Скачать 116.3 Kb.
|
Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе Тема: І и ІІ спряжение глаголов . Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. Глаголы-исключения. Провела учитель начальных классов Корнейчук Елена Михайловна Тема: І и ІІ спряжение глаголов . Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. Глаголы-исключения. Цель урока: познакомить учащихся с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения; формировать умение определять спряжение глаголов, совершенствовать умение по правописанию безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов-исключений; развивать орфографическую зоркость в определении орфограммы в окончании глаголов; воспитывать самостоятельность, чувство товарищества, любовь к предмету. ^ : комбинированный Вид урока: урок-путешествие Ход урока І Организационный момент - Добрый день! Начинаем урок русского языка. ^ Книжки, ручки и тетрадки. А девиз у нас такой: «Все, что надо, под рукой». - Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в необыкновенный город Глагольск. На каждой улице есть автобусные остановки для пассажиров. В целях экономии времени каждому из вас дается « проездной билет» на весь путь следования. Эти билеты у вас на парте. На каждой станции вы будете оценивать свою работу «+», «-» или «+-» Станции
![]() ІІ Активизация опорных знаний - Итак, отправляемся в путешествие по нашему городу. И первая остановка «Чистописание» Посмотрите на доску. Перед вами записаны соединения букв ___________ Кто может сказать, что интересного заметил в них? (это окончания глаголов в неопределенной форме) Прочитайте эпиграф нашего урока: Кто много видит и слышит, тот много знает. - Как вы понимаете эту пословицу? А теперь красиво запишите ее в тетрадь. Теперь записываем число, классная работа. На своих билетиках отметьте «+», «-» или «+-» свою работу. Следующая остановка «Словарьевская» - Откройте словари на букву Л (стр. 72). - Найдите слова из словаря, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? (лаять, леденеть, лакать, ластиться, лебезить) Произнесите орфоэпически и орфографически эти слова, запишите эти слова к себе в тетрадь и на доске. Давайте разберем значение записанных слов. Лакать - вбирать жидкость языком; Леденеть - превращаться в лёд (не употребляется в 1 и 2 лицо), коченеть стынуть от холода; Лебезить - заискивать, пресмыкаться; Ластиться - Проявлять лаской нежность, любовь к кому-н., ласкаться с покорностью, заискивая. Лаять - Издавать характерные громкие, резкие и отрывистые звуки. Давайте подберем синонимы к этим словам. У вас лежат на партах листики с записанными синонимами. Встаньте те, у кого синомы к слову: ^ - пить, хлестать, хлебать. Леденеть - холодеть, хладеть, застывать, цепенеть, каменеть, мёрзнуть, зябнуть, костенеть, дрогнуть, синеть от холода. Лебезить - угодничать, заискивать, юлить, угождать, ходить на задних лапках. Лаять - гавкать, рычать. Ластиться - ласкать (приласкать), голубить (приголубить), ластиться к кому, лелеять, миловать, нежить, холить; гладить (трепать) по головке. - А кто не вставал? Оцените, пожалуйста, свою работу на этой станции Остановка «Волшебное предложение» Придумайте предложение с любым из этих слов. (послушать 3-4 предложения). Устно выберем лучшее. Запишем его в тетради. Подчеркнем подлежащее и сказуемое. Какое это предложение по цели высказывания, по интонации? Итак, а теперь оцените свою работу. Остановка «Разгадай-ка» - Какой частью речи являются записанные слова ? Почему? - В какой форме (в неопределённой или в начальной) даны слова в словаре? - Почему она так называется? ( Нельзя определить число, время, лицо глагола). - Можно ли от глаголов в неопределённой форме образовать другие формы глагола? ( Да, потому, что начальная форма является «базовой» формой, от которой можно образовать другие формы глагола). А можно и наоборот: от глагола образовать начальную форму. - Посмотрите на доску. Перед вами кроссворд. Впишите в пустые клетки глаголы в неопределенной форме, соответствующие следующим глаголам первого лица. Если мы правильно выполним задание, то в выделенном столбике можно прочитать название изменения глагола.
- Что такое спряжение? - Чем отличается спряжение от склонения? (Склоняются существительные и прилагательные по вопросам). Оцените сейчас свою работу на этой станции. Остановка «Тренировочная» - Давайте вспомним, как определять спряжение глаголов.
^ Кипит, кричишь, пищат – II спряжение 2. По неопределенной форме - Поупражняемся в определении спряжений глаголов. УСТНО Вам будут названы глаголы в неопределённой форме, а вы определите, к какому спряжению они относятся. Для этого воспользуйтесь карточками с цифрами 1 и 2. ***^ - Сейчас я буду диктовать глаголы. Если глагол I спряжения, то поставьте его во 2 лицо единственного числа. Если глагол II спряжения, то поставьте его во 2 лицо множественного лица. - - Кто мне скажет, какие окончания имеют глаголы І спряжения 2 л. ед. ч. и ІІ спряжения 2 л. мн. ч. ? (Пока мы выполняем задание коллективно, некоторые из вас выполнят задания на карточках) 1 вариант Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение. Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим, брать. 2 вариант В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются люди. Во второй - глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий - глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение. Ходить, бегать, ползать, порхать, плавать, учить, считать, писать, читать. (Записать с комментированием нескольких слов) *** ^ видеть (проблема!!!) - Чтобы решить эту проблему нам понадобятся новые знания. Но сначала оцените свою работу на этой станции. III Работа над новым материалом Остановка «Новинка» - Глагол видеть мы отнесли к I спряжению. Пользуясь каким признаком мы определили спряжение глагола? (по неопределенной форме). - Проверим правильность определения спряжения, используя другой признак (3 лицо множественного числа). ^ ят - II спряжение. - В русском языке существуют глаголы-исключения, которые нужно запомнить. Ко второму склоненью Отнесем мы без сомненья ^ Исключая брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, держать, дышать, вертеть И зависеть, и терпеть. Вы запомните друзья, Их на -е- писать нельзя. - Для того, чтобы вы лучше запомнили глаголы-исключения, запишем их в форме стихотворения. (образец записан на доске) *** ^ Терпеть, обидеть и вертеть Зависеть, слышать, гнать, держать И всегда легко дышать. Давайте проверим насколько точно вы запомнили эти слова (хором по рядам) Оцените свою работу на этой станции. Физкультминутка Я называю вам слова, а вы определяете спряжение. Если I спряжение – то один раз хлопнуть, если II – один раз топнуть. **** Читать (1), строить (2), рисовать (1), видеть (2), колоть (1), смотреть (1), отдыхать(1), сердить (2), гнать (2), брить (1) Остановка «Секретик» - А теперь я хочу поделиться секретом безошибочного определения спряжения глаголов. Откройте учебники на стр.111 ОК №21 ^
I спряжение Все остальные глаголы: на –ать, -еть, если в 1-м лице единственного числа а, е не выпадают: ^ Стареть – старею, на – оть: колоть, бороться, на – нуть: прыгнуть, стукнуть. - Выполним упражнение 289 стр 114 учебник. Выполняете самостоятельно, пользуясь ОК. Сверьтесь с доской и оцените свою работу. Все ли сделали правильно? Оцените свою работу на этой станции. Остановка «Проверяй-ка» Диктант. Кто вперед смотрит, тот далеко видит. Воду в решете не удержишь. Слышит звон да не знает где он. Взаимопроверка (образец на доске) Выделить личные окончания, укажите спряжение. Оцените работу, и не забудьте про каллиграфию. IV Итог урока «Счастливый билетик» Работа в группах. Выберите верный ответ
а) Изменение глаголов по лицам б) Изменение глаголов по лицам и числам 2. Как определить спряжение глаголов: а) нужно поставить глагол в неопределенную форму, выделить окончания б) определить время глагола и выделить окончание 3. В III лице I спряжение единственного числа окончание: а) – ит. б) – ет.
а) - ите б) – ете. 5. У глаголов II лица единственного числа на конце: а) пишется Ь б) не пишется Ь. 6. Если у глаголов безударное личное окончание: а)то его нужно проверить ударением. б) то его нужно поставить в неопределенную форму и определить какая гласная стоит перед -ть. - Когда ваша группа справится с заданием, к доске выходит представитель от группы и вытаскивает билетик с номером вопроса, на который нужно дать ответ. Остальные проверяют правильность выполнения задания. Оцените свою работу. - На ваших билетиках есть смайлик, но он без эхмоции. Подсчитайте колличество «+» и «-» . Если плюсиков больше поставьте , если равное количество , а если «-», то . -Встаньте те, у которых на белетиках смайлики заулыбались. Молодцы. Запишем домашнее задание с.112 упр. 282, повт. Правило. |
![]() | Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе | ![]() | |
![]() | Цели урока: Познакомить в отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголами | ![]() | Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного в форме игры «А что у вас…?» |
![]() | Воспитательные формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, самостоятельности, работоспособности, внимательности,... | ![]() | Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, бережного отношения к природе |
![]() | Название работы: Урок русского языка в 4 классе «Спряжение глагола». Технологическая карта урока | ![]() | Учащиеся располагаются группами. Получают карточки с заданиями: составить предложения о временах года с опорой на данные слова |
![]() | ... | ![]() | Тема "Учимся различать приставки с буквой о и а" по умк «Начальная школа 21 века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой |