Методы профильной ориентации девятиклассников




НазваниеМетоды профильной ориентации девятиклассников
страница1/12
Дата публикации18.01.2015
Размер1.5 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Методы профильной ориентации девятиклассников
Немова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании дальнейшего образования в профильных и непрофильных классах старшей школы, учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию ими решения о выборе направления последующего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

В ходе реализации средств профильной ориентации практически во всех экспериментальных территориях используется «образовательная информационная карта», выпускаемая в виде проспекта или брошюры, содержащей как описание направлений продолжения образования, так и дополнительную информацию, имеющую профориентационную значимость.

«Образовательная карта» - это карта муниципального и др. образований, на которую нанесены все общеобразовательные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, учреждения начального профессионального образования и другие организации и учреждения, база которых может быть использована школьниками для получения предпрофильной подготовки, а в дальнейшем - и профильного обучения.

Обязательными элементами образовательной карты являются:

1. Общая характеристика образовательной сети, которую могут использовать школьники, которая включает в себя перечень образовательных учреждений, специфику их образовательных программ, особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения.

2. Расположение образовательных учреждений на карте (схеме) с определенными и прописанными маршрутами движения общественного транспорта, с помощью которых можно доехать до места обучения. Желательно, чтобы в дополнение к маршрутам было представлено расписание движения транспорта, определено и указано расстояние между образовательными учреждениями, а также стоимостью проезда до каждого из них.

3. Рубрикация образовательных учреждений по признаку реализуемых профильных образовательных программ с их конкретными адресами.

4. Визитная карточка каждого образовательного учреждения, с указанием полного адреса, номеров телефонов, структуры учреждения, специфики образовательной программы, характеристики направлений специализации, количества учащихся, кадрового состава педагогов, материально-технической базы, наличия связей с вузами или учреждениями СПО. В визитной карточке фиксируются также условия зачисления в 10 класс данной школы, реализующей ту или иную профильную программу, включая специфические требования к портфолио школьника, программа предпрофильной подготовки с указанием возможного перечня курсов по выбору, факультативов. В визитной карточке могут быть указаны даты проведения открытых дверей данного образовательного учреждения, дни и часы приема посетителей, информация о координаторе программы профильного обучения в данной школе (Ф.И.О., телефон).

5. Условия получения профильного образования в других образовательных учреждениях района - НПО, СПО, МУК, учреждения дополнительного образования детей, заочные школы и т.д.

6. Информация о центрах или пунктах профориентации, в которых можно получить соответствующие консультации по оптимизации выбора школьником профиля.

7. Полная информация (ФИО, адрес, телефон, электронный адрес) работников районной системы образования, курирующих программы профильного образования и предпрофильной подготовки.

В информационную карту также включают:

• «путеводитель по профессиям», информацию о возможностях трудоустройства в районе, о возможностях получения помощи в службе занятости;

• справочник для учащихся девятых классов и их родителей, отражающий не только сугубо информационные, но юридические аспекты проблемы выбора направления продолжения образования.

В рамках программ профильной ориентации органам управления образованием и школам необходимо формировать банки данных по различным направлениям возможного дальнейшего образования выпускников основной школы.

Очевидно, что на повышение ориентированности учащегося в ситуации выбора профиля обучения позитивно влияет и сама технология формирования профилей и комплектования классов, которая может включать в себя целый комплекс мер:

• опрос учащихся и родителей о планируемом выборе и его факторах;

• коллегиальное определение группой экспертов перечня возможных профилей, которые будут востребованы девятиклассниками и возможных вариантов комплектования классов;

• диагностическую «игру» для девятиклассников и их родителей;

• подачу девятиклассниками и их родителями заявок на обучение в старшей школе;

• принятие педколлективом решения о возможности организации того или иного профильного класса;

• проведение дня открытых дверей в старшей школе или сети школ;

• выявление мнения учащихся о распределении вариативного компонента учебного плана;

• имитационную игру учителей 10 классов по данной проблеме;

• предъявление учебных планов родителям и учащимся;

• корректировку планов;

• подписание договора учреждения образования третьей ступени с родителями.

Большая доля работы по осуществлению профильной ориентации ложится на плечи классных руководителей и школьных психологов. Так, классные руководители могут проводить с учащимися такие мероприятия как:

• ознакомление школьников с образовательной картой и, следовательно, с возможностями обучения после окончания 9 класса;

• проведение классных собраний для родителей девятиклассников;

• проведение индивидуальных бесед и консультаций с учащимися по вопросам построения их дальнейших жизненных планов;

• оказание помощи в формировании материалов портфолио;

• проведение ориентационных курсов.

Школьные психологи проводят

• активизирующие методики, выявляющие индивидуальные потребности, установки, ценностные ориентации и предпочтения учащихся, а также проявляющие степень осознанности и зрелости совершаемого ими выбора;

• личные беседы и консультации для школьников по вопросам целесообразности выбора того или иного профиля образования;

• ведут ориентационные курсы психологического содержания.

Помимо этого, в целях оказания учащимся помощи для накопления информации в портфолио школой могут проводиться олимпиады, рейтинговые состязания, конкурсы, объявляться гранты и т. д. Эти же мероприятия могут играть также и роль рекламных акций, то есть привлекать в школу учащихся, которые обладают интересом и способностями к освоению программ определенного профиля. Школа может проводить дни открытых дверей, выставки-ярмарки, создать собственный сайт в Интернете и др. в целях информирования учащихся о курсах предпрофильной подготовки, и о профильном обучении.

Работу по профильной ориентации рекомендуется проводить совместно со службами занятости, с управлениями социальной защиты населения, психологическими центрами коррекции и реабилитации, учреждениями дополнительного образования.

^ Организация мероприятий предпрофильной подготовки в муниципальных образовательных сетях
Немова Наталья Васильевна, кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

На сегодня руководители предпочитают комплектовать старшие классы из выпускников девятых классов своей школы. Эта их позиция объясняется нежеланием рисковать, отпуская в другие образовательные учреждения своих лучших учащихся. Имеющийся подход приводит к тому, что старшеклассники получают не то образование, которое соответствует их потребностям и возможностям, а то, которое может предоставить школа. Для многих это, в лучшем случае, выбор из двух направлений в собственной школе, а, в основном, выбор между общим образованием и профильным.

Между тем цели предпрофильной подготовки состоят в том, чтобы создать условия для самоопределения учащихся девятых классов на основе выбора из множества существующих альтернатив. Курсы в стенах собственной школы не дают необходимой информации для такого выбора, ведь ученику нужно знать, не только то, на сколько он готов к освоению профильных программ, но и в каком коллективе и у каких учителей других учреждений он будет учиться, то есть познакомиться с условиями обучения. Это значит, что нужно показать возможности обучения в техникумах, профессиональных училищах и других школах города по разным направлениям профилизации. Все этого говорит о необходимости их проведения там, где в дальнейшем школьники предполагают учиться. И, если, учащиеся предпочтут выбору профиля определенное место обучения, например, свою собственную или иную школу, то это должно стать их собственным выбором, а не вариантом, навязанным созданной школой ситуацией.

Однако чем же все-таки директор может застраховать себя в решении проблемы комплектования профильных классов? Прежде всего, хорошо проведенными рекламными мероприятиями, например, такими как дни открытых дверей, школьные выставки-ярмарки, школьный сайте в Интернете, курсы предпрофильной подготовки и др. Все они могут быть использованы для привлечения в школу наиболее способных к освоению профильных программ учащихся.

Выстроить личностно-ориентированные программы можно также с помощью использования моделей сетевой кооперации нескольких школ. В этом случае каждое образовательное учреждение, сохраняя собственный контингент учащихся, сможет обеспечить для них то содержание профильного обучения, которое в наибольшей степени будет отвечать их личным способностям и интересам.

Таким образом, для проведения предпрофильной подготовки многим школам будет необходимо установить связи с другими учреждениями, то есть интегрироваться в сеть. Помимо учреждений образования, в сеть войдут муниципальные методические и психологические службы. На них могут быть возложены различные вспомогательные функции, например, по подготовке кадров и оказанию консультативной помощи учащимся и родителям.

Рассмотрим содержание деятельности органов управления на каждом из этапов создания муниципальной сети предпрофильной подготовки.

^ На первом этапе:

• выявляется, в каких учреждениях школьники предполагают пройти предпрофильную подготовку;

• происходит разработка школьных рабочих учебных планов предпрофильной подготовки, из которых девятиклассникам предстоит сделать выбор;

• разрабатывается образовательная карта территории;

• готовятся мероприятия рекламной акции для учащихся других школ: печатаются буклеты, готовится информационный сайт, дни открытых дверей и другое.

Учебный план предпрофильной подготовки, помимо курсов для своих учащихся, должен включать курсы и для тех детей, которые могут прийти из других, например, соседних школ. Курсы должны быть привлекательными, а их перечень в рабочем плане быть избыточным, то есть предоставлять возможности выбора.

Для выявления мест, где девятиклассники желали бы пройти предпрофильную подготовку, нужно провести их опрос.
^ Анкета для опроса учащихся

Предполагаете ли Вы для изучения курсов предпрофильной подготовки посещать другие образовательные учреждения? Укажите, какие. Далее дается перечень учреждений района или города.

Образовательная карта представляет собой карту схему местности. На нее наносятся данные, которые могут помочь девятиклассникам в выборе и построении своей собственной индивидуальной траектории обучения. Это

• №№ и тип учреждений,

• контактные телефоны учреждений,

• расстояние между учреждениями образования,

• транспорт, время в пути,

• условия обучения: наличие питания, библиотеки и др.,

• а также профили в старшей школе.

Помимо школ на образовательной карте указываются данные и других типов образовательных учреждений: системы дополнительного и профессионального образования.

Образовательная карта предназначена для информирования учащихся о тех вариантах образования, которые могут быть ими получены после окончания 9 класса. У каждой школы, таким образом, может быть собственная карта, на которой будут показаны интересующие учащихся образовательные траектории. Задача школ состоит в том, чтобы как можно полнее открыть учащимся те возможности получения образования, с помощью которых они смогут в дальнейшем реализовать свои жизненные планы и ценности.

Естественно, что образовательные карты, как и сами сети малых населенных пунктов и больших городов будут различными. Например, образовательная карта, региональной или федеральной образовательной сети неудобна в пользовании. В таких случаях целесообразно заменить или дополнить их справочниками и др. рекламными буклетами.

Буклеты и образовательные карты не должны служить единственным источником информации для школьников. Помимо них, предполагается проведение большого числа различных мероприятий. Напомним, что для этого в учебном плане предпрофильной подготовки выделено специальное время. В целях информирования всех девятиклассников района или малого города может быть проведен форум или ярмарка, на котором одновременно представляются курсы всех образовательных учреждений.

Учащихся нужно также познакомить с графиком информационных и рекламных мероприятий, которые проводятся в школах и в городе.
^ Форма плана-графика мероприятий образовательных учреждений по ознакомлению с возможностями муниципальной сети




Название мероприятия

Содержание мероприятия, кому адресовано

Где проводится: адрес учреждения, телефон, как проехать.

Когда проводится: дата, время.

















^ На втором этапе школы

• проводят рекламную акцию по ознакомлению с учебными планами предпрофильной подготовки;

• организуют выбор курсов школьниками;

• анализируют предпочтения школьников и определяется перечень учреждений, с которыми необходимо установить связи; это другие школы, где учащиеся будут проходить курсы предпрофильной подготовки, УПК, техникумы, училища, дома детского творчества и т. д.

Органы управления муниципальной системой образования проектируют образовательную сеть, выбирая наилучшие из возможных варианты проведения предпрофильной подготовки.

Наиболее простым вариантом организации школьниками выбора элективных курсов является сбор анкет. Для удобства подсчета каждый сделанный учеником выбор заносится на отдельную карточку. В них указывается

ФИО ученика, выбравшего курс;

№ школы, в которой он учится;

Название избранного курса;

№ учреждения, где будут проходить курс.

Напомним, что учебный план на одного учащегося не должен превышать федеральные нормы: от 68 до 272 часов. Это означает, что в течение учебного года каждый школьник сможет пройти только определенное количество курсов по, желательно от 6 до 8.

Поступившая от школьников информация обрабатывается, и затем формируется окончательный вариант учебного плана. Если между школами будет много связей, то имеет смысл разработать и сетевой учебный план. В нем содержится информация, необходимая сетевым координаторам для составления расписания занятий, это данные об избранных курсах с указанием количества учащихся и №№ их школ.
^ План сетевого взаимодействия учреждений в рамках предпрофильного обучения


Место проведения

курсов

Название курсов

ФИО учителя

Количество учащихся в школах

Всего

№ 1











учащихся

групп

































  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методы профильной ориентации девятиклассников icon«Созвездие Лидер» Городской отряд волонтеров Лето 2006 город Новосибирск...
В. 1: Добрый день, мальчишки и девчонки – участники профильной смены «Мастер град»

Методы профильной ориентации девятиклассников iconДиагностический комплекс «Готовность к выбору профиля обучения девятиклассников...
Опираясь на труды Чистяковой С. Н., Захарова Н. Н., мы выделяем следующие критерии выбора профиля обучения девятиклассников: когнитивный,...

Методы профильной ориентации девятиклассников iconОпределение ориентации неподвижного объекта с помощью спутниковых радионавигационных систем
В статье рассматривается постановка задачи определения ориентации. Описана модель, используемая для решения задачи. Приведен алгоритм...

Методы профильной ориентации девятиклассников iconУрок обобщающего повторения по теме «имя прилагательное»
Используемые методы: методы эмоционального стимулирования, беседа, сочетание словесных и наглядных методов, репродуктивные методы,...

Методы профильной ориентации девятиклассников iconОрганизация профильной смены для учащихся, занимающихся исследовательской...

Методы профильной ориентации девятиклассников iconВ мгпу в 2013 году по программам магистратуры
Магистерская программа: Теория и методика обучения информатике в профильной школе

Методы профильной ориентации девятиклассников iconРазработка численного метода и программного кода для решения трехмерных...
М. Численные методы. М.: Наука, 1987; Пейре Р., Тейлор Т. Д. Вычислительные методы в задачах механики жидкости. Л.: Гидрометеоиздат,...

Методы профильной ориентации девятиклассников iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Политическая психология» (для студентов дневного отделения)
Методы политико-психологических исследований. Методы психологического вмешательства в политику. Психологические приемы политического...

Методы профильной ориентации девятиклассников iconКомплексный анализ текста
Цели: формирование коммуникативной и речевой компетенций девятиклассников, мобилизация теоретических знаний по языку, развитие эмоциональной...

Методы профильной ориентации девятиклассников iconРеализация научно социальной программы «Социальное партнерство в...
Управления образования Администрации городского округа Электросталь и ОАО «Машиностроительный завод» Корпорации «твэл» «Социальное...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница