несмотря на высокий уровень солидарности, мнения различных организаций по принципиальным вопросам могут расходиться. Внутри же самого сообщества периодически завязываются серьезные дебаты о том, в пользу какого именно решения должно действовать «женское лобби». Подобные дискуссии возникали и по вопросу легализации многоженства, и запрета абортов, и квотирования женского участия в выборах.

Можно говорить, что защита той или иной позиции в этих спорах связана с политическим выбором их участников. В частности, организации, выступающие против многоженства или запрета на аборты, более отчетливо придерживаются в своей работе либеральной политической ориентации, в то время как другая сторона может высказывать более консервативные взгляды. Таким образом, работа неправительственного сектора на самом деле далеко не так «политически нейтральна», как это принято считать.

Одновременно после периода особенно высокой активности женского движения во время борьбы за внедрение квот при выборах в парламент, произошел сдвиг в восприятии собственной политической позиции и у активистов неправительственного сектора. Вопросы равного доступа женщин к принятию решений, женского политического участия являлись основными в гендерной повестке государственных, общественных и международных институтов со времени присоединения Кыргызстана к Пекинской платформе действий по улучшению положения женщин (1995 г) и ратификации республикой Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (1997 г.). Начиная с этого периода, на всех уровнях предпринималось немало усилий в данном направлении.

Меры по повышению участия женщин в политике охватывали самый широкий спектр подходов – от общественных и международных программ по обучению различных групп женщин, кампаний по продвижению политических прав женщин до специальных нормативно-правовых актов, законодательно предусматривающих привлечение женщин на различные должности в государственных органах управления. Но, несмотря на эти усилия, до недавнего времени уровень представительства женщин на политическом уровне стабильно снижался.

С 2007 года это положение кардинально изменилось. В результате включения в Кодекс о выборах положения о гендерных квотах по партийным спискам на уровне парламентских выборов, процент представительства женщин в Жогорку Кенеше вырос с нуля в предыдущем составе до 26 человек в нынешнем. В этот же период был сделан ряд назначений женщин на высокие государственные должности. В частности, представительницы слабого пола получили портфели вице-премьер-министра, министра труда и социального и развития, председателей Конституционного и Верховного судов, председателя Социального фонда, председателя Государственного комитета по занятости и миграции, Государственного агентства информационных ресурсов и технологий.

Эти события можно рассматривать как завершение определенного этапа в процессе развития женского политического участия, требующие всесторонней оценки и анализа. В специальных исследованиях при этом нуждается и социально-психологическая среда, в которой происходят все эти политические изменения. С одной стороны, процесс квотирования стимулировал активность женщин внутри политических партий. С другой – женщины, ранее активные в неправительственном секторе стали чаще делать выбор в пользу политической карьеры и политического лидерства.

Несмотря на то, что на последних выборах в местные органы власти (октябрь 2008 г.) квотирование не было использовано, очевидно, что парламентские выборы оказали на них серьезное влияние. Выросла ли готовность женщин участвовать в выборах? Каким путем эти женщины получают доступ в политику? С какими препятствиями им приходится сталкиваться? Как к этому относятся окружающие? Как в этой ситуации меняются стратегии политиков мужчин? Эти вопросы имеют непосредственное отношение к гендерной оценке страны. Причем, их можно рассматривать и как в разрезе анализа прошлого опыта, так и для возможности прогнозирования будущего развития событий. Это также позволит выработать рекомендации для развития активности женщин в сфере политического участия. Таким образом, в оценке будет отражен анализ политического поля страны и социологический срез отдельных процессов, связанных с отношением женщин к политике, к женщинам в политике, различных сред, в которой формируются и продвигаются женщины-лидеры. При этом авторы постарались включить в анализ не только традиционно «политическую» работу женщин, но и их активность в сопределенных сферах, тесно связанных с политикой.

^ Раздел 1. Программа исследования, базовые понятия и определения

1.1 Цели, методика исследования

Исходя из вышеизложенных положений, в рамках гендерной оценки были охвачены следующие уровни анализа:

  1. Политическая среда и инфраструктура: партии, неправительственные организации, женские НПО, аналитические структуры, активисты, политическое участие на местном уровне;

  2. Личностная сфера: мотивации, амбиции, стратегии политиков, оценка препятствий;

  3. Восприятие окружающими достижений в действиях женщин-политиков и мужчин-политиков;

  4. Образы в СМИ, информационная среда;

  5. Возможности для политической деятельности: характер инициатив, стратегия работы, оценка результатов.

Масштаб исследования был ограничен изучением:

  1. Женских и мужских примеров политического лидерства (среди депутатов разного уровня и кандидатов в депутаты местных кенешей на выборах в октябре 2008 г.);

  2. Результатов выборной кампании на местном уровне в октябре 2008 г.;

  3. Парламентской деятельности женщин депутатов за 2008 г.

В основе методики исследования лежали качественные инструменты:

  • индивидуальные интервью с женщинами и мужчинами кандидатами и депутатами разных уровней, лидерами и участницами общественных организаций;

  • экспертные интервью и групповые консультации;

  • фокус-групповые дискуссии с избирателями;

  • изучение примеров;

  • анализ материалов СМИ;

  • анализ документов (по парламентской деятельности, политических программ, текстов публичных выступлений и др.).

Категории экспертов исследования

  • депутаты парламента;

  • кандидаты в депутаты и избранные депутаты местных кенешей;

  • сотрудники аппарата парламента, консультанты и помощники депутатов, сотрудники пресс-службы;

  • представители государственных структур;

  • эксперты по гендерным вопросам;

  • сотрудники международных организаций, в том числе парламентского проекта Европейского союза и Программы развития ООН;

  • активисты женских объединений, включая представителей Альянса женских законодательных инициатив;

  • лидеры и активисты политических партий;

  • представители СМИ.

1.2.Структура отчета.

Отчет состоит из следующих блоков: 4 основных раздела, введения и заключения с рекомендациями. Структура отчета отражает основной путь исследования в рамках вопросов: Как возникают и развиваются женщины-политики? Через что им приходится пройти, чтобы занять достойное место в политике? Каковы их возможности для осуществления политической деятельности?

В первом разделе представлены исследовательские подходы и методика исследования. Основные результаты анализа представлены в следующих разделах отчета:

Раздел 2. «Женщины и мужчины в политике: какая среда их формирует?», в котором рассматривается в какой среде и под влиянием, каких факторов возникает решение о политической карьере (прежде всего, у женщин), сравниваются мотивы и пути прихода в политику у мужчин и женщин, показаны возможные различия в «женском» и «мужском» способах выбора политической карьеры.

Раздел 3. «Возможности продвижения в политику: на примере местных выборов. Октябрь 2008 г.». В разделе выявляются гендерные аспекты политической деятельности в практике предвыборных кампаний, включая вопросы политической ориентации кандидата в депутаты, возможностей и рисков в ходе предвыборной гонки, пространства гендерных стереотипов, связанных с участием женщин и мужчин в выборах, степень доступности для женщин участия в выборах – социальные барьеры, сложности и риск.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект Администрации Президента кр, Аппарата Правительства кр и Программы развития ООН «Продвижение женщин в государственной службе и политике» iconСтатья 37 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право...
В статье рассмотрены теоретико-правовые аспекты продвижения военнослужащих по службе. На основе анализа научной литературы обосновывается...

Проект Администрации Президента кр, Аппарата Правительства кр и Программы развития ООН «Продвижение женщин в государственной службе и политике» iconПо работе со сми информационно-аналитического комитета Администрации...
«Единое информационное социокультурное пространство Прибайкалья: механизм развития, инфраструктура и технологии»

Проект Администрации Президента кр, Аппарата Правительства кр и Программы развития ООН «Продвижение женщин в государственной службе и политике» iconЗаседание Правительства или Президиума Правительства Удмуртской Республики
Удмуртской Республики, членами Президиума Государственного Совета Удмуртской Республики, руководителями территориальных органов федеральных...

Проект Администрации Президента кр, Аппарата Правительства кр и Программы развития ООН «Продвижение женщин в государственной службе и политике» iconИнформация о проведении Всероссийской акции Союза женщин России,...
Оссии, о Плане основных мероприятий Союза женщин России на 2010 год, о работе региональных отделений Союза женщин России в год молодежи,...

Проект Администрации Президента кр, Аппарата Правительства кр и Программы развития ООН «Продвижение женщин в государственной службе и политике» iconГазета «Знамя» 30. 11. 11 Смотр таможенных талантов
Руководитель администрации президента России Сергей Нарышкин не будет участвовать в церемонии инаугурации президента Кыргызстана...

Проект Администрации Президента кр, Аппарата Правительства кр и Программы развития ООН «Продвижение женщин в государственной службе и политике» iconОбщие вопросы
Информация правительства азербайджанской республики по вопросам комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, в связи с рассмотрением...

Проект Администрации Президента кр, Аппарата Правительства кр и Программы развития ООН «Продвижение женщин в государственной службе и политике» iconПравительство Республики Таджикистан постановление
В соответствии со статьёй 8 Закона Республики Таджикистан "О молодёжи и государственной молодёжной политике" и в целях формирования...

Проект Администрации Президента кр, Аппарата Правительства кр и Программы развития ООН «Продвижение женщин в государственной службе и политике» iconКультурный проект «Триединство языков» в Республике Казахстан
Президент. Результатом такого послания президента стала Государственная программа функционирования и развития языков на 2011-2020...

Проект Администрации Президента кр, Аппарата Правительства кр и Программы развития ООН «Продвижение женщин в государственной службе и политике» icon07 10 апреля 2011г., Москва, ввц, Павильон №75
Во всем Мире продвижение здорового образа жизни становиться одним из основных приоритетов развития государственной политики. Здоровое...

Проект Администрации Президента кр, Аппарата Правительства кр и Программы развития ООН «Продвижение женщин в государственной службе и политике» iconОб итогах работы
Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, в Указах Президента Российской Федерации...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница