Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся.
Признаки современного урока Урок должен быть направлен на выполнение социального заказа общества.
Вся деятельность учителя и ученика должна осуществляться с учетом новейших достижений психологической науки и передовой педагогической практики.
Наличие многоплановых целей (на какой результат направлены действия: изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т.п.).
Постановка и решение познавательных, воспитательных и развивающих задач.
Деятельностный подход в обучении.
Изменение соотношения функций учителя и учащихся в учебном процессе.
Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.
Оптимизация содержания обучения.
Комплексный подход к организации учебного процесса.
Совершенная структура урока.
Соотношение рационального и эмоционального на уроке.
Единство формирования знаний, умений и навыков учащихся (практических, умственных, специальных и общих) на трех уровнях.
Вычленение учебных задач и создание на уроке разнообразных учебных ситуаций.
Оперативная обратная связь.
Высокий, но посильный темп урока.
Эмоциональный подъем на уроке.
Наличие НОТ учителя и ученика.
Наличие благоприятного психологического микроклимата.
^ Наличие квалифицированного, творчески работающего учителя с хорошей научной, дидактической и методической подготовкой.
Наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией.
Наличие хорошей учебно-материальной базы (хороший учебник, учебно-методические комплекты и наглядные пособия, ТСО, соответственно оборудованное классное помещение).
Наличие благоприятного психологического микроклимата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.
Психолого-дидактические Соблюдение психологических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.
Высокий уровень обученности учащихся, соответствующий данному моменту, этапу обучения.
Наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности.
Применение активных форм и методов обучения.
Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся.
Целенаправленная работа по предупреждению отставания учащихся, по профилактике их неуспеваемости.
Научная организация педагогического труда, труда ученика.
^ Равномерное прохождение учебного материала в строгой логической последовательности в рамках точно отведенного учебного времени.
Четкая организованность учебной работы.
Планомерное осуществление руководства учителем образования, воспитания и развития учащихся.
Организация учебной работы с учетом психологических особенностей овладения знаниями, умениями и навыками в их единстве с формированием личности.
Возможность знания учителем учащихся, ими учителя, а также друг друга.
Чередование труда и отдыха, способствующего внесению ритмичности и четкости в работу всей школы.
Обеспечение развития индивидуальных способностей каждого ученика, а также необходимых коллективистских отношений.
|