Рабочая программа по дисциплине «Психология инновационной деятельности» принята на заседании кафедры психологии профессионального развития, протокол №4 от «23» декабря 2010г. Разработчик: к п. н., доцент А. Е. Костылева




Скачать 176.88 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Психология инновационной деятельности» принята на заседании кафедры психологии профессионального развития, протокол №4 от «23» декабря 2010г. Разработчик: к п. н., доцент А. Е. Костылева
Дата публикации25.07.2013
Размер176.88 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Психология > Рабочая программа
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Профессионально-педагогический институт

Кафедра психологи профессионального развития
УТВЕРЖДАЮ
И.о. проректора по учебно-методической деятельности

__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________2011 г.


рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

П.33 – Психология инновационной деятельности



Направление подготовки: 117 б – Инноватика (профиль подготовки – управление инновациями в промышленности (машиностроение))

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Нижний Новгород

2011

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки Учебного плана по направлению подготовки 117 б – Инноватика (профиль подготовки – управление инновациями в промышленности (машиностроение)), утвержденного «21» декабря 2009 г., номер государственной регистрации 759.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 117 б – Инноватика (профиль подготовки – управление инновациями в промышленности (машиностроение)), утвержденного «08» июня 2010г.


Рабочая программа по дисциплине «Психология инновационной деятельности» принята на заседании кафедры психологии профессионального развития, протокол № 4 от « 23 » декабря 2010г.

Разработчик: к.п.н., доцент А.Е. Костылева

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой психологии профессионального развития

_________________/Н.С. Татарникова/

«____»_______________2011 г.

  1. ^ Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Психология инновационной деятельности»: дать студентам систематизированные знания по психологии инновационной деятельности и выработать умения применять их в практической деятельности.

Задачи дисциплины состоят в:

- ознакомление студентов с основами психологии инновационной деятельности, возможностями использования психологических знаний в предстоящей жизни и профессиональной деятельности;

- психологическая подготовка обучающихся к профессии, работе в составе трудового коллектива, началу профессиональной карьеры;

- формирование психологических умений, необходимых в жизни и профессиональной деятельности;

- содействие гуманитарному развитию личности обучающихся, овладению культурой взаимоотношений с людьми, общения и поведения;

- помощь обучающимся в профессиональном становлении, работе над собой и использовании для этого возможностей профессионально-образовательного процесса;

- формирование у студентов установки на активное использование положений и рекомендаций научной психологии инновационной деятельности во время обучения и в дальнейшем, а также интереса к повышению уровня своей психологической компетентности.
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цикл, к которому относится дисциплина: профессиональный.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

ОК-5: понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и раз­вития цивилизации; готовность принять на себя нравственные обяза­тельства по отношению к обществу и природе;

ОК-6: готовность к работе в коллективе; знание принципов и методов органи­зации и управления малыми коллективами; способность находить ор­ганизационно-управленческие решения в не стандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК-9: способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;

ОК-16: способность собирать, обобщать, обрабатывать и интерпретировать информацию, необходимую для формирования суждений по соответст­вующим социальным, научным и этическим проблемам;

ПК- 10 готовность к работе в коллективе; организации работы малых коллек­тивов (команды) исполнителей;

ПК-12: готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования ();

ПК-13: готовность спланировать необходимый эксперимент, получить адек­ватную модель и исследовать ее.
В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать:

- предмет и задачи психологии инновационной деятельности;

- психологическое профессиоведение;

- развитие человека как субъекта труда;

- тенденции развития прикладной психологии инновационной деятельности.
уметь:

- анализировать психологические теории возникновения и развития психологии инновационной деятельности;

- профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы, с целью гармонизации психического функционирования человека.
владеть навыками:

- использования знаний по психологии инновационной деятельности в профессиональной деятельности;

- методами психологии инновационной деятельности;

- владеть корректирующими приемами психолого-педагогического воздействия на личность;

- грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи, соответствующие его квалификации.


  1. ^ Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

^ Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр

8

Общая трудоемкость дисциплины

2

72

72

Аудиторные занятия

1

36

36

Лекции










Практические занятия




36

36

Самостоятельная работа

1

36

36

Вид итогового контроля




Зачет

Зачет

^ 5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Уровень усвоения

Практ.зан.

Самост. раб.




Раздел 1. Инновационность как предмет психологического исследования










    1. Инновация как предмет научного исследования

4

4

1

    1. История развития психологии инновационной деятельности

4

4

1

Раздел 2. Психология субъекта инновационной деятельности










    1. Личностные детерминанты успешности инновационного процесса

6

6

2

    1. Организационные аспекты инновационности

4

4

1

    1. Инновационность в групповом контексте

6

6

2

Раздел 3. Прикладные исследования инновационности










    1. Инновационность в сфере образования

4

4

1

    1. Психологические аспекты инновационного процесса

4

4

1

    1. Информационная среда и инновации

4

4

1

    1. Итого:

36

36





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
^ 5.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Инновационность как предмет психологического исследования

    1. Инновация как предмет научного исследования. Определение понятия "инновация". Виды инноваций. Подходы к исследованию инноваций. Системно-структурный анализ инновационной деятельности. Инновации как системный феномен. Мультидисциплинарное исследование инноваций.

    2. История развития психологии инновационной деятельности. Исследование инноваций: историко-философский экскурс. Философские аспекты инноваций. Историческое развитие представлений об инновациях. Философские предпосылки появления науки об инновациях в современном мире. Новейшая история науки об инновациях (20 - 21 в.в.).


Раздел 2. Психология субъекта инновационной деятельности

2.1. Личностные детерминанты успешности инновационного процесса. Психологические исследования креативности. Подходы к определению инновационности субъекта. Психологические характеристики субъекта инновационной деятельности. Виды личностной инновационности. Проблематика взаимосвязей между инновационностью и креативностью субъекта. Подходы к развитию личностной инновационности. Диагностика личностной инновационности.

2.2. Организационные аспекты инновационности. Сфера исследований организационной инновационности. Инновационность и организационная структура. Организационный климат как фактор инновационности. Управление инновациями. Риски в инновационной деятельности. Поддержка инноваций. Менеджмент качества. Инновационные системы.

    1. Инновационность в групповом контексте. Проблематика групповой инновационности. Механизмы реализации групповой инновационности. Исследования инновационности и креативности в условиях групповой продуктивной деятельности: теория и практика. Инновационность и культура. Макрокультурный уровень. Микрокультурный уровень.


Раздел 3. Прикладные исследования инновационности

3.1. Инновационность в сфере образования. Понятие интернационализации образования. Инновационность как фактор интернационализации образования. Социальные аспекты инновационности.

3.2. Психологические аспекты инновационного процесса. Инновационный процесс как предмет научного исследования. Этапы инновационного процесса. Научные исследования инновационных процессов. Модели инновационных процессов. Инновационные скачки. Креативно-инновационный цикл. Цикличность инновационного процесса. Уровни анализа креативно-инновационного цикла. Формы влияния в креативно-инновационном цикле. Внедрение инноваций. Нормативная оценка. Легитимизация. Факторы конфликтности при внедрении инноваций. Стратегии стимулирования.

    1. Информационная среда и инновации. Информационные стороны инноваций. Инновации и знания. Определение знания. Виды знания. Обмен знаниями в инновационном процессе. Управление знаниями как фактор успешности инноваций. Общее понятие информационной среды. Псевдоинновации. Информационная среда как буфер. Функции информационной среды. Параметры информационной среды. Информационный аспект инновационного процесса. Инновационные скачки в информационном поле.



^ 5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций


1

2

3

ОК-5







+

ОК-6




+

+

ОК-9

+







ОК-16




+

+

ПК-10




+




ПК-12







+

ПК-13







+


^ 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
6.1. Основная литература:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком,1999с.

3. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. М.: Инфра-М, 2002.

4. Яголковский С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы. Научная монография, Москва 2010, 233с.

6.2. Дополнительная литература:


  1. Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления "необычное использование". М.: Соборъ, 1996.

  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Издательство института психотерапии, 2002.

  3. Безрудный Ф., Смирнова Г., Нечаева О. Сущность понятия инновации и его классификация// Инновации, 1998, № 2-3 (http://www.mag.innov.ru).

  4. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества// творчество в искусстве - искусство творчества /Под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндэйла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.: Смысл, 2000, с. 186-198.

  5. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990.

  6. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. М.: Смысл, 2003.

  7. Грачёва М.В., Кулагин А.С., Симаранов С.Ю. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности // Инновации. -2001, № 8, 9- 1; 2002, № 1, 2-3, 5.

  8. Гримен Х. Теория научных революций Томаса Куна // Теория и методы в социальных науках / Под ред. С. Ларсена; Пер. с англ. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН). 2004. с. 39-57. (http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81548).

  9. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1999.

  10. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью. М.: АНХ, Центр коммерциализации технологий, 2002.

  11. Иванов Д.В. Общество как виртуальная реальность //сб. "Информационное общество". Спб.- М.: ООО "Издательство АСТ", 2004.

  12. Инновационный менеджмент / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Юнити, 1997.

  13. Ионин Л.Г. Социология в обществе знаний: от эпохи модерна к информационному обществу. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007.

  14. Кастельс (Кастеллс) М. Галактика Интернет. Екатеринбург: У- Фактория, 2004.

  15. Кастельс (Кастеллс) М. Информационная эпоха. М. ГУ-ВШЭ, 2000.

  16. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.

  17. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

  18. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Автореф. дисс... докт. психол. наук. М., 1990.

  19. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

  20. Леонтьев А.Н., Пономарёв Я.А., Гиппенрейтер Ю.Б. Опыт экспериментального исследования мышления// Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова, М.: МГУ, 1981, с. 269-280.

  21. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под ред. Г.А. Балла, А.Н. Киричука, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 1999.

  22. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М.: изд-во Московского психолого-социального института, 2003.

  23. Матюшкина А.А. Решение проблемы как поиск смыслов. Монография. М., 2003.

  24. Менегетти А. Ин-се творчества. Пермь, 1993.

  25. Морозов С.М. Психологическая теория деятельности: история и перспективы. Курс лекций. - М.: МГППУ; РИЦ ПиПЛ, 2007.

  26. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. - М., Логос,2001.

  27. Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М.: Смысл, 1999.

  28. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. Пособие / Под ред. П. Н. Завлина и др. М.: ОАО "НПО "Издательство " Экономика", 2000.

  29. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.

  30. Пиотрович А.Н. Методы оценки инновационных рисков // Проблемы экономики. 2007, № 6 (19), с. 134-137.

  31. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.:ООО "Фирма "Эребус", 2006.

  32. Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: МПСИ, 1999.

  33. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики), М.: Политиздат, 1989.

  34. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.

  35. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. В 2-х т. Т. 1. М.: Вече, 2003.

  36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. М.: Педагогика, 1989.

  37. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1999.

  38. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. М.: ОЭСР-ЦИСН, 2006.

  39. Современный экономический словарь - 6-е изд.,перераб. и доп. /Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. М.: ИНФРА-М, 2010.

  40. Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь. М.:

  41. ЦИСН, 1998.

  42. 80.Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984.

  43. 81. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. М.: Финансы и статистика, 2005.

  44. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: ИП РАН, 2003.

  45. Ушаков Д.В. Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д.В.Ушакова. М.: Пер Сэ, 2000.

  46. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта// Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004a, с. 11-28.

  47. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.

  48. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2001.

  49. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Логос, 2003.

  50. Шадриков В.Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя. М.: Университетская книга; Логос, 2009.

  51. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М.: Шк. Культ. Полит., 1995.

  52. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. - М.: Эдиториал УРСС, 1997.

  53. Юнг К. Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. Минск: Харвест, 2003.


6.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

    1. www.yandex.ru

    2. www.google.ru


^ 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: тесты, плакаты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно–методический материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование.

^ 8. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины (модуля)

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций


1

2

3

ОК-5







Тест

ОК-6




Тест

Тест

ОК-9

Тест







ОК-16




Тест

Тест

ПК-10




Тест




ПК-12







Тест

ПК-13







Тест



^ Контрольные вопросы к зачёту


  1. Психология инновационной деятельности как отрасль психологии, её задачи и место в системе наук. Основные задачи психологии инновационной деятельности на современном этапе.

  2. Подходы к исследованию инноваций.

  3. История развития психологии инновационной деятельности.

  4. Личностные детерминанты успешности инновационного процесса.

  5. Психологические исследования креативности.

  6. Подходы к определению инновационности субъекта.

  7. Диагностика личностной инновационности.

  8. Организационные аспекты инновационности.

  9. Инновационность и организационная структура.

  10. Управление инновациями.

  11. Инновационность в групповом контексте.

  12. Исследования инновационности и креативности в условиях групповой продуктивной деятельности: теория и практика.

  13. Прикладные исследования инновационности.

  14. Инновационность в сфере образования.

  15. Социальные аспекты инновационности.

  16. Психологические аспекты инновационного процесса.

  17. Креативно-инновационный цикл.

  18. Внедрение инноваций.

  19. Информационная среда и инновации.

  20. Информационные стороны инноваций.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Психология инновационной деятельности» принята на заседании кафедры психологии профессионального развития, протокол №4 от «23» декабря 2010г. Разработчик: к п. н., доцент А. Е. Костылева iconРабочая программа по дисциплине «Финансовый анализ» принята на заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психология инновационной деятельности» принята на заседании кафедры психологии профессионального развития, протокол №4 от «23» декабря 2010г. Разработчик: к п. н., доцент А. Е. Костылева iconРабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психология инновационной деятельности» принята на заседании кафедры психологии профессионального развития, протокол №4 от «23» декабря 2010г. Разработчик: к п. н., доцент А. Е. Костылева iconПрограмма по дисциплине «Финансы и кредит» принята на заседании кафедры...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психология инновационной деятельности» принята на заседании кафедры психологии профессионального развития, протокол №4 от «23» декабря 2010г. Разработчик: к п. н., доцент А. Е. Костылева iconПрограмма по дисциплине «Рынок ценных бумаг» принята на заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психология инновационной деятельности» принята на заседании кафедры психологии профессионального развития, протокол №4 от «23» декабря 2010г. Разработчик: к п. н., доцент А. Е. Костылева iconРабочая программа по дисциплине «Маркетинг» принята на заседании...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080500. 62 «Менеджмент» от 14. 04....

Рабочая программа по дисциплине «Психология инновационной деятельности» принята на заседании кафедры психологии профессионального развития, протокол №4 от «23» декабря 2010г. Разработчик: к п. н., доцент А. Е. Костылева iconРабочая программа по дисциплине «Психопатология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психология инновационной деятельности» принята на заседании кафедры психологии профессионального развития, протокол №4 от «23» декабря 2010г. Разработчик: к п. н., доцент А. Е. Костылева iconРабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психология инновационной деятельности» принята на заседании кафедры психологии профессионального развития, протокол №4 от «23» декабря 2010г. Разработчик: к п. н., доцент А. Е. Костылева iconРабочая программа по дисциплине «Патопсихология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психология инновационной деятельности» принята на заседании кафедры психологии профессионального развития, протокол №4 от «23» декабря 2010г. Разработчик: к п. н., доцент А. Е. Костылева iconРабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Психология инновационной деятельности» принята на заседании кафедры психологии профессионального развития, протокол №4 от «23» декабря 2010г. Разработчик: к п. н., доцент А. Е. Костылева iconРабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница