Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде




НазваниеКонцепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде
страница1/7
Дата публикации17.11.2014
Размер0.95 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7

Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 "О

Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде"


Справка

В соответствии со Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 690), Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р), а также Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 1563-р) Министерство образования и науки Российской Федерации:

направляет для использования в работе Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (далее - Концепция);

рекомендует осуществить комплекс мер по разработке и реализации региональных программ профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде в соответствии сКонцепцией.

Приложение: на 23 л.

   

М.В. Дулинов
^

Концепция
профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде
(утв. Министерством образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г.)


 http://www.netzavisimosti.ru/narcomania/koncept-2-2010/

ВВЕДЕНИЕ

Распространенность употребления психоактивных веществ (далее - ПАВ) среди несовершеннолетних и молодежи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую необходимость  организации  решительного и активного противодействия.

По данным Центра социологических исследований, в 2010 году в возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раза в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); алкогольные напитки (включая пиво) – 50,5% несовершеннолетних и молодежи                  (13,7 млн. человек); курят табачные изделия45,6 % (12,3 млн.человек).

Одним из наиболее активных  участников процесса профилактики зависимости от ПАВ в Российской Федерации  является система образования. Имеющийся у нее профессиональный, организационный ресурс, а также  сфера ее социального влияния позволяют  обеспечивать комплексное, системное воздействие на целый ряд социальных групп, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи, а, следовательно,  вносить существенный вклад в формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах” (статья 4, пункт 2)  устанавливает, что одним  из  принципов  государственной политики в области противодействия

незаконному обороту наркотиков является приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.

В соответствии со статьями 32 и 51 Закона Российской Федерации  от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса, создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” к органам и учреждениям системы профилактики  отнесены органы управления образованием, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учреждения, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющих индивидуальную профилактическую работу с такими несовершеннолетними.

При решении задач профилактики употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью в образовательной среде необходимо развитие содержательных, научных, методических оснований профилактической деятельности в соответствии с реалиями современного этапа развития общества.

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (одобрена решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22 мая 2000 г.) (далее - Концепция 2000 года) содержала базовые  принципиальные положения, на основании которых во всех субъектах Российской Федерации в рамках единого  методологического подхода началась реализация региональных программ профилактики злоупотребления ПАВ. Благодаря Концепции 2000 года впервые в истории отечественной системы превенции разработана стратегия  объединения усилий различных социальных структур для организации единого профилактического пространства и  создания инфраструктуры  профилактической деятельности в образовательной среде.

В настоящее время возникла необходимость дальнейшего развития методологических и организационных основ профилактической деятельности в образовательной среде.  Она обусловлена как существенными изменениями социальных, социокультурных характеристик ситуации, связанной с  распространенностью ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи, так и изменениями реалий жизни современного общества в целом, возросшей актуальностью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также изменениями государственной политики в сфере борьбы с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением. С одной стороны, профилактическая деятельность ориентируется на дальнейшее усиление и ужесточение контроля за распространением ПАВ, с другой - определяет приоритет задач первичной профилактики, основанной, главным образом,  на развитии культуры здорового образа жизни и  других социально значимых ценностей - созидания, творчества, духовного и нравственного совершенствования человека.

Указанные социальные тенденции нашли свое отражение в новой  Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (далее – Концепция).

Концепция  является системой принципов, организационных подходов и мер, направленных на исключение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ в образовательной среде, с конечной целью – максимального исключения ПАВ из жизни несовершеннолетних.

Концепция ориентирована на утверждение качественно нового подхода к предупреждению распространения и употребления ПАВ как базового компонента общей государственной системы предупреждения употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью и основывается на  формировании в обществе культуры и ценностей здорового и безопасного  образа жизни.

Концепция развивает и расширяет сферу задач, обозначенных в Концепции 2000 года, а именно:

определяет условия для осуществления  целостной системной комплексной профилактической деятельности в образовательной среде, базирующейся на  общих для всех участниках профилактики  методологических основаниях;

поддерживает и совершенствует уже сложившуюся в образовательной среде  инфраструктуру и механизмы реализации профилактики, определяя сферу задач и ответственности каждого из ее участников, а также принципы взаимодействия между субъектами профилактики в образовательной среде;

определяет методологические основы для разработки и внедрения разнообразных методик профилактической деятельности  в системе образования;

выделяет единые критерии и индикаторы для оценки профилактической деятельности в образовательной среде.

Одновременно Концепция развивает основные положения Cтратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации                   от 9 июня 2010 г.  № 690), Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р), а также Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р), в части профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения.

Минобрнауки России совместно с Рособрнадзором определяет единую стратегию и минимальный объем требований и условий к проведению профилактики употребления ПАВ в образовательной среде.

Органы исполнительной власти, осуществляющие управление в сфере образования, на региональном и муниципальном уровнях определяют специфику профилактической деятельности  в учреждениях образования с учетом региональных социально-экономических, социокультурных условий; объем профилактических воздействий в соответствии со стратегией реализации региональной профилактической программы и ресурсами административной территории, включая кадровый потенциал специалистов, осуществляющих профилактическую деятельность.

В связи с многообразием профилактических программ в образовательной среде на территории Российской Федерации Концепция, наряду с определением стратегии, цели и средств профилактической деятельности, выполняет определенные организационно-методическую и регламентирующую функции.

 

^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цели, задачи и принципы профилактики употребления ПАВ 

 

Профилактика в образовательной среде является компонентом общей системы предупреждения  употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью и формирования здорового образа жизни  в обществе.

Цель профилактики в образовательной среде – развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности  в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

^ Целевыми группами (субъектами) профилактики употребления ПАВ в образовательной среде являются: обучающиеся, воспитанники, а также их родители (законные представители), специалисты образовательных учреждений (педагоги, медицинские работники, психологи, социальные работники), сотрудники территориальных органов ФСКН России, сотрудники органов внутренних дел, представители общественных объединений и организаций, способные оказывать  влияние на формирование здорового образа жизни в среде несовершеннолетних и молодежи.

Задачами профилактики зависимости от ПАВ в образовательной среде  являются:

формирование единого профилактического пространства  в образовательной среде путем  объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы  профилактики;

мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений;

исключение  влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в  употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;

развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников:

личностных  - формирование  социально значимых знаний, ценностных ориентаций,  нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики;

социально-средовых –  создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья; 

этико-правовых - утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующих употреблению ПАВ среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

Объектами профилактики в образовательной среде являются обучающиеся, воспитанники, а также условия и факторы жизни обучающихся, воспитанников, связанные с риском  употребления ПАВ, влияние которых возможно корректировать или нивелировать за счет специально организованного профилактического  воздействия.

^ Первая группа объектов объединяет факторы и условия, внешние по отношению к личности обучающегося, воспитанника. Их действие проявляется на макросоциальном уровне общества в целом и на микросоциальном уровне как влияние ближайшего окружения. К социальным факторам и условиям относятся: доступность ПАВ, связанная с низкой эффективностью контроля за распространением ПАВ; либеральные  установки в отношении  употребления ПАВ, которые демонстрируются  средствами массовой информации, обществом в целом и значимыми для школьника социальными группами (семья, сверстники, друзья и т.д.); недостаточный уровень развития инфраструктуры, обеспечивающей эффективную социальную адаптацию обучающихся, воспитанников (досуговые учреждения, социально-психологические службы); социально-психологические особенности ближайшего окружения школьника или подростка, в том числе и его родителей (законных представителей).

^ Вторая группа объектов профилактики объединяет личностные характеристики обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, имеющие связь с риском употребления ПАВ: представление о себе и отношение к окружающему миру; стрессоустойчивость и социально психологическая адаптивность; представление об аспектах употребления ПАВ.

Организация профилактической работы в образовательной среде осуществляется на основе следующих принципов.

^ Принцип системности определяет при реализации профилактической деятельности в образовательной среде  организационно-методическое взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, включенных в профилактику, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также межпрофессиональное взаимодействие специалистов различных социальных практик (педагог, психолог, медицинский специалист, школьный инспектор по делам несовершеннолетних и т.д.), имеющих единую цель, гибкую структуру и механизм обратной связи, которые позволяют корректировать  текущие задачи и индикаторы эффективности комплексной деятельности.

^ Принцип стратегической целостности обуславливает для организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях взаимодействия единую стратегию профилактической деятельности, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия.

^ Принцип многоаспектности профилактики основан на понимании употребления ПАВ как сложного социально-психологического явления, что обуславливает комплексное использование социальных, психологических и личностно-ориентированных  направлений и форм профилактической деятельности, охватывающих основные сферы социализации обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.

^  Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности  определяет соответствие содержания и организации профилактики реалиям экономической и социальной жизни и ситуации, связанной с употреблением ПАВ, в стране и регионе.

^ Принцип динамичности предполагает подвижность и гибкость связей между структурами и компонентами профилактической системы, обеспечивающих возможность ее развития и усовершенствования с учетом достигнутых результатов.

^ Принцип эффективного использования ресурсов участников профилактики предполагает, что основная часть задач профилактической деятельности реализуется за счет уже имеющихся у социальных институтов содержательных, методических, профессиональных  ресурсов. 

^ Принцип легитимности определяет соответствие любых форм профилактической деятельности в образовательной среде законодательству страны.

 

Структура организации профилактической деятельности

 в образовательной среде

 

Одним из социальных институтов, реализующих профилактическую деятельность, являются образовательные  учреждения.

В организации профилактики принимают участие и другие социальные структуры,   сфера  задач которых связана с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью

В качестве полноценного субъекта профилактики включаются общественные объединения и организации («Родители против алкоголя и наркотиков», антиалкогольные и антинаркотические детско-молодежные движения волонтеров, общественные организации досуговой и трудовой занятости несовершеннолетних и др.).

Привлечение и координация всех субъектов профилактики ПАВ в образовательной среде (системы здравоохранения, правопорядка, культуры, социальной защиты населения, общественных объединений и организаций и др.)  осуществляется координирующим органом на региональном уровне (антинаркотическими комиссиями).

Взаимодействие между субъектами профилактики для решения общих задач предупреждения употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками выстраивается на основе следующих условий: разделения сферы профилактической деятельности с учетом специфики   непосредственных функций участников (образование, здравоохранение, обеспечение правопорядка, социальная защита населения, общественные организации), взаимодополнения и  поддержки (содержание и формы организации профилактики, используемые участниками, не дублируют, а дополняют друг друга, обеспечивая комплексное системное воздействие на адресные группы).

Реализация задач профилактики  употребления ПАВ в образовательной среде осуществляется на   следующих уровнях.

^ Первый уровень предполагает реализацию профилактических задач в масштабах деятельности социальных институтов (системы здравоохранения, образования, социальной защиты населения). Он обеспечивает  формирование  единых  механизмов реализации профилактического направления в масштабах общества и создает условия (организационные, правовые, содержательные) для предупреждения употребления ПАВ в конкретном региональном и муниципальном образовании.

^ Второй уровень предполагает реализацию  профилактических задач в масштабах деятельности конкретных учреждений, относящихся к различным социальным сферам, и  ориентирован на конкретные социальные группы обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и ближайшего окружения, специалистов системы профилактики.

Оба структурных уровня тесно взаимосвязаны.

В структуре содержания задач профилактики в образовательной среде выделяют три направления – первичную, вторичную, третичную  профилактику.

^ Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению ПАВ, вызывающих зависимость. Эта работа ориентирована на работу со здоровыми детьми и лицами из групп риска по употреблению ПАВ. К группам риска относятся несовершеннолетние и молодежь, в ближайшем окружении которых есть систематические потребители алкоголя и/или наркотических средств, а также несовершеннолетние, находящиеся в трудных жизненных обстоятельствах и неблагоприятных семейных или социальных условиях.

^ Вторичная профилактика – система социальных, психологических и медицинских мер, направленных на лиц, употребляющих ПАВ, с целью предотвращения формирования зависимости от ПАВ. Целевыми группами детей, подростков и молодежи для вторичной профилактики являются лица, систематически употребляющие ПАВ, но не обнаруживающие признаков формирования зависимости как болезни (алкоголизма, токсикомании, наркомании).

^ Третичная профилактика злоупотребления ПАВ – система социальных, психологических и медицинских действий с  лицами, страдающими зависимостью от алкоголя, токсических и наркотических веществ, направленных на предотвращение рецидивов патологической зависимости и способствующих восстановлению здоровья, личностного и социального статуса больных, включая их возвращение в семью, в образовательное учреждение, к общественно-полезным видам деятельности. Третичная профилактика интегрируется с комплексной реабилитацией лиц, страдающих зависимостью от ПАВ.

Первичная профилактика  является приоритетным направлением превентивной деятельности в образовательной среде  и реализуется преимущественно через работу  общеобразовательных учреждений. Основой содержания  первичной профилактики в образовательной среде является педагогическая профилактика  на основе  педагогических и психологических технологий. Она связана с формированием и развитием у обучающихся, воспитанников личностных ресурсов, повышающих их устойчивость к негативным влияниям среды.

 

^ Технологии профилактики употребления ПАВ в образовательной среде

 

Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды  технологий - социальные, педагогические, психологические.

^ Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.

Социальные технологии реализуют следующие направления воздействия:

^          Информационно-просветительское направление (антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная реклама, реклама  здорового образа жизни в СМИ, телевизионные и радиопрограммы, посвященные проблеме профилактики;  профилирующие Интернет-ресурсы);

социально-поддерживающее направление (деятельность социальных служб, обеспечивающих помощь и поддержку группам несовершеннолетних с высоким риском вовлечения их в употребление ПАВ; детям и подросткам,  испытывающим трудности социальной адаптации);  

организационно-досуговое направление (деятельность образовательных и социальных служб, обеспечивающих вовлечение несовершеннолетних в содержательные виды досуга: клубы по интересам, спортивная деятельность, общественные движения).

^ Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся, воспитанников) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск  приобщения  к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.  

В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки  профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие на адресные группы профилактики.

Важное значение в этом контексте приобретает развитие системы специальной подготовки педагогических кадров, позволяющей освоить педагогам, воспитателям, социальным работникамметоды педагогических технологий для решения конкретных задач профилактики.

^ Психологические технологии профилактики направлены на  коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в образовательной среде также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической  адаптации.

В рамках программной профилактической деятельности психологические технологии реализуются в групповой работе и при индивидуальном консультировании детей, родителей (законных представителей), членов семей, педагогов и других участников учебно-воспитательного процесса.

^ Видами консультирования являются: консультирование, направленное на выявление  тех или иных факторов риска формирования зависимости от ПАВ; мотивационное консультирование; консультирование при выявленных проблемах зависимости; групповой профилактический и/или психокоррекционный тренинг

Одной из профилактических технологий является использование диагностического тестирования, в том числе в рамках регулярных медицинских осмотов, на употребление ПАВ обучающимися,                        воспитанниками. Следует отметить важность легитимного использования  этого метода (на основании добровольного согласия несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и в сопровождении психологического консультирования с целью оказания квалифицированной профессиональной психологической помощи). 

Вышеперечисленные технологии профилактики должны стать одним из компонентов в программе  подготовки и повышения квалификации специалистов системы образования.

 

Педагогическая профилактика как основной структурный

и содержательный компонент системы профилактики

 

Основным структурным и содержательным компонентом  системы профилактики  употребления ПАВ в образовательной среде является педагогическая профилактика. Ее содержание и идеология определяются общими целями и задачами профилактики в образовательной среде, связанными с комплексным воздействием на причины и последствия употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.

Педагогическая профилактика представляет собой комплексную систему организации процесса обучения и воспитания детей и молодежи, обеспечивающую снижение риска употребления ПАВ за счет расширения  социальных компетенций, формирования личностных свойств и качеств,  повышающих устойчивость к негативным влияниям среды.

Реализация педагогической профилактики осуществляется за счет  формирования у обучающихся и воспитанников негативного отношения ко всем формам  употребления ПАВ как опасного для здоровья и социального статуса поведения, а также посредством  формирования у них универсальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность реализовывать свои потребности социально значимыми способами с учетом личностных ресурсов.

Выделяются два основных направления педагогической профилактики:

непосредственное педагогическое воздействие на несовершеннолетних и молодежь с целью формирования у них желаемых свойств и качеств;

создание  благоприятных условий для эффективной социальной адаптации.

Основой содержания педагогической профилактики является система представлений об  употреблении ПАВ  как многоаспектном социально-психологическом явлении, имеющем социокультурные корни. Исходя из этого, воспитание и обучение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии субкультур, проповедующих использование ПАВ. 

Для  реализации педагогической профилактики используются разнообразные превентивные технологии и формы организации воздействия на адресные группы. К ним относятся: интеграция профилактического содержания в базовые учебные программы, воспитательная внеурочная работа (тренинговые занятия, ролевые игры, дискуссии, индивидуальная работа с обучающимися, воспитанниками, разработка и внедрение образовательных программ для родителей (законных представителей)). Такие формы деятельности педагогов, воспитателей, школьных психологов, включенные в  систему профилактики употребления ПАВ, обуславливают необходимость организации их  систематической подготовки к участию в превентивной деятельности. 

Первичная и базовая подготовка специалистов образовательной сферы по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью должна обеспечивать достоверную и разноплановую информацию о концептуальных и методических основах ведения профилактической работы (информационный модуль); включать интерактивные методы обучения психолого-педагогическим технологиям ведения профилактической работы среди несовершеннолетних и молодежи (интерактивный модуль обучающих и тренинговых программ) и технологии проектной деятельности  при разработке региональных и авторских программ профилактики (проектный модуль). Такая структура подготовки специалистов направлена на окончательный отказ от сохранившегося до настоящего времени в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью информационно-образовательного подхода, имеющего низкую эффективность. Выделенные формы подготовки должны осуществляться в рамках профессионального (средние и высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для образовательных учреждений) и послевузовского профессионального образования (система повышения квалификации и переподготовки  работников образования).

^ Основными условиями организации педагогической профилактики являются:

интеграция: реализация целей и задач педагогической профилактики осуществляется в процессе формирования у детей и подростков знаний, умений и навыков, имеющих для них актуальное значение и востребованных в их повседневной жизни;

целостность: вовлечение в сферу педагогической профилактики всех основных институтов социализации несовершеннолетних и молодежи – образовательного учреждения, семьи, ближайшего окружения;

системность: педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса  воспитания и обучения несовершеннолетнего, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса;

комплексность: задачи формирования у несовершеннолетних негативного отношения к употреблению ПАВ реализуются в рамках единого педагогического процесса  и сформированного в образовательной сфере профилактического пространства;

безопасность: тщательный отбор информации и форм воздействия на несовершеннолетнего для предотвращения  провоцирования интереса к ПАВ;

возрастная адекватность: содержание педагогической профилактики  строится с учетом особенностей  социального, психологического развития в конкретном возрасте, а также с учетом реальных  для того или иного возраста рисков  возможного вовлечения в употребление ПАВ.

 

^ Оценка эффективности профилактики употребления ПАВ образовательной среде

 

Эффективность является важной интегральной характеристикой достигнутых результатов профилактики в образовательной среде  и отражает их социальную значимость: вклад в решение государственной задачи предупреждения  употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью.

Определение эффективности  осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая является обязательным этапом деятельности, связанной с предупреждением употребления ПАВ несовершеннолетними. Оценка эффективности выполняет важные для практики  функции:

диагностики – определение сферы и характера изменений, вызванных профилактическими воздействиями;

отбора - выявление  региональных и авторских программ, обеспечивающих достижение наиболее значимых позитивных результатов в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними для дальнейшего широкого  и повсеместного внедрения в практику;

коррекции – внесение изменений в содержание и структуру реализуемой  профилактической деятельности  с целью оптимизации  ее результатов;

прогноза – определение задач, форм и методов организации профилактики при планировании новых этапов ее  реализации с учетом достигнутого.

Общая оценка  эффективности профилактики формируется из оценки организации процесса профилактики и оценки результатов профилактики.

При оценке организации процесса профилактики выявляется степень его соответствия положениям Концепции, определяющим цели, задачи, принципы профилактики употребления ПАВ, минимальный уровень и объем профилактических мер.

         При оценке результатов профилактики определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках обучающихся, воспитанников, связанных с  риском употребления ПАВ,  а также изменения характеристик ситуации их социального развития, определяющих риск употребления ПАВ: наличие или отсутствие специального контроля, препятствующего  употреблению ПАВ; наличие или отсутствие возможности для  организации содержательного досуга, а также форм специальной психологической и социальной  поддержки для групп риска; изменения в динамике численности обучающихся, воспитанников, употребляющих ПАВ.

 

^ Индикаторы профилактической деятельности

 

 Используются следующие основные направления формирования индикаторов.

 Первая группа индикаторов связана с процессом реализации профилактической деятельности: показатели, характеризующие сформированность и действенность единого профилактического пространства (скоординированность действий всех субъектов профилактики, число образовательных учреждений, реализующих первичную профилактику на постоянной основе; наличие эффективных профилактических программ, включающих психолого-педагогические технологии; соответствующий целям и задачам программ профилактики состав специалистов, включенных в профилактический процесс в образовательной среде).

 ^ Вторая группа индикаторов связана с оценкой  результатов профилактики на уровне динамики социально-психологических и личностных характеристик объектов профилактики. Показатели этого спектра индикации включают частоту распространенности случаев употребления ПАВ, социальных и психологических последствий злоупотребления и степени их тяжести; показатели, характеризующие группы риска по злоупотреблению и особенности социального окружения потребителей ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи; оценочные характеристики, отражающие изменения в социальных компетенциях, нормативных установках обучающихся, воспитанников, включенных в первичную профилактику или связанных с  риском употребления ПАВ.

 ^ Третья группа индикаторов связана с оценкой актуальной  социальной значимости в отношении распространения и употребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью. Эта группа индикаторов включает соответствие уровня общим концептуальным принципам организации, существование продуктивных и действенных форм контроля, а также оценку затрат, необходимых для реализации профилактических мер. 

При организации оценки эффективности профилактики в образовательной среде соблюдаются следующие требования:

регулярность (процедура оценки проводится при завершении каждого этапа работы, связанного с реализацией намеченных задач);

целесообразность (организацию процедуры оценки следует планировать с учетом сроков, необходимых для достижения тех или иных конкретных результатов);

объективность (оцениваются характеристики и факторы, непосредственно формируемые или изменяемые в ходе профилактической деятельности),

Оценка эффективности может быть внутренней и внешней.

Внутренняя оценка осуществляется непосредственными участниками, реализующими профилактическое направление в образовательной среде. Для внешней оценки привлекаются специалисты-эксперты, не принимающие непосредственного участия в реализации профилактической работы.

Внешняя экспертная оценка эффективности профилактики является обязательным компонентом общей оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде iconАнализ реализации программы «Комплексные меры противодействия злоупотребления...
Целью работы является усиление «защитных факторов» детей и подростков против употребления психоактивных веществ /пав/ и ликвидация...

Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде iconСтатья отнесена к разделам
Ток-шоу "Большая перемена". Мероприятие по профилактике наркомании и употребления психоактивных веществ

Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде icon«Профилактика употребления несовершеннолетними наркотических средств,...
Что вы испытали, когда вы узнали о теме нашего собрания? Какие у вас возникли ощущения и чувства? (Опрос родителей). Можно ли эту...

Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде iconПлан работы Совета профилактики правонарушений
Цель: предупреждение противоправного поведения учащихся мкоу«Большезадоевская сош», профилактика курения и пьянства, употребления...

Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде iconРеспублики Марий Эл Государственное бюджетное учреждение
Методологические материалы психолого-педагогического сопровождения обучающихся образовательных учреждений «группы риска», склонных...

Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде iconКонкурс направлен на решение следующих
Целью Конкурса является развитие творческих способностей у детей и подростков, формирование отрицательного отношения к распространению...

Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде iconПрограмма профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде....
Особенности толерантного сознания детей в современных условиях в воспитательном процессе

Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде iconПрограмма профилактики межэтнических конфликтов в подростковой среде....
Особенности толерантного сознания детей в современных условиях в воспитательном процессе

Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде iconВ. Д. Москаленко Книги посвящена психологии зависимости от психоактивных...
Книга предназначена для широкого круга читателей, а также для психологов, психотерапевтов, наркологов, социальных работников и других...

Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде iconКурсовая работа по микробиологии на тему: Механизмы выживания бактерий в окружающей среде Работу
Жизнь бактерий при высоких концентрациях солей, растворенных веществ и в условиях недостатка воды



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница