Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс




Скачать 112.18 Kb.
НазваниеПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Дата публикации04.12.2014
Размер112.18 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Право > Конкурс
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2012-2013 учебный год)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 3» города Тамбова

Номинация конкурса: дополнительное образование детей и школьников
Автор: преподаватель по классу фортепиано Шипулина Любовь Николаевна
Работа над упражнениями
Методическое пособие
для преподавателей фортепианного отделения ДМШ


Тамбов, 2013 г.

^ Подготовительные упражнения к гаммам
Работа над упражнениями не является самоцелью — её следует рассматривать как средство воспитания не механической, а музыкально осмысленной техникой.

Упражнения связаны с музыкой (они охватывают различные виды техники и всевозможные приёмы звукоизвлечения и постепенно переходят в работу) над произведением.

Благодаря своей лаконичности, они легко запоминаются, исполнение их не утомляет ученика, не притупляет его внимание.

Главным критерием правильной работы является качество звучания. Малейшее неудобство, напряжение, утомление сразу же отражается на звуке. Естественный свободно льющийся звук свидетельствует о ненапряжённом состоянии рук.

Все упражнения следует проходить постепенно, от простого к сложному. Упражнения, рассчитанные на учащихся, технически достаточно продвинуты, и с маленькими детьми их лучше не проходить.

Необходимо остерегаться всевозможных преувеличений («чуть-чуть» всегда лучше, чем «слишком»). Самое главное — стремиться к ощущению удобства и всё внимание направить на звук.
Фортепианная педагогика рассматривает упражнения, как одно из важных средств формирования, развития, совершенствования техники исполнителя.

Оживление интереса к работе над упражнениями в наши дни вызывает потребность в новых пособиях, созданных современными мастерами фортепианной школы на материале современной же фортепианной литературы и её новыми техническими проблемами. Каждый педагог знает, что техника является всего лишь средством к достижению совершенства, что подлинное искусство не может не нуждаться в хорошей исполнительской технике. Поэтому необходимо в работе над ней добиваться, чтобы исполнение основывалось на естественности и свободе. Работа над короткими упражнениями позволяет сосредоточить всё внимание ученика (исполнителя) на правильных ощущениях и движениях, качестве звука и прикосновения.
Слово «гамма» означает поступенную, восходящую или нисходящую последовательность, какого-либо лада (мажора, минора, пентатоники и т. д.) в пределах одной или нескольких актов.

Термин «гамма» произошёл от названия одной из букв греческого алфавита, которой в средние века обозначали самый низкий из употреблявшихся тогда звуков (соль большой октавы — G). Этот звук служил как бы основанием, фундаментом всего звукоряда. Естественно, что словом «гамма» вскоре стали называть и музыкальный звукоряд. Впоследствии, несмотря на расширение границ звукового диапазона, термин «гамма» сохранил значение, аналогичное слову «звукоряд».

Аккорд — одновременное сочетание нескольких (не менее 3-х) звуков различной высоты. В музыкальной практике чаще всего употребляются аккорды, звуки которых располагаются (или могут быть расположены) по терциям. Аккорды такого строения подразделяются на трезвучия (аккорд из 3-х звуков), септаккорды (из 4-х звуков), нонаккорды (из 5-ти звуков). Нижний звук в этих аккордах называется основным тоном, следующие за ним звуки — терцовым тоном, квинтовым, септимовым, ноной аккорда.

Арпеджио — способ исполнения аккордов не гармонически, а мелодически, то есть звуки аккорда извлекаются не одновременно, а один за другим. Слово «арпеджио» произошло от итальянского arpeggio — «как на арфе» (arpa — арфа). Кроме арфы арпеджио играются на фортепиано и других музыкальных инструментах.
^ Тоника. Лад

Мышка и кот. М. Котляревская-Крафт



Задание:

Спой песенку сначала нотами, потом со словами, помогай себе на фортепиано.

Обрати внимание, что Мышка прыгает по трём звукам через нотку вверх и вниз, потом долго пытается вырваться, и наконец… прыг в свой Домик. Убежала!

А теперь помоги нотке Соль поиграть в «Мышку и кота», сделай её главной!



И так — в первом случае главной была нота До, а в этой — нота Соль.

Называть главную ноту мы будем тоникой, а остальные пусть ей подчиняются, случают её, стремятся к ней.

Тогда в нашем Музыкальном королевстве будет лад. Весёлая песенка получится — будет мажорный лад, ну а грустная — минорный. (Слово «лад» не иностранное, как многие другие музыкальные слова, а славянское. Ладой древние славяне звали златокудрую богиню мира, красоты, любви.)
^ Светлые мелодии мы поём в мажоре,

Грустные, печальные мы поём в миноре,

Главный звук в них тоникой называется,

Часто им мелодия завершается.

Т. Сиротина

Тоника — как королева, управляет своим королевством, у неё есть и король, и принцесса. «Король» как будто всё время спорит с королевой — Тоникой: «Я преобладаю, я господствую, я доминирую». Так его и зовут — Доминанта. Его трон находится на V ступени от тоники (I). Надо признаться, что сколько бы «король» ни доказывал, что он главнее, он очень помогает «королеве» и всегда ей уступает. Последнее слово остаётся за королевой — Тоникой. А вот «принцесса» очень капризна, именно от её настроения зависит лад в королевстве: мажор или минор.



