Классный час в 3 классе «Конституция РФ основной закон страны»




Скачать 109.72 Kb.
НазваниеКлассный час в 3 классе «Конституция РФ основной закон страны»
Дата публикации04.11.2014
Размер109.72 Kb.
ТипКлассный час
lit-yaz.ru > Право > Классный час

Классный час в 3 классе «Конституция РФ – основной закон страны»

учитель О.В. Аксенова

МБОУ СОШ с. Хрущевка


Задачи:
Образовательные:

  1. Создать условия для размышления детей о человеческих ценностях.

  2. Формировать представления учащихся о Конституции РФ, о государственных символах России, основных правах и обязанностях граждан.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию речи, памяти, логического мышления.

  2. Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.

  3. Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.

  2. Создать условия для воспитания культуры речевого общения, потребности нести людям добро.

^ Ход занятия

1. Вступительное слово.
Мы начинаем классный час.

- Прочитайте, пожалуйста, фразу. (Я – гражданин…)

- Что интересного заметили? (Пропущено слово).

- Попробуйте догадаться, какое слово пропущено. (…России)

^ 2.   Актуализация знаний.                                                                                                       

- Что для вас значит быть гражданином России? (ответы детей).

Посмотрите на карту. ( Физическая карта России)

- Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывает три часа дня в Москве, то на Камчатке наступает полночь. 

(Демонстрация фотографий русской природы на фоне мелодии)

Чтение стихотворения учащимися:

Мать Россия моя,

С чем тебя мне сравнить,

Без тебя мне непеть,

Без тебя мне не жить.

Мать Россия моя,

Соловьиный рассвет,

Ранил душу мою

Твой берёзовый цвет.

Всё, что в сердце моём,

Всё, чем в жизни живу,

Всё, что было и есть,

Я Россией зову.

Ты мудра и добра,

И народы земли

Славят сердце твоё,

Славят думы твои.

Ты, Россия моя, золотые края,

Ты, Россия, родная, заветная!

За твою широту, за твою красоту

Я люблю тебя, родина светлая!

-Вот она какая, Россия- Русь, широкая и великая! И везде живут люди. А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне.)                                                                                                    

Но Национальности у россиян разные. Россия- единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. (Фотографии, рисунки)

Ребята, тема классного часа очень важна для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное. Сегодня вы постараетесь понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.

^ 3. Беседа о ценностях человека.

- Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим?

(Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество)

- А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным? Послушайте одну историю.

Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ».
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.

- Почему же Человек заскучал?

(Вывешиваю табличку со словом «Родина»).
- Ребята, а что же такое Родина?

- Наша с вами Родина – это Россия.

Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. (фотография свидетельства о рождении)

- А что значит: быть гражданином своей страны?(ответы детей)

- Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. И для того, чтобы все граждане страны жили в мире и согласии обязательно должны быть правила. Иначе люди просто не смогут жить вместе. Начнут спорить, ссориться и обижаться друг на друга.
^ 4. Беседа о Конституции.

а) Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. (показать Конституцию РФ)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть по правилам, которые в нашей Конституции записаны, Президент перед вступлением в должность — перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, — обязан принести присягу народу России.

- Кто же такой Президент?

Президент России — глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Президент обладает властью. Президент дает клятву верно служить нам, народу России. В специальной статье конституции РФ сказано, чем должен заниматься глава нашего государства. Оказывается, дел у президента очень много.

- Кто является президентом РФ? (фотография В.В. Путина)

б) Сообщение учащегося об истории Конституции или видеоролик (фотографии Конституций)


КОНСТИТУЦИЯ - (от латин, -установление) - Основной Закон государства, определяющий основы государственного и общественного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией формируется все законодательство государства, т.е. его законы. Принятие Конституции РСФСР состоялось в 1918 году, затем последовали Конституции СССР – Конституция 1924 года, Конституция 1936 года, Конституция 1977 года. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года Всенародным голосованием. С 1994 года этот день отмечается, как День Конституции.
Поэтому день принятия Конституции - 12 декабря - является государственным праздником.

Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.


в) - Что сказано в нашей Конституции?

В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации.

В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя.
^ 5. Беседа о государственных символах.

В Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете? (Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн.)                                                                                          

- Во всём мире люди обращают взоры к государственным символам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: «Вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна». И люди знают, что у их страны многовековая и славная история, что их предки под этим знамёнами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит и они выстоят. И душа наполняется гордостью за своё Отечество. Человек гордится Родиной – значит готов помогать ей, готов защищать её.                                                                                                                                                         

   На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Но исторически сложилось так, что государство имеет три основных символа - Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Поэтому эти символы называются государственными.                                         

^ 6. Сообщения учащихся.
. О гербе России (1 группа) (иллюстрация герба РФ)
1 ученик. Наука, изучающая гербы, называется геральдикой.
Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль.
 «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду».

 Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
2 ученик.  На гербе изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
3 ученик. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах.

4 ученик В статьях 3, 5, 6, 7 Конституции  указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу.

^ 7. Сообщения учащихся о флаге.
- Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (Показываю).
О флаге России нам расскажет вторая группа (Сообщения учащихся).
1 ученик.  Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.
2 ученик.  Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.
3 ученик.  При царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в ХVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага.
 В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации.
- Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом.

^ 8. Сообщения учащихся о гимне.
- Третьим символом нашего государства является гимн. (Включаю гимн. Дети слушают стоя).
1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова.
2 ученик. Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований.
При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов.
Обобщение.
Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся герб, флаг, гимн. Когда ребята рассказывали нам о гимне, они говорили о том, что гимн звучит во время торжественных мероприятий, праздников. Как вы считаете, был ли у нас с вами сегодня повод для прослушивания Государственного Гимна РФ? Какой?
(Сегодня праздник – День Конституции).

^ 9. Права и обязанности граждан.

В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия - дружная семья

равноправных народов.           

                                                                                                                           

- А вы какие имеете права и обязанности?                                                

-Вы правильно выделили ваше основное право и обязанность - учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.

   - Какими же правами обладает каждый человек? Главные ценности человека нашли отражение в его правах.
- Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека.
(Показываю табличку на доске «жизнь»).
Самое главное, самое важное – право человека на жизнь.
А какие еще права человека вы можете назвать?
(Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права).
- Как вы считаете, мы назвали все права?
(Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции).

 ^ 10. Применение Конституции к сказкам.
1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение?
(Лягушка – путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города).
2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай?
(Дед из сказки «Репка»).
3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени?
(«Золушка» Ш. Перро).
- А теперь посмотрите внимательно на иллюстрации сказочных персонажей, которые лежат у вас на партах. Какие права в сказках они нарушали?
(Дети работают в группах. Сказочные персонажи: лиса, волк, Снежная королева, Карабас - Барабас, Баба Яга).
- Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?
(Ответы детей).
- Какова ваша главная обязанность?
(Хорошо учиться).
Обобщение.

 ^ 11. Принятие законов жизни класса.
- Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
- Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов.
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
- Что вы можете сказать о проекте законов?
(Высказывания детей).
- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование.
А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.
(Дети прикрепляют ладони на доску).

 12. Итог занятия.
- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?
(Высказывания детей).
Обобщение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час в 3 классе «Конституция РФ основной закон страны» iconКлассный час в начальных классах по теме: «Основной закон нашей страны,...
Оборудование: табличка с надписью «Конституция Российской Федерации»; карточки с записью черт характера, слайды из презентации «Символика...

Классный час в 3 классе «Конституция РФ основной закон страны» iconКлассный час «Конституция – Закон государства»
Конституции. Слово Конституция происходит от латинского Konstitution – установление, устройство

Классный час в 3 классе «Конституция РФ основной закон страны» iconКлассный час ко20 летию Конституции РФ. «Конституция основной закон государства»
Добрый день всем! Сегодня День Российской Конституции. Ныне действующему основному закону государства исполняется 20 лет

Классный час в 3 классе «Конституция РФ основной закон страны» iconСценарий классного часа ко Дню Конституции РФ. «Конституция основной закон государства»
Классный час, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране...

Классный час в 3 классе «Конституция РФ основной закон страны» iconКлассный час «Конституция это единственное спасение» проведён в 11...
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, круглый стол, цветы разных размеров для имитации сада

Классный час в 3 классе «Конституция РФ основной закон страны» iconКлассный час «Уважай закон дорог» Ладыгина Е. Ю., классный
В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления автомобилем? (В 18 лет)

Классный час в 3 классе «Конституция РФ основной закон страны» iconКлассный час, посвященный Дню Победы, в 1 классе. Григорьева Л. В. учитель начальных классов
Задачи: Начать знакомство с историей нашей страны в годы Великой Отечественной вой­ны 1941-1945 гг

Классный час в 3 классе «Конституция РФ основной закон страны» iconКлассный час в 7 классе «Сохранить природу сохранить жизнь»
Классный час, помогающий учащимся осознать моральную ответственность за судьбу родной земли

Классный час в 3 классе «Конституция РФ основной закон страны» iconКлассный час «Давайте познакомимся!»
Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса»

Классный час в 3 классе «Конституция РФ основной закон страны» iconКлассный час в 1 «А» классе на тему: «Быть здоровым здорово»
Фестиваль классных часов 2011-2012 учебного года. Классный час в 1 «А» классе на тему: «Быть здоровым здорово»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница