Психология человека в современном мире том 6




НазваниеПсихология человека в современном мире том 6
страница1/38
Дата публикации06.08.2013
Размер6.54 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38


Российская академия наук Институт психологии


ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Том 6

Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе
Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов

(Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.)

Издательство «Институт психологии РАН» Москва - 2009




Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М.И. Воловикова, Т.А. Ребеко


УДК ББК П

159.9

88

86

П 86 Психология человека в современном мире. Том 6. Ду­ховно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в тру­дах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Волови-кова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 412 с.

ISBN 978-5-9270-0173-6 УДК 159.9

ББК 88
Данный сборник научных трудов - материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Сергея Леони­довича Рубинштейна (1889-1960). Представленные материалы являются тематическими и посвящены обсуждению вопросов духовно-нравственного становления человека в современном российском обществе и проблемы индивидуальности в трудах отечественных психологов.

^ Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции (том 6) изданы при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), грант №09-06-14 080г
© Институт психологии Российской академии наук, 2009

ISBN 978-5-9270-0173-6

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1

Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе

1.1. Теоретические проблемы нравственной и этической психологии

В. П. Андронов, Т.Д. Андронова
Духовно-нравственое развитие личности в свете православного
религиозного опыта 7

^ Л. Н. Антилогова

Психологические факторы развития нравственного сознания личности 13

С.А. Барсукова

Совесть как предмет психологического исследования 21

^ Ю. В. Бусова

Проблема определения понятия «духовность» в науке 27

Т.П. Войтенко

К вопросу об «андеграунде» 30

М. И. Воловикова Опыт построения курса «Основы нравственной психологии»

для студентов-психологов 39

^ А. А. Гостев

«Миры образов» в интегральном образе реальности:

некоторые духовно-нравственные и метафизические аспекты 43

Т.И. Дрынкина

Нравственный аспект организационного поведения 50

^ Е.А. Коломиец

Психология «русского гуманизма» как методологическая основа теории
самореализации личности 58

М. Ю. Колпакова

Роль диалога в духовно-нравственном становлении человека 63

^ А. А. Костылева, Е.Н. Костылев
Философско-психологические основания эмпирических исследований
духовности 66

И. К. Макогон, С. Н. Ениколопов
Актуальные проблемы изучения моральных эмоций 74

^ Н.В. Марьясова

Духовность личности как социокультурный феномен 77

И. А. Николаева

Природа и генезис личностных ценностей 85

Л. М. Попов, Ю. Н. Устина
Проблемы этической психологии: предмет и методы 92

^ П. Н. Устин

Этическая культура как проявление духовно-нравственного

становления человека 100

Л. Ф. Щербина

Отечественная традиция психологической помощи 106

^ 1.2. Эмпирические исследования духовно-нравственных процессов
в современном российском обществе


Л. С. Акопян

Представления младших школьников о добре и зле 114

^ А. М. Борисова

Праздник как сложный психологический феномен 116

А. С. Герасимова

Отношение студентов вуза к нравственным нормам учебной деятельности 121 ^ Л. Л. Дикевич

Динамика нравственных представлений у подростков и молодежи

(на примере Смоленского региона) 128

A. М. Еремина

Влияние социально-психологической зрелости группы на становление
нравственного самоопределения старшеклассников 136

B. А. Зобков

Самооценка как нравственный регулятор поведения и деятельности 143

Г. В. Иванченко, Н.В. Кошелева, Е. Н. Осин Имплицитные концепции личности атеиста и верующего

в постатеистическом обществе 145

^ Н. Г. Капустина

Духовно-нравственное становление детей 6-11 лет в современном

российском обществе 152

C. А. Козлов, О. В. Сулимина

Диагностика психологических особенностей студентов как первооснова
развития личности в образовательном процессе 159

^ С. А. Котова

Особенности духовно-нравственной самореализации педагогов
в досуговой сфере жизни 165

О. А. Куприна

Проблема духовного формирования студентов психологического
факультета посредством экзистенциального подхода 171

^ Г. Н. Ларина

Представления современной молодежи о свободе личности 177

И. Л. Матасова

Особенности ценностных представлений учащихся различных
возрастных групп 184

^ О. А. Миненко

Особенности духовно-нравственного становления будущих психологов

в условиях современного общества 191

А. В. Морозов, Л. Е. Радченко
Влияние средств массовой информации на духовно-нравственное
становление человека в современном российском обществе 198

^ Л. Ш. Мустафина

Особенности социальных представлений о совести в разных группах
учащейся молодежи 204

Э.Н. Ольшевская

Психологическое содержание когнитивного компонента морального
сознания студентов 206

^ Д. В. Погонцева

Внутренняя/духовная красота в представлениях современной молодежи 213

Т. Б. Рязанова, В. В. Ефремова
Представления об идеалах у современных подростков с различной
направленностью 215

^ Т. А. Серебрякова Проблема развития ценностного отношения личности к миру

в психологических исследованиях 219

М. Б. Сивкова

Нравственные аспекты межличностных конфликтов в среде подростков 225

^ Т. В. Скутина

Конфликтная компетентность и развитие общения со сверстником
в подростковом возрасте: этические аспекты 231

О. В. Сулимина

Особенности духовных ценностей студенческой молодежи с различным
отношением к религии 238

^ О. В. Сучкова

Нормативно-ценностный компонент религиозности как фактор
безопасного поведения молодежи 240

С. В. Тихомирова

Роль традиции в духовно-нравственном становлении молодого человека 246

А. С. Чернышев

Актуализация представлений о свободе в структуре мироощущений

и поведении современных подростков и юношей 250

^ 1.3. Вопросы духовно-нравственного воспитания

Е.А. Азарова

Христианский гуманизм как методологическая основа образования
и воспитания личности: о взаимодополняемости науки и религии
в народосберегающих технологиях 258

^ Л. И. Акатов

Практико-ориентированный психолого-педагогический подход

как фактор позитивного влияния на самоопределение старшеклассников

(ретроспективный взгляд) 264

С. Н. Башинова, М. Г. Матвеева, Э. Э. Ульянова
Проблемы духовно-нравственного становления дошкольников
в образовательных учреждениях 272

^ А. И. Белкин

Психологические аспекты конструирования символической идентичности
средствами неинституциональной изобразительной деятельности 274

^ Н. Я. Большунова

Фрагмент работы по социокультурному развитию старших дошкольников
(на материале восприятия рассказа А. А. Платонова «Цветок на земле») 281

О. У. Гогицаева

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе

осетинских этнокультурных традиций 288

^ Т. В. Кожановская, В. В. Спасенников
Мировоззренческая и эмоциональная направленность в анализе поведения
и духовно-нравственном воспитании личности 291

^ Е. О. Матвеева

Интеграция научных идей С. Л. Рубинштейна в педагогику детского чтения 297 С. А. Месникович

К вопросу духовно-нравственного становления студентов 302

^ О. В. Петрушина
Психологическая безопасность образовательной среды
и духовно-нравственное становление личности воспитанников
интернатных учреждений как условие их успешного жизнеустройства 305

^ Е. Ю. Стрижов

Нравственно-психологический подход в оценке надежности личности 312


Н.В. Федяева, И. А. Гудь
Духовно-нравственное становление ребенка в современном российском
обществе: семья-дитя-социум 319

^ А.А. Чернова

Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей
и подростков в современном обществе 325

Г. В. Шейнис

Духовно-нравственное становление человека во взаимодействии

с природой 331

^ Л. В. Яссман, О. Ю. Яссман
Психологическое здоровье как критерий духовной эволюции человека 337

Часть 2

Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов

Л. Р. Ахмадова

Индивидуальные особенности подростков с отклоняющимся поведением 346 ^ Д. С. Бурдаков

Проблема взаимосвязи индивидуальных стилей саморегуляции,

психической напряженности и функциональной межполушарной

асимметрии 348

A. Ю. Голубева

Анализ индивидуальных проявлений в смысловой структуре образа

личного прошлого 355

B. Н. Егорова

Гармоничность индивидуальности как предиктор стрессоустойчивости
педагогов 358

^ Л. З. Зарипова

Проблема познания индивидуальности в трудах М. М. Троицкого,

В. М. Бехтерева и А. Ф. Лазурского 364

Д. С. Корниенко Психогенетическое исследование взаимосвязей свойств психодинамического и личностного уровней интегральной

индивидуальности 371

^ В. А. Москвин, Н. В. Москвина
Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов
и дифференциальная нейропедагогика 374

И. А. Новикова

К проблеме исследования индивидуально-типических особенностей
личности 382

^ Т. А. Ребеко

Телесные повреждения как попытка восстановления способности
к индивидуальной любви 390

Н. Н. Сафукова

Понятие «Я-концепция» личности в отечественной психологии 392

^ А. Н. Стражкова
Условия актуализации и развития ответственности как свойства
индивидуальности 398

Т. И. Чиркова

Проблемы преподавания дифференциальной психологии 404

Часть 1

^ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

1. 1. Теоретические проблемы нравственной и этической психологии
^ Духовно-нравственное развитие личности в свете православного религиозного опыта

В.П. Андронов, Т.Д. Андронова (Саранск)

Кризис в современной гуманитарной науке свидетельствует о не­обходимости поиска новой парадигмы, выходящей за границы естественнонаучного подхода, что, в свою очередь, предполагает обращение к истокам нашей культуры, расширение категориального аппарата и источниковой базы психологии и педагогики. Ее освоение становится особенно важным в связи с теми процессами, которые про­исходят с человеком в современном российском обществе. Он потерял смыслообразующие ценности, растратил духовный опыт прошлых поколений, ориентирован все в большей степени на материальный ус­пех, а не на нравственное воспитание и духовное совершенствование.

Опыт, накопленный на протяжении двух тысячелетий сущест­вования христианской культуры, содержит тонкие и интересные наблюдения и обобщения, отражающие глубинные структуры психи­ческой жизни человека. Идеи включения духовно-религиозного опыта в систему научного познания осознаются и некоторыми отечествен­ными психологами и педагогами (Братусь, 1994, 1995; Василюк, 2003; Гостев, 2001; Гостев, Елисеев, Соснин, 2002; Дворецкая, 2000; Ели­сеев, 2002; Зинченко, 2001; Невярович, 1997; Ничипоров, 1994; Бим-Бад, 1998; Слободчиков, 2007; Соснин, 2002).

Можно выделить несколько наиболее важных аспектов изуче­ния православного религиозного опыта, определяющих проблемы духовно-нравственного развития личности. Одной из центральных проблем обсуждения в святоотеческих православных учениях яв­ляется путь достижения глубинных качественных преобразований личности. Главный принцип здесь - «чистые сердцем Бога узрят». Иными словами, «очищение» личности, ее духовное совершенст­вование является предпосылкой познания истины (Осипов, 1997). Тем самым в качестве необходимого условия познания вводится новое измерение - этическое, что не всегда учитывается академической психологией.

У религии и науки - разные ориентиры в познании. Наука утверж­дает рациональный, рассудочный путь познания истины, религия считает, что истина - это «вера в высшей степени ее основательности». Отличие науки от веры заключается в свободе от всяких религиозных стеснений, наука в действительности не признает «чуда» и «открове­ния», в противном случае она не была бы верна своим собственным «предпосылкам». Верующий признает и чудо, и откровение.

Ориентация на рациональное знание на личностном уровне соот­носится святоотеческой традицией с понятиями гордости и прелести. Развитие гордости теснейшим образом связано с приобретением новых знаний и «прямо пропорционально» им. «Знание надмевает», -утверждает апостол Павел. Для верующего человека Бог и Истина - од­но и то же. Гордость и тщеславие выстраивают барьер между истиной и ее исследователем. Гордый человек не признается в своих ошибках, а, значит, склонен обманывать и себя и других. Соответственно, для такого психолога закрыта возможность адекватного познания пси­хического мира другого человека, ибо не исправен его собственный «познавательный аппарат». Т. е. основным принципом познавательной деятельности, согласно святоотеческой традиции, является принцип неразрывной связи глубины познания и уровня нравственно-духов­ного развития познающей личности. Только высоко нравственная личность способна познать истину; только святому, как утверждает христианское вероучение, она открыта непосредственно, без органи­зации особого исследования и использования специальных процедур.

Идея самосовершенствования в этическом отношении как условия достижения истинности познания составляет основной стержень всей православной святоотеческой традиции. В то же время она остается недоступной для академической психологии, отодвинувшей на зад­ний план проблему «власти внутренней» - власти человека над собой, своими душевными слабостями и недостатками. Усилиями Паисия Величковского, оптинских старцев, святителей Игнатия Брянчани-нова, Феофана Затворника и других подвижников XVIII-XIX столетий, этот опыт самопознания и «самоделания» вновь стал доступен широ­кой научной общественности, обусловив возможности его изучения и освоения современной психологической наукой (Архиеп. Федор (Поздеевский), 1911; Иеромонах Серафим (Роуз), 1991; Ильин, 1993; Иоанн Дамаскин, 1894; Свт. Феофан Затворник, 1991; Творения Свя­тителя Игнатия, 1998).

В лоне религии с момента ее зарождения непрерывно осуществля­лась практическая деятельность по формированию духовно зрелой личности. Результат этой деятельности проявляется наличием в исто­рии России множества святых - ярких образцов духовно-нравственно развитых личностей.

Святоотеческая психология неотделима от самой практики ас­кетической жизни и во всей полноте была доступна только стоикам православного подвижничества - великим святым прошлого (см. Зарин, 1996). Другими словами, форма существования психологичес­кого знания всегда была сугубо индивидуальной. Психологические воззрения не были глубоко отрефлексированы, так как для реального нравственного совершенствования такая «детальная рефлексия» была излишней. Они не были тщательно описаны в четких психологических категориях, как это требуется в современной науке. Передача знания осуществлялась непосредственно - от учителя к ученикам, в боль­шей степени личным примером, нежели посредством развернутых описаний. То же, что записывалось, во всей полноте можно понять, лишь проникнув в тот культурно-исторический контекст, в котором создавалось это знание, открыв для себя личность его автора. Глав­ными доступными источниками научного изучения психологических данных, накопленных в практике православного подвижничества, являются Священное Писание и творения святых отцов. При реализа­ции духовно-нравственных ресурсов религиозной мысли в познании и формировании личности следует учитывать символичность, алле­горичность, иносказательность описания святоотеческой практики (Епископ Николай (Охридский), 1993).

В связи с этим чрезвычайно важной и сложной задачей является перевод описания данных, накопленных в русле истории подвижни­чества, на язык собственно психологии. Это, в свою очередь, предпо­лагает нахождение принципа святоотеческой психологии, способного организовать всю совокупность эмпирических сведений, накоплен­ных многовековой аскетической практикой, в систему понятий.

Таким принципом, как следует из анализа трудов православных мыслителей, может стать принцип «троического единства» (соот­ношения сущности и ипостаси в Святой Троице) и его отражение как на уровне отдельного человека, так человеческого рода в целом. При психологической разработке этого принципа необходимо учи­тывать базовое положение богословия - человек является «образом и подобием Божием». Так, например, святитель Дмитрий Ростовский считал, что в человеке ум соответствует Богу Отцу, слово - Богу Сы­ну, дух - Святому Духу (Архиеп. Макарий, 1868, с. 455). Святитель Григорий Палама указывал, что душа тройственна по образу Святой Троицы. Архимандрит Керн пишет: «Человек в своей духовной струк­туре и жизни отражает внутритроичную жизнь Божества» (Архм.

Киприан (Керн), 1996, c. 355). Таким образом, введение принципа «троического единства» позволяет использовать категориально-по­нятийные богословские разработки по выявлению соотношения сущности и ипостасей божественного применительно к анализу строения человека - его телесной, душевной и духовной структур.

Духовное бытие, таким образом, существует там, где начинается освобождение человека от чужой и, главное, своей собственной само­сти. Как способ, как образ бытия в целом духовность открывает чело­веку путь к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к очевид­ности и науке, к молитве и религии. Только духовность может указать человеку, что есть подлинно главное и ценнейшее в его жизни; дать ему нечто такое, чем стоит жить, за что стоит нести жертвы.

Наряду с добродетелями и личностными совершенствами, у че­ловека могут возникать состояние, называемое православной ант­ропологией грехопадением (Архм. Лазарь, 2000). В психологическом плане - это деформация, нарушение человеком в себе иерархии со­ставляющих его структуру: на первое место выходит низшая часть человека - его плотское начало, подчиняющая себе и «душу» и «дух», которые становятся слугами тела и пытаются реализовать свои уст­ремления лишь в различных формах организации «телесно-физичес­кой» жизни. Преподобный Максим Исповедник прямо описывает это как переворот внутренней структуры на 180 градусов. Он отмечает, что до грехопадения дух человека находил пищу в Боге, душа питалась духом, а тело жило душою. Человек был направлен вверх - к Богу. После грехопадения эта направленность изменилась: дух стал жить за счет души, душа - за счет тела, а тело - за счет поглощения бездуш­ной материи, в которой и обретает себе смерть. Вечная бессмертная часть нашего существа оказалась подчинена временной и смертной. Это случилось тогда, когда человеком была нарушена заповедь о воз­держании и необходимости контролировать свои низшие проявления высшими (Зарин, 1996).

Для психологической науки очевидна мысль о том, что нельзя высшее, духовное подчинять низшему, бессознательному, что, собст­венно, и составляет суть «перевернутого человека».

Грех - это момент разлада, распада духовной жизни, что находит свое выражение в понятии «страсти». Страсти, связанные с телесно-потребностной сферой, становятся центром психического мира челове­ка. В христианской антропологии страсть понимается как несвободное состояние сил человека, отражающее единичный интерес, чрезмерно разросшийся в ущерб другим и подчиняющий себе волю человека. Примером этого является алкоголизм, когда человек полностью по­рабощен одной страстью - стремлением к выпивке, а все остальные устремления задавлены этой страстью. Православное учение сводит все многообразие страстей к восьми главным, которые разделяются на телесные и душевные: «чревоугодие», «блуд», «сребролюбие», «гнев», «печаль», «уныние», «тщеславие», «гордость». Страсти опираются, по словам Максима Исповедника, на неправильное употребление вещей. Т. е. не пища является злом, а чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, а сребролюбие, не слава, а тщеславие, «а если так, то нет в природе зла, кроме злоупотребления, которое случается от невнимания ума к действиям естественным». Он подчеркивает, что «пища создана для двух потребностей - для питания и врачевания», поэтому «принимающие ее не с этими намерениями, употребляют во зло данное Богом на пользу, осуждаются как сластолюбцы. И во всех вещах неправильное употребление есть грех» (Зарин, 1996, с. 240-241). Источник греха - в поврежденности духовной стороны человека.

Страсти являются духовной болезнью личности, или, на языке психологической науки, - психопатологией. Прельщенный страстью человек теряет возможность управления своей психикой, не способен адекватно воспринимать окружающую действительность.

Утрата духовного компонента у человека неизбежно приводит к технократизации его мышления. Оно становится рассудочным, бездуховным, стремится достигать цели любыми средствами, не ут­руждая себя размышлениями о соразмерности «целей» и «средств», руководствуется внешними по отношению к человеку и его ценностям целями, игнорирует категории веры, нравственности, совести, добра, справедливости и правды.

В святоотеческой традиции выделяются основания типологиза-ции личности (Елисеев, 2002). Так, вслед за святителем Феофаном Затворником, возможно выделение трех вариантов: 1) душа полно­стью подчинена потребностям тела и является обслуживающим его агентом; 2) душа полностью подчинена потребностям духа и обслужи­вает их; 3) душа живет сама собой, пренебрегая и телом и духом (Свт. Феофан Затворник, 1991, с. 42). Два первых альтернативных варианта соответствуют двум крайним типам личности, которые характеризу­ются взаимно перевернутыми иерархиями соотношения духа, души и тела. Главный выбор человеческой жизни - это выбор направления движения, определяющий тип формирующейся личности.

Важным аспектом, возникающим при анализе эмпирических психологических знаний, содержащихся в творениях святых отцов, является проблема символизма, утверждающего, что внешние об­стоятельства жизни человека являются символами, отражающими его внутренние духовно-нравственные состояния. Идея символизма, взятая в качестве принципа, задает ориентиры в анализе и интер­претации психологических данных в духе святоотеческого опыта. Для религиозных мыслителей явления природы, предметы внешнего мира выступают как отблеск иной реальности. Следует также иметь в виду, что символизация мира отцами создается не анализом поня­тий, а непосредственно провидческой интуицией (откровениями). Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность в анализе и ин­терпретации психологического материала, содержащегося в свято­отеческой традиции.

Другим общепсихологическим понятием, активно разрабаты­ваемым в рамках православной психологической мысли, является понятие воли. В свое время преподобный Серафим Саровский, опи­раясь на святоотеческий опыт, утверждал наличие в человеке трех видов воли: 1) «воля Божия всесовершенная и спасительная»; 2) «воля собственно человеческая, если не пагубная, то и не спасительная», 3) «воля бесовская - пагубная».

Святоотеческая психологическая традиция смещает акцент со второго вида воли на первый, указывая путь «совершенствования в добре». И это придает ей практическую значимость в аспекте изуче­ния личностного и духовного развития человека. Психологическая наука своей методологией, концептуальным аппаратом и методами измерения пока не может проникнуть в мир переживания духовно-религиозной реальности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психология человека в современном мире том 6 iconПсихология человека в современном мире том 3 Психология развития и акмеология
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Психология человека в современном мире том 6 iconПсихология человека в современном мире том 5 Личность и
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Психология человека в современном мире том 6 iconПсихология человека в современном мире том 4 Субъектный подход в
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Психология человека в современном мире том 6 iconПсихология человека в современном мире том 2 Проблема сознания в
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Психология человека в современном мире том 6 iconПсихология человека в современном мире том 1 Комплексный и системный подходы в
Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009...

Психология человека в современном мире том 6 iconОбразование в современном мире
Художественное образование в современном мире: сборник научных статей. Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2010. – 144 с

Психология человека в современном мире том 6 iconКазимеж Обуховский Психология влечений человека «Психология влечений...
Монография польского психолога профессора Познаньского университета К. Обуховского посвящена анализу некоторых аспектов мотиваций...

Психология человека в современном мире том 6 iconС углубленным изучением отдельных предметов
...

Психология человека в современном мире том 6 iconПрограмма всероссийской молодежной научно-практической конференции...
Актуальные вопросы межкультурной коммуникации в современном информационном пространстве

Психология человека в современном мире том 6 iconВыготский Л. С. В 92 Психология развития человека
В 92 Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с, ил. — (Библиотека всемирной психологии)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница