Отчужденная личность в повести А. Камю «Посторонний»




Скачать 152.54 Kb.
НазваниеОтчужденная личность в повести А. Камю «Посторонний»
Дата публикации09.07.2013
Размер152.54 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Психология > Урок



Павлоградский городской отдел образования

ООШ І-ІІІ ст. № 2

Бинарный урок

зарубежной литературы и психологии

в 11 классе
Отчужденная личность

в повести А.Камю

«Посторонний»

Разработала практический психолог ООШ I-III ст. № 2

Вельма Ю.А.


2010 год
e:\мама\картинки\fony_podlozhki\песочные часы\07.jpg

Тема урока Отчужденная личность в повести А.Камю «Посторонний»
Цель : Познакомить учащихся с проблематикой повести А.Камю «Посторонний», методом психологического исследования усовершенствовать навыки одиннадцатиклассников анализировать, систематизировать, обобщать полученную информацию и применять ее на практике; формировать навыки морально – этических ценностей учащихся, умение адаптироваться в жизненных ситуациях, ориентируясь на полученные знания.

Тип урока: интегрированный

Оборудование: доска, мел, перечень духовных стадий развития человека, предварительные результаты диагностики «Стадии развития»

Задачи :

  1. формировать представление о моральных и духовных особенностях произведения;

  2. помочь в осознании жизненных приоритетов;

  3. создать информационное поле о стадиях духовного развития человека.

^ ХОД УРОКА

Никто так не плюет себе в душу как тот,

кому наплевать на других.

(Л. Сухоруков)

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация опорных знаний.

  1. Вступительное слово учителя зарубежной литературы.

  1. Объявление темы, цели и задач урока.

  2. Основное содержание урока

  3. Практическая часть

Психолог:

На протяжении всего романа, у читателя возникает вопрос «Почему Мерсо все безразлично?», «Почему его не трогает смерть матери ?», «Почему ему все «всеравно»?».

Почему, по вашему мнению, главный герой так относиться к окружающему миру?

e:\мама\интегр.уроки\фото\p1060403.jpg

Упражнение «Мозговой штурм»

Учащиеся перечисляют причины безразличного поведения Мерсо.

Психолог :Мы с вами уже знакомы с «Законами вселенной», один из пунктов закона «Закон цикличности» говорит о циклах человеческого развития. Этот цикл включает в себя

Семь стадий человеческого развития. (Приложение - 1)

  1. грудной младенец.

  2. делающий свои первые шаги малыш.

  3. подросток.

  4. юноша.

  5. взрослый человек.

  6. почтенный старец.

  7. учитель

Это стадии духовного развития личности и не факт, что человек достигший физической зрелости, достигнет зрелости духовной. Так, например, Мерсо в свои 30-с лишним лет в своем духовном развитии остановился на стадии грудного младенца.

На это четко указывает характеристика стадии.

e:\мама\интегр.уроки\фото\p1060377.jpg

^ Первая стадия: грудной младенец.
Взрослый человек, остановившийся на стадии развития младенца

Мировоззрение: «я» и «не я»; «не я» может выглядеть дружественно или враждебно.

Человек, часто воспринимающий «не себя» как нечто таящее в себе опасность и пугающее, может быть чрезвычайно опасен. Подобным образом он склонен поступать и из чувства простого любопытства.
Способности: отсутствие критического анализа. Нуждаются в указаниях и руководстве. Зачастую предпочитают тюремное заключение приводящему их в замешательство внешнему миру. Действия и поступки отличаются беспомощностью.
^ Мысли и эмоции: эти выросшие младенцы обычно не знают, почему они поступают так, а не иначе. На вопрос судьи: «Почему вы убили эту семью?» или «Почему вы обокрали этот склад?» они чаще всего отвечают: «Не знаю. Просто так». Абстрактное мышление отсутствует. Мышление грубое и конкретное. Действиями управляют примитивные эмоции: гнев, желание и страх. Ищут удовольствия и избегают боли.
^ Акцентирование внимания: выжить — прежде всего. Едят потому, что это необходимо для жизни. «Мне — первому», — основной лозунг во всем.
Деятельность: простая жизнь на задворках общества. Выполнение простой, чаще всего рутинной работы. Без руководства часто попадают в затруднительное положение. При отсутствии надлежащего контроля проявляют преступные наклонности.
Ценности: никаких. Что будет, если убить и расчленить человека? На подобный вопрос такой человек нередко ответит: «Давайте посмотрим. Может быть, интересно будет даже попробовать его на вкус». Как младенец сует в рот и пробует все, что попадает ему в руки, так в подобной ситуации действует и каннибал.
^ В духовном плане взрослые младенцы зачастую оказываются вовлеченными в основанные на суеверном страхе действа, такие, как черная магия и поклонение дьяволу или сатанизм. Смерть очаровывает их, и они часто убивают животных и даже людей из одного только любопытства.
Отношения: обеспечивающие возможность выживания. Сексуальная близость основана только на половом влечении. *Воспринимают окружающих исключительно как средство для достижения собственных целей. При общении отводят взгляд. Искренних привязанностей не испытывают.
Примеры: члены так называемых эскадронов смерти; каннибалы, палачи и преступники с психическими отклонениями; поклонники сатанинских культов с человеческими жертвоприношениями; отставшие в развитии, примитивные члены общества, люди с виду безвредные и вполне лояльные.
Теперь, мы можем четко ответить на вопрос о безразличии главного героя, и почему его жизнь сложилась так, а не иначе. Мерсо не созрел духовно. Этот факт не оправдывает его поведение, герой даже не пытался что либо изменить в своей жизни.
Работа с диагностическим материалом.
В преддверии этого урока мы с вами делали диагностику, по которой каждый из вас сможет определить свой «уровень духовной зрелости». И исходя из полученных результатов, сможет , в дальнейшем, работать над собой для достижения более высокого уровня зрелости.
Перечни утверждений соответствуют следующим уровням зрелости.
Уровень А: делающий свои первые шаги малыш.

^ Уровень Б: юноша.

Уровень В: грудной младенец.

Уровень Г: взрослый человек.

Уровень Д: подросток
(Более подробное знакомство уч-ся со стадиями зрелости (приложение - 1))
Что же нужно человеку чтоб расти духовно.


  1. Сказать себе правду

  2. Взять ответственность за свою жизнь и поступки на себя

  3. Наладить отношения с отцом и матерью.

  4. Наладить отношения с родственниками.

Небо Отец

Родственники


Земля Мать


  1. Рефлексия


e:\мама\интегр.уроки\фото\p1060388.jpg

(Приложение – 2)
Вторая стадия: делающий свои первые шаги малыш.

Взрослый человек, остановившийся на стадии развития делающего свои первые шаги малыша.
Мировоззрение: «я» и «другие мои». Люди взрослые, остановившиеся на этой ступени развития, хотят быть на кого-то похожими. Они хотят иметь такую же машину, носить такую же одежду и есть ту же пищу, что и их соседи. Они стремятся быть благопристойными членами своего сообщества. Им нравится безопасность, доставляемая знакомой пищей и похожим на них самих окружением.
Способности: взрослые малыши способны тщательно придерживаться полученных инструкций. Они добросовестно следуют букве закона, но не понимают его сути. Они предпочитают свое сообщество и испытывают безотчетный страх перед огромным внешним миром. Они способны выполнять привычные задания, но избегают всего, что требует независимого, нетрадиционного мышления.
^ Мысли и эмоции: взрослые малыши стремятся следовать мыслям стоящих над ними авторитетов, не задавая при этом лишних вопросов. «Я всего лишь исполнял приказ, расстреливая демонстрантов». Мышление в высшей степени негибкое, ортодоксальное и традиционное. Мыслят категориями «хорошее» и «плохое», «правильно и неправильно», с отсутствием полутонов.

Новые мысли пугают и вызывают подозрения, как несущие явное или скрытое «зло» или «дьявольское искушение», от чего следует поскорее избавиться.
^ Акценты внимания; основные усилия таких взрослых направлены на изучение правил и их проверку, ни Они, не анализируя, воспринимают нормы, правила и указания всего, что является для них авторитетом, будь то Библия, начальник по работе, министр, лечащий врач, полицейский, главнокомандующий или политический деятель. Однако они столь же быстро готовы разрушить воспринятые правила и подвергнуть свои авторитеты бескомпромиссной проверке: берущий взятку полицейский; присваивающий выделенные церкви деньги министр финансов; коррумпированный чиновник. Они провозглашают законность, но очень легко ее разрушают и становятся на путь преступления.
Деятельность: этим людям нравится быть большой рыбой в маленьком озере. Они

предпочитают вести жизнь в пределах привычной для их представлений замкнутой системы, клуба, церкви, общественной группы. Они стремятся предотвратить любые

перемены или реформы и, скорее, склонны перевести стрелки часов назад, «к добрым старым временам». Они могут быть незаменимы при выполнении определенного рода работ, но не способны к творческому мышлению. Наиболее подходят для бюрократической сферы деятельности.
Ценности: взрослые малыши беспрекословно воспринимают ценности, преподнесенные им признанными авторитетами: «Если согрешишь — попадешь в ад». Наказание неизбежно. Они почитают власть, но лишь потому, что она несет с собой наказание за проступки. Они почитают устои государства, существующий порядок и стерильную чистоту природы, где для них все понятно и знакомо. Они не мучают себя вопросами и не философствуют над истинным значением слова.
^ В духовном плане они без лишних вопросов принимают веру, в которую обращены. Они воспринимают религию как систему мер и взглядов, направленных на поддержание существующего правопорядка. Инакомыслящего следует или уничтожить, или обратить в свою веру.
Отношения: люди взрослые, остановившиеся на стадии развития делающего первые шаги малыша, в разговоре с трудом выдерживают прямой взгляд собеседника и часто пугаются людей, особенно если они незнакомы. Они не допускают мысли о том, что дети их могут хоть чем-то отличаться от них самих. Они не способны воспринять идею о том, что их чувства и мысли могут как-то повлиять на развитие их болезней.

Секс рассматривается ими как выполнение супружеского долга, необходимого для продолжения рода.

^ Третья стадия: подросток.

Взрослый человек, остановившийся на стадии развития подростка.
Мировоззрение: люда, остановившиеся в своем развитии на уровне подростка, во всем

проявляют заложенный в них дух соперничества и стремления к победе. Им нравится ходить по головам окружающих и ощущать себя победителем. Они твердо уверены, что в каждой игре должен быть проигравший, и не хотят оказаться на его месте. Они делят весь мир на победителей и побежденных, сильных и слабых, богатых и бедных. Жизнь — это сплошное соревнование, и победа в нем очень заманчива.
Способности: эти люди зачастую оказываются во многих вещах весьма компетентными и обладают развитым чувством дипломатичности, позволяющим им выходить без потерь из любой ситуации. Они могут быть настоящими мастерами в общении с окружающими и обычно добиваются своего, говоря людям именно то, что те хотят от них услышать.
^ Мысли и эмоции: они значительно более рациональны, чем их собратья, застывшие на более низкой ступени развития. Они знают, как пользоваться убеждением и умело преподнесенной, ловко выстроенной системой аргументов. Они знают, как избежать подводных рифов в беседе, и умеют контролировать ее течение. Они способны наперед просчитывать свои ходы. С работой предпочитают справляться самостоятельно, не обращаясь за помощью к окружающим. Обращение к кому-то за помощью заставляет их чувствовать себя побежденными. Психотерапию они считают предназначенной только для лечения людей с умственными отклонениями, но уж если им все же приходится обратиться к консультанту, они выбирают себе только врача самого высокого уровня.
^ Акцентирование внимания: направлено на достижение победы — победы любой ценой. Люди этого развития пытаются навязать свою точку зрения собственной непоколебимой напористостью, преследованием оппонентов, запугиванием их, подтасовкой фактов, подкупом — всеми доступными им способами. Их внимание сконцентрировано исключительно на победе, славе, богатстве, общественном положении и власти.
^ Деятельностью взрослые подростки почитают славу и богатство и выше ставят внешность человека, нежели его внутреннее наполнение. Если они не богаты, им крайне важно выглядеть респектабельными и подняться по общественной лестнице посредством выгодной женитьбы или иным способом.

Тщательно вникают во все, с чем им приходится иметь дело.
Ценности: люди на этом уровне развития ценят все, что можно сосчитать или потрогать. Их девизом вполне мог бы стать следующий: «Отдай жизнь за то, чтобы выиграть как можно больше побрякушек». Их ценности включают в себя упорный труд ради того, чтобы любой ценой оставить окружающих далеко позади.

Внутренняя жизнь ценности не имеет; важно лишь ее внешнее проявление.


^ В духовном плане эти люди могут иметь несколько точек зрения.

Первая: «Поскольку Бога нет и жизнь заканчивается с нашей смертью, значит, каждый в этом мире — сам за себя».

Вторая: «Господь любит победителей. Он их прощает. Стремись к победе — и он будет на твоей стороне».

Третья: «Есть Бог или нет — сходить в церковь никогда не помешает. Да и для бизнеса неплохо, если тебя увидят в таком месте».

Взрослые подростки всегда чувствуют себя неуютно, когда речь заходит о смерти. Они

подсознательно воспринимают смерть как поражение, проигрыш. Эти люди очень озабочены своей внешностью и производимым ими впечатлением, и они любой ценой стремятся выглядеть молодыми и бодрыми.
Отношения: люди взрослые, остановившиеся в своем развитии на уровне подростка, формируют свои отношения в зависимости от того, что перед ними стоит на повестке дня. «Этот муж (жена) обеспечит мне общественное положение. Этот друг будет способствовать моей карьере». Отношения с окружающими у них редко бывают равными, поскольку кто-то непременно должен быть победителем в повседневной борьбе за пальму первенства, а кому-то суждено стать побежденным им, в лучшем случае уступить пьедестал почета. Эти люди зачастую смотрят в глаза собеседнику, но в основном с целью оказать на него давление и для придания большей убедительности своим словам.
^ Четвертая стадия: юноша.



Взрослый человек, остановившийся на стадии развития юноши.
Мировоззрение: люди, остановившиеся на уровне развития юноши, очень восприимчивы к чувствам окружающих. Эмоционально они отождествляют себя с другими людьми, что значительно облегчает развитие их глубоких, продолжительных взаимоотношений. Обычная точка зрения: «Жизнь сложна и вовсе не так весела, как кажется. В мире столько несправедливости, а меня, к тому же, никто толком не понимает. Может, я действительно ненормальный, раз никто не способен принять меня и мою точку зрения. Но ведь где-то

должны быть ответы на эти вопросы, и я буду искать, пока не найду их». У этих взрослых юношей зачастую возникают сложности с самоуважением, поскольку они не знают своего места в этом мире.
Способности: люди обладают высокоразвитыми индивидуальными способностями, которые позволяют им достичь заметных высот во многих областях жизни и сделать значительный вклад в развитие человечества. Они не боятся выразить несогласие с политикой их правительства, компании или основами религии. Деньги не стоят для них на первом месте и часто вызывают подозрение.
^ Мысли и эмоции: нередко выступают основателями новейших философских и идеологических взглядов, направленных на искоренение существующей в мире несправедливости. Предлагаемые ими социальные реформы зачастую очень сложны и тщательно продуманы, но обычно содержат в себе изъяны, которые

впоследствии их и разрушают. Творцы и созидатели, эти взрослые юноши эмоционально очень привязаны к своим идеям и нередко не жалеют ради них своей жизни. Тем не менее они столь же открыты для восприятия и понимания идей и чувств окружающих.
^ Эмоциональная жизнь очень интенсивна, и они зачастую обращаются к психотерапевтическим и иным методам, помогающим им привести свои мысли и чувства в порядок. Они приветствуют любую помощь, если она способна дать ответы на мучающие их вопросы.
^ Акцентирование внимания: направлено на понимание себя и окружающих. Следовательно, они прежде всего сориентированы на развитие отношений и наполнение их эмоциональным самовыражением. Они ориентированы на поиск ответов на свои действительно нелегкие вопросы и на чувство необходимости внести свой вклад в развитие мира.
Деятельность: могут быть высокоуважаемыми членами общества, показывая прекрасные результаты во всем, за что бы они ни брались. Однако их интересы зачастую уводят их в сферу искусства или в области служения людям, где они действительно способны почувствовать себя приносящими людям пользу.
Ценности взрослые юноши часто ценят одиночество, время, когда они могут восстановить свои силы после очередного стресса, вызванного сложностями мира. Они ценят произведения искусства, философию, свободу самовыражения и свободу исследования жизни во всех ее проявлениях, особенно без излишнего к ним внимания со стороны окружающих. Они дорожат новыми идеями и открытиями

и им нравится находиться рядом с теми, кто стремится к внутреннему развитию.
^ В духовном плане часто обращаются к религиям, направленным на

общественное сознание или предоставляющим им возможность пребывания в тишине, одиночестве и медитации. Они ищут в религии ответы на свои вопросы и требуют от церковных деятелей, чтобы те проводили в жизнь принципы, которые проповедуют.

Отношения: обычно поддерживают в разговоре хороший зрительный контакт. Они понимают беды и чаяния людей, но не склонны ни воспринимать их как свои собственные, ни перекладывать свои беды на плечи окружающих. Взрослые юноши испытывают привязанность к животным, поскольку способны эмоционально идентифицировать себя с ними.


Приложение.

Первая стадия:

Грудной младенец.

Вторая:

Делающий свои первые шаги малыш.

(Приложение 1)
Третья:

Подросток.
Четвертая:

Юноша.


Пятая:

Взрослый человек.

Шестая:

Почтенный старец.
Седьмая:

Учитель.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчужденная личность в повести А. Камю «Посторонний» iconЛекция 16 личность и ее формирование е ще раз: что такое личность?...
При попытках определить личность в литературе час­то цитируются слова К. Маркса: «человек есть сово­купность всех общественных отношений»...

Отчужденная личность в повести А. Камю «Посторонний» iconУрок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе
Исследовать связь образа Вакулы с темой труда в повести; показать, как в повести отразилась мечта Гоголя о сильной, гармоничной натуре,...

Отчужденная личность в повести А. Камю «Посторонний» iconТворческая личность и среда в области технических изобретений
Но судьба судеб только указует новые пути, сама же не тронет пальцем, а масса слепа и не видит новых путей. Их видит только творческая...

Отчужденная личность в повести А. Камю «Посторонний» iconГосударственный терроризм и иррациональный террор
...

Отчужденная личность в повести А. Камю «Посторонний» iconХудожественная литература Абрамов Повести и рассказы. Астафьев В....

Отчужденная личность в повести А. Камю «Посторонний» iconI человек бунтующий
...

Отчужденная личность в повести А. Камю «Посторонний» iconПервая радость и первая боль
Цели: учить понимать специфику повести Л. Толстого (совмещение героя повести и рассказчика, исповедальная интонация, роль второстепенных...

Отчужденная личность в повести А. Камю «Посторонний» icon«Педагогическая компетентность учителя начальных классов»
Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя,...

Отчужденная личность в повести А. Камю «Посторонний» iconУрок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в...
...

Отчужденная личность в повести А. Камю «Посторонний» iconКлод Леви-Строс Структурная антропология
Его имя ставят в один ряд с такими выдающимися мыслителями, как Фрейд, Камю, Хомской, и относят к ряду «властителей дум современности»....



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница