Скачать 3.61 Mb.
|
Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Т. В. Раман. — М.: Экзамен, 2006. — 318, — (Серия «Учебно-методический комплект»). Содержание Введение . ……………………………………………………………………………………..…5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ …………………………………………..6 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ………………………………………….6 Урок 1. Языки человек………………………………………………………………………… 6 Урок 2. Язык и речь. Языки его единицы. …………………………………………………….7 Урок 3. Развитие у речи. Стили речи ………………………………………………………….8 Урок 4. Состав слова…………………………………………………………………………….9 Урок 5. Орфограмма. Место орфограмм в словах…………………………………………...10 Урок 6. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова………………… 12 Урок 7. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова (продолжение темы)…………………………………………………… 13 Урок 8. Правописание безударных гласных в корне слова (продолжение темы)…………………………………………………… 14 Урок 9. Правописание согласных в корне слова…………………………………………… 15 Урок 10. Правописание согласных в корне слова (продолжение темы)………………… 17 Урок 11. Правописание букв и, у, а после шипящих ……………………………………… 18 Урок 12. Разделительные ъ и ь……………………………………………………………… 19 Урок 13. Отличие предлога от приставки ……………………………………………………20 Урок 14. Текст………………………………………………………………………………… 21 Урок 15. Обучающее изложение…………………………………………………………… 22 Урок 16. Части речи……………………………………………………………………………23 Урок 17. Глагол. Правописание -тся и -ться в глаголах………………………………… 24 Урок 18. Глагол. Личные окончания глаголов……………………………………………… 25 Урок 19. Имя существительное……………………………………………………………… 26 Урок 20. Падежные окончания существительных …………………………………………..28 Урок 21. Имя прилагательное ………………………………………………………………...28 Урок 22. Текст. Тема и основная мысль текста ……………………………………………..30 Урок 23. Местоимение……………………………………………………………………… 30 Урок 24. Повторение материала по разделу …………………………………………………32 Уроки 25—26. Контрольная работа и её анализ …………………………………………….32 Урок 27. Синтаксис. Пунктуация …………………………………………………………….33 Урок 28. Словосочетание. Строение словосочетаний …………………………………… ...35 Урок 29. Способы выражения грамматической связи в словосочетании ………………….36 Урок 30. Разбор словосочетания ……………………………………………………………..38 Урок 31. Предложение. Грамматическая основа предложения …………………………….39 Уроки 32—33. Сжатое изложение ……………………………………………………………40 Урок 34. Виды предложений по цели высказывания ……………………………………….41 Урок 35. Виды предложений по интонации …………………………………………………42 Урок 36. Сочинение на свободную тему …………………………………………………….44 Урок 37. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее …………… 44 Урок 38. Сказуемое ……………………………………………………………………………46 Урок 39. Тире между подлежащим и сказуемым …………………………………………...47 Урок 40. Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения ………………………………………………….48 Урок 41. Дополнение ………………………………………………………………………….49 Урок 42. Определение ………………………………………………………………………...50 Урок 43. Обстоятельство ……………………………………………………………………...51 Урок 44. Однородные члены предложения ………………………………………………….53 Урок 45. Знаки препинания в предложениях с однородными членами …………………...54 Урок 46. Обобщающие слова при однородных членах предложения ……………………..55 Урок 47. Обращение …………………………………………………………………………..56 Урок 48. Письмо …………………………………………………………………………….. 58 Урок 49. Синтаксический разбор простого предложения ………………………………….58 Урок 50. Пунктуационный разбор простого предложения …………………………………59 Уроки 51—52. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» …………… 60 Урок 53. Простые и сложные предложения …………………………………………………60 Урок 54. Простые и сложные предложения (продолжение темы) …………………………62 Урок 55. Синтаксический разбор сложного предложения …………………………………63 Урок 56. Заглавие, основная мысль текста …………………………………………………..64 Урок 57. Прямая речь …………………………………………………………………………65 Урок 58. Диалог ……………………………………………………………………………… 66 Урок 59. Повторение изученного ………………………………………………………….....67 Уроки 60—61. Контрольная работа и её анализ ………………………………………….....69 Урок 62. Фонетика. Гласные звуки …………………………………………………………..69 Урок 63. Согласные звуки ………………………………………………………………….....71 Урок 64. Позиционные чередования гласных и согласных ………………………………...72 Урок 65. Согласные твёрдые и мягкие …………………………………………………….....73 Урок 66. Обучающее изложение текста с элементами повествования и описания …….. 74 Урок 67. Согласные звонкие и глухие …………………………………………………….....75 Урок 68. Повторение …………………………………………………………………………..76 Урок 69. Графика. Алфавит …………………………………………………………………..77 Урок 70. Графика. Алфавит (продолжение темы) …………………………………………..79 Урок 71. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака …………………...80 Урок 72. Обозначение мягкости согласных …………………………………………………81 Урок 73. Двойная роль букв е, ё. ю, я ………………………………………………………..82 Урок 74. Орфоэпия ………………………………………………………………………….....83 Урок 75. Фонетический разбор …………………………………………………………….....84 Урок 76. Повторение …………………………………………………………………………..85 Уроки 77—78. Контрольный диктант и его анализ …………………………………………86 Урок 79. Сочинение-описание предмета по картине И. И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками» ……………………………… 87 Урок 80. Лексика. Слово и его лексическое значение …………………………………….. 87 Урок 81. Однозначные и многозначные слова …………………………………………….. 88 Урок 82. Прямое и переносное значение слов …………………………………………….. 89 Урок 83. Омонимы …………………………………………………………………………... 91 Урок 84. Синонимы …………………………………………………………………………. 92 Урок 85. Синонимы (продолжение темы) …………………………………………………. 93 Урок 86. Сочинение-описание пейзажа по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» …………………………………………………...94 Урок 87. Антонимы ……………………………………………………………………………94 Урок 88. Повторение …………………………………………………………………………..96 Урок 89. Подробное изложение ………………………………………………………………97 Урок 90. Морфемика. Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов …………………………………………………………97 Урок 91. Окончание и основа слова ………………………………………………………….99 Урок 92. Сочинение по личным впечатлениям …………………………………………….100 Урок 93. Корень слова ……………………………………………………………………….100 Урок 94. Корень слова (продолжение темы) ……………………………………………….101 Урок 95. Рассуждение ………………………………………………………………………..102 Урок 96. Повторение изученного …………………………………………………………...103 Урок 97. Суффикс. Суффиксы имён существительных.... ………………………………..104 Урок 98. Суффикс. Суффиксы имён прилагательных …………………………………….105 Урок 99. Приставка …………………………………………………………………………..106 Урок 100. Выборочное изложение по тексту В. М. Пескова ……………………………...108 Урок 101. Чередование звуков……………………………………………………………… 108 Урок 102. Беглые гласные……………………………………………………………………109 Урок 103. Варианты морфем…………………………………………………………………110 Урок 104. Морфемный разбор слова……………………………………………………… 111 Урок 105. Правописание гласных и согласных в приставках …………………………….112 Урок 106. Буквы з и с на конце приставок ………………………………………………....114 Урок 107. Буквы з и с на конце приставок (продолжение темы) …………………………115 Урок 108. Буквы а—о в корне -лаг- — -лож- ……………………………………………...116 Урок 109. Буквы а—о в корне -раст- — -рос- …………………………………………….117 Урок 110. Правописание корней с чередованием гласных ……………………………….118 Урок 111. Буквы ё—о после шипящих в корне ……………………………………………119 Урок 112. Буквы и—ы после ц ……………………………………………………………..121 Урок 113. Повторение……………………………………………………………………… 122 Уроки 114—115. Контрольный диктант и его анализ…………………………………… 123 Урок 116. Сочинение-описание по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине» ……………………………………………124 Урок 117. Морфология. Самостоятельные и служебные части речи…………………… 124 Урок 118. Имя существительное…………………………………………………………… 125 Урок 119. Имя существительное (продолжение темы)…………………………………… 127 Урок 120. Доказательства и рассуждения………………………………………………… 128 Урок 121. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые………………… 128 Урок 122. Имена существительные собственные и нарицательные………………………129 Урок 123. Имена существительные собственные и нарицательные (продолжение темы)130 Урок 124. Изложение по притче Е. А. Пермяка «Перо и чернильница»………………… 132 Урок 125. Морфологический разбор имен и существительного………………………… 132 Урок 126. Род имён существительных …………………………………………………… 133 Урок 127. Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа ……………………………………………… 134 Урок 128. Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа……………………………………………………………135 Урок 129. Три склонения имён существительных………………………………………… 137 Урок 130. Падеж имён существительных………………………………………………… 138 Урок 131. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе (продолжение темы) …………………… 139 Урок 132. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе…………………………………………… 140 Уроки 133—134. Контрольный диктант и его анализ…………………………………… 141 Урок 135. Изложение…………………………………………………………………………141 Урок 136. Множественное число имён существительных ………………………………...141 Урок 137. Множественное число имён существительных (продолжение темы) . ………143 Урок 138. Правописание о—е после шипящих и ц в окончании существительных …….144 Урок 139. Повторение ………………………………………………………………………..145 Урок 140. Сочинение по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» …………….146 Урок 141. Контрольный диктант и его анализ ……………………………………………..146 Урок 142. Имя прилагательное как часть речи …………………………………………….146 Урок 143. Имя прилагательное как часть речи (продолжение темы) …………………….148 Урок 144. Имя прилагательное как часть речи (продолжение темы) …………………….149 Урок 145. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных……………150 Урок 146. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных (продолжение темы)…………………………………………………151 Урок 147. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных (продолжение темы)…………………………………………………152 Урок 148. Описание животного……………………………………………………………...153 Урок 149. Прилагательные полные и краткие………………………………………………153 Урок 150. Прилагательные полные и краткие (продолжение темы) ……………………..154 Урок 151. Описание животного на основе его изображения ……………………………...155 Урок 152. Морфологический разбор имени прилагательного …………………………….155 Урок 153. Сочинение «Как я испугался» …………………………………………………...156 Урок 154. Повторение ………………………………………………………………………..156 Уроки 155—156. Контрольный диктант и его анализ ……………………………………..157 Урок 157. Художественное описание животного на основе наблюдений ……………….157 Урок 158. Глагол как часть речи ……………………………………………………………157 Урок 159. Глагол как часть речи (продолжение темы).... …………………………………159 Урок 160. Не с глаголами ……………………………………………………………………160 Урок 161. Не с глаголами (продолжение темы) ……………………………………………161 Урок 162. Не с глаголами (продолжение темы) ……………………………………………162 Уроки 163—164. Рассказ …………………………………………………………………….163 Урок 165. Неопределённая форма глагола …………………………………………………163 Урок 166. Неопределённая форма глагола (продолжение темы) …………………………164 Урок 167. Резервный урок …………………………………………………………………...165 Урок 168. Правописание -тся и -ться в глаголах ………………………………………...165 Урок 169. Правописание -тся и -ться в глаголах ………………………………………...166 Урок 170. Резервный урок …………………………………………………………………...167 Урок 171. Виды глагола ……………………………………………………………………...167 Урок 172. Виды глагола (продолжение темы) ……………………………………………..169 Урок 173. Виды глагола (продолжениё темы) ... …………………………………………..169 Урок 174. Буквы е—и в корнях с чередованием …………………………………………...171 Урок 175. Буквы е—и в корнях с чередованием …………………………………………...172 Урок 176. Резервный урок …………………………………………………………………...172 Урок 177. Невыдуманный рассказ (о себе) …………………………………………………172 Уроки 178—179. Контрольный диктант и его анализ ……………………………………..173 Урок 180. Время глаголов …………………………………………………………………...173 Урок 181. Прошедшее время ………………………………………………………………..175 Урок 182. Настоящее время …………………………………………………………………176 Урок 183. Будущее время ……………………………………………………………………177 Урок 184. Спряжение глаголов ……………………………………………………………...177 Урок 185. Спряжение глаголов с безударным личным окончанием ……………………..178 Урок 186. Спряжение глаголов с безударным личным окончанием (продолжение темы) ……………………………………………180 Урок 187. Спряжение глаголов с безударным личным окончанием (продолжение темы) ……………………………………………181 Урок 188. Спряжение глаголов с безударным личным окончанием (продолжение темы) ……………………………………………182 Урок 189. Морфологический разбор глагола ………………………………………………183 Урок 190. Изложение по тексту «Шоколадный торт»……………………………………..184 Урок 191. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа ……………………………………………………..184 Урок 192. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (продолжение темы) …………………………….185 Урок 193. Употребление времён ……………………………………………………………186 Урок 194. Резервный урок . ………………………………………………………………… 187 Урок 195. Спортивный репортаж по серии рисунков..... ………………………………… 187 Урок 196. Повторение изученного о глаголе ………………………………………………187 Урок 197. Сочинение-рассказ по рисунку ………………………………………………….188 Уроки 198—199. Контрольный диктант и его анализ ……………………………………. 188 Урок 200. Повторение и систематизация изученного. Разделы науки о языке ………… 188 Урок 201. Сочинение на одну из предложенных тем …………………………………….. 189 Урок 202. Орфограммы в приставках и в корнях слов …………………………………… 189 Урок 203. Орфограммы в окончаниях ……………………………………………………...190 Урок 204. Знаки препинания в простом и сложном предложении ……………………….190 Введение Данное пособие представляет собой методические разработки уроков по всем разделам курса 5 класса и построено в соответствии с требованиями школьной программы и содержанием учебника Русский язык. 5 класс» Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М.: Просвещение, 2003). Эта книга — результат изучения достижений и разработок в области преподавания русского языка, представление личного опыта работы автора в школе. При планировании уроков учитывалась новая структура средней школы (начальные классы 1—4) и вариативность методики преподавания предмета на I ступени. Уроки спланированы с учётом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, автор предусматривает обучение русскому языку в 5 классе па высоком, но доступном уровне трудности, изучение материала быстрым темпом, Выделяет ведущую роль теоретических знаний. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетаний коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создаёт условия для контроля и анализа ответов, качества выполненных заданий. Для возбуждения познавательной активности и сознательности учащихся в разработки уроков включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь. Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым предусмотрены интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Дидактическое оснащение каждого раздела позволило при разработке уроков создавать комплексы упражнений для последовательного усвоения учебного материала. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.). Разработки уроков содержат рекомендации для учащихся по овладению рациональными приёмами умственного труда. К ним относятся: алгоритмы по принятию решения, способы проверки заданий, построение схем для обобщения материала и др. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы. Это избавит учителя от поисков дополнительного материала. Стихи С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, отрывки из произведений М. М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, Н. И. Сладкова, В. П. Астафьева и др. не только предоставляют возможность для проведения многоаспектного анализа, но и формируют художественный вкус, вызывают у пятиклассников интерес к хорошим книгам. При разработке уроков учтены рекомендации Т. А. Костяевой «Ориентировочное планирование по русскому языку для 5 класса на 2002/2003 учебный год», опубликованные в журнале «Русский язык в школе» в 2002, 2003 гг. Учителя-словесники понимают важность курса русского языка в 5 классе: с него начинается систематическое обучение детей правописанию, которое основывается на сознательном усвоении и применении на практике орфографических правил. Пособие окажет помощь в этой работе. Оно рассчитано на творческое использование: в зависимости от состава и уровня подготовленности класса учитель может изменять объём заданий, формы работы для достижения запланированного результата. |
![]() | Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 9-й кл.: к учебнику С. Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9... | ![]() | Леонидова, М. В. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс: к учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой... |
![]() | Нури О. А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л. А. Тростенцовой «Русский язык. 8 класс» / О. А. Нури: —... | ![]() | Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3кл.: тетрадь для упражнений по русскому языку и речи к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс».... |
![]() | Рамзаева Т. Г. Русский язык. 3кл.: тетрадь для упражнений по русскому языку и речи к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс».... | ![]() | Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе к учебнику “Русский язык 10-11 классы Н. М. Гольцова, М. А. Мищерина,... |
![]() | Русский язык 1 класс. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык «Просвещение» 2011г | ![]() | «Русский язык. 10-11 классы» авторов Н. Г. Гольцовой, М. А. Мищериной (М.: Русское слово, 2008). Календарно-тематическое планирование... |
![]() | Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Под редакцией М. Т. Баранова,... | ![]() | Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику М. М. Разумовской др. «Русский язык». 8 класс» /Е. А. Влодавская. М.:... |