Как только ноты договорятся, кто будет ^ Тоникой, они сразу назначают короля — Доминанту на V ступени и принцессу на III ст. Вместе они складываются в красивое трезвучие, а лад зависит от принцессы. Если она звучит светло, высоко — лад будет мажорный, а если печально, низко — минорный.

А тональность — это: к главному тону — тонике — прибавляется лад (мажор или минор), и получаем тональность. Например:

Тоника + лад = тональность

До + мажор = До мажор или

Соль + минор = Соль минор и так далее.
Упражнение № 1 «Зайка»

Задание:

1. Исполнить упражнение, выполняя аппликатуру, штрихи, динамические оттенки — от ноты До.

2. Исполнить упражнение от До, Ре, Ми, Соль, Ля (послуху) (аппликатура симметричная).
Упражнение № 2 «По лесенке»

Задание:

1. Научись грамотно и гладко исполнять упражнение от ноты До, следи за плавным, незаметным подворотом 1-ого пальца.

2. Сыграй это же упражнение от До, Ре, Ми, Соль, Ля.
Упражнение № 3 «Солнышко»

Задание:

1. Аккуратно, грамотно, не путая ритмический рисунок, исполни упражнение от ноты До сначала а) со счётом, затем б) со словами.

2. Хорошо выучи от До, затем тоже упражнение играй от Ре, Ми, Соль и Ля.
Упражнение № 4 «Белочки»

Задание:

1. Запомни, как считается размер 68 (без «и»). Исполни упражнение медленно со счётом от ноты До, следи за ровностью звуковедения, выполняй все указания (аппликатура, нюансы и т. д.).

2. Научись играть со словами, в темпе, в характере, правильными движениями обеих рук (от До).

3. Сначала медленно, не путая знаки, а потом постепенно живее учи упражнение от До, Ре, Ми, Соль, Ля.

Упражнение № 5 «Гаммочка»

Задание:

1. Играй гамму бодро, весело, помни об аппликатуре, оттенках. Играй красивыми руками, добивайся ровного звукоизвлечения (не «падай» на 1-ый и 5-ый пальцы). Следи, чтобы локоть ровно вёл руку, работай над плавностью движений. Сначала хорошо выучи от До. Затем переходи к игре гамм от Ре, Ми, Соль и Ля.

Успеха тебе, малыш!

^ Работа над дуговыми движениями
Кратчайшее расстояние между двумя отдалёнными точками на клавиатуре есть кривая.

Нейгауз Г.
Дуговые движения являются наиболее рациональными для скачков, бросков, «перелётов» и переносов рук на большое расстояние. Они обеспечивают большую точность попадания и лёгкость выполнения (усилия требуются только для посыла руки, дальше она движется по инерции). При горизонтальных переносах руки нарушается плавность движения, возможны толчки, остановки, торможения. Такие движения менее свободны, т. к. ведение руки на одном уровне требует дополнительных усилий. (Исключение составляют быстрые переносы у самой клавиатуры — как в упражнении Скрябина на быстрое схватывание далёких аккордов.) широко применяются в исполнительской практике и круговые движения рук, при которых действует центробежная сила, также обеспечивающая неутомляемость и выносливость.

Предлагаемые упражнения воспитывают свободную ориентировку на клавиатуре, мускульное ощущение расстояний. Работая над ними, контролируйте свои ощущения: постоянно чувствуйте включённую, прогнутую спину и нижние мышцы, переносящие руку, которая при этом ощущается как крыло и в медленных переносах как бы «обнимает» расстояние; на опорных звуках отдыхайте и проверяйте упругость руки, «проводимость звука»; следите за тем, чтобы вместе с рукой не поднималось плечо (надплечье) и не болталась кисть; не взмахивайте ею, чувствуйте, что она продолжает предплечье. В лёгких подвижных скачках все движения более скупые и точные.
^ Упражнение № 1. Большая дуга
Звук берётся с хорошей опорой, певуче, без призвуков. Проверяйте положение кисти и 1-ого пальца. Играйте спокойно, плавно, отдыхая на клавише.

«Радуга-дуга», или первое занимательное упражнение на клавиатуре

Увидела как-то Олеся красивую радугу, увидела как она огибает своей многоцветной дугой небо. Захотелось нарисовать её. А под рукой — ни красок, ни карандашей, ни бумаги.

– Не беда, — подумала Олеся. — Нарисую её в воздухе. Настоящая радуга взаправду висит в воздухе, а моя будет висеть понарошку. Нарисую её над клавиатурой. А концы радуги пусть зазвучат!

Стала Олеся рукой рисовать в воздухе над клавиатурой большую радугу. Рисует её слева направо, справа налево и при этом спокойно и медленно приговаривает:

^ Ой ты, радуга-дуга!

Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла,

Словно коромысло.

Я красивую такую

В полминуты нарисую.

Проведём в воздухе радугу-дугу, опустит её конец справа, вверху клавиатуры, и вместе с концом строки стихотворения возьмём ^ 3-м пальцем какую-нибудь клавишу. А потом снова нарисует радугу и опустит другой её конец где-нибудь далеко слева, внизу, на такую же клавишу. И опять в конце следующей строки стихотворения раздастся звук.

Задание:

Научись и ты, как Олеся, рисовать в воздухе большую дугу и опускать её концы на далёкие друг от друга клавиши. Сначала рисуй правой рукой, а потом — левой.

^ Упражнение № 2. Дуговые отрезки

«На парашюте»
Играть отдельно правой рукой вверх, левой рукой — вниз каждым пальцем по очереди на белых и чёрных клавишах, в спокойном темпе. Возможен вариант в более подвижном темпе, легко и весело. Ладонь широкая, как бы накладывающаяся сверху на клавиатуру.

^ Упражнение № 3. «Весёлая дуга». «Мяч»
Дуговые скачки на октаву вверх и вниз. Играем каждым пальцем по очереди, каждой рукой отдельно (левая рука — от до1, вниз на октаву).

а)


Рука лёгкая и упругая, как мяч; ощущение такое, как будто она сама играет.
б) Такие же скачки через 2 октавы.

^ Мяч

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Упражнение № 4. «Полётная дуга»
На четверть — «взлёт», на половинную — «приземление».

а)


Левая рука исполняет то же вниз от До малой октавы.

1) Играть одним пальцем, а также следующей аппликатурой; 2) в прямом движении: 1–2, 1–3, 1–4, 1–5; в обратном движении: 5–4, 5–3, 5–2, 5–1; 3) вариант аппликатуры: 1–2, 2–3, 3–4, 4–5; обратно: 5–4, 4–3, 3–2, 2–1.

б) Это упражнение можно играть и 1) с «перелётом» через две октавы; 2) двумя руками одновременно в разные стороны.

Палец, берущий опорный звук, описывает в воздухе дугу. Кисть назад не отгибайте.

^ Переносы с пальца на палец на большие расстояния можно использовать и как упражнение для развития растяжения.
Упражнение № 5. Дуговые движения «Из руки в руку». «Белочки»
Упражнение исполняется по всей клавиатуре, легко и подвижно всеми пальцами по очереди, чередуя руки, на белых и чёрных клавишах, как бы вкладывая ладонь в клавиатуру. Руки работают, как весы.
Упражнение 1 вариант



2 вариант 3 вариант


^ Скачут по веткам белки,

Играют белки в «горелки» –

Прыгают с ветки на веточку,

Никто не поймает белочку!

Хвост пушистый, как крыло,

Буду скакать пока светло,

А на ночь я спрячусь в дупло –

Там хорошо и очень тепло!
Упражнение № 6. «Перекрёстные движения рук». «Чехарда»

а) б)


Вот полюбуйтесь на игру

Двух австралийских кенгуру,

Они играют в чехарду

В зоологическом саду.
Упражнение № 7. «Мнимое легато» на октавных переносах.
«Капустница»


Играть всё упражнение двумя пальцами. Аппликатура в обратном движении: 5–4, 4–3, 3–2, 2–1. («Берём» октаву в руку двумя пальцами, переносы с пальца на палец должны приближаться к легато.) (Это упражнение можно использовать в разделе «Растяжение».)

Любопытная бабочка

Белыми крыльями Носиком водит

Машет капустница. По краю ромашки:

Только поднимется – Мёд или чай

Тут же опустится. В этой беленькой чашке?

Упражнение № 8. Круговое движение руки. «Цветик-семицветик»


Играть упражнение каждым пальцем по очереди на одну и на две октавы на круговом движении всей руки (палец при этом тоже описывает круг). На скачок вверх — движение от себя. Обратное движение — к себе (  ). Выполняйте упражнение плавно и непрерывно, без толчков. Движения сначала мелкие, с увеличением интервалов круги постепенно увеличиваются. («Лети, лети, лепесток; через Запад на Восток» и т. д. из сказки «Цветик-семицветик».)

Левая рука играет от до1 в противоположном движении. Играя это упражнение, можно слегка поворачивать корпус, помогая движениям руки.

[Можно играть это упражнение двумя пальцами: 1–2, 1–3, 1–4, 1–5, а т. ж. 2–3, 3–4, 4–5. В этом случае оно выполняется как «мнимое легато», но с сохранением кругового движения руки.]
Упражнение № 9. Круговое движение октавами

При исполнении этого упражнения следует обратить внимание на то, что кисть и пальцы не фиксированные. С движением от себя пальцы и ладонь открываются и «хватают» верхнюю октаву (левой рукой — нижнюю).

(Упражнения № 9 и № 10 необходимо изучать с детьми старшего школьного возраста.)
Упражнение № 10. Круговое движение одним пальцем по нотам
хроматической гаммы


(Движения рук такое же, как при исполнении упражнения № 8 «Цветик-семицветик».)




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования
...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования. Всероссийский интернет — конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет – конкурс

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс...
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
«Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на конкурс чтецов»

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет...
Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс педагогическое творчество (2012/13 учебный год)

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...

Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница