Скачать 3.86 Mb.
|
Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя / Е. И. Никитина. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2001. — 272 с. О некоторых особенностях уроков русского языка в V классе……………………………………… 6 О системе упражнений по орфографии………………………………………………………………….6 О системе упражнении по пунктуации…………………………………………………………………10 О развитии связной речи……………………………………………………………………………… 11 Учитывая возраст... ........................................................................................................................... 14 Об основных этапах урока………………………………………………………………………………15 ^ ФУНКЦИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Урок 1. Язык — важнейшее средство общения……………………………………………………… 18 ^ (18 + 4) Урок 1. Части слова. Орфограмма………………………………………………………………………20 Урок 2. Безударные гласные в корне слова…………………………………………………………… 21 Урок 3. Правописание согласных в корне слова……………………………………………………… 22 Урок 4. Непроизносимые согласные……………………………………………………………………23 Урок 5. Буквы и, у, а после шипящих………………………………………………………………… 24 Урок 6. Разделительные ъ и ь……………………………………………………………………………25 Урок 7. Разделительные ъ и ь……………………………………………………………………………26 Урок 8. Приставки и предлоги………………………………………………………………………… 27 Р Урок 9. Текст………………………………………………………………………………………… 28 Урок 10. Части речи. Имя существительное………………………………………………………… 30 Р Урок 11. Подробное изложение рассказа Г. Снегирева «Отважный пингвинёнок»………………32 Р Урок 12. Стили речи………………………………………………………………………………… 33 Урок 13. Три склонения имен существительных, правописание падежных окончаний……………34 Урок 14. Правописание падежных окончаний прилагательных…………………………………… 35 Урок 15. Местоимение………………………………………………………………………………… 36 Урок 16. Местоимение………………………………………………………………………………… 37 Урок 17. Глагол. Неопределенная форма. Спряжение глагола……………………………………… 38 Урок 18. Безударные личные окончания глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах……… 39 Урок 19. Мягкий знак после шипящих в глаголах…………………………………………………… 40 Урок 20. Наречие…………………………………………………………………………………………41 Урок 21. Наречие…………………………………………………………………………………………43 Урок 22. Коллективное сочинение по серии учебных рисунков «Спасибо тебе, человек!»……… 43 ^ (33+6) Урок 1. Синтаксис. Пунктуация……………………………………………………………………… 44 Урок 2. Словосочетание. Словосочетания типа глаг. + сущ………………………………………… 46 Урок 3. Словосочетания типа сущ. + сущ………………………………………………………………47 Урок 4. Словосочетания типа прил. + сущ…………………………………………………………… 49 Урок 5. Словосочетания типа глаг. + нареч……………………………………………………………50 Урок 6. Разбор словосочетания………………………………………………………………………… 51 Урок 7. Контрольный диктант с грамматическим заданием………………………………………… 52 Урок 8. Словосочетание (обобщение). Предложение…………………………………………………52 Урок 9. Виды предложений по цели высказывания………………………………………………… 53 Урок 10. Виды предложений по эмоциональной окраске…………………………………………… 54 Урок 11. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее…………………………56 Р Урок 12. Сказуемое…………………………………………………………………………………… 56 Р Урок 13. Тире между подлежащим и сказуемым……………………………………………………58 Урок 14. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения……………………………………………………… 59 Урок 15. Дополнение…………………………………………………………………………………… 60 Урок 16. Определение……………………………………………………………………………………61 Урок 17. Обстоятельство……………………………………………………………………………… 62 Урок 18. Второстепенные члены предложения (обобщающее повторение). Разбор простого предложения……………………………………………………………… 63 Урок 19. Предложения с однородными членами………………………………………………………63 Урок 20. Предложения с однородными членами………………………………………………………64 Урок 21. Предложения с обращениями……………………………………………………………… 65 Урок 22. Предложения с обращениями……………………………………………………………… 66 Урок 23. Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение……………………………… 67 Урок 24. Сложное союзное предложение………………………………………………………………69 Урок 25. Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения…………………… 70 Урок 26. Сложные союзные предложения. Сложноподчиненные предложения……………………71 Урок 27. Сложные союзные предложения. Сложноподчиненные предложения……………………73 Урок 28. Синтаксический разбор сложного предложения…………………………………………… 74 Р Урок 29. Подготовка к домашнему сочинению…………………………………………………… 75 Урок 30. Простое и сложное предложения (обобщение)…………………………………………… 76 Р Урок 31. Анализ сочинений………………………………………………………………………… 77 Р Урок 32. Изложение с грамматическим заданием………………………………………………… 78 Урок 33. Прямая речь…………………………………………………………………………………… 79 Урок 34. Прямая речь…………………………………………………………………………………… 80 Урок 35. Прямая речь…………………………………………………………………………………… 80 Урок 36. Диалог………………………………………………………………………………………… 81 Урок 37. Диалог………………………………………………………………………………………… 82 Урок 38. Повторение…………………………………………………………………………………… 83 Урок 39. Контрольный диктант…………………………………………………………………………84 ^ ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 + 2) Урок 1. Фонетика. Звук и буква…………………………………………………………………………85 Урок 2. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные………………………………………… 86 Урок 3. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков………………………………… 88 Урок 4. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков………………………………… 88 Урок 5. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит……………………………………………… 90 Урок 6. Звуковое значение букв е, ё, ю, я …………………………………………………………… 91 Урок 7. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и …………………………………… 92 Урок 8. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных………………………………………… 93 Урок 9. Правописание буквосочетаний с ч и щ (в середине слова)………………………………… 94 Урок 10. Обозначение мягкости согласных на письме (закрепление)……………………………… 95 Урок 11. Мягкий знак после шипящих на конце существительных и глаголов (повторение)…………………………… 96 Урок 12. Фонетика, графика орфоэпия (повторение)………………………………………………… 97 Р Урок 13. Подготовка к сочинению повествовательного типа «Памятная прогулка (рыбалка, поездка)»…………………………………………………… 98 Урок 14. Анализ сочинений…………………………………………………………………………… 99 ^ (10 + 2) Урок 1. Понятие о лексике. Лексическое значение слова……………………………………………100 Урок 2. Лексическое значение слова………………………………………………………………… 103 Урок 3. Однозначные и многозначные слова…………………………………………………………104 Урок 4. Многозначные слова………………………………………………………………………… 106 Урок 5. Омонимы……………………………………………………………………………………… 107 Урок 6. Употребление слов в переносном значении…………………………………………………108 Урок 7. Прямое и переносное значение слова……………………………………………………… 109 Урок 8. Синонимы………………………………………………………………………………………110 Урок 9. Синонимы………………………………………………………………………………………112 Урок 10. Контекстуальные синонимы……………………………………………………………… 114 Урок 11. Антонимы…………………………………………………………………………………… 116 Урок 12. Изложение, близкое к тексту……………………………………………………………… 117 ^ (24+3) Урок 1. Морфема — наименьшая значимая часть слова…………………………………………… 119 Р Урок 2. Образование и изменение слов…………………………………………………………… 121 Урок 3. Окончание и основа слова…………………………………………………………………… 123 Урок 4. Корень слова………………………………………………………………………………… 124 Р Урок 5. Корень слова (закрепление). Подготовка к сочинению «Секрет названия»……………126 Урок 6. Суффикс……………………………………………………………………………………… 127 Урок 7. Суффикс (закрепление)……………………………………………………………………… 128 Урок 8. Приставка………………………………………………………………………………………129 Р Урок 9. Приставка (закрепление). Анализ Сочинений «Секрет названия»………………………130 Урок 10. Чередование согласных и гласных в корне слова………………………………………… 131 Урок 11. Беглые гласные……………………………………………………………………………… 132 Урок 12. Описание предмета в художественном стиле………………………………………………133 Урок 13. Основное правило правописания приставок……………………………………………… 134 Урок 14. Правописание приставок на з—с ………………………………………………………… 135 Урок 15. Правописание приставок на з—с……………………………………………………………137 Урок 16. Правописание приставок на з—с……………………………………………………………138 Урок 17. Правописание корня -лаг- — -лож-…………………………………………………………139 Урок 18. Правописание корня -раст- — -рос- — -ращ-…………………………………………… 140 Урок 19. Правописание корня -раст- — -рос- — -ращ-…………………………………………… 141 Урок 20. Буквы ё — о после шипящих в корне слова……………………………………………… 142 Урок 21. Буквы ё—о после шипящих в корне слова………………………………………………… 143 Урок 22. Буквы ы—и после ц………………………………………………………………………… 144 Урок 23. Буквы ы—и после ц………………………………………………………………………… 146 Урок 24. Повторение……………………………………………………………………………………147 Урок 25. Повторение……………………………………………………………………………………148 Урок 26. Контрольный диктант с грамматическим заданием…………………………………… 149 Урок 27. Повторение……………………………………………………………………………………149 ^ Урок 1. Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)…………………………………………… 150 Имя существительное (19+4) Р Урок 1. Имя существительное как часть речи…………………………………………………… 152 Урок 2. Имя существительное как часть речи……………………………………………………… 154 Урок 3. Имена существительные одушевленные и неодушевленные………………………………155 Урок 4. Имена существительные собственные и нарицательные………………………………… 157 Урок 5. Имя существительное как средство связи предложений в тексте. Морфологический разбор существительных……………………………………………… 158 Урок 6. Род имен существительных………………………………………………………………… 159 Урок 7. Имена существительные, имеющие форму только единственного числа…………………160 Урок 8. Имена существительные, имеющие форму только множественного числа……………… 161 Урок 9. Три склонения имен существительных………………………………………………………163 Урок 10. Падеж имени существительного…………………………………………………………… 164 Урок 11. Падеж имени существительного и предлоги……………………………………………… 165 Урок 12. Правописание падежных окончаний существительных………………………………… 166 Р Урок 13. Правописание падежных окончаний существительных……………………………… 166 Урок 14. Склонение существительных с основой на –ий…………………………………………… 167 Урок 15. Правописание падежных окончаний существительных………………………………… 169 Урок 16. Правописание падежных окончаний существительных на –ий………………………… 170 Урок 17. Контрольный диктант с грамматическим заданием……………………………………… 170 Урок 18. Окончания существительных в форме именительного падежа множественного числа………………………………… 171 Урок 19. Окончания существительных в форме родительного падежа множественного числа…………………………………… 172 Урок 20. Правописание падежных окончаний существительных………………………………… 174 Урок 21. Правописание о — е в окончаниях существительных после шипящих и ц………………175 Р Урок 22. Подготовка к сочинению-рассуждению………………………………………………… 176 Р Урок 23. Анализ сочинений-рассуждений………………………………………………………… 178 ^ (11+4) Урок 1. Имя прилагательное как часть речи………………………………………………………… 178 Урок 2. Употребление прилагательных в речи……………………………………………………… 180 Урок 3. Правописание падежных окончаний прилагательных…………………………………… 181 Урок 4. Правописание падежных окончаний прилагательных…………………………………… 182 Урок 5. Правописание падежных окончаний прилагательных…………………………………… 183 Р Уроки 6 и 7. Изложение повествовательного текста с элементами описания животного «Счастливая находка»……………………………… 184 Урок 8. Правописание букв о — е в окончаниях прилагательных после шипящих……………… 185 Урок 9. Правописание падежных окончаний прилагательных в форме множественного числа………………………………186 Урок 10. Контрольный диктант……………………………………………………………………… 187 Урок 11. Прилагательные полные и краткие………………………………………………………… 187 Урок 12. Прилагательные полные и краткие………………………………………………………… 189 Р Урок 13. Подготовка к сочинению о животном……………………………………………………190 Урок 14. Повторение……………………………………………………………………………………193 Р Урок 15. Анализ сочинения о животном……………………………………………………………194 Глагол (25 + 8) Урок 1. Глагол как часть речи………………………………………………………………………… 195 Урок 2. Не с глаголами………………………………………………………………………………. 196 Р Урок 3. Подготовка к сочинению в жанре рассказа……………………………………………… 197 Урок 4. Глаголы в неопределенной форме. Правописание глаголов в неопределенной форме на –чь………………………………… 198 Р Уроки 5 и 6. Изложение, близкое к тексту………………………………………………………… 199 Урок 7. Глаголы в неопределенной форме на -ть. Гласные а, я перед –ть……………………… 200 Урок 8. Правописание -ться и -тся в глаголах. Правописание глаголов на –еть……………… 201 Урок 9. Правописание -ться и -тся в глаголах………………………………………………………202 Урок 10. Правописание -ться и -тся в глаголах…………………………………………………… 203 Урок 11. Виды глагола………………………………………………………………………………… 203 Урок 12. Виды глагола………………………………………………………………………………… 205 Урок 13. Правописание корней с чередующимися гласными и — е……………………………… 205 Урок 14. Правописание корней с чередующимися гласными и — е (закрепление)……………… 206 Р Урок 15. Подготовка к сочинению «Как я ... (что-то делаю)»…………………………………… 207 Урок 16. Виды глагола и его временные формы…………………………………………………… 208 Урок 17. Виды глагола и его временные формы (закрепление)…………………………………… 209 Урок 18. Прошедшее время…………………………………………………………………………… 210 Урок 19. Прошедшее время…………………………………………………………………………… 211 Р Урок 20. Прошедшее время………………………………………………………………………… 212 Урок 21. Спряжение глаголов………………………………………………………………………… 213 Урок 22. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями…………………………… 214 Урок 23. Правописание безударных личных окончаний глаголов………………………………… 215 Урок 24. Правописание безударных личных окончаний глаголов………………………………… 216 Р Урок 25. Правописание безударных личных окончаний глаголов (закрепление)……………… 217 Урок 26. Безударные личные окончания глаголов на -ать, -ять после гласных………………… 217 Урок 27. Подготовка к сочинению по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»………… 218 Урок 28. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа…………………… 220 Урок 29. Анализ сочинений по рисунку О. В. Поповича «Не взяли на рыбалку»……………… 221 Урок 30. Употребление времен……………………………………………………………………… 222 Урок 31. Глагол. Закрепление изученного……………………………………………………………223 Урок 32. Глагол. Закрепление изученного……………………………………………………………224 Урок 33. Контрольный диктант……………………………………………………………………… 225 Повторение…………………………………………………………………………………………… 225 |
![]() | Урок проводится в конце изучения темы «Имя существительное». Может проходить как внеклассное мероприятие | ![]() | Суммировать знания о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог) |
![]() | Урок русского языка в 5 классе Имя существительное” (урок актуализации знаний и умений, урок повторения) | ![]() | Обучающая: актуализация теоретических знаний по теме «Имя существительное», формирование орфографического навыка и пунктуационной... |
![]() | Русский язык. 5 класс. Обобщающий урок по теме: «Имя существительное» (игра-путешествие) | ![]() | Образовательные: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно писать их; продолжить работу по умению писать слова с... |
![]() | Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное | ![]() | Цель: обобщить представления учащихся о крупных лексико-грамматических группах слов – частях речи, их особенностях |
![]() | Валентина Александровна Осеева – детям: урок доброты и милосердия. Сценарий, презентация, текст рассказа В. Осеевой «Бабка»/Н. Г.... | ![]() | ... |