Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением




НазваниеКоррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением
страница1/15
Дата публикации11.01.2015
Размер1.73 Mb.
ТипКнига
lit-yaz.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

















d:\алена\работа\ранний возраст\курсы\ранний возраст библ\кор пом д рв стребелева\обложка.jpg

^ ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ РАО

КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ

ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

^ В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО

ПРЕБЫВАНИЯ

Под ред. Е.А. Стребелевой Издание второе

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве

методического пособия

Издательство «ЭКЗАМЕН»

МОСКВА 2004


УДК 376.02 ББК 74.30 К66

Министерство образования Российской Федерации

Государственное научное учреждение

«Центр ранней диагностики и специальной помощи детям

с выявленными отклонениями в развитии»

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования

Авторы:

Е.А. Стребелева (предисловие, гл. 1,2,3.1, 3.2, приложение— 1,2, 3); Ю.Ю. Белякова (гл. 1); М.В. Браткова (гл. 3.2);

И.А. Выродова (гл. 3.3, приложение — 4); Т.В. Николаева (гл. 2); Г.А. Мишина (гл. 4); Л. В. Пронина (гл. 3.2).

К66 Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 128 с. (Серия «Ранняя помощь»)

ISBN 5-94692-882-I

В книге дано описание системного подхода к коррекционно-педа-гогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида.

Книга адресована педагогам (педагогам-дефектологам, музыкальным руководителям, педагогам-психологам), работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС.

УДК 376.02 ББК 74.30

Подписано в печать с диапозитивов 24.04.2004.

Формат 84x108/32. Гарнитура «Школьная». Бумага офсетная.

Уч.-изд. л. 5,60. Усл. печ. л. 6,72. Тираж 3000 экз. Заказ № 2348

ISBN 5-94692-882-1

© Коллектив авторов, 2004

О Издательство «ЭКЗАМЕН», 2004
Оглавление

Предисловие 5

Глава 1. Организация коррекционно-педаго-
гической работы в группах кратковременного
пребывания 8

Глава 2. Методика психолого-педагогического

обследования детей третьего года жизни 15

Закономерности психофизического развития нормально развивающихся детей третьего

года жизни 15

Особенности развития детей третьего года

жизни с органическим поражением ЦНС 20

Методика психолого-педагогического обследования ребенка третьего года жизни .... 23

Глава 3. Воспитание и обучение детей третьего года жизни с органическим

поражением ЦНС 38

Основные направления коррекционно-педаго-гического процесса с детьми третьего года

жизни с органическим поражением ЦНС 38

Содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей третьего года

жизни с органическим поражением ЦНС 40

Музыкальные занятия с детьми третьего года
жизни с органическим поражением ЦНС 66

Глава 4. Работа педагога-дефектолога с роди
телями в группах кратковременного
пребывания 81

Литература 107

3
Приложение 1. Примерная модель организации
помощи детям с органическим поражением
ЦНС в группах кратковременного пребы
вания 109

Приложение 2. Результаты первичного комплекс
ного психолого-педагогического обследования
детей третьего года жизни 109

Приложение 3. Пример индивидуальной програм
мы развития ребенка раннего возраста с органи
ческим поражением центральной нервной
системы 111

Приложение 4. Примерные конспекты музыкаль
ных занятий 116
Предисловие

Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. В то же время педагогическая наука разработала и внедрила в практику методы комплексной реабилитации детей раннего возраста с нарушениями в развитии.

Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением ЦНС, которые рано выявляются врачами-невропатолаогами и нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом воздействии.

Дети с органическим поражением ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: моти-вационно-потребностная, социально-эмоциональная, мо-торно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности и психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития личности.

В специализированных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с интеллектуальной недостаточностью больше всего детей дошкольного возраста с органическим поражением ЦНС.
Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педаго-гической работы с ними, а также оказать психологическую помощь родителям.

Одной из новых организационных форм коррекцион-ной поддержки детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития являются группы кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида либо в дошкольном учреждении комбинированного вида (Письмо Правительства Российской Федерации от 29.06.99 №129/23-16).

Авторы пособия предлагают системный подход к кор-рекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида. Мы не зря выделили именно эту возрастную группу. Ведь в именно в 3 года начинают строиться помимо уже существующих отношений «ребенок— взрослый» отношения «ребенок—сверстники». К этому возрасту для родителей становятся очевидными проблемы в развитии малыша (не говорит, труден в поведении, не играет, не проявляет интереса к сверстникам).

В методическом пособии рассказывается, как организовать коррекционно-педагогическую работу с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания; дается методика психолого-педагогического обследования; излагается содержание коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей; показывается работа педагога-дефектолога с родителями.

Авторы делятся своим опытом, но коррекционно-пе-дагогическая работа предполагает большую гибкость. Время освоения содержания строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Представленные в пособии материалы, изложенные в соответствии с основными линиями развития ребенка, помогут в разработке индивидуальной программы обучения воспитанников.

Распределение материала в соответствии с основными линиями развития ребенка раннего возраста дает возможность учитывать онтогенетический принцип развития, а также индивидуальные и возрастные особенности

6
развития каждого воспитанника при построении коррек-ционно-образовательного процесса. Это позволит сформировать ведущую деятельность (предметную), т.е. то, что своевременно не появилось у проблемного ребенка, создать основные предпосылки к возрастным психологическим новообразованиям (восприятие, наглядно-действенное мышление, потребность в общении и речь), сделать воспитательный процесс целостным, а обучение — непрерывным.

Содержание индивидуальной программы разрабатывается на основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе психолого-педагогического обследования ребенка и в результате анализа социальных условий его воспитания (беседа с его родителями, наблюдения за характером взаимодействия матери со своим ребенком). Специалисты дают оценку «актуального» и «потенциального» уровня развития ребенка, определяют характер и степень выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений, оценивают сущность индивидуальных трудностей ребенка, определяют сферы воздействия в целях коррекции или сглаживания остроты проблемы.

Методическое пособие адресовано педагогам (педаго-гам-дефектологам, музыкальным руководителям, педагогам-психологам), работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС, в условиях групп кратковременного пребывания, в центрах психического здоровья, реабилитационных центрах, а также руководителям этих дошкольных учреждений.

Эта книга представляет собой обобщение и осмысление первого опыта экспериментальной работы с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС, которые посещали группу кратковременного пребывания в Институте коррекционной педагогики РАО, а в дальнейшем были включены в группы дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых).
Глава 1

Организация

коррекционно-педагогической работы в группах кратковременного пребывания

Многолетние исследования и опытно-экспериментальная работа ученых и практиков показали, что степень эффективности коррекции вторичных отклонений в развитии и формирования компенсаторных механизмов зависит от следующих факторов:

  1. раннего выявления и раннего начала целенаправ
    ленной коррекционно-педагогической работы;

  2. содержания и методов обучения и воспитания;

  3. своевременного включения родителей в коррекци-
    онно-педагогический процесс;

  4. реализации единства требований к воспитанию и
    обучению ребенка в семье и дошкольном образова
    тельном учреждении;

  5. правильных форм взаимодействия разных специа
    листов, участвующих в комплексной реабилитации
    ребенка с нарушениями в развитии.

Появилась возможность создать новые организационные формы оказания коррекционной поддержки детям с нарушениями развития.

При уточнении первичного нарушения и определении специфических образовательных потребностей детей (по заключению ПМПК) коррекционная поддержка организуется в группах кратковременного пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего или комбинированного вида.

^ Цель деятельности групп кратковременного пребывания — оказание помощи детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС, а также оказание психолого-педагогической помощи их родителям.

8
Коррекционная работа в этих группах строится на основе единства требований к воспитательному процессу в семье и дошкольном образовательном учреждении.

В группах кратковременного пребывания создаются специальные условия для обеспечения чувства защищенности, где педагоги создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствуют появлению возрастных психологических новообразований, коррекции и предупреждению вторичных отклонений в развитии малыша. К специальным условиям относятся: адекватные способы общения взрослых с ребенком; создание предметно-развивающей среды (дидактические пособия и материалы, игрушки); материально-техническое оснащение (специальное пространство, специальное оборудование — спортивный инвентарь, стол, стульчики, видео и аудиоаппаратура и др.); разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития на каждого воспитанника.

^ Содержание индивидуальной программы состоит из двух частей. Первая часть посвящена коррекционно-развивающему обучению ребенка, вторая — работе специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, врача-невропатолога или детского психиатра) с родителями.

Разработку программы для проведения коррекци-онно-педагогической работы с ребенком необходимо начинать с психолого-педагогического обследования уровня сформированности основных линий развития: социальной (формы общения — вербальные, невербальные; способы усвоения общественного опыта — совместные действия, указательный жест, подражание, действия по образцу и словесной инструкции), физической (основные движения, развитие ручной и мелкой моторики), познавательной (сенсорное развитие, формы мышления, представления об окружающем, развитие речи, предметно-игровая деятельность, предпосылки к продуктивным видам деятельности). Содержание программы должно включать в себя задачи, методы и приемы работы с ребенком, учитывающие
актуальный уровень основных линий развития ребенка и его потенциальные возможности, т. е. зону ближайшего развития. Кроме того, в программе указывается, когда и в какие виды деятельности проблемный ребенок вступает во взаимодействие сначала с одним, а затем и с группой сверстников.

Работа специалистов (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога, врача) с семьей планируется после изучения характера взаимодействия матери с ребенком, а также с учетом уровня педагогической компетентности родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье. Индивидуальная программа планируется на небольшой период — на два или три месяца и разрабатывается по следующим направлениям:

  1. условия и правила проведения коррекционно-педа-
    гогической работы с ребенком в семье;

  2. содержание работы (указываются задачи, методы и
    приемы) с ребенком по основным линиям его раз
    вития;

  3. виды деятельности в целях формирования положи
    тельных форм взаимодействия с другими детьми;

  4. формы работы с родителями: консультации, обуче
    ние матери путем наблюдения за работой педагога-
    дефектолога с ребенком; лекции с указанием тем,
    места и времени их проведения; участие в коллек
    тивном обсуждении проблем воспитания детей в
    семье.

Комплектование групп кратковременного пребывания осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий с учетом психофизического нарушения, имеющегося у ребенка.

В группы кратковременного пребывания дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (для детей с нарушением интеллекта) принимаются дети с органическим поражением ЦНС в возрасте от рождения до 7—8 лет:

•дети раннего возраста (первых 2—3 лет жизни) с

органическим поражением ЦНС; • дети с умственной отсталостью умеренной формы;

10

.дети, имеющие сложную структуру нарушений; • соматически ослабленные дети с нарушением интеллекта.

Состав группы может быть постоянным в течение одного учебного года, но прием в группу может проводиться в течение всего года по мере поступления заявлений от родителей и при наличии свободных мест.

Обучение ребенка в группе кратковременного пребывания осуществляется 1—2 года или до его поступления в образовательное учреждение.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования дают индивидуальные рекомендации о дальнейших формах обучения ребенка.

Кратковременное пребывание детей с органическим поражением ЦНС в дошкольных образовательных учреждениях предполагает проведение занятий с ребенком различными специалистами либо ежедневно, либо несколько раз в неделю. В некоторых случаях допускается сокращение времени пребывания (при наличии тяжелой патологии, сложной структуры отклонений у воспитанника и др.)

Наполняемость группы кратковременного пребывания, как правило, от 6 до 10 детей, в зависимости от возраста и степени выраженности нарушений и наличия детей со сложной структурой нарушений. К работе с воспитанниками групп кратковременного пребывания выделяется помощник воспитателя, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал: врач-невропатолог (детский психиатр), медицинская сестра.

При выделении штатных единиц на группу и необходимости введения дополнительных штатных единиц педагогического, медицинского и обслуживающего персонала можно руководствоваться Типовыми штатами дошкольных учреждений, утвержденными Приказом Министерства просвещения СССР от 31.12.71 № 103, и Нормативами по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных Учреждений, утвержденными Постановлением Министерства труда России от 21.04.93 № 88. Должностные •обязанности педагогического и обслуживающего персонала группы кратковременного пребывания опреде-

11
ляются Тарифно-квалификационной характеристикой (требованиями) по должностям работников Государ, ственного комитета РФ по высшему образованию от 31.09.1995 года, № 463/1268.

Итак, в чем же заключается коррекционно-педаго-гическая деятельность специалиста в группе кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта?

Основным специалистом, проводящим коррекцион-но-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Он изучает детей, разрабатывает индивидуальные программы обучения и воспитания детей в группе и в семье; составляет расписание занятий с воспитанниками группы; проводит коррекционные занятия с детьми; консультирует родителей по вопросам воспитания ребенка в домашних условиях; обучает родителей педагогическим приемам общения со своим ребенком.

Документация учителя-дефектолога: личное дело на каждого ребенка; индивидуальные программы на каждого ребенка; результаты коррекционно-педагогичес-кой работы с каждым ребенком; итоги коррекционно-развивающего обучения в группе за учебный год; заключительные психолого-педагогические характеристики и рекомендации на каждого ребенка.

Основная форма работы учителя-дефектолога в группе кратковременного пребывания — индивидуальные занятия с детьми. По возможности занятия проводятся в небольших группах (2 ребенка), в процессе формирования у детей интереса к сотрудничеству со взрослым и с другими детьми организуется совместная деятельность 3—4 детей.

Продолжительность каждого занятия с одним ребенком, как правило, 1 час. В это же время оказывается психолого-педагогическая помощь и родителям. Коррекционные занятия с ребенком, как правило, проводятся учителем-дефектологом два раза в неделю, но при необходимости и по желанию родителей — чаще (через день, каждый день) или реже (один раз в неделю, один раз в две недели). Кроме того, с ребен-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconК оррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением
Е. А. Стребелева (предисловие, гл. 1,2 1, 2, приложение— 1,2, 3); Ю. Ю. Белякова (гл. 1); М. В. Браткова (гл. 2)

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconКонсультация Тема: «Как рассказывать сказку детям раннего возраста»
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад для детей раннего возраста №398

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconТема нетрадиционного родительского собрания
Цель: Помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconОсобенности чтения художественной литературы детям 2-3 лет
Детям нравится держать книги в руках, листать, рассматривать красочные картинки. Поэтому у ребенка с самого раннего возраста должна...

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconОсобенности раннего развития детей. Игры на развитие психических...
Поэтому очень важно построить жизнь ребёнка так, чтобы он мог максимально использовать возможности данного возраста. Чтобы помочь...

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением icon«Неделя здоровья» (физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста)
При этом абсолютно здоровых детей нет вообще. С каждым годом наблюдается тенденция роста различных заболеваний среди детей раннего...

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconТематическое планирование семейной студии раннего развития
Цель – развитие изобразительных навыков, творческих и художественных способностей детей раннего возраста в процессе интеграции изобразительной,...

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconПсихологическая помощь детям сиротам, а так же детям из неблагополучных...
Психологическая помощь детям сиротам, а так же детям из неблагополучных семей во время отдыха в лагере Артек

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconКонспект занятия по коммуникации для детей раннего возраста. Тема: «Мои игрушки»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько игрушек у нас в группе. Давайте с ними поиграем! Воспитатель показывает детям игрушку –...

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением iconМетодические рекомендации по познавательно-речевому развитию детей Зам по вр кононенко Т. В
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница