Скачать 109.72 Kb.
|
Классный час в 3 классе «Конституция РФ – основной закон страны»учитель О.В. АксеноваМБОУ СОШ с. ХрущевкаЗадачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
^ 1. Вступительное слово. Мы начинаем классный час. - Прочитайте, пожалуйста, фразу. (Я – гражданин…) - Что интересного заметили? (Пропущено слово). - Попробуйте догадаться, какое слово пропущено. (…России) ^ - Что для вас значит быть гражданином России? (ответы детей). Посмотрите на карту. ( Физическая карта России) - Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывает три часа дня в Москве, то на Камчатке наступает полночь. (Демонстрация фотографий русской природы на фоне мелодии) Чтение стихотворения учащимися: Мать Россия моя, С чем тебя мне сравнить, Без тебя мне непеть, Без тебя мне не жить. Мать Россия моя, Соловьиный рассвет, Ранил душу мою Твой берёзовый цвет. Всё, что в сердце моём, Всё, чем в жизни живу, Всё, что было и есть, Я Россией зову. Ты мудра и добра, И народы земли Славят сердце твоё, Славят думы твои. Ты, Россия моя, золотые края, Ты, Россия, родная, заветная! За твою широту, за твою красоту Я люблю тебя, родина светлая! -Вот она какая, Россия- Русь, широкая и великая! И везде живут люди. А как всех их можно назвать одним словом? (Россияне.) Но Национальности у россиян разные. Россия- единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. (Фотографии, рисунки) Ребята, тема классного часа очень важна для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное. Сегодня вы постараетесь понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь. ^ - Ребята, а как вы считаете, что для вас является самым дорогим? (Прикрепляю на доску таблички со словами: жизнь, здоровье, свобода, труд, жилище, имущество) - А без чего еще человек не может быть по-настоящему счастлив? Что же еще для него является очень важным? Послушайте одну историю. Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ». По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. - Почему же Человек заскучал? (Вывешиваю табличку со словом «Родина»). - Ребята, а что же такое Родина? - Наша с вами Родина – это Россия. Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. (фотография свидетельства о рождении) - А что значит: быть гражданином своей страны?(ответы детей) - Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодёжь и старики, люди любой национальности и вероисповедания. И для того, чтобы все граждане страны жили в мире и согласии обязательно должны быть правила. Иначе люди просто не смогут жить вместе. Начнут спорить, ссориться и обижаться друг на друга. ^ а) Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане Российской Федерации. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, даже правила перехода улицы, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции. (показать Конституцию РФ) В соответствии с Конституцией Российской Федерации, то есть по правилам, которые в нашей Конституции записаны, Президент перед вступлением в должность — перед тем, как он начнёт делать всё то, что должен делать Глава государства, — обязан принести присягу народу России. - Кто же такой Президент? Президент России — глава государства. Он самый главный человек в нашей стране. Президент обладает властью. Президент дает клятву верно служить нам, народу России. В специальной статье конституции РФ сказано, чем должен заниматься глава нашего государства. Оказывается, дел у президента очень много. - Кто является президентом РФ? (фотография В.В. Путина) б) Сообщение учащегося об истории Конституции или видеоролик (фотографии Конституций) КОНСТИТУЦИЯ - (от латин, -установление) - Основной Закон государства, определяющий основы государственного и общественного строя, систему органов власти, порядок их образования и деятельности, права и обязанности граждан. В соответствии с Конституцией формируется все законодательство государства, т.е. его законы. Принятие Конституции РСФСР состоялось в 1918 году, затем последовали Конституции СССР – Конституция 1924 года, Конституция 1936 года, Конституция 1977 года. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года Всенародным голосованием. С 1994 года этот день отмечается, как День Конституции. Поэтому день принятия Конституции - 12 декабря - является государственным праздником. Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие — добавили, третьи — переписали по-другому. Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция. в) - Что сказано в нашей Конституции? В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека. Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин Российской Федерации. В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что — нельзя. ^ . Беседа о государственных символах. В Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете? (Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн.) - Во всём мире люди обращают взоры к государственным символам своей страны. Происходит это потому, что эти символы как бы говорят людям: «Вы не одиноки в этом мире, за вами – ваша страна». И люди знают, что у их страны многовековая и славная история, что их предки под этим знамёнами, гербами, иконами выстояли в самых страшных испытаниях. А раз выстояли предки, значит и они выстоят. И душа наполняется гордостью за своё Отечество. Человек гордится Родиной – значит готов помогать ей, готов защищать её. На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Но исторически сложилось так, что государство имеет три основных символа - Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Поэтому эти символы называются государственными. ^ . О гербе России (1 группа) (иллюстрация герба РФ) 1 ученик. Наука, изучающая гербы, называется геральдикой. Что такое герб? Вот как об этом пишет Владимир Иванович Даль. «Герб – род щита с изображением на нем знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду». Это очень древний герб. Он появился пятьсот лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Третий Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. 2 ученик. На гербе изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. 3 ученик. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это Святой Георгий Победоносец – на белом коне, в правой руке у него серебряное копье, которым он поражает дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет дракона копытами. Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. 4 ученик В статьях 3, 5, 6, 7 Конституции указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках (основных пограничных столбах) и в пунктах пропуска через границу. ^ - Следующий отличительный знак нашего государства – флаг (Показываю). О флаге России нам расскажет вторая группа (Сообщения учащихся). 1 ученик. Флаг является символом объединения. Наука о флагах называется вексиллология. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость. 2 ученик. Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах. 3 ученик. При царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) в ХVII веке впервые на Руси появился бело-сине-красный флаг как отличительный знак главного военного корабля «Орел»; в 1705 году Петр I издал указ, по которому бело-сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного государственного флага. В августе 1991 года российский триколор снова был введен как государственный флаг, 22 августа – это День Государственного флага Российской Федерации. - Итак, мы познакомились со вторым символом нашего государства – флагом. ^ - Третьим символом нашего государства является гимн. (Включаю гимн. Дети слушают стоя). 1 ученик. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А.В. Александрова и стихи С.В. Михалкова. 2 ученик. Государственный гимн Российской Федерации исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, воинских ритуалов и спортивных соревнований. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. Обобщение. Итак, мы с вами познакомились с тремя основными символами нашего государства. К ним относятся герб, флаг, гимн. Когда ребята рассказывали нам о гимне, они говорили о том, что гимн звучит во время торжественных мероприятий, праздников. Как вы считаете, был ли у нас с вами сегодня повод для прослушивания Государственного Гимна РФ? Какой? (Сегодня праздник – День Конституции). ^ В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия - дружная семья равноправных народов. - А вы какие имеете права и обязанности? -Вы правильно выделили ваше основное право и обязанность - учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины. - Какими же правами обладает каждый человек? Главные ценности человека нашли отражение в его правах. - Давайте попробуем сформулировать некоторые права человека. (Показываю табличку на доске «жизнь»). Самое главное, самое важное – право человека на жизнь. А какие еще права человека вы можете назвать? (Используя таблички с главными ценностями человека, дети называют права). - Как вы считаете, мы назвали все права? (Нет. Когда вам исполнится 18 лет, вы будете пользоваться всеми правами, записанными в Конституции). ^ 1. Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное передвижение? (Лягушка – путешественница, Старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города). 2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»). 3. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш. Перро). - А теперь посмотрите внимательно на иллюстрации сказочных персонажей, которые лежат у вас на партах. Какие права в сказках они нарушали? (Дети работают в группах. Сказочные персонажи: лиса, волк, Снежная королева, Карабас - Барабас, Баба Яга). - Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны? (Ответы детей). - Какова ваша главная обязанность? (Хорошо учиться). Обобщение. ^ - Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины. - Актив класса ознакомит вас с проектом данных законов. 1. Закон правды. Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив. 2. Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе. 3. Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам. Помни об их интересах, потребностях, нуждах. 4. Закон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них! 5. Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других! 6. Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве. - Что вы можете сказать о проекте законов? (Высказывания детей). - Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование. А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы с обведенными вашими ладонями. Напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса. (Дети прикрепляют ладони на доску). 12. Итог занятия. - Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии? (Высказывания детей). Обобщение. |
![]() | Оборудование: табличка с надписью «Конституция Российской Федерации»; карточки с записью черт характера, слайды из презентации «Символика... | ![]() | Конституции. Слово Конституция происходит от латинского Konstitution – установление, устройство |
![]() | Добрый день всем! Сегодня День Российской Конституции. Ныне действующему основному закону государства исполняется 20 лет | ![]() | Классный час, посвященный Дню Конституции это замечательный повод задуматься о себе, о нас, о нашей жизни в нашей замечательной стране... |
![]() | Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, круглый стол, цветы разных размеров для имитации сада | ![]() | В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления автомобилем? (В 18 лет) |
![]() | Задачи: Начать знакомство с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг | ![]() | Классный час, помогающий учащимся осознать моральную ответственность за судьбу родной земли |
![]() | Первый классный час, посвященный Дню знаний, проводится 1 сентября. Классный час проходит как праздник «День рождения класса» | ![]() | Фестиваль классных часов 2011-2012 учебного года. Классный час в 1 «А» классе на тему: «Быть здоровым здорово» |