Аналитическая справка об организации профориентационной работы в моу «сош №12» г. Воркуты в 2011-2012 учебном году




Скачать 111.36 Kb.
НазваниеАналитическая справка об организации профориентационной работы в моу «сош №12» г. Воркуты в 2011-2012 учебном году
Дата публикации07.07.2013
Размер111.36 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Психология > Документы
Аналитическая справка об организации профориентационной работы

в МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты в 2011-2012 учебном году

Свою работу по профориентации педагогический коллектив школы строит на основе программы «Профориентационная работа в МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты (далее – Программа), направленной на профессиональное самоопределение обучающихся.

Ключевая идея Программы – формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути через создание реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения в школе.

Для реализации программы создан и работает Координационный совет, в состав которого входят педагог-психолог, заместители директора по ВР и УР, организатор-педагог, социальный педагог, школьный библиотекарь, руководители ШМО классных руководителей, ШМО учителей-предметников, члены Совета старшеклассников.

Координационный совет рассматривает работу по профориентации в школе как систему воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий.

В соответствии с направлениями деятельности Программы, в целях подготовки обучающихся к постепенному обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка, обозначены в Программе задачи по ступеням образования, согласно возрастным характеристикам обучающихся.

^ Целью профориентационной работы на 1 этапе начального общего образования является расширение знаний о мире профессий и формирование интереса к познанию. Для её реализации была организована разнообразная досуговая и исследовательская деятельность:

- посещение выставок книг, посвящённых различным профессиям в библиотеке школы;

- экскурсии в учебные мастерские школы и в учреждения города: почтовое отделение, аптека, хлебокомбинат;

- классные часы с привлечением родителей, бабушек и дедушек различных профессий (3-4 классы);

- кружки: «Узелок», «Самоделкин», «Школа танца», «Шахматы», «Омега», «Цветовод», «Я маленький исследователь»; секция «Учимся плавать»;

- уроки чтения с соответствующим учебным материалом («Все работы хороши - …») и уроки технологии в игровой форме, предоставляющей возможность «примерить на себя различные профессии» (официант; декоратор).

В рамках реализации программы по профориентационной работе обучающиеся принимали активное участие в общешкольных выставках, тематических праздниках.

^ Целью профориентационной работы на 2-ом этап является формирование профессиональной направленности, содействие профессиональному самопознанию обучающихся 5 - 7 классов; исследование индивидуальных особенностей, подготовка к осознанному выбору профиля обучения в старших классах.

В программу данного этапа включены следующие направления:

- проведение информационно-просветительской работы (отв. классные руководители);

- вовлечение обучающихся в дополнительное образование – кружки: «Умелец», «Рукодельница», «Забава»; спортивные секции: плавание, футбол, баскетбол, волейбол;

- включение обучающихся в общественно-полезную деятельность (работа в Зимнем саду; генеральная уборка в учебных кабинетах, школьной библиотеке) и проектную деятельность;

- изучение склонностей обучающихся и их профессиональных потребностей (отв. педагог-психолог);

- проведение индивидуальных консультаций (отв. педагог-психолог).

Согласно направлениям деятельности на этом этапе педагогом-психологом Архиповой Л.В. проведены исследования, изучены профессиональные намерения школьников: склонности, интересы, индивидуальные различия, наличия и обоснованности профессиональных планов. Классными руководителями проведены классные часы с профессиональной направленностью - «Путешествие по океану «Профессия» с приглашением родителей различных профессий.

Обучающимся 5-7 классов оказана информационно-справочная помощь, позволяющая расширить представления о мире профессионального труда, содержании профессий, требованиях, предъявляемых к человеку той или иной профессии.

В феврале-марте обучающиеся 5-7 классов приняли участие в общешкольных конкурсах: в конкурсе рисунков «Профессия моей мамы/моего папы»; конкурсе сочинений «Когда я вырасту, буду работать...»; а также в спортивных, военно-патриотических мероприятиях школы.

Посетили городскую воинскую часть, где познакомились с бытом солдат и дальнейшими перспективами службы на военном поприще.

Один раз в неделю, согласно графику, составленному Координационным советом по организации профориентационной работы, цветоводы 5-7 классов работают в Зимнем саду школы. Эта работа даёт возможность ребятам оценить физический труд и проявить себя садоводом и ландшафтным дизайнером.

^ Цель 3 этапа профориентационной работы: формирование профессионального самосознания обучающихся 8-9 классов.

Решаемые задачи педагогическим коллективом:

- формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профиля обучения в старшей школе, пути получения дальнейшего образования и обоснованному выбору профессии, в том числе в рамках предпрофильного образования;

- оказание обучающимся психологической, педагогической и информационной поддержки в принятии решений о выборе профиля обучения в старшей школе, пути дальнейшего образования и профессиональном выборе;

- вовлечение обучающихся в дополнительное образование – кружки: «Умелец», «Рукодельница», «Забава»; спортивные секции: плавание, футбол, баскетбол, волейбол; общественно-полезную деятельность; проектную деятельность;

Поставленные цель и задачи на этом этапе достигаются совместной работой педагога-психолога, социального педагога, библиотекаря, классных руководителей и учителей-предметников, а также во взаимодействии с МВ(с)ОУ «Центр образования № 1» г. Воркуты.

Библиотекарь Уляшева Татьяна Валерьевна регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь по выбору профессии и профориентационной работе; изучает читательские интересы обучающихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях («Все работы хороши», «Кем быть?»).

В феврале 2012 года прошла читательская конференция в 8-9 классах под руководством Татьяны Валерьевны с повесткой: «Источники получения информации о мире профессий», «Профессиональные учебные заведения г. Воркуты», «Рынок труда г. Воркуты».

Важная роль на этом этапе профориентационной работы, особенно в 9-ых классах, отводится социальному педагогу, который оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения. В частности, в течение 3-ей четверти социальным педагогом Чагаевой Т.А. совместно с педагогом-психологом Архиповой Л.В. проведены индивидуальные консультации по выбору специальности и учебного заведения, консультации обучающихся по социальным вопросам («Мои перспективы и возможности», «Что я знаю о своей будущей профессии»); оказана помощь классным руководителям в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьников.

Кроме того, в 9-х классах прошли родительские собрания «Профессиональный выбор: секреты выбора профессии», с участием социального педагога и педагога-психолога.

Архипова Л.В., педагог-психолог, ознакомила родителей с результатами исследований обучающихся (склонности, интересы, предпочтения); Чагаева Т.А., социальный педагог, проинформировала родителей о профессиональных учебных заведениях г. Воркуты, о требованиях к поступающим в эти учебные заведения, ознакомила с перечнем специальностей, включенных в учебные планы учебных заведений. Классные руководители информировали родителей на собраниях о рынке образовательных услуг города, соответствующего интересам, склонностям личности школьников, знакомили с результатами анкетирования по предварительному профессиональному самоопределению обучающихся 9 классов.

В марте обучающиеся 8-9 классов участвовали в создании проекта «Шаг к будущей профессии», в рамках которого разрабатывали презентации «Есть такая профессия». Публичная защита проектов состоялась в актовом зале школы. Лучшие проекты («Есть такая профессия – повар» (автор Гедутите Кристина, 9б класс), «Есть такая профессия – уборщица» (автор Гедутите Кристина, 9б класс), «Есть такая профессия – юрист» (автор Троуков Алексей, 9г класс), «Есть такая профессия – археолог» (авторы Дьякова Мария, Муржинова Анна – 9а класс) направлены на городской конкурс под одноимённым названием - «Есть такая профессия» (организатор конкурса – Воркутинский Дом Учителя).

Также обучающиеся 8-9-х классов приняли участие в конкурсе сочинений «Моя будущая профессия», проводимом учителями русского языка Ночкиной Ю.С и Чагаевой Т.А. С выявленными профессиональными предпочтениями детей были ознакомлены родители обучающихся на родительских собраниях. Лучшие сочинения вошли в общешкольный сборник «Моя будущая профессия».

Один раз в неделю обучающиеся 9-х классов посещают элективные курсы в МВ(с)ОУ «Центр образования № 1» г. Воркуты в рамках предпрофильной подготовки.

В апреле планируется посещение Воркутинского Центра занятости населения обучающимися 9а, 9б классов с целью знакомства с организацией (адрес нахождения учреждения, специфика деятельности). В мае пройдёт традиционная «Ярмарка кулинарных искусств» в рамках преподавания предмета «технология». Каждый класс продемонстрирует таланты в приготовлении и оформлении холодных блюд.
^ Цель 4-го этапа - уточнение социально - профессионального статуса обучающихся 10-11 классов.

Решаемые задачи педагогическим коллективом на данном этапе:

- Формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии и путей получения дальнейшего образования, в том числе в рамках профильной подготовки в МВ(с)ОУ «Центр образования № 1» г. Воркуты ;

- Оказание обучающимся психологической, педагогической и информационной поддержки в принятии решений о выборе профессии, пути получения дальнейшего образования в избираемой сфере деятельности.

Для достижения поставленных целей использовались различные формы работы по профориентации:

- Экскурсии в учебные заведения города;

- Посещение «Ярмарки профессий профессиональных учебных заведений города»;

- Приглашение представителей учебных заведений города на классные часы;

- Проведение психологического практикума «Как стать успешным» для обучающихся 10 класса (кл. руководитель Майкут О.В.);

- Встречи с людьми различных профессий: фармацевт и экономист (10 класс); программист и юрист (11 класс);

- Оформление презентаций о выбранной профессии;

- Конкурс «защиты» профессий « Самая лучшая профессия в мире»;

- Диагностика профнаправленности старшеклассников;

- Посещение Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В рамках классных часов проводились тематические беседы для обучающихся 10-11 классов:

- «Законодательство и молодежь» (10-11 классы);

- «Личностные регуляторы выбора профессии» (11 класс);

- «Дороги, которые мы выбираем» (10-11 классы);

- «Ситуация на рынке труда г. Воркуты» (11 класс).

В течение учебного периода старшеклассники участвовали в проектной деятельности («Профессия, которую я выбрал(а)), в предметных олимпиадах, в профориентационном марафоне, организованном Воркутинским Домом Учителя. В частности, на базе 11 класса в рамках марафона был проведён открытый классный час «Хочу + могу+ надо= осознанный выбор профессии», на котором присутствовали не только педагоги школы, но и города.

Также старшеклассники приняли участие в городском конкурсе проектов – презентаций «Есть такая профессия». Лучшие презентации («Есть такая профессия – фармацевт» (автор Каменева Мария, 10 класс), «Есть такая профессия – программист» (автор Савченко Дарья, 10 класс ) направлены на городской конкурс.

В марте обучающиеся 10-11 классов участвовали в Дне открытых дверей Воркутинского педагогического колледжа.

Обучающиеся 11 класса успешно завершают образование в МВ(с)ОУ «Центр образования № 1» г. Воркуты по выбранным ими профилям: «водитель категории «В», «сестринское дело», «оператор ЭВиВМ», «машинистка».

В течение 2-ой четверти учебного года школьным педагогом-психологом Архиповой Л.В. проведено анкетирование обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения («Как избежать неудач»).

Классными руководителями проведены родительские собрания по проблеме формирования готовности обучающихся и профессиональному самоопределению; организованы встречи обучающихся с выпускниками школы - студентами вузов Санкт-Петербурга, Коми государственного педагогического института, средних профессиональных учебных заведений (ВГЭК, Воркутинский педагогический колледж). В течение 3-й четверти состоялись встречи выпускников средней школы с представителями Воркутинского горного института, Вятского государственного университета, Ухтинского государственного технического университета.

Ключевую позицию в организации работы по профориентации занимает психологическое сопровождение ученика с учётом его индивидуальных особенностей на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении. Это позволяет подготовить обучающегося к осознанному выбору будущей профессии. Исходя из этого в этом учебном году продолжалась работа по методике Е.А. Климова, направленной на определение типа профессии.

Кроме того, обучающиеся 9-ых классов прошли профдиагностику на базе МОУ «СОШ № 23» г. Воркуты по программе «Ориентир». Результаты диагностики были обсуждены на классных часах и родительских собраниях в январе 2012 года.

В течение всего текущего учебного года велась информационно-просветительская работа в том числе через информационный общешкольный стенд «Разумный выбор». Материалы стенда обновлялись членами Координационного совета по реализации Программы «Профориентационная работа в МОУ «СОШ № 12» г. Воркуты» 1 раз в 2 месяца. На стенде размещались актуальные материалы для обучающихся, родителей, классных руководителей (Советы …; анкеты; информации о ВУЗах, ССУЗах, НПО, о мероприятиях в рамках профориентационной работы в школе и т.д.)

В коридоре 2-го этажа школы оформлен профориентационный стенд межрегиональной ассоциацией дополнительного образования г. Санкт-Петербурга (МАДО). На нем представлены ВУЗы, сотрудничающие с МАДО, расположенные в разных городах РФ. Выпускники могут ознакомиться с требованиями, предъявляемыми ВУЗами к абитуриентам; со специальностями, которые получают в ВУЗах по окончании учебного заведения.

Выводы:

Согласно данным анкет старшеклассников, по предварительному профессиональному самоопределению, обучающиеся 9- 11-х классов уже определились с выбором профессии; большинство обучающихся расширили свои знания о различных профессиях; многие школьники отмечают, что занятия по профориентации им помогли узнать с помощью тестов свои возможности, интересы и способности.

Тем не менее, классным руководителям необходимо продолжить работу по профориентации и с обучающимися, и с их родителями с целью формирования обоснованных профессиональных потребностей. Как показывает анализ результатов диагностик и анкет выпускников, не все школьники учитывают при выборе профессии рекомендации психолога.

^ Предложения Координационному совету по профориентации, классным руководителям 1 – 11 классов:

  1. Продолжить информирование обучающихся о конкретных профессиях того или иного типа, об учебных заведениях, готовящих специалистов той или иной профессии.

  2. Продолжать работу по изучению и определению индивидуальных возможностей обучающихся.

  3. Координировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с обучающимися и их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу ШМО классных руководителей.

  4. Разнообразить систему профинформирования через организацию профориентационной работы с учреждениями профессионального образования; через встречи с представителями профессий, востребованных рынком труда; через уроки географии, обществознания, элективные курсы по профессиональному и правовому информированию.

  5. Разнообразить систему профориентационной работы по подготовке обучающихся к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути.

  6. Более активно привлекать к работе родителей обучающихся.

  7. Активизировать работу с Центром занятости г. Воркуты.



Заместитель директора по УР Н.А.Цыбульская

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аналитическая справка об организации профориентационной работы в моу «сош №12» г. Воркуты в 2011-2012 учебном году iconДоклад «О результатах деятельности моу сош №10 в 2010-2011 учебном...
Ходаков В. В. О результатах работы моу сош №10 в 2010-2011 учебном году и задачах на 2011-2012 учебный год: Отчет 2011

Аналитическая справка об организации профориентационной работы в моу «сош №12» г. Воркуты в 2011-2012 учебном году iconПлан профориентационной работы на 2011 – 2012 учебный год
Разработка методических рекомендаций по организации профориентационной работы и программ предпрофильной подготовки учащейся

Аналитическая справка об организации профориентационной работы в моу «сош №12» г. Воркуты в 2011-2012 учебном году iconАналитическая справка по итогам работы за 2011-2012 уч г

Аналитическая справка об организации профориентационной работы в моу «сош №12» г. Воркуты в 2011-2012 учебном году iconНе приняли участие в олимпиадах по физике, информатике, экологии,...
Аналитическая справка по итогам муниципального тура предметных олимпиад в 2011-2012 учебном году

Аналитическая справка об организации профориентационной работы в моу «сош №12» г. Воркуты в 2011-2012 учебном году iconПлан профориентационной работы на 2010 – 2011 учебный год
Разработка методических рекомендаций по организации профориентационной работы и программ предпрофильной подготовки учащейся

Аналитическая справка об организации профориентационной работы в моу «сош №12» г. Воркуты в 2011-2012 учебном году iconНачальникам городских, районных органов управления образованием,...
Украины от 21. 07. 2011 №1/9 – 556 «Об организации учебно-воспитательного процесса в 2011/2012 учебном году», от 27. 01. 2012 №1/9-61...

Аналитическая справка об организации профориентационной работы в моу «сош №12» г. Воркуты в 2011-2012 учебном году iconОтчет по экспериментальной работе моу архангельская сош за 2010-2012 г г
Мп г. В. Лобановой “Об организации инновационной работы на базе общеобразовательных учреждений Шатковского муниципального района...

Аналитическая справка об организации профориентационной работы в моу «сош №12» г. Воркуты в 2011-2012 учебном году iconАнализ методической работы моу «сош №39 им. Г. А. Чернова» г. Воркуты за 2011-2012 учебный год
Выявить слабые и сильные стороны управления методической работой с учетом поставленных целей

Аналитическая справка об организации профориентационной работы в моу «сош №12» г. Воркуты в 2011-2012 учебном году iconАналитическая справка по результатам муниципального этапа Всероссийской...
Цель: изучение результативности участия учащихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным...

Аналитическая справка об организации профориентационной работы в моу «сош №12» г. Воркуты в 2011-2012 учебном году iconПубличный отчет о работе моу основной общеобразовательной школы №12...
В 2010-2011 учебном году целью работы школы было создание условий для самореализации индивидуальных способностей и жизненного самоопределения...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница