Ливанцев К. Е




НазваниеЛиванцев К. Е
страница1/19
Дата публикации26.11.2014
Размер3.17 Mb.
ТипРеферат
lit-yaz.ru > Право > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет

Ливанцев К. Е.

ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


Санкт-Петербург

2000
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНКОВ

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНЦИИ

ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ГЕРМАНИИ

ГЛАВА IV. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО АНГЛИИ

ГЛАВА V. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ВИЗАНТИИ

ГЛАВА VI. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗАПАДНЫХ И ЮЖНЫХ СЛАВЯН

  1. Болгария

  2. Сербия

  3. Чехия

  4. Польша

^ ГЛАВА VII. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

ГЛАВА VIII. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ИНДИИ

ГЛАВА IX. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО КИТАЯ

ГЛАВА X. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЯПОНИИ

Источники и литература

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
Раздел первый. Государство и право стран Западной Европы

Глава 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНКОВ

§ 1. Общественный и государственный строй

§ 2. Государственный строй при Каролингах

§ 3. Право
^ Глава 2. ФРАНЦИЯ

§ 1. Раннефеодальный период

§ 2. Период сословно-представительной монархии

§ 3. Период абсолютной монархии

§ 4. Право
Глава 3. ГЕРМАНИЯ

§ 1. Германия в X — XV вв.

§ 2. Германия в XVI — XVIII вв.

2.1. Пруссия

2.2. Австрия

§ 3. Право в X — XV вв.

§ 4. Право в XVI — XVIII вв.
^ Глава 4. АНГЛИЯ

§ 1. Раннефеодальная монархия

§ 2. Сословно-представительная монархия

§ 3. Абсолютная монархия

§ 4. Право

4.1. Общая характеристика права Англии (1066 — 1584)

4.2. Общая характеристика права Англии периода

абсолютизма
Раздел второй. Государство и право Византии и славянских стран

^ Глава 5. ВИЗАНТИЯ

§ 1. Общественный и государственный строй

§ 2. Право
Глава 6. Государство и парво южных и западных стран

§ 1. Болгария

§ 2. Хорватия и Сербия

§ 3. Полабско-балтийские славяне

§ 4. Польша

§ 5. Чехия
Раздел третий. Государство и право средневекового

Востока

^ Глава 7. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ И СРЕДНЕВЕКОВОЕ МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

§ 1. Образование общеарабского государства (Арабского халифата)

§ 2. Мусульманское право
^ Глава 8. ИНДИЯ

§ 1. История индийской государственности

§ 2. Основные черты права
Глава 9. КИТАЙ

§ 1. История китайской государственности

§ 2. Основные черты права
^ Глава 10. ЯПОНИЯ

§ 1. Образование и развитие феодального государства в Японии

§ 2. Право
Библиография





ВВЕДЕНИЕ
Эпоха средневековья (феодализма) — это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права, который в Западной Европе начинается после падения Западной Римской империи в 476 г.

Средние века — это эпоха возникновения, развития и упадка феодального способа производства, феодального государства и права во всемирном масштабе. В эту историческую эпоху, насыщенную острыми социальными противоречиями, человечество в целом продвинулось вперед в деле развития производительных сил, материальной и духовной культуры по сравнению с предшествующим периодом истории. В средние века появились многие новые государства: Англия, Франция, Германия, Италия, Россия, Чехия, Польша, Скандинавские государства, Арабские государства, Япония, государства Индо-Китая (Вьетнам, Камбоджа), Турция и др.

Продолжали также развиваться и играть крупную историческую роль сложившиеся в более ранний период государства Китая, Индии, Ирана, Средней Азии.

Важную роль в мировой истории на рубеже древности и средневековья играли пять крупных центров древней цивилизации: Ханьская империя в Китае, империя Гунтов в Индии, Кушанское царство в Средней Азии, царство Сасанидов (включавшее Иран, Месопотамию и часть Средней Азии) и Римская империя (с 395 г. разделенная на Западную и Восточную империи).

Но история человечества в период перехода от древнего мира к средневековью не ограничивалась событиями, происходившими в пределах указанных государств. В Закавказье существовало древнее рабовладельческое государство — Армения. Большое рабовладельческое государство — Аксумское царство, включавшее Эфиопию (Абисинию), часть Нубии и другие области, существовало в это время в Восточной Африке.

К началу средних веков существовали только рабовладельческие государства. У кельтских, германских, славянских и других племен Северо-Западной, Северной и Восточной Европы в это время шел процесс разложения первобытно-общинных отношений, зарождались классы, возникали племенные союзы, появились зачатки государственной организации. Процесс развития классовых отношений и создания государств происходил и у других племен (у тюркских, монгольских, тунгусских и др.).

Изолированно от государств и народов Европы, Азии и Африки протекала почти до конца средневековья жизнь таких относительно развитых обществ, как общество майя, ацтеков, инков и других в Центральной и Южной Америке.

Вопрос о периодизации истории феодального государства и права является весьма сложным. Переход к феодализму в разных странах Азии и Европы не был одновременным.

Раньше, чем в других странах, феодальные отношения возникли в Китае (III в. н. э.). В Индии, странах Передней и Средней Азии, в Европе гибель рабовладельческого строя произошла между III и VII вв. н. э.

Следовательно, время между III и VII вв. н. э. можно рассматривать как один из важнейших рубежей во всемирной истории, как начало средневековья.

В истории феодального государства в Европе поочередно сменялись следующие его главные формы: 1) раннефеодальная монархия, характеризующаяся тем, что органами, направляющими деятельность монарха, являются королевская курия и съезды феодалов; 2) сословно-представительная монархия, характерной чертой которой ограничение власти монарха особым сословно-представительным учреждением (Парламентом в Англии, Генеральными штатами во Франции, Кортесами в Испании и т. д.); абсолютная монархия, т. е. такая форма последней, при которой всецело монарху.

Основой средневековых производственных отношений является собственность феодала на землю и некоторая собственность на крестьян, которые были в основном лишены собственности на землю, не обладали собственностью на другие средства производства и имели свое частное хозяйство. Феодальная собственность отличается особыми, присущими ей чертами. Ей свойственна прежде всего иерархическая структура земельной собственности, которая выражалась в том, что все феодалы разделялись на —категории от высших до низших степеней в зависимости от своего экономического и политического могущества.

Так, например, в феодальных государствах Западной Европы на верхней ступени этой иерархической структуры стоял монарх. От него получали и «держали землю» феодалы высшего ранга (герцоги, графы и др.), от которых получали и «держали землю» средние и мелкие феодалы.

Вне этой феодальной иерархии (системы вассалитема) стояли крестьяне, находившиеся в различных формах зависимости от феодалов. Сама феодальная собственность расчленялась на верховную собственность короля, сеньора и владение вассала.

Феодальное право — право, закрепляющее господство привилегированных сословий (дворянства и духовенства).

Таким образом феодальное право утверждает сословный строй общества, разделение его на неравные по своим правам и обязанностям замкнутые группы, причем сословная принадлежность передается по наследству.

Развитие производительных сил влекло за собой усиление разделения труда, рост народов и численности их населения, рост обмена, развитие товарно-денежных отношений. С развитием городов происходит расслоение городского населения, появляются объединения ремесленников в цеха. Внутри цехов создаются условия для образования, с одной стороны, предпринимателей, а с другой — наемных рабочих.

Последствием развития городов является также рост товарного хозяйства в деревне, в результате которого увеличивалось число малоземельных и безземельных, что приводило к росту лиц, работающих по найму. Все эти обстоятельства создавали предпосылки для развития в недрах феодального строя капиталистического уклада.

Развитие феодализма происходило неравномерно не только в отдельных государствах Западной Европы, но и в отдельных регионах той или иной страны.

XVII — XVIII вв. — это время буржуазных революций (прежде всего в таких странах, как Англия, Франция, США, Нидерланды) эпоха крушения феодализма и образования буржуазного государства и права.

Большую роль в средние века играла религиозная идеология. Различные религиозные системы и церковные организации служили одной и той же цели — укрепление господства феодалов над массами народа. Эту цель преследовали буддизм в Китае, Тибете, Монголии, Японии, Индо-Китае и ряде других стран Азии; поздний брахманизм (индуизм) в Индии; ислам (мусульманство) в большей части стран Передней и Среднее Азии; христианская религия в ее двух основных формах (католицизм и православие) в европейских странах, в Византии, в странах Закавказья и т. д.

Во всех странах церковь в период средневековья была крупнейшим феодальным землевладельцем. В ряде стран церковное землевладение было наиболее привилегированным. Являясь важнейшей опорой феодализма, церковные организации не во всех отношениях играли одинаковую роль в истории различных государств. Так, например, буддизм в Китае, Корее и Японии никогда не имел столь сильного политического и идеологического влияния, как католицизм в Западной Европе. К тому же в Китае буддизм не был единственной формой религиозной идеологии. Наряду с ним выступала в качестве его противника другая религия — даосизм, а также конфуцианство.

Догматы церкви, освещающие феодальный строй и сословное неравенство, вызывали противодействие со стороны угнетенных слоев обществ. Это противодействие находило свое выражение в различных формах, в том числе и в многочисленных народных еретических движениях, что являлось выражением социального протеста в религиозной оболочке.

В Западной Европе, а также в некоторых странах Азии духовенство, пользуясь слабостью и раздробленностью феодальных государств, домогалось на разных этапах развития феодализма не только идеологического, но и политического господства. Особенно долго и упорно добивалось это папство, ведя на протяжении нескольких столетий борьбу с европейскими монархами за политическое подчинение их папскому престолу. Однако рост городов, усиление их экономического и политического значения и укрепление централизованных феодальных государств ослабили политические и идеологические позиции церкви, главным образом в Европе и в Восточной Азии, в меньшей степени в Передней и Средней Азии. В Европе это нашло выражение в усилении еретических движений и в подготовке предпосылок для реформации — широкого общественного движения против католической церкви, развернувшегося в полную силу уже в XVI в.

^ ГЛАВА ПЕРВАЯ
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНКОВ
В IV — V вв. Европа пережила Великое переселение народов1. В движение пришли десятки варварских племен. Возникали и распадались союзы племен. В числе германских племен были салические франки, прежние союзники (федераты) Рима.

После падения в 476 г. Западной Римской империи образовалось несколько варварских королевств: Франкское, Бургундское, Вестгомское, Вандальское, Свевское и государство Одоакра в Италии. Салические франки во главе с королем Хлодвигом (486 — 511) заняли почти всю территорию бывшей Римской провинции Галлии. В 496 г. Хлодвиг принял христианство. Наиболее жизнеспособным оказалось Франкское королевство, истории государства и права которого посвящена данная глава.
§ 1. Общественный строй
Общественный строй франков можно представить по Салической правде — памятнику обычного права начала VI в. В нем отражен переход от родоплеменного строя к государству. Здесь нашли отражение такие новые общественные отношения как территориальные, или соседские, связи крестьян-общинников, подчинение свободных франков королю и его должностным лицам. Требовало также твердой фиксации появление частной собственности на движимое имущество и защита ее. Салическая правда закрепляла следующую социальную структуру франкского общества: светские феодалы в лице новой служилой аристократии; духовенство; свободные франки — крестьяне (основная масса населения страны), литы — полусвободные, галло-римлянине, рабы. Свободные франки занимались земледелием и жили соседской общиной — маркой. Именно они составляли основу социальной организации. Общее собрание полноправных членов общины решало наиболее важные вопросы. Только оно могло при согласии всех членов общины принять в свой состав нового жителя деревни; также и по приказу короля любой мог поселиться на общинных землях.

Пахотная земля находилась в коллективной собственности марки. Верховные права на эту землю сохраняла вся крестьянская община в целом, но она уже не перераспределялась, а находилась в наследственном пользовании каждого отдельного крестьянина. Свой надел франк не мог отчуждать, в случае его смерти земля переходила к сыновьям. Пашня считалась владением, а не собственностью. Леса, луга, выгоны для скота находились в совместном пользовании. Община отвечала за убийство на ее территории. Сородичи обязывались платить штраф за правонарушения своих родственников. Франки ежегодно призывались на сборы, получившие название «мартовские поля». Король проводил смотр ополчения.

Личная собственность крестьянина-франка в те времена состояла обычно из дома, скота, приусадебного участка. Остальная земля была наделена подворно; в таком подворном пользовании находились пашня, виноградники; иногда луга и леса. Состоятельная семья имела рабов и полусвободных литов в качестве слуг, ремесленников. Из их числа Салическая правда упоминает кузнеца, конюха, свинопаса, виноградаря.

Следует иметь в виду, что Салическая правда в статьях об общине фиксирует уже новые общественные связи: родовая община, основанная на кровном родстве, заменяется общиной соседской (маркой). Община-марка явилась основой хозяйственной и социальной организации франкского общества.

Пребывание в общине-марке не являлось обязанностью: ее член мог выйти из общины путем так называемого отказа от родства. Для этого было необходимо на заседании суда сломать над головой три ветки мерой в локоть, разбросать их в четыре стороны и сказать, что отказываешься от сопряжничества, наследства и от помощи сородичей (титул X). Выход из общины путем отказа от родства был выгоден наиболее богатым и могущественным людям. О расслоении свободных франков на бедных и богатых говорит также титул «О горсти земли», титулы о задолженности и способах ее погашения, о займах и их взыскании с должника и другие.

Указы (капитулярии) королей VI в., дополнявшие Салическую Правду и характеризовавшие процесс классового расслоения франкского общества, говорили уже о малоземельных франках, крупных землевладельцах, владеющих поместьями в разных местах и о разорившихся людях, не могущих уже платить штрафы и бродящих по стране. А причины разорения были очевидны: тяжесть военной службы, отрыв от хозяйства; обременительные налоги, распространенные в VI в. и на свободных франков и вызвавших ряд волнений; непосильные штрафы за разного рода правонарушения.

Салическая правда содержит положение об аллодах — участках земли, принадлежащих их владельцам на праве частной собственности. С каждым годом аллодов становилось все больше. В королевстве появился слой новой служилой знати, представители которой получали от короля земли на праве аллода2. Эта знать постепенно превращалась в крупных землевладельцев — феодалов. Крупными собственниками стали приближенные короля, его чиновники (графы, сацебароны), его дружинники (антрустионы). Салическая правда выделяет их из остальной массы франков, особо охраняя их жизнь тройным вергельдом (штрафом в 600 солидов3 за убийство) и создавая из них наряду с духовенством привилегированное сословие служилой аристократии.

Образование частной земельной собственности (аллода) должно было в дальнейшем привести к широкому развитию крупного землевладения. Расширение частновладельческих земель несло угрозу самому существованию общины.

Как уже указывалось, общинная собственность на пахотную землю, луга и леса совмещалась у франков с индивидуальной (семейной) собственностью на дом, приусадебный участок, скот, домашнюю утварь, сельскохозяйственный инвентарь. Эти франкские общины сосуществовали с сохранившейся со времен Западной римской империи частной земельной собственностью галло-римлян и появившихся у служилой феодальной аристократии и церкви аллодов. Однако сосуществование продолжалось сравнительно недолго. Общинная собственность франков на значительной части территории страны уступила место аллоду. В то же время наблюдался процесс постепенного установления зависимости от светских и духовных феодалов свободного крестьянского населения. Этот процесс происходил в VII — VIII вв. в различных формах: в виде отдачи свободного человека под покровительство крупных феодалов (коммендация)4; долговой кабалы; путем поселения разорившихся свободных людей на земле феодала под условием выполнения соответствующих повинностей в пользу крупного землевладельца. При этом широкое распространение приобретает практика так называемых прекариев, как при получении безземельным от феодала участка земли в пожизненное (а иногда и в наследственное) пользование, так и при коммендации, когда крестьянин передает в собственность феодалу свой аллод с получением этой земли обратно с обязанностью платить оброк (ценз) и выполнять барщинные работы.

Одновременно с ростом крупного землевладения и закрепощением крестьянства шел процесс усиления личной власти крупных магнатов путем предоставления им так называемых иммунитетов (королевских иммунитетных грамот), в результате которого феодальная знать получила право в пределах своих владений на выполнение в известных пределах административных, судебных, полицейских, военных и фискальных функций.

Необходимо отметить рост церковного землевладения, в результате которого церковные магнаты — епископы и аббаты крупных монастырей — по своему влиянию, привилегиям и могуществу не уступали светским магнатам.

Землевладельческая знать начинает занимать господствующее положение как в центральном, так и в местном управлении королевства. Увеличивается роль и значение съезда светской и духовной знати, без согласия которой король не мог принять сколько-нибудь важного решения. Во Франкском государстве происходит процесс децентрализации, которая сопровождается междоусобными войнами.

Во второй половине VII в. из среды землевладельческой знати франкского государства выдвинулся сильный клан Пипинидов (Арнульфингов), который сумел объединить его и в дальнейшем заменить династию Меровингов новой династией Каролингов. Арнульфинги завладели высшей должностью франкского королевства — палатного мэра (майордома). В первые годы правления власть майордома Карла (715–741), прозванного позднее Мартеллом (что значит «молот») упрочилась окончательно. В это время над франками нависла серьезная опасность со стороны Арабского халифата: арабы, завоевав Испанию, с 720 г. начали наступление на Галлию. Войны с арабами показали преимущество конницы над пехотным ополчением, составлявшим основную массу франкского войска. Чтобы создать конницу, а также укрепить социальную базу своей власти, Карл Мартелл секуляризовал ряд церковных и монастырских земельных владений и передал их представителям светской знати. Последние должны были раздать эти земли в виде бенефициев на условиях несения военной службы возможно большему числу лиц, которые должны были являться на коне при соответствующем оружии. В битве под Пуатье (732) арабы потерпели поражение, движение ислама на запад было остановлено.

Реформой Карла Мартелла крестьяне были почти отстранены от военной службы. Базой для созданий нового профессионального конного войска послужили крупные землевладельцы, средние и мелкие феодалы. До Карла Мартелла преобладающей формой королевских земельных пожалований были дарения земли на праве аллода. Такие дарения быстро уменьшали фонд королевских земель и вместе с тем не устанавливали никакой новой связи между королем и феодалами. Карл Мартелл ввел совершенно новую систему пожалования земли в виде бенефициев на условиях преимущественно несения военной службы5. Бенефициарий обычно получал землю вместе с сидящими на ней людьми, которые в его пользу платили оброк и выполняли барщинную работу.

Следует отметить, что реформа Карла Мартелла усилила центральную власть. Укрепившийся благодаря ей слой средних и мелких феодалов составил на определенное время опору каролингской династии.

По примеру короля другие крупные магнаты тоже стали практиковать раздачу бенефиций, что содействовало созданию иерархической структуры феодального общества и земельной собственности.

В дальнейшем сын Карла Мартелла Пипин Короткий, пользуясь поддержкой римского папы, произвел в 751 г. государственный переворот, заточив в монастырь последнего короля франков из династии Меровингов, и сам стал первым королем из представителей новой династии Каролингов. Королевство франков достигло своего наивысшего могущества при сыне Пипина Короткого Карла Великом (768–814), которому в результате войн удалось создать огромную державу, включавшую в себя, помимо франков, множество других племен и народностей. Говоря об основных изменениях в общественном строе франков, необходимо отметить важность процесса превращения бенефиция из пожизненного владения в наследственное (в феод. лен).

Что касается правового положения зависимого крестьянства, то в эпоху Каролингов оно подразделялось на колонов и сервов. Среди них главную массу составляли колоны, которые в отличие от рабов считались людьми свободными. Но колон не имел права уйти со своего надела, он находился в поземельной зависимости от своего феодала, а занимаемая им земля — в наследственном пользовании колона. Рабы были двух категорий: дворовые рабы и рабы, посаженные на землю (сервы). Сервы считались прикрепленными к земле и не могли отчуждаться без земли.

Кроме зависимого населения, на землях феодалов проживали лично независимые от них свободные арендаторы.

По сравнению с колонами положение сервов было более тяжелым; так сервы работали на помещика без ограничения срока («сколько им прикажут»).

Ремесло не было еще отделено от сельского хозяйства; иногда отдельные ремесленники содержались на барском дворе, обслуживая не только феодалов, но и нужды остального населения поместья. При этом следует отметить, что в эпоху Каролингов торговля несколько оживляется; растет сеть местных рынков, с 759 г. появляется ярмарка. Оживляется и внешняя торговля, для которой учреждается сеть таможен на границе; развиваются торговые отношения с Британией и даже с Востоком. Устанавливается регламентация мер и весов, вводится новая монетная система; чеканка монеты вновь становится королевской монополией.
§ 2. Государственный строй при Каролингах
Центром управления империи был императорский двор с его чиновниками — дворцовым графом6, соединявшим в своих руках вместе с отправлением правосудия руководство королевской администрацией; канцлером — хранителем государственной печати, отвечающим за составление королевских актов и стоящим во главе канцелярии; пфальцграфом, заведовавшим дворцовым хозяйством; архикапелланом — главой франкского духовенства, духовником короля и его советником по церковным делам, хранителем особой святыни франкских монархов — плаща св. Мартина Тульского. Большинство других должностей, существовавших ранее (маршал, сенешал и т. д.), сохранились и при Каролингах.

При Карле Великом7 существовал совет, в состав которого входили высшие сановники и представители знати, приглашаемые королем. Созывался совет королем по мере надобности; его компетенция распространялась на все дела, «имеющие отношение к благу короля и королевства». Для обсуждения дел, касающихся всего государства, Карл созывал два раза в год общие съезды. В конце весны собиралось общее собрание («майское поле»), в котором участвовали крупные сановники, королевские вассалы, епископы, магнаты со своими вассалами, а также ополченцы из числа свободных крестьян. Это собрание было вместе с тем и военным смотром.

Собрания и съезды времен Карла Великого имели аристократический характер. Только придворные, епископы и сеньоры призывались к совещанию. На съездах обсуждались вопросы войны и мира, принятия законов, церковные дела, дела о торговле и т. д. Голосования не было. Король выслушивал мнения, затем в тесном кругу ближайших сановников короля составлялся указ-капитулярий, на основании которого решались различные общегосударственные дела.

Основной административной единицей являлось графство. Пограничные графства носили наименование марок, и стоявшие во главе графы назывались маркграфами. Каждые два графства составляли епископство; епископы помимо церковных дел должны были следить за поведением графов.

Ежегодно территория государства делилась королем на ревизионные округа, в которых направлялись государевы посланцы (одно светское и одно духовное лицо), принимавшие присягу от населения на верность монарху, обнародовавшие королевские приказы, наблюдавшие за их исполнением, за управлением королевскими поместьями, за правильностью отправления правосудия, за поведением духовенства; привлекавшие к ответственности должностных лиц, в том числе графов, с правом их смещения и отмены вынесенных ими решений.

Империя Карла Великого оказалась непрочной. Она была временным соединением разных народностей, в ней отсутствовали прочные экономические связи. Еще при жизни Карл Великий фактически разделил захваченные земли между сыновьями. Корона императора перешла в 814 г. к Людвигу Благочестивому, «чтецу библии и певцу псалмов, предпочитавшему беседы с отшельниками звукам бранной трубы».

Уже в те годы единая империя существовала лишь de iure. Причина ее распада коренится в самой природе феодализма. Претенденты на корону императора вели между собой ожесточенную борьбу. Именно в этот период римские папы обосновали претензию о превосходстве церковной власти над светской.

После длительных междоусобных войн и интриг три брата, внуки Карла Великого, в 843 г. съехались в Вердене и подписали трактат о разделе империи на три самостоятельные части. Восточная часть франкского государства перешла к Людвигу Немецкому, западная (будущая Франция) — Карлу Лысому. Среднефранкское королевство северной Лотарингии — коридор между землями этих братьев — и Северная Италия достались Лотарю. За ним же некоторое время признавался номинальный титул императора. Верденский договор 843 г. положил начало самостоятельному существованию трех европейских государств: Франции, Германии и Италии.
§ 3. Право
По мере завоевания Галлии германцами происходила запись их обычаев, в результате чего появились так называемые «варварские правды», среди которых наиболее важной является Салическая правда. В дальнейшем Салическая правда дополнялась новыми нормами; она является основным источником раннего германского права, весьма мало затронутым влиянием римского права. Основное содержание Салической правды составляют штрафы за различного рода правонарушения и регламентация судебного процесса Нормы гражданского права занимают в ней несравненно меньшее место.

Право собственности. В начальный период истории Франкского государства относительно развитой была общинная собственность крестьян, при которой пахотная земля была распределена на наделы между отдельными семьями, а леса и пастбища оставались в общем пользовании. Особое место у крестьян-общинников занимала семейная собственность, отчуждение которой допускалось лишь с согласия членов семьи. Салическая правда устанавливала только наследование по закону8. В случае смерти кого-либо из членов общины, не оставившего наследников, его земельный участок переходил к общине.

Как уже указывалось, в период правления Хлодвига — первого короля франков — широкое распространение получили аллоды — частная собственность новой служилой знати с полной свободой распоряжения. В дальнейшем появились бенефиции — владения на условиях военной службы без права передачи по наследству, которые со временем стали наследственными, превратившись таким образом в феоды.

Что касается крестьянства, то для них наиболее распространенной формой земельных владений были держания с выплатой оброка и выполнения барщинных работ в пользу феодала. В правовом отношении близко к аллоду находились благоприобретенные имущества, которыми собственники могли свободно распоряжаться.

Обязательственное право. Эта область гражданского права была слабо развита у франков. Наиболее распространенными договорами были купля-продажа и заем. Для договора купли-продажи одного соглашения сторон было недостаточно; он вступал в силу лишь после передачи вещи. При этом действительная передача вещи заменялась символическими обрядами: передачей куска дерна при продаже поля, ветви дерева — при продаже леса, двери — при продаже дома.

При договоре займа должник отвечал не только своим имуществом, но и личностью: в случае неисполнения обязательства он становился рабом кредитора.

Заключение договоров требовало произнесения разного рода формул торжественного содержания.

Семейное право. Власть мужа и отца выступала у франков в виде как бы опеки над женой и несовершеннолетними детьми. Женщина находилась под опекой всю жизнь. В случае смерти мужа опекунами вдовы становились ее совершеннолетние сыновья, а если они отсутствовали — другие родственники умершего.

Для вступления в брак требовалось согласие обеих сторон, а также родителей или опекунов. До принятия христианства формой заключения брака у франков была покупка невесты. Следы этой покупки имеются в Салической правде, где указан размер покупной платы со стороны жениха в случае вступления в брак со вдовой ее родственнику, под опекой которой она находилась (титул XLIV — 3 солида и 1 динарий). Развод был первоначально разрешен только мужу и состоял в отказе мужа от дальнейшей совместной жизни с женой. Если развод был без уважительных причин, бывшая жена сохраняла свое приданое и подарки, сделанные супругом за период совместной семейной жизни; кроме того, муж должен был уплатить ей штраф. Под влиянием католической церкви в 744 г. развод был запрещен.

Жена могла иметь собственное имущество. Что касается имущества, приобретенного во время брака, то его собственником считался муж. Отец мог пользоваться имуществом своих несовершеннолетних детей и получал следуемое им вознаграждение за причиненный ущерб.

Ряд норм Салической правды был направлен на защиту семьи и нравственности.

Запрещались браки между свободными и рабами; за нарушение этого правила наказанием служила потеря свободы. За похищение чужой жены виновный приговаривался к исключительно большому штрафу в 200 солидов (как и за убийство свободного франка); за похищение чужой невесты — штраф 15 солидов в пользу жениха. Наказывалось внебрачное сожительство (со свободной — штраф 45 солидов, с рабыней — 15 солидов).

Наследственное право. В отношении родовых поместий и благоприобретенных недвижимостей, а также движимых имуществ ближайшими наследниками умершего были его дети и нисходящие (внуки, правнуки). При отсутствии их наследование производилось в зависимости от степени родства (по линиям). Первая степень родства — нисходящие (дети, внуки); вторая степень родства восходящие (отец и мать умершего и их нисходящие); третья степень родства (дед и бабка умершего и их нисходящие). Ближайшая степень родства исключала последующую. Если ближайшую степень составляло несколько родственников, они наследовали в равных долях.

Первоначально в германском праве не допускалось наследование по завещанию; но с развитием частной собственности в праве франков появляется так называемая аффатомия, путем которой можно было увеличить при жизни наследодателя долю того или иного наследника. Аффатомия напоминает легат по римскому праву; в данном случае указанное имущество переходило в пользу конкретного лица после смерти наследодателя. Но аффатомия могла иметь место лишь при отсутствии детей у наследодателя и лишь в отношении движимостей и благоприобретенных недвижимых имуществ.

Особый порядок наследования существовал применительно к феодам, которые наследовались по принципу майората (они переходили во владение старшего в семье).

Система преступлений и наказаний. Салическая правда запрещала кровную месть и самосуд, заменив их штрафом. При этом следует отметить крайнюю тяжесть штрафов, непосильных для рядовых крестьян-общинников. До конца VI в. в платеже штрафа должны были участвовать родственники виновного (так называемые сородичи); после отмены этого стал действовать принцип личной ответственности правонарушителя. Если виновный (и сородичи) не мог заплатить штраф, то он подвергался смертной казни (титул LVIII).

При определении наказания учитывались отягчающие вину обстоятельства (нападение на спящего, женщину, ребенка; надругательство над мертвым). Салическая правда формулировала понятие соучастия, при этом подстрекатель наказывался строже чем исполнитель.

Если говорить о конкретных составах преступлений, то Салическая правда (с учетом дополнений в виде королевских капитуляриев) предусматривает ответственность за следующие деяния.

1. Государственная измена, оскорбление короля, заговоры, наказание — смертная казнь. Религиозные преступления; например, за святотатство (кража церковного имущества) — изувечение и смертная казнь. За подделку монеты — смертная казнь.

2. Преступления против личности. За убийство — штраф. При этом Салическая правда закрепляет неравенство в системе наказаний в зависимости от социальной принадлежности потерпевшего (за убийство свободного франка — 200 солидов; за убийство королевского чиновника, воина, священника — 600 солидов; за убийство епископа — 900 солидов). Самый высокий штраф в сумме 1800 солидов предсмотрен за убийство скопищем королевского служащего в его доме (титул XLII), а также за убийство в походе: если потерпевший состоял на королевской службе (титул LXIII).

Весьма своеобразным являлось преступление, ответственность за которое предусматривал титул XIV § 1, прибавление 1 (колдунья, если она была уличена в том, что съела человека, приговаривалась к штрафу в 200 солидов).

В случае нанесения тяжких телесных повреждений предусматривались различные штрафы в зависимости от конкретного преступления (за кастра-цию — 200 солидов, за повреждение языка — 100 солидов); за ране-ния — штраф в зависимости от величины раны в дюймах (от 15 до 45 солидов); за повреждение пальца — штраф в зависимости от того какой палец поврежден (если большой, штраф — 50 солидов, указательный — 35 солидов, четвертый — 9 солидов). За оскорбление — штраф (словом «урод» — 3 солида, «лжец» — 15 солидов, «блудница» — 45 солидов).

3. Преступления против собственности. За разбой — смертная казнь, за поджог — 62,5 солида; за грабеж (если потерпевшим был свободный франк — 63 солида, а если им был галло-римлянин — 35 солидов). Наравне с грабежами карался и поджог.

За кражу раба, упряжного животного — штраф 30 солидов. За кражу охотничей собаки — 15 солидов, пастушеской — 3 солида, молочного поросенка — 3 солида, двухгодовалой свиньи — 15 солидов.

Королевское имущество охранялось повышенным тройным штрафом.

4. Должностные преступления. Преступления против правосудия. Салическая правда говорит об ответственности графа, если он отказал в правосудии, или взял сверх законного, положенного при взыскании долга (титул IV). За это предусматривалось наказание вплоть до смертной казни. Предусматривалась также ответственность рахинбургов — судебных заседателей, если они судят не по закону (титул LXII — штраф 15 солидов).

5. Воинские преступления. За дезертирство — смертная казнь.

6. Преступления против семьи и нравственности. За изнасилование — штраф в сумме 63 солидов; за изнасилование «скопом» наказанию подлежали все присутствующие на месте насилия над женщиной (титул XIII).

В заключение следует отметить, что кроме указанных случаев смертной казнью карали рабов и литов за похищение свободной женщины; а также рабов, если они совершали преступление, за которое свободный человек наказывался штрафом 45 солидов и выше.

Судоустройство. В древнейшие времена суд у германцев производился собранием свободных людей округа (сотни) под председательством выборного сотника (тунгина). Уже при Хлодвиге главная роль в судебном разбирательстве переходит от тунгина к графу — королевскому чиновнику, который выносил решения по гражданским делам и приговоры по уголовным делам совместно с рахинбургами. В эпоху Карла Великого рахинбурги, избиравшиеся для каждого случая, были заменены скабинами, назначаемыми графом с согласия населения на пожизненный срок из среды наиболее авторитетных людей округа.

Решения и приговоры суда графа могли быть обжалованы в суд короля, который обычно возглавлял палатный мэр (майордом). В эпоху Каролингов королевский суд стал возглавляться дворцовым графом, хотя король мог производить суд и единолично. Юрисдикция королевского суда, в состав которого входили высшие дворцовые сановники, а также представители светской и духовной знати, была неограниченной: он мог взять к своему производству любое дело в качестве суда первой инстанции. Некоторые дела (о дворцовых служащих, высших сановниках, о государственных преступлениях) были отнесены исключительно к его ведению.

Особо следует сказать о юрисдикции церкви, к которой были отнесены дела клириков. Что же касается дел между клириками и светскими лицами, то в эпоху Меровингов они рассматривались смешанными судами, составленными из представителей духовной и светской власти. При Каролингах указанные дела подлежали рассмотрению смешанного суда, если светское лицо откажется подчиниться церковной юрисдикции. Более того, юрисдикция церковного суда была расширена, она распространялась на вдов, сирот, вольноотпущенников, которые находились под покровительством церкви. Здесь ряд наказаний носил чисто церковный характер: отрешение клириков от должности, отлучение от церкви, запрещение священнослужения, которое могло распространяться на целые местности. Церковное отлучение имело очень серьезные последствия. Отлученный не допускался к церковным таинствам и службе, с ним никто не должен был разговаривать, никто с ним не смел пить или есть, даже здороваться, иначе и сам подвергался отлучению. Кто умирал отлученным, считался лишенным загробного спасения. Церковный суд назначал и светские наказания: штраф, заключение в тюрьму; но церковные правила не допускали наказания смертной казнью; поэтому тяжкие преступления подлежали рассмотрению в светском суде.

Процесс. Порядок судопроизводства был одинаков как в рассмотрении гражданских, так и уголовных дел. Как правило, уголовное дело возбуждалось по инициативе потерпевшего, который сам должен был вызвать ответчика (или обвиняемого в совершении преступления) в суд. Если ответчик (обвиняемый) не являлся в суд без уважительных причин, то он наказывался штрафом в 15 солидов (титул I, § 1). Если ответчик (обвиняемый) не являлся в суд во второй, а затем и в третий раз, то он вызывался на суд короля, который объявлял его лишенным своего покровительства. Тогда виновный и его имущество переходили в собственность потерпевшего (или истца). И пока он не уплатит всего, что с него причитается, никто (даже его жена) не могут под угрозой наказания оказывать ему помощь.

Процесс по Салической правде был состязательным. Не только вызов в суд ответчика, но и отыскание украденной вещи, вызов свидетелей, соприсяжников являлось делом самого потерпевшего. Так, например, каждый имел право на преследование по следам (титул XXXII) и на розыск (титул XLVII). Суд даже в уголовных делах не собирал доказательств, а лишь наблюдал за состязанием сторон и устанавливал, кем выигран спор.

В случае признания ответчика (обвиняемого), состязания сторон не производилось и суд выносил соответствующее решение (приговор). Если обвиняемый не признавал свою вину, то различались две формы процесса в зависимости от того, был ли он пойман с поличным или же нет. Если виновный был захвачен на месте совершения преступления, то суд выносил сразу же приговор после принесения присяги потерпевшим и определенными числом свидетелей, подтверждавших факт поимки обвиняемого с поличным.

В других случаях обвиняемый был обязан представить доказательства своей невиновности. Прежде всего суд учитывал выступления соприсяжников, говоривших о репутации обвиняемого. Число соприсяжников зависело от степени тяжести преступления (шесть, двенадцать и более). Но риск для обвиняемого заключался в том, что соприсяжники были обязаны произнести вместе с обвиняемым особую сакральную формулу без малейших ошибок: всякая ошибка влекла за собой проигрыш дела обвиняемым, исходя из того, что при судопроизводстве невидимо присутствует Бог, который не позволит выиграть дело неправой стороне.

В качестве доказательств учитывались, конечно, и свидетельские показания; в некоторых случаях прибегали к ордалиям — «суду божьему» в виде испытания раскаленным железом или котелком с кипящей водой: обвиняемый должен был взять в руку раскаленное железо или опустить руку в кипящую воду, после чего рука завязывалась. Через несколько дней суд производил осмотр: если обожженная рука заживала, то обвиняемый признавался невиновным; в противном случае он признавался виновным.

В дальнейшем был введен новый вид ордалий в виде испытания водой, при котором обвиняемый погружался со связанными руками и ногами в чан с холодной водой. Если он не погружался на дно чана, его признавали виновным, так как вода, считавшаяся чистой стихией, его отвергала.

Наконец, в качестве доказательства выступал и судебный поединок. Сторона, победившая на поединке, выигрывала дело.

В заключение следует указать, что по отношению к рабам разрешался допрос под пыткой.

Лжесвидетельство наказывалось штрафом в 15 солидов (титул XLVIII); ложное обвинение каралось штрафом, но если это происходит в отсутствие обвиняемого, то штраф был более высоким (63 солида); а если кто-либо ложно обвиняет в преступлении, за которое следует смертная казнь, виновный наказывается штрафом в 200 солидов (титул XVIII).

Исполнение судебного решения было делом выигравшей стороны (истца).

Контроль за исполнением судебных решений возлагался на графа.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт


Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница