Ю. С. Шевченко Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования




НазваниеЮ. С. Шевченко Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования
страница1/21
Дата публикации29.07.2013
Размер3.19 Mb.
ТипДиплом
lit-yaz.ru > Психология > Диплом
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
УДК 616.89-085.815 ББК 53.57 338

Рецензенты:

Профессор, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования д-р мед. наук Ю. С. Шевченко

Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования,

д-р мед. наук М. Е. Нурно

Профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна», д-р психол. наук А. Л. Венгер

Федеральная целевая программа «Культура России» (подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России»)

Захаров Н.П.

338 Психотерапия пограничных расстройств и состояний зависимости. -М.: ДеЛи принт, 2004. - 288 с.

ISBN 5-94343-064-4

Руководство содержит подробное описание методов, утвержденных Мини­стерством здравоохранения РФ, и существенно обогащает арсенал возможностей психотерапевта. Высокоэффективные технологии психотерапии и психокоррекции, представленные в монографии, позволяют в короткие сроки достигать значитель­ных результатов в лечении и профилактике широкого спектра пограничных и аддиктивных расстройств, включая невротические, личностные, психосоматические и психосексуальные расстройства, патологию влечений, алкоголизм, наркомании, токсикомании, пищевую и компьютерную зависимости. Теоретической основой методов является когнитивно-аналитическая суггестивно-бихевиоральная модель психотерапии, практическое применение которой - фундаментальная позитивная реинтеграция личности - дает возможность проводить психологические преобра­зования с фиксацией адаптивных когнитивно-поведенческих стратегий и нейтрали­зацией дезадаптирующих патологических стереотипов. Методы могут использо­ваться самостоятельно или в комплексе с любыми другими видами психотерапии, психокоррекции и психофармакотсрапией.

Книга предназначена для специалистов, занятых в сфере психотерапии и психокоррекции, - врачей психотерапевтов, медицинских психологов, специаль­ных психологов и представителей других смежных специальностей.

УДК 616.89-085.815

ББК 53.57

© Захаров Н. П., 2004

ISBN 5-94343-064-4 © Оформление ООО «ДеЛи принт», 2004

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ

Часть I

^ ОСНОВЫ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СУГГЕСТИВНО БИХЕВИОРАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Глава 1 КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 2 КОГНИТИП И АДАПТАЦИЯ

Глава 3 КЛАССИФИКАЦИЯ КОГНИТИПОВ личности

Глава 4^ КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ ТИПОВ АДАПТИВНОЙ ГРУППЫ

Глава 5 КЛИНИКО ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОГНИТИВНЫХ ТИПОВ ДЕЗАДАПТИВНОЙ ГРУППЫ

Глава 6 ПРИКЛАДНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ
^ Часть II МЕТОДЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОЗИТИВНОЙ РЕИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 1 АВЕРСИОННЫЙ ТРЕНИНГ

Глава 2 АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ

Глава 3 АЛЬТЕРНИРУЮЩАЯ ^ СУГГЕСТИЯ И ГИПНОСУГГЕСТИЯ

Глава 4 АПРОБАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ

Глава 5 ГИПНОТИЧЕСКАЯ БАЗИСНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (ГИПНОТИЧЕСКАЯ «ТЕЛЕПАТИЯ»)

Глава 6 ИНТЕГРАТИВНАЯ СУГГЕСТИЯ И АУТОСУГГЕСТИЯ

Глава 7 ^ КОГНИТИВНО-ЦЕННОСТНАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 8 КРЕАТИВНЫЙ ГИПНОЗ

Глава 9 МЕТОД КОНТРАСТНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ

Глава 10 МЕТОД КУМУЛЯЦИИ РАДОСТИ (НАКОПЛЕНИЕ ЭЙФОРИИ)

Глава 11 МЕТОД ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО МОДЕРНИЗМА

^ Глава 12 МЕТОД ТЕЛЕСНО-ФИКСИРОВАННОЙ И ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОЙ ИМИТАЦИИ (НЕГАТИВНОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ)

Глава 13 МЕТОД ПСИХОМОДЕЛИРУЮЩЕГО ГРОТЕСКА

^ Глава 14 НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ПАТОГЕННЫХ ТРИГГЕРОВ НЕГАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Глава 15 ПОЗИТИВНОЕ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ

Глава 16 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ САМОКОНТРОЛЬ

Глава 17 ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛОАССОЦИИРУЕМЫХ АУДИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ (МАС-МЕТОД)

^ Глава 18 ПСИХОСЕНСОРНО-ХИМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ (КОДИРОВАНИЕ)

Глава 19 РЕТРОСПЕКТИВНАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ

Глава 20 TABULA RASA

Глава 21 ТРЕНИНГ ПЛАСТИЧНОСТИ (КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ)

^ Глава 22 ТРЕНИНГ ПОЗИТИВНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Глава 23 ТРЕНИНГ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ (КОРРЕКЦИЯ СЕНЗИТИВНОСТИ)

Глава 24 ЭМПАТИЧЕСКИЙ «ЗЕРКАЛЬНЫЙ» ДИАЛОГ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ

Болезни XX века перекочевали в век XXI, не только не изме­нив свой состав и удельный вес среди различных видов многовеко­вой патологии человечества, но и дополнившись новыми заболева­ниями. Компетенция и точки приложения психотерапии так или иначе охватывают весь спектр этих ноогенных расстройств и могут быть направлены как на их лечение, так и на предупреждение. Осо­бенно актуально применение психотерапии при весьма распростра­ненных в настоящее время пограничных психических и аддиктивных расстройствах. Имеется насущная проблема противодействия экспансии подобных психических аномалий, прямо или косвенно затрагивающих своим негативным влиянием все социальные слои населения, все профессиональные группы и все возрастные катего­рии от детей младшего до лиц преклонного возраста.

Вместе с тем арсенал лечебно-психологических и психокоррекционных воздействий при данной патологии по-прежнему не­достаточен и требует дальнейшего развития и расширения. Су­ществующие пробелы в отечественной психотерапии, наркологии и психопрофилактической помощи заполняются медленно, глав­ным образом за счет перенесения недостаточно адаптированного зарубежного опыта на российскую почву.

Предлагаемая читателю книга представляет собой обобщение уже получивших признание данных, накопленных в психологии и психотерапии с многолетним практическим опытом автора. Ре­зультатом этого процесса явилась разработка когнитивно-ана­литической концепции личности (Н. П. Захаров, 1996), основан­ной на результатах анализа когнитивных стилей и глубоких ког­нитивных структур, организующих поведение личности.

Когнитивно-аналитическая концепция послужила основой фундаментальной позитивной реинтеграции личности (ФПРЛ) -одного из вариантов интенсивной, краткосрочной психотерапии. Фундаментальной - т. е. нацеленной на коррекцию патогенетиче­ских основ, «фундамента» личности пациента, нейрофизиологиче­ских и глубинных личностных структур. Позитивной - т. е. несу­щей в себе положительное, гуманистическое начало. Реинтегра­ции - объединения, создания целостной личности на новой адаптивной, гармоничной основе.

Теоретическая платформа разработанных психотехнологий сочетает в себе рациональную селекцию и дальнейшее развитие в прикладном, психотерапевтическом направлении идей организа­ции психической деятельности П. К. Анохина (1978, 1979), Н. Л. Ьсрнштсйна (1947, 1966), Д. Н. Узнадзе (1966), персонологических концепций А. Ф. Лазурского (1924), В. Н. Мясищева (1960) и когнитивно ориентированных исследователей - А. Бека (1985, 1995, 2002, 2003), Д. Келли (1955, 1963, 1969), Э. Толмена (1948), Л. Фестингера (1999), Ф. Хайдера (1958), А. Эллиса, У. Драйдена (2002).

Кроме этого фундаментальная позитивная реинтеграция лично­сти опирается на труды классиков и современников суггестии и гипносуггестии от В. М. Бехтерева (1911, 1925) до Л. Шертока (1992), М. Эриксона (1994, 1995, 2000) и его последователей, положения бихевиоризма и поведенческой терапии - концепции Б. Скиннера (1974), практику Д. Вольпе (1973, 1980), В. Франкла (1966) и др., а также подходы личностно-ориентированной (реконструктивной) патогенетической психотерапии (Б. Д. Карвасарский, 1985, 2003; В. Н. Мясищев, 1960, 1973 и др.), эмоционально-стрессовой ус­ловно-рефлекторной терапии (В. Е. Рожнов, 1979 и др.) и нейро-лингвистического программирования (Р. Бэндлер, Д. Гриндер, 1995, 1996; Р. Бэндлер, 1998 и др.).

Таким образом, фундаментальная позитивная реинтеграция личности является когнитивно-аналитическим суггестивно-бихевиоральным вариантом психотерапии. Такой комплексный подход позволяет сочетать глубину и эффективность помощи лицам с по­граничными психическими и аддиктивными расстройствами, пре-

I

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________5

доставляя возможность всесторонне охватить осознаваемые и не­осознаваемые уровни личности, использовать действенные меха­низмы когнитивно-опосредованного, сенсорно-акцентированного и условно-рефлекторного каналов психотерапевтического и психокоррекционного воздействий. В процессе лечения осуществляется противопоставление патологическим, дезадаптирующим когнитив­но-поведенческим стереотипам пациента противоположных пози­тивных, адаптивных установок и реакций, которые фиксируются с помощью разработанных способов.

Спектр применения методов, подробно рассмотренных в мо­нографии, широк и актуален: невротические, психосоматические, аффективные, психосексуальные расстройства, расстройства лич­ности и поведения, зависимость от психоактивных веществ (алко­голизм, наркомания, токсикомания, табакизм), персонифициро­ванная психологическая зависимость по отношению к отдельным лицам, зависимость от животных, расстройства привычек и влече­ний, расстройства приема пищи (нервная анорексия и булимия), расстройства сна неорганической природы, любые другие рас­стройства, связанные с психогенными факторами, пограничная интеллектуальная недостаточность, неврозоподобные и психопа-топодобные расстройства различной этиологии.

Противопоказаниями являются лишь острые психотические состояния, деменция, острые инфекционные заболевания и ост­рая интоксикация психоактивными веществами. Возрастных про­тивопоказаний нет.

Другое направление использования данного психотерапевти­ческого комплекса - психопрофилактика пограничных психиче­ских и аддиктивных расстройств, психологическое самосовершен­ствование, развитие у психически здоровых лиц адаптивных спо­собностей, невосприимчивости к психотравмирующим воздейст-пиям, неизбежным в жизни каждого человека. Этот подход пред­ставляет собой когнитивно-аналитическую психопрофилактиче­скую педагогику, нацеленную на формирование гармоничной лич­ности, включающую в себя обучение детей, подростков и взрос­лых эффективным когнитивно-поведенческим стратегиям, защи­щающим личность от дистрессов и психогенных расстройств.

Когнитивно-аналитическая суггестивно-бихевиоральная пси­хотерапия применялась при лечении и психокоррекции 612 лиц обоих полов в возрасте от 4 до 65 лет. Лечебными стационарными базами являлись: московская городская клиническая психиатри­ческая больница №8 им. 3. П. Соловьева «Клиника неврозов» (1980-1986 гг.) и московская клиническая психиатрическая боль­ница для детей и подростков №6 (1986-2004 гг.). Амбулаторно-поликлинический прием проводился на кафедре детской и подро­стковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (1986-2(Ю4 гг.). Нес пациенты получили адекватный объем кли­нических и параклинических исследований.

Психопрофилактическое применение ФПРЛ изучалось на практически здоровых лицах (311 чел.): врачах-психиатрах и психотерапевтах, клинических психологах и логопедах - слуша­телях курсов Российской медицинской академии последипломно­го образования. Отмечен положительный эффект применения ФПРЛ для повышения стрессоустойчивости, устранения донозологических отклонений на психическом и соматовегетативном уровнях, активизации умственной и творческой деятельности.

Предлагаемые методы реализовались в виде индивидуальных, групповых или семейно-групповых сеансов и домашних заданий и применялись самостоятельно или в комплексной терапии. Как по­казала практика, методы ФПРЛ хорошо совместимы с любыми ви­дами краткосрочной или пролонгированной психотерапии, психо­коррекции и психофармакотерапией, а также экономичны, легко воспроизводимы и могут использоваться в медицинских и психоло­гических учреждениях любого типа.

Максимальный срок катамнеза - 22 года, средний - 8,1 года. Наименьшее количество рецидивов наблюдалось при невротиче­ских расстройствах, наибольшее - при зависимости от психоактив­ных веществ.

Достигнутые в ходе лечения и психопрофилактической подго­товки результаты, как показывают динамическое наблюдение и катамнез, являются достаточно стабильными. Наступление поло­жительных изменений в виде редукции проявлений заболевания наблюдалось у большинства лиц, получавших данную помощь, уже на первом сеансе, в дальнейшем этот оздоровительный про­цесс становился все более заметным и дополнялся позитивными переменами в жизни пациентов.

Терапевтический эффект чаще всего достигался в короткие сроки, обычно не превышающие 20 сеансов, составляя в среднем 7-10 сеансов по 2-3 раза в неделю продолжительностью 1-3 часа. ()организовывались также 5-6-часовые психотерапевтические ма­рафоны продолжительностью 7-10 дней. В процессе лечения па­циенты постепенно обучались навыкам управления собственным психоэмоциональным состоянием, приемам психической саморегуляции, что было важно для их последующей социальной адап­тации. Динамическое наблюдение, противорецидивная терапия, поддерживающие сеансы, подтверждая известную аксиому, сни­жали риск возникновения повторных кризисов.

Автор книги (канд. мед. наук, доцент Российской медицин­ской академии последипломного образования, вице-президент Российского общества гипнологов) организует курсы интенсивной краткосрочной психотерапии пограничных психических рас­стройств и состояний зависимости с выдачей патента на право пользования методиками интенсивной психотерапии. Продолжи­тельность обучения - 1-2 недели.

Адрес курсов: 119334, Москва, 5-й Донской проезд, д. 21 «а». Телефон/факс: (095) 954-13-14, 8-916-547-86-80. E-mail: europsy@mail.ru

Часть I

^ ОСНОВЫ КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СУГГЕСТИВНО БИХЕВИОРАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

Глава 1

КОГНИТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Когнитип личности. Поведенческий цикл

Когнитивно-аналитическая концепция личности учитывает I нубокие биопсихосоциальные основы формирования личности и и 11(иснеза психогенных заболеваний и включает в себя пред-Лнилемие о функциональной целостности поведения человека -и i шмодействии, взаимовлиянии различных уровней сознания и Подсознания, психологического и психофизиологического, социаль­ной», микросоциального и биологического, индивидуального иршилого и настоящего и т. д. Внутри этого индивидуально спе­цифичного комплекса эндопсихического и экзопсихического (Л Ф. Лазурский, 1924), в структуре связей между уровнями или И* отдельными компонентами возможны различные акценты, те ими иные варианты иерархической зависимости и позитивные (бес-Ципфликтные) или негативные (конфликтные) взаимоотношения.

В соответствии с этим психотерапевтическая работа с па­циентами, страдающими пограничными психическими или ад-|Нмпиными расстройствами может быть успешной лишь тогда, (ни цп известно содержание и особенности вышеназванных струк-ivp, и соответствии с которыми осуществляется комплексное, мм' и i «уронневое воздействие на проявления заболевания.

Под личностью мы понимаем индивидуально специфичную,

.....иалыю обусловленную, активную, самоосознающую и самоор-

Пшн дующуюся, высокообучаемую систему с когнитивно опосре-дшшппым восприятием, реагированием, прогнозированием и кон-||мнн'м поведения. Ее наиболее важными составляющими являют-■ ч иерархия отношений (А. Ф. Лазурский, 1924; В. Н. Мясищев,

12

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ю. С. Шевченко Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования iconПленарный доклад
Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, Вице-президент Всемирного Совета по Психотерапии, Вице-президент Азиатской...

Ю. С. Шевченко Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования iconУчебное пособие «Основы общей и медицинской пси­хологии» составлено...
Ступпицкий В. П., проф каф психологии Российской экономической Академии им. Г. В. Плеханова, академик раэп, член-корреспондент Международной...

Ю. С. Шевченко Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования iconРуководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика)
Современной психотерапии. Монография рассчитана на врачей, психологов и педагогов, работающих психотерапевтами, консультантами по...

Ю. С. Шевченко Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования iconУчебники, учебные пособия Н. В. Середина, Д. А. Шкуренко Основы медицинской...
Под редакцией проф каф психологии рэа им. Плеханова, академика раен, действительного члена Академии гуманитарных наук, члена-корреспондента...

Ю. С. Шевченко Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования iconУчебное пособие для супервизоров и психотерапевтов Санкт-Петербург
Рф б. Д. Карвасарский, руководитель Федерального научно-методического центра по психотерапии и медицинской психологии и главный психотерапевт...

Ю. С. Шевченко Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности Учебные программы
«анестезиология-реаниматология», разработан коллективом кафедры анестезиологии-реаниматологии факультета послевузовского професси­онального...

Ю. С. Шевченко Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования iconШевелев А. С. Реакция «трансплантат против хозяина» итрансплантационная болезнь
Абрам Саулович Шевелев 07. 1917 – 11. 1994 выдающийся советский иммунолог и микробиолог, доктор медицинских наук, профессор Смоленской...

Ю. С. Шевченко Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования iconКнига доступна и полезна также и мамам (отцам, бабушкам и дедушкам),...
Член-корр. Российской академии образования, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой психологии личности факультета психологии мгу...

Ю. С. Шевченко Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования iconУтверждено
Перспективный план развития научной библиотеки Читинской государственной медицинской академии на 2013-2015 гг

Ю. С. Шевченко Профессор кафедры психотерапии и медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования iconПриказ Минздравсоцразвития России от 17. 05. 2012 n 555н "Об утверждении...
Наименование профилей коек в медицинских организациях должно быть приведено в соответствие с номенклатурой коечного фонда по профилям...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница