Т. А. Флоренская «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия»




НазваниеТ. А. Флоренская «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия»
страница1/14
Дата публикации05.08.2013
Размер2.22 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Тематический выпуск журнала «Духовно-нравственное воспитание» №3 II полугодие 2001 г.

Т.А. Флоренская

«Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия»

Научный редактор- канд. психол. наук М.И. Воловикова

Москва

«Школьная пресса»

2001

На обороте обложки:

Православный календарь

Декабрь-январь

4 декабря

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Установлен в честь введения во храм трехлетней Девы Марии для посвящения Богу, которое было сделано ее родителями Иоакимом и Анной во исполнение данного ими обета.

13 декабря

Апостола Андрея Первозванного

Андрей – святой апостол – занимался в Капернауме, на Галилейском озере, ловлею рыбы, когда Иисус призвал его следовать за ним. По повествованию евангелиста Иоанна, принадлежал к ученикам Иоанна Крестителя и еще ранее своего брата Петра был призван на Иордане Иисусом, поэтому в греческом предании носит имя «Первозванного». Со своим братом входил в число ближайших учеников Христа.

По русским летописям, проповедовал на территории будущей Руси, доходил до Киева, где водрузил крест, и до Новгорода.

^ 19 декабря Святителя Николая

Великий христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и по смерти, «правило веры и образ кротости». Имя святого Николая окружено множеством легенд, сказаний, песен, духовных стихов. С именем святого Николая скрепляются моряцкие легенды. С самого начала возникновения его почитания он является покровителем моряков и мореплавания. В итальянский город Бари, куда были перенесены мощи святого Николая из города Мир в Ликии, прибывают обитатели далекого, по преимуществу морского, скандинавского севера помолиться у гробницы святого.

Отдельный цикл легенд говорит о святом Николае как о хранителе вещей, за похищение которых святой строго карает.

Встречается в колядках: сидит в конце стола, роняет слезу, образующую море или колодезь, измеряет землю. Является покровителем весны, обходит дома и поля, благословляет детей, сеет хлеб, заботится о крестьянском скоте, особенно о конях.

Много сведений о почитании святого Николая на Руси мы находим даже у иностранных писателей. Упоминают они и о праздниках в его честь, и о храмах, и о его чудотворных иконах, и о чудесах его. Иностранцев поражали различные проявления особенной веры русских в святого Николая, и в изумлении перед этим они составляли самые невероятные суждения о нем. Один из гостей Москвы в середине XVII века так описывал праздник святого: «Наступил, наконец, Николин день, праздник, который москвитяне торжествуют по любви к этому святому в продолжение трех дней; причем все кабаки запираются с такой же строгостью, как и Великим Постом или на светлой неделе».

^ 7 января Рождество Христово

«В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». (Лк. 2:1–20).

***

То были времена чудес,

Сбывалися слова пророка:

Сходили ангелы с небес,

Звезда катилась от Востока,

Мир искупленья ожидал –

И в бедных яслях Вифлеема,

Под песнь хвалебную Эдема,

Младенец дивный воссиял,

И загремел по Палестине

Глас вопиющего в пустыне...

^ Лев Мей

19 января Крещение Господне. Богоявление.

Как свидетельствуют евангелисты, Иисус Христос был крещен Иоанном Крестителем в возрасте тридцати лет в реке Иордан. «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на него». (Мф. 3: 16). О сошествии, как голубя, Духа Божия говорят и все остальные евангелисты. (Мк. 1:10; Лк. 3:22; Ин. 3:16), поэтому праздник Крещения является одновременно и днем Богоявления.

Символом реки Иордан в православной обрядности Руси стала ледяная купель, устраиваемая в Крещение на льду замерзших рек. Вошел в крещенскую церковную символику и голубь, подобно которому спускался Дух Божий с Небес.

В северной Руси во всех селах на реке заранее перед Крещением делали прорубь, рядом с которой устраивался иконостас изо льда, куда пришедшие на освящение воды люди ставили свои иконы. Изо льда же отливались кресты для иконостаса, иногда их устанавливали до семи штук.

После утренней литургии в церкви все население во главе со священником, с иконами и крестами в руках отправлялось на великое освящение воды и проруби на реке. Там священник совершал молебен и святил воду.

После освящения воды собравшиеся у ледяной купели начинали мыть в ней руки и лицо.

У молодежи существовал обычай: в день Богоявления после освящения воды ходить по домам с голубем, сделанным из дерева и обклеенным сверху бумагой, петь крещенский тропарь, получая за это угощение.

Содержание

Предисловие 3

ЗАНЯТИЕ 1

Знакомство с участниками семинара и ответы на вопросы 6

ЗАНЯТИЕ 2

Диалогический метод в психотерапии 12

Самопознание в диалоге 21

Диалогическое выслушивание 22

ЗАНЯТИЕ 3

Внутренний диалог. Парадокс воздействия 25

Слово в диалоге 26

Молчание как вершина диалога 36

Психический тренинг или духовное возрастание 36

Ответы на вопросы 37

ЗАНЯТИЕ 4

Направленность личности 39

Наличное «Я»: реальное, идеальное и идеализированное 41

Эгоизм и эгоцентризм 42

ЗАНЯТИЕ 5

Повторение пройденного: эгоизм и эгоцентризм 44

Типология тревожных невротических личностей 44

Аутизм 50

Очищение души 52

ЗАНЯТИЕ 6

К.Г. Юнг: экстраверсия – интроверсия 55

О транзактном анализе Эрика Берна 59

ЗАНЯТИЕ 7

О нравственной оценке 62

ЗАНЯТИЕ 8

Принципы духовно ориентированного психотерапевтического диалога 66

ЗАНЯТИЕ 9

О психоанализе 77

ЗАНЯТИЕ 10

Подведение итогов 81

ПРИЛОЖЕНИЕ

Духовный выбор. Невидимая брань (из опыта самонаблюдения психолога) 88

Литература 94

«Она жизнь положила на проповедь веры в науке».

^ Интервью со священникам, врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук игуменом Валерием (Ларичевым) 95

Предисловие

Предлагаемая читателю книга составлена на основе лекций и семинарских занятий, проводимых с 1994 по 1995 г. замечательным отечественным психологом Тамарой Александровной Флоренской. Слушателями и участниками семинара были педагоги, психологи, врачи разных специальностей, в том числе и психотерапевты, священники. Занятия записывались на магнитофонную пленку. Расшифровка этих записей и составила основу книги. Но это – внешняя канва издания. Для того чтобы понять внутренние причины появления книги, необходимо немного рассказать об авторской концепции и жизненной позиции Т.А.Флоренской.

Тамара Александровна родилась в конце 30-х гг. По рассказам знавших ее людей у нее с самого раннего детства проявился независимый и решительный характер, отличающийся удивительным бесстрашием. Выбор специальности, как вспоминала она в своих книгах и лекциях, был для нее не случаен. Она целеустремленно искала те лица и то место, где происходит «самое настоящее», где овладевают искусством постигать жизнь, где могут помогать другим понять и обрести смысл всего происходящего. Потом, много позднее, она узнала, каким словом можно назвать цель этого поиска: свет во всех его проявлениях – свет в душе человека, свет в природе, в мире.

Поиск не был простым и безоблачным. Жажда «истинного знания » могла завести на опасные тропинки. Но до конца жизни Тамара Александровна всегда была готова решительно исправлять свои ошибки. Священник, хорошо знавший ее, признавался, что редко встречался с человеком, способным так бескомпромиссно судить свою совесть, с таким стремлением вычищать до последней пылинки каждое едва заметное нестроение, движение души. Можно утверждать, что все, о чем писала или говорила Т.А.Флоренская, не расходилось с ее жизнью. Ее судьба и ее книги – это единая история души человеческой, стремящейся утверждать добро и свет.

Поиски «настоящих людей» привели Тамару Александровну сначала в Московский государственный университет на философский факультет, где в те годы изучалась «психология». Разочарование от «научной психологии», оказавшейся на деле столь далекой от реальной жизни, от вечных человеческих ценностей, она позднее описала в книге «Мир дома твоего»: «Неповторимая индивидуальность выпадает из такой психологии. «Объективность», заимствованная из естествознания, закрывает внутренний мир человека, стирает неповторимое, уникальное своеобразие каждой личности, раскрывающейся только на искреннее сердечное внимание – не «исследователя», а собеседника».

Флоренская обосновала, разработала, отстояла роль диалога в педагогике и психологии. Различение духовного «Я» собеседника от его наличного состояния преобразует диалог в творческий процесс совместного поиска решения жизненной задачи. По словам Спасителя: «Где двое или трое собрались во Имя Мое, там Я невидимо посреди них». Правильный ответ может быть только от Господа. Психотерапевт не по своему человеческому разумению дает совет, – он является сотаинником пришедшего за помощью в сокровенной работе духовного «Я», совести этого человека.

Разработанные Т.А.Флоренской принципы духовно ориентированного диалога стали новым словом в психотерапии. О том, насколько ждали этого слова, стало ясно после выхода в свет книг «Диалог в практической психологии», «Я против Я», «Мир дома твоего: психология в жизни». Публикация в «Психологическом журнале» статьи о духовно ориентированной психотерапии (№ 5 за 1994 г.) обнаружила интерес к этому направлению ученых других стран. Так, американские психологи в 1995 году присвоили Флоренской звание академика Нью-Йоркской академии наук. Психоанализ, десантировавшийся в эти годы в отечественную психотерапию, для западного опыта был давно отыгранной картой.

Основание работ Флоренской лежит в отечественной гуманитарной традиции. Она вернула в научную психологию постулат о троичности состава человека: дух, душа, тело. Эти понятия стали ключом к пониманию самых острых вопросов современности: что происходит с человеком, с его душой в наше сложное время? Как отражаются на его психическом и физическом состоянии совершаемые им нравственные выборы? Замечательным научным открытием Тамары Александровны стало новое понимание так называемого закона вытеснения: вытеснение не запретных сексуальных влечений, как это понимается в психоанализе, а совестных движений души приводит к самым большим аномалиям, не только психического, но и физического состояния человека. Корень болезней – в действии против голоса совести, голоса духовного «Я». Отсюда задача психотерапевта – поддержать голос совести собеседника и тем самым помочь ему на пути исцеления – обретения утраченной из-за преступления против совести цельности.

Работать по методу духовно ориентированного диалога и проще, и сложнее. Проще потому, что вместо громоздких и во многом искусственных психоаналитических конструкций опора делается на жизненно важные и понятные всем слова и состояния: совесть, добро, любовь, верность. Сложно потому, что тем самым неизмеримо повышаются требования к самому психотерапевту: его работа со своей совестью не должна прекращаться ни на мгновение. Многовековую традицию работы с совестью в нашей жизни мы видим в христианстве.

Сама Тамара Александровна была глубоко верующим православным христианином. В чтении Святого Писания, творений Отцов Церкви, в пламенной молитве, в церковной службе черпала она понимание основ жизни души человека. Но писала, говорила, объясняла она на том языке, который был понятнее собеседнику.

Так, однажды, консультируя разводящуюся супружескую пару, Тамара Александровна неожиданно для самой себя перешла на сухой, казенный язык, и муж, у которого не было серьезных оснований для развода, понял: разводиться безнравственно.

Особенно хорошо Тамара Александровна чувствовала настроение аудитории, могла легко общаться с большим количеством народа. За десятилетия работы лектором общества «Знание» она объездила практически всю страну, побывала в самых отдаленных уголках, прочитала множество лекций, с готовностью отвечала на вопросы из зала, а записки с самими вопросами собирала с тем, чтобы в дальнейших своих работах освещать проблемы, которые действительно волнуют людей. Характер ее одаренности был диалогичен по самой природе. Так диалог естественно вырос из других родов ее творческой жизни. Духовно ориентированный диалог в работе Флоренской стал главным методом и научного постижения, и оказания консультационной помощи.

На диалоге построена и настоящая книга. Каждая глава ее предваряется теоретическим обзором автора по заявленной на занятии теме, а затем, как правило, следуют вопросы и диалоги с участниками семинара. Состав аудитории и определил некоторые темы. То, что среди участников были врачи, позволило обсудить вопросы о связи болезни и здоровья с духовным выбором человека. В современной психологической литературе мало примеров такого прямого и честного разговора о зависимости нарушений в физическом состоянии человека от совершенных им грехов.

Теперь, когда жизненный путь Тамары Александровны Флоренской уже завершен, можно заметить, насколько не расходились ее слова с делом. Она мужественно приняла болезнь как путь страдания и приближения к вечности. В последние месяцы и недели ее земной жизни удивительно полно раскрывались дар любви к людям, способности совершенно забывать о себе и умения быть благодарной за любую малость. Она повторяла и просила передать, сказать и объяснить всем, что самое важное в жизни – это милосердие, и в мире нет ничего важнее милосердия.

В научных планах Флоренской было сопоставить проблемы и методы современной психотерапии со святоотеческим учением о страстях. В ее последнем рабочем отчете об этом в тезисной форме записано так: «Современная практическая психология своими корнями уходит в наследие раннехристианских подвижников, главным деланием которых было духовное и нравственное совершенствование, борьба с грехами, пороками и страстями. Их наука о душе основывалась на внутреннем опыте, описание которого у разных авторов, при наличии индивидуального своеобразия, весьма сходно, что позволяет говорить об общих принципах и закономерностях этого душевного опыта. Это и составляет содержание православной науки о душе – психологии, одним из существенных разделов которой является учение о страстях, их зарождении в душе, предупреждении и борьбе с ними».

Книга Тамара Александровны Флоренской является частью исполнения этого замысла – переосмыслить современную психологию с христианских позиций, с тем чтобы она стала истинной «наукой о душе», помогающей человеку достойно исполнить свое высокое предназначение в этом мире.

^ Маргарита ВОЛОВИКОВ А, кандидат психологических наук, Марина КОЛПАКОВА, кандидат психологических наук

Занятие 1

В душевный и духовный мир человека нельзя вторгаться с мерками рассудка, к нему надо относиться благоговейно – не пытаться вычислить его, препарировать, анализировать и тем более манипулировать им.

...Не понимая и не учитывая духовное, мы не можем правильно понимать ни душевное, ни телесное в человеке.

Введение

Дело психотерапевта, как и любого врача, – помочь больному исцелиться, т.е. обрести цельность. Материалистическая психология и медицина эту цельность разрушали, отвергая наличие в человеке высшего духовного уровня. Поэтому психология (как и медицина) должны переосмысливаться с точки зрения духовности человека. Врачевание, исцеление не могут быть полноценными, если мы игнорируем ту цельность личности, которая представлена в классической иерархии как дух, душа, тело. И об этом должна пойти речь.

Первая задача – ликвидация психологической безграмотности врача. Но одновременно это и попытка переосмыслить психологию с духовной точки зрения. Это творческая задача, потому что таких учебников, таких руководств у нас пока нет. В западной психологии содержится много научных данных, но она крайне рационалистична. В душевный и духовный мир человека нельзя вторгаться с мерками рассудка, к нему надо относиться благоговейно – не пытаться вычислить его, препарировать, анализировать и тем более манипулировать им. Как сказал Господь, мы не можем прибавить себе роста ни на волос своими силами. Значит, когда мы говорим о духовном, мы должны понимать, что это – не предмет рациональной науки. Духовное мы должны понимать, как оно есть – как тайну. Но, не понимая и не учитывая духовное, мы не можем правильно понимать ни душевное, ни телесное в человеке.

Предметом науки о человеке, собственно, является телесное и душевное, то, что связано с волей, с устремлением души. Человек соприкасается с высшим, духовным миром в меру своего волевого усилия, устремления. Медицина – это наука о жизни, о полноте жизни. Эта полнота жизни приходит к человеку только тогда, когда он вмещает в себя те духовные дарования, которые может вместить в меру своего усилия и усердия. Вот это и есть здоровая жизнь. Это – норма жизни, а не что-то исключительное. Человек так должен жить, ибо это и есть здоровье как цельность.

С точки зрения христианской антропологии всякая болезнь есть следствие греха. А что такое грех? Павел Флоренский очень хорошо расшифровал это слово как «огрех». Блуд – это заблуждение от правильного пути, когда человек выбирает ложные ценности, руководствуется ошибочными, неверными взглядами. Скажем, вместо полноты духовной жизни он начинает в первую очередь печься о своем телесном здоровье.

Культ здоровья в наше время часто превращается в идолопоклонство: здоровье – любыми путями, всеми средствами. И тогда переворачивается иерархия ценностей: не духовное ставится во главу, а телесное или душевное благополучие. И тогда люди идут ради этого благополучия на все, часто обращаются к экстрасенсам, гипнотизерам, астрологам и т.п. Но, излечив таким образом тело, не погубит ли человек души своей? В Евангелии говорится, что нужно бояться не того, кто убивает тело, но того, кто может и душу ввергнуть в геенну огненную. Поэтому основной принцип целостной медицины – это принцип соблюдения иерархии духовного, душевного и телесного. Духовные искания, духовная жизнь должны быть во главе угла. Только духом человек жив. Отнимается дух – и остается труп. Духовная жизнь – это залог полноты, цельности и жизнеспособности человека, правильности его жизненного пути, залог того, что он после этой временной жизни естественно перейдет в вечную жизнь. Но люди, укрепляя свою физическую плоть и добиваясь путем каких-то психотерапевтических методов душевного комфорта и благополучия, вредят своей Жизни с большой буквы.

Мы должны понимать, что жизнь имеет свое продолжение в вечности и что слово «человек» по своему этимологическому составу означает: «чело» – сознание, разум и «век» – вечность, т.е. ум, сознание, разум, устремленные к вечности. А если это устремление к вечности отсутствует у человека и он живет только временным, то он и не человечен. Поэтому все современные «гуманистические» направления, которые заботятся о человеке, его здоровье, его благополучии, душевном комфорте, но забывают о вечности, по сути своей античеловечны. Гуманизм в этом смысле античеловечен, потому что он не о вечном человеке думает. Его принцип «все для человека, все в человеке» обесчеловечивает человека, потому что лишает его корня – вечности, того корня, в котором человек только и живет. И эта забота о здоровье как самоцель по сути дела лишает человека жизни, оборачивается нездоровьем душевным и телесным. Это помогает временно облегчить какие-то симптомы, ослабить боль душевную, телесную, но в конечном итоге «лечение» может обернуться еще худшими последствиями. Игры в экстрасенсорику, телепатию, гипноз и даже аутотренинг, эта жажда управлять собой и другими могут серьезно обжечь человека и повредить его душевной и духовной жизни. Главное, что нарушается в этом подходе, – гип-пократовский принцип «не навреди». И многие методы медицины, психологии, психотерапии действуют против этого принципа. Гипноз – распространенное явление в медицине. В гипнозе люди вступают в такой тесный контакт, в такое слияние друг с другом, при котором воздействие одного человека на другого может обернуться передачей каких-то нечистых мыслей, дурных привычек. Два человека сливаются, и один может овладеть другим, налагая на него свой тяжкий груз. А что потом будет с тем, кто отдался гипнотизеру, неизвестно. Как потом изменятся его судьба и его душевное состояние? И это относится не только к гипнозу, но и ко многим методам психотерапии, о которых мы еще будем говорить. Всякое манипулирование, управленчество в медицине, воспитании, формировании личности очень опасны, вредны для судьбы, для души человека. Осознав все это за долгие годы работы в психологии, я старалась найти такие принципы психотерапии, а также воспитания и общения, которые следовали бы принципу <<не навреди», не вторгаясь насильственно в душевный мир человека.

Всякий эксперимент, экспериментальная психология так или иначе относятся к человеку как к объекту исследования. Передо мной сидит объект, я его изучаю, исследую. Он для меня – средство для получения научных выводов и заключений. Однажды я поняла всю неприемлемость для меня этого метода. Еще в аспирантские годы я пошла во дворец пионеров, придумав методику, которая должна была вызывать у детей «аффект неадекватности»: дети должны были бурно реагировать, когда у них не получается какая-то деятельность. И вот приходят ко мне детишки, я им даю задачку, которая невыполнима, и они должны прийти в состояние аффекта. У моей предшественницы все получалось прекрасно. Но когда по аналогичной методике работала я, не случилось ни одного аффекта. Я ушла очень расстроенная, и стала думать, в чем же дело. И поняла, что не могла я к этим детям относиться как к объектам исследования. Каждая девочка и каждый мальчик для меня были милыми собеседниками, и в душе я им очень сочувствовала, когда они выполняли эту невыполнимую работу. Это мое сочувствие и привело к тому, что дети не волновались. У них не возникло ни стресса, ни внутреннего конфликта. Они оставались спокойными. Значит, все дело в том, что мне ради получения правильного результата надо было к ним относиться как к средству и этим нарушить глубокий нравственный принцип: «Не относиться к человеку как к средству для достижения собственных целей». Это был мой последний эксперимент. Затем я занялась «глубинной » психологией.

В студенческие годы, когда нас учили материалистической философии, психологии и очень скучным вещам – объективным методам, психофизиологии, я просиживала в библиотеке, читая книжки по психоанализу. Это было интересно тем, что там все-таки чувствовались поиск глубины и относительно целостный подход к человеку. Обстоятельства заставили меня писать диссертацию о психоанализе и неофрейдизме. Я перешла к теоретической работе и наткнулась на проблему катарсиса. Вы знаете, что слово «катарсис» означает «очищение». В греческой трагедии – это очищение страданиями; еще Аристотель писал об этом. А в психоанализе катарсис понимается очень просто: надо довести свои переживания до максимума, чтобы разрядить накопившийся энергетический потенциал. Мне это показалось очень поверхностным, и я начала заниматься проблемой катарсиса как духовного преображения. А дальше сложилось так, что меня попросили заняться консультированием разводящихся супругов, потом и индивидуальным консультированием. И тут я поняла, что тесты, методики мало помогают. Их можно использовать как вспомогательное средство для работы, но они не являются тем путем, с помощью которого можно понять конкретного человека. Я встретилась с трудами А.А.Ухтомского, его письмами о доминанте на собеседнике. Затем стала внимательно изучать работы Бахтина о диалоге. И тогда удалось найти путь к консультированию. Принципы диалогического общения действительно соответствуют заповеди «не навреди!»: человек не навязывает себя собеседнику, а исходит из собеседника благодаря доминанте на другом. И это единственный путь, который помогает понять данного человека как он есть, не исходя при этом из своих – научных, теоретических – схем и установок. Добиться реализации этого диалогического подхода на практике очень непросто. Тут недостаточно быть сочувствующим и доброжелательным человеком. Требуется работа над собой. И одной из наших тем будет духовное становление личности врача.

Наконец, о методах, методиках, тестах. Они могут быть использованы как средства, занимающие свое скромное место. Работая над диалогом, я использовала какие-то техники и методики. Они мне помогали чисто внешним образом. Мне, скажем, не надо было использовать тест на темперамент, чтобы видеть, какого человек темперамента – флегматик или холерик. Это было видно из динамики речи, из его поведения, рассказов о себе. Но я предлагала им эти тесты, чтобы показать мужу и жене, что у них разные темпераменты. Муж не потому медлит откликнуться на просьбу жены, что он такой «вредный», нечуткий и не хочет ей помогать, а просто у него такая замедленная реакция. Жене кажется, что он нарочно так делает: пока она его дождется, то сама может успеть десять раз все сделать. Она холерик по темпераменту. Надо просто учитывать различие, а для этого им можно показать результаты тестирования.

Далее мы обсудим некоторые из методик и тестов с точки зрения того, какое они занимают место при целостном духовно ориентированном подходе, в чем их недостатки; мы будем обсуждать их возможности и ограничения.

Очень важно врачу и педагогу разбираться в индивидуальных особенностях человека. Для этого нам предстоит обсудить вопросы типологии личности, темперамента. И, наконец, грамотному психотерапевту надо знать об основных направлениях в зарубежной психологии и психотерапии. Это может быть тоже одной из тем нашей с вами работы. Это то, что касается просветительской стороны нашей деятельности. Но мне бы хотелось, чтобы наш семинар был еще и творческим кружком, в котором мы бы коллективно обсуждали свои проблемы, трудности. Может быть, в итоге мы с вами вместе сделаем что-то полезное. Это творческая сторона работы нашего семинара.
ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ СЕМИНАРА И ОТВЕТЫ НА вопросы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Т. А. Флоренская «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия» icon«Роль предметных недель по английскому языку в духовно-нравственном воспитании школьников»
Возможности иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств школьников

Т. А. Флоренская «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия» icon"Мое здоровье"
Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии...

Т. А. Флоренская «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия» iconКлассный час на тему "Мое здоровье" в 1 a классе
Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии...

Т. А. Флоренская «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия» iconКонцепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
Взаимодействие школы, традиционных российских религиозных организаций, институтов гражданского общества в духовно-нравственном воспитании...

Т. А. Флоренская «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия» iconВ. Ю. Баскаков Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника:...
Анализ используемых в телесно- ориентированной психотерапии и психотехнике методов показывает, что основные причины, заставлявшие...

Т. А. Флоренская «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия» iconПсихотерапия
Что такое психотерапия. — Спб.: Питер, 2002. — 224 с. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»). Isbn 5-318-00576-4

Т. А. Флоренская «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия» iconПрактическое руководство
Стивен М. Джонсон. Психотерапия характера. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры,...

Т. А. Флоренская «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия» iconРеспубликанский дом народного творчества театральные диалоги
В репертуарный сборник одноактных пьес русских классиков и дагестанских драматургов «Театральные диалоги» вошли произведения, которые...

Т. А. Флоренская «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия» iconКодекс героя
Использование былинного эпоса в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Т. А. Флоренская «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия» iconПсихология и психотерапия потерь
Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. — Спб.:...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница