Программа комплексных мероприятий по духовно нравственному воспитанию обучающихся в условиях сельской школы




Скачать 177.54 Kb.
НазваниеПрограмма комплексных мероприятий по духовно нравственному воспитанию обучающихся в условиях сельской школы
Дата публикации30.09.2014
Размер177.54 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Право > Программа
Сведения об авторе:

Гребенюк Ирина Витальевна - учитель истории, обществознания и основ религиозных культур и светской этике (модуль основы православной культуры).

Муниципальное образовательное учреждение Куриловская средняя общеобразовательная школа села Куриловки Черепановского района Новосибирской области.

Муниципальное образовательное учреждение

Куриловская средняя общеобразовательная школа

Программа комплексных мероприятий по духовно – нравственному воспитанию обучающихся в условиях сельской школы.

с.Куриловка

Черепановский район

Новосибирская область

1.Пояснительная записка

На современном этапе развития общества происходят глобальные изменения в различных сферах человеческой жизни. Они затрагивают и социально-духовные отношения. Духовно-нравственные ценности теряют свою значимость для человека (в школе был проведён социологический опрос перед составлением воспитательной программы образовательного учреждения). Общественный запрос на возрождение отечественных духовных традиций высок. Проблемам укрепления духовно-нравственных ценностей уделяется сегодня большое внимание со стороны государства и Церкви. Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников окажется востребованной и позволит сохранить те традиции и ценности, которые формировались в России веками.

Сегодня особенно необходимо и важно воспитывать в молодёжи такие качества, как духовность, гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине и окружающей природе, семье – всё то, что является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закреплённых в законе Об образовании в РФ.

Современная ситуация требует осознания православных основ нашего быта и культуры. Традиции, обычаи, предания народов складываются на протяжении тысячелетий как условия для развития человека, для возвышения жизни в мир более высокий, мир личностного, а значит - духовного бытия. Духовность предполагает тесный союз ума, чувств, их согласованность с нравственностью. Духовное богатство личности зарождается тогда, когда человек начинает размышлять о явлениях духовного порядка: что есть вера, предательство, любовь, добро и зло, справедливость.

Возрастная категория наших обучающихся от 9 до 18 лет. Именно в этом возрасте молодые люди задают себе вопрос: «Кто и какой я?», «Кем и каким я хочу быть?» Задать себе такие вопросы трудно, но гораздо сложнее на эти вопросы ответить. И именно в этот период школьникам нужна помощь.

^ 2.Условия освоения программы:

В МОУ Куриловской СОШ создано единое воспитательное пространство духовно-нравственного воспитания и развития учащихся, являющееся важнейшей задачей деятельности школы. В этом пространстве декларируются, осмысливаются, развиваются и реализуются духовно-нравственные ценности.

Организованы подпространства, позволяющие учащимся:

- изучать духовное наследие и традиции российской культуры (через курс «Основы православной культуры» в 4,5 и 10 классах) и, в частности, культуры Новосибирской области (через курсы «Моя малая родина» и «Искусство родного края» -в 6 и 8 классах соответственно, а также через занятия дополнительного образования «Музейное дело»);

- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами, социальными партнерами (через сетевое взаимодействие с Верх-Мильтюшинской школой, Черепановским ДДТ, сельским клубом и др.);

- демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (через различные формы мероприятий);

- стать субъектом реализации целевых воспитательных программ и проектов.

^ 3. Актуальность и значимость.

Появление негативных явлений в современной жизни, как города, так и деревни, вынуждает школу стабилизировать, развивать образовательную, духовную и культурную жизнь детей, воздействовать на изменение структуры социальных ценностей и потребностей учащихся, остановить и предупредить отчуждение детей от земли, родного дома, от своих корней, от разрушения межпоколенных связей. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания сельских школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школы.

В 2012, 2013 гг. проходит широкое празднование юбилейных дат российской истории и наша школа не должна стоять в стороне от этих значимых дел.

Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.

Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

^ 4. Целевое назначение программы.

Цель: создание условий для приобщения обучающихся к общечеловеческим нравственным ценностям и ценностям русской национальной культуры; воспитание потребностей к духовно-нравственному саморазвитию и самоактулизации.

Задачи:

- развитие духовно-нравственных ценностей и утверждения их в сознании и поведении обучающихся через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций;

- создание условий для нравственного самовыражения личности;

-организация педагогической поддержки личности;

- построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива.

^ 5.Основные принципы программы:

1.Принципы духовно-нравственного воспитания

(гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).

2.Принципы отбора содержания образования

(научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ).

3.Принципы организации занятий:

(наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).

^ 6.Методы реализации программы:

1.Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов).

2.Словесный (чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).

3.Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

^ 7.Формы работы с детьми:

- Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.

- Лекции, семинары, практикумы (в старших классах).

- Творческая деятельность детей.

- Проведение праздников и мероприятий.

- Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).

- Исследовательская деятельность учащихся.

- Экскурсии.

- Организация выставок.

- Тематические и творческие вечера.

- Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

^ 8. Практическая значимость состоит в том, что для совершенствования учебно-воспитательного процесса школы в целях достижения понимания духовно-нравственных основ разработаны диагностирующий материал. Результаты исследования могут быть использованы при разработке концепции воспитательной работы в школе по духовно-нравственному развитию.

9. Мониторинг

Использование комплекта опросников, автор П.Степанов. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания, 2007.

^ 10. Комплекс основных мероприятий



дата

мероприятия

участники

ответственные

1

Январь 2014

Создание нормативно-правовой базы обеспечения реализации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей в школе.


Творческая группа

Учителя-предметники

2


В течение учебного года

Проведение учебных курсов:

«Основы православной культуры» в 4,5,10 кл.;

«Моя малая родина» в 6 кл.;

«Искусство родного края» в 8 кл.;

«История Сибири» в 11 кл.

учащиеся

Учителя - предметники

3

Январь 2014

«Рождественские чтения» -районное мероприятие на базе Ново-Воскресенской СОШ;

«Рождество - Христово» - тематический праздник

Мочалкин С.,10кл. с докладом «История хора с.Куриловки»

Учащиеся 4-11 кл., родители, учителя школы, жители села.

Учитель ОПК{1}

Учитель ОПК и работники сельского клуба

4

Февраль, март 2014

«Путешествие по юбилейным датам Российской истории» - тематическое мероприятие (открытое для школьного округа)

Учащиеся школы 4-11 кл.

Учащиеся 9-11 классов базовой школы, учителя школ

Учитель ОПК и педагог-организатор

5


Март,

апрель 2014

«Православные храмы г.Новосибирска и г.Черепаново» - экскурсия

Учащиеся 4-5 и 6-11 кл.

Учитель ОПК и педагог-организатор

6

Апрель

2014

«Перекрёстки открытий» - научно-практическая конференция школьников 5-9кл.

Энграф А. (секция история, тема «Церковная свеча в православном храме»);

Ган А. (секция краеведение, тема «Экологические проблемы с.Куриловки»)

Учителя-предметники.

Работники ДДТ{2}

7


Апрель-май 2014

« Светлая Пасха Христова» - тематический праздник

Учащиеся 4-11 кл., родители, учителя, жители села.

Учитель ОПК, работники сельского клуба

8

Июнь – июль 2014

« Знатоки села и района» - комплекс мероприятий в лагере дневного пребывания «Солнечный»

Учащиеся школы

Воспитатели лагеря, работники сельского клуба

9

Июль 2014

«Тихий вечер» - праздник народного календаря на берегу реки Глубокая

Учащиеся школы, жители села

Работники сельского клуба

10

Ноябрь 2014

«Неделя нравственного поведения человека»- комплекс мероприятий

Учащиеся 4-11 кл., учителя

Педагог-организатор, учитель ОПК

11

Декабрь 2014

«Святое достояние России» - тематический праздник

Учащиеся 4-11 кл., учителя, родители

Учитель ОПК

12

Январь – май 2015

«Основные сражения Великой Отечественной войны – наш победный юбилей» - тематические мероприятия

Учащиеся школы, учителя, жители села

Учитель истории

13


Март, май 2015

« Наши земляки, вам наш поклон»- тематические мероприятия

Учащиеся школы, жители села

Работники клуба, учитель истории

14


Февраль 2015

«Путешествие по православному и народному календарю» - урок – игра;

«Широкая Масленица» - праздник

Учащиеся школы, родители

Учитель ОПК, педагог-организатор

15

Март 2015

«Таинство Крещения» - православный обряд

Для желающих жителей села

Учитель ОПК,

Иеромонах Кирилл

16

Май 2015

«У истоков письменности» - мероприятия, посвящённые Дню славянской письменности

Учащиеся, родители

Учителя словесности

17

июнь 2015

Мониторинг и подведение итогов исполнения программы

Учащиеся школы

Администрация школы

Примечание: {1}-основы православной культуры

{2}- дом детского творчества

^ Приложение сценария « Святое достояние России»

Вед.1 Гимн России начинается словами: « Россия священная наша держава!». Священным или святым люди называют всё заветное, дорогое, связанное с самыми дорогими именами, лицами, событиями, памятниками истории и культуры.

Вед.2 Святым называют всё, что связано с добром и благом.

Вед.1 О своей Родине мы с трепетным чувством говорим – Святая Отчизна.

Вед.2 Сегодня мы будем говорить о святом достоянии России.

Вед.1 Величайший знаток русской истории академик Д. С. Лихачёв писал: « Ни одна страна не называлась святой, а Русь называлась Святой Русью.»

Вед. 2 Что такое Святая Русь? Это вовсе не то же, что вся Россия. Святая Русь – это прежде всего святыни земли Русской: храмы, иконы, праведники, святые события Руси.

Вед.1 и 2. Это наше национальное достояние!

(рассказ о православном храме)

- о храме Покрова на Нерли

- о храме в Кижах

Вед.1 Древнерусская икона занимает самое почётное место в мировом изобразительном искусстве. Лучшие художники 20 века преклонялись перед священным искусством .

(рассказ об иконе)

Вед.2 Любимыми иконами на Руси всегда были иконы Богородицы. Величайшими святынями Руси являются Владимирская и Казанская иконы Божией матери.

- о Владимирской иконе

- о Казанской иконе

Вед.1 Вспомним, что слова «священный» и «святой» означают особенный, необычный, избранный, просвящённый.

Вед.2 Перелистывая священные страницы истории России, мы уже знаем имена некоторых особо чтимых на Руси святых. Это первоучители славянских народов- святые братья Кирилл и Мефодий, просветители великие князь Владимир и княгиня Ольга, защитники земли Русской князья Александр Невский и Дмитрий Донской и великие подвижники- святые Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

(рассказ о Радонеж. И Саровском)

- чтение стихотворения

Вед.1 Имена этих святых, овеянные немеркнущей славой в церковной и гражданской истории России, и сейчас светят нам, как самые яркие звёзды на небе.

Вед.2 Живой частью России всегда была – семья.

Здесь именно, в семейной жизни, полагается самое прочное начало служения благу другого, здесь подавляется эгоизм, - и от любви семейной человек всегда восходил к любви к роду и к целому человечеству.

( доклад о семье)

О храме

Далеко не каждому известно, как устроен православный храм. А ведь каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов.

Каждый храм посвящен какому-либо святому или событию. Иногда в храме устраивают несколько алтарей (приделов). Тогда каждый из них посвящен своему святому или событию. Само здание храма строится либо в виде креста (символ Христа), либо в виде круга (символ вечности), либо в виде восьмиугольника (символ путеводной вифлеемской звезды). Завершается храм куполом (символом неба), на котором ставят главу с крестом. При этом, если ставится 1 глава, тот это символизирует самого Иисуса Христа, если две главы - два естества в Христе (божественное и человеческое), если 3 - три лица троицы, если 5 - Христа и четыре евангелиста, если 7 - семь таинств церковных и семь вселенских соборов, если 9 - девять чинов ангельских, если 13 - Христос и двенадцать апостолов.

Православный храм делится на три части: притвор, сам храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Сам храм предназначен непосредственно для верующих.

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, крест, дарохранительница, дароносица. возвышающийся посреди него.

Антиминс - главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и с зашитой частицей мощей какого-либо святого. В первые века христианства служба (литургия) всегда совершалась на гробницах мучеников над их мощами. Без антиминса службу совершать нельзя. Недаром само слово антиминс переводится с греческого как “вместопрестолие”. Обыкновенно антиминс завернут в другой плат - илитон, напоминающий повязку на голове Христа в гробу.

Дарохранительница - это ящичек в виде небольшой церковки. Здесь хранятся святые дары для причащения больных. А на дом к ним для причащения священник ходит с дароносицей.

Место за престолом у восточной стены специально делается немного возвышенным, называется “горним местом” и считается самым святым местом даже на алтаре. Здесь традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.

На алтаре, за алтарной преградой (иконостасом) у северной стены поставлен особый стол, называемый жертвенником. Здесь готовятся хлеб и вино для причастия. Для их торжественного приготовления во время обряда проскомидии на жертвеннике находятся: потир - святая чаша, в которую вливается вино с водою (симол крови Христа); дискос - блюдо на подставке для причастного хлеба (символ тела Христа); звездица - две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (звездица - символ звезды вифлеемской); копие - острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица - ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой - воздухом.

Кроме того, за алтарной преградой хранятся: кадильница, дикирий (двусвечник) и трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при освящении их).

Отделяет алтарь от остального храма иконостас. Правда, некоторая часть алтаря находится перед иконостасом. Ее называют солеей (греч. “возвышение посреди храма”), а ее середину солеи - амвоном (греч. “восхожу”). С амвона священник произносит самые значительные слова при совершении службы. Амвон - символически очень значим. Это и гора, с которой проповедовал Христос; и вифлеемская пещера, где он родился; и камень, с которого ангел возвестил женам о возненсении Христа. По краям солеи у стен храма устраивают клиросы - места для певцов и чтецов. Само название клиросов происходит от названия певчих-священников “клирошане”, то есть певчие из священнослужителей, клира (греч. “жребий, надел”). У самых клиросов обыкновенно ставят хоругви - иконы на материи, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен. Их носят во время крестных ходов.

В иконостасе, отделяющем храм от алтаря, устроены три двери. Средние - самые большие - носят название царских врат. Через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Кроме дверей царские врата перекрывает завеса, как правило красного цвета. Сами царские врата украшены иконами Благовешения и изображениями четырех евангелистов. А над ними помещают икону с изображением Тайной вечери.

В больших соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое.

Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда, как уже отмечалось выше, находятся Царские Врата. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.

Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.

Третий ряд — это деисусный ряд. Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.

Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.

Пятый ряд - праотеческий. Праотцы - это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

Это традиционное устройство иконостаса. Но часто встречаются и другие, где, например, праздничный ряд может быть выше Деисуса, или его совсем может не быть.

В живописной системе православного храма небесные силы изображаются подножием Господа и помещаются ниже него по куполу или в простенках барабана. При этом реально изображаются Престолы в виде огненных крылатых колес, Херувимы - в виде шестикрылых ликов и Архангелы в человеческом образе. Иногда же в больших храмах в простенках барабана изображают видимых носителей божественной силы - пророков. Их традиционно шесть: Давид, Соломон, Исайя, Иеремия, Иезекиль, Даниил.

На парусах храма помещают изображения евангелистов. Иногда вместо евангелистов (или вместе с ними) помещают тетраморф (четырех символических животных). При этом существует две различные версии соответствия животных евангелистам. Согласно пророчествам Иезекиля престол Иеговы окружают четверо существ: лев (Иоанн), орел (Марк), человек (Матфей) и вол (Лука). Однако чаще встречается соотношение, предложенное Августином Блаженным и Иеронимом: лев - Марк, орел - Иоанн, человек или ангел - Матфей, телец - Лука.

Следующей по сакральности считается алтарная стена, то есть внутренняя восточная стена храма. Если купол - это образы церкви небесной, то алтарная стена - образы церкви земной. В полукупольном завершении над полуцилиндрической апсидой - алтарной конхе почти всегда помещается изображение Богоматери, либо восседающей на троне, либо Оранты, стоящей в рост с воздетыми руками. Иногда же здесь изображали Христа Вседержителя. Сразу под конхой помещается сцена Евхаристии апостолов. А еще ниже в один или два ряда располагаются святители христианской церкви (Николай Чудотворец, Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст и др.).

На стенах же храма развертывается евангельская история. В XI-XII веках сложилась обязательная схема двенадцати главных христианских праздников, следующих за евангельскими событиями. Они и раскрываются в изображениях, начиная с юго-восточной стены по часовой стрелке. Это Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим, Распятие, Сошествие во Ад, Вознесение, Сошествие св. Духа на апостолов, Успение Богородицы. В боковых же приделах храма в галереях и на хорах располагают сюжеты Ветхого завета, протоевангельской истории. А на столбах, поддерживающих купол - святых и мучеников. При этом особо выделяется западная стена (самая дальняя от алтаря). Здесь помещают сцены Страшного Суда, либо Успение Богоматери, либо Тайную Вечерю.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа комплексных мероприятий по духовно нравственному воспитанию обучающихся в условиях сельской школы iconОтчет о проделанной работе по духовно-нравственному воспитанию обучающихся...

Программа комплексных мероприятий по духовно нравственному воспитанию обучающихся в условиях сельской школы iconПрограмма развития школы «Создание развивающей образовательной среды...
Целевая комплексная программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы...

Программа комплексных мероприятий по духовно нравственному воспитанию обучающихся в условиях сельской школы iconПроект по духовно-нравственному воспитанию "Моя семья"
В современном обществе очень актуальной становиться проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания

Программа комплексных мероприятий по духовно нравственному воспитанию обучающихся в условиях сельской школы iconКудрявцева Г. В. Работа Яранской Центральной районной библиотеки...
Г. В. Работа Яранской Центральной районной библиотеки им. Г. Ф. Боровикова по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения....

Программа комплексных мероприятий по духовно нравственному воспитанию обучающихся в условиях сельской школы iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10

Программа комплексных мероприятий по духовно нравственному воспитанию обучающихся в условиях сельской школы iconОбщественное участие в духовно-нравственном образовании в мбоусош №4
«Духовно нравственное воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности». Проект определяет основные направления деятельности...

Программа комплексных мероприятий по духовно нравственному воспитанию обучающихся в условиях сельской школы icon«Традиции эпистолярного жанра. Личные письма»
Обращение к этим удивительным свидетельствам военных лет способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, развитию...

Программа комплексных мероприятий по духовно нравственному воспитанию обучающихся в условиях сельской школы iconОсновная образовательная программа школы Начальная школа программа...
Программа днрв должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной...

Программа комплексных мероприятий по духовно нравственному воспитанию обучающихся в условиях сельской школы icon«Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся...
Создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России – один из важнейших факторов...

Программа комплексных мероприятий по духовно нравственному воспитанию обучающихся в условиях сельской школы iconПлан работы школьной библиотеки №851 на 2011- 2012 учебный год. Задачи школьной библиотеки
Школьная библиотека – структура деятельности, направлена на развитие грамотности, информационных навыков самообразования, умеющих...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница