Скачать 209.24 Kb.
|
Частное образовательное учреждение Высшего профессионального образованиЯ «Восточно-Европейский Институт Психоанализа» Утверждено Ученым советом ВЕИП «4» октября 2010 г. Протокол №3 Председатель Ректор ЧОУВПО «ВЕИП», профессор ______________________ Решетников М.М. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Специальность 030301 - Психология Автор УМК, преподаватель кафедры «Общей, возрастной и дифференциальной психологии» - Сытько Марина Владимировна Санкт – Петербург 2011 СОДЕРЖАНИЕ:СОДЕРЖАНИЕ: 2 ^ 1.1 Цели и задачи курса 3 1.2 Содержание дисциплины 5 1.2.1 Общая трудоемкость дисциплины 5 1.2.2 Содержание тем и разделов 6 1.2.3 По времени проведения курса 7 1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 7 1.3.1. Список литературы: 7 1.3.2. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля 8 2. Методические указания преподавателю 9 3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы 9 3.1 Перечень домашних заданий по курсу «Методика написания курсовой работы» 10 3.2 Вопросы к зачёту по «Методике написания курсовой работы»: 11 4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля 12 4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: 12 4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний 12 4.3. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 12 5.Глоссарий 13 Дисциплина «Методика написания курсовой работы» преподается студентам психологических факультетов высших учебных заведений на начальных курсах обучения. В предлагаемом курсе рассматриваются основные подходы к построению и написанию научных текстов, планированию и проведению эмпирического исследования в области психологии. Основная цель преподавания дисциплины «Методика написания курсовой работы» состоит в том, чтобы дать возможность студентам составить общее представление об особенностях научного подхода в области психологии, о специфики работы с литературными источниками, особенностях проведения эмпирических исследований и представлении их результатов. Задачами курса «Методика написания курсовой работы» являются:
В результате изучения курса «Методика написания курсовой работы» студенты должны:
Занятия по дисциплине «Методика написания курсовой работы» проводятся в форме лекций, а также в форме самостоятельной работы студентов предполагающей выполнение ряда домашних заданий. Промежуточный контроль знаний осуществляется посредством проведения контрольных работ по дисциплине, и в форме контрольного тестирования. Лекционный материал способствует формированию представлений о проблематике дисциплины. Каждая лекция представляет собой самостоятельную единицу учебного процесса и одновременной является частью курса. Самостоятельные занятия представляют собой выполнение домашнего задания студентами, в рамках которого от учащихся требуются навыки поиска информации, работы с научными текстами, сбора и анализа данных. ^
^ РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ Тема 1. Основные понятия курса. Основные элементы науки. Процесс развития науки. Представление о научной методологии. Научная теория и практика. Законы. Понятия. Суждения. Тема 2. Основные формы научных работ. Отличие реферата от курсовой работы. ^ Тема 3. Основные требования к содержанию научных работ. Введение и его элементы, основная часть работы, выводы, заключение, список литературы, приложение. Основные элементы научной работы: объект, предмет, гипотеза, цель, задачи и пр. ^ Тема 4. Общая схема и основные этапы научного исследования: подготовительный этап, исследовательский этап, обработка данных исследования, интерпретация данных и формулировка выводов. ^ Тема 5. Теоретический анализ – как основной метод научного исследования. Основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, моделирование и пр. Изучение литературы по проблемному вопросу. Логика построения литературного обзора. Оформление цитат и ссылок. Тема 6. Написание научного текста. Стилистика: используемые в научной работе предложения и фразы. Стратегии изложения теоретического материала. Тема 7. Понятия об оригинальности текста и плагиате. Этика цитирования в научных работах. Составление списка литературных источников и его оформление. ^ Тема 8. Основы эмпирического исследования. Содержание эмпирической части научных работ. Основные методы исследования в психологии. Формы представления результатов (графические, составление презентаций и пр.). Тема 9. Подготовка к защите научной работы. Составление доклада. ^ Учебная дисциплина «Методика написания курсовой работы» изучается на 1-м курсе, в 1-м семестре. 1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины^а) основная литература по курсу «Методика написания курсовой работы»:
б) дополнительная литература по курсу «Методика написания курсовой работы»:
Необходимо оснащение кабинета мультимедийной установкой для просмотра слайдов лекций по курсу. ^ Современное прочтение курса «Методика написания курсовой работы» предполагает вовлечение студентов в активный процесс освоения дисциплины. Для этого рекомендуется предлагать студентам домашние задания для самостоятельного выполнения после каждой лекции. Помимо предоставления теоретического материала предполагается проведение групповой работы, обсуждений, дискуссий по обсуждаемой теме. Контроль знаний осуществляется посредством проведения контрольных работ (в ходе прочтения курса их проводится три), а также тестирования, которое проводится на последнем занятии и имеет своей целью определить уровень знаний студента и возможность его допуска к зачёту. Зачёт проводится в устной форме, студенту предлагается ответить на два вопроса по курсу. Во время прочтения дисциплины необходимо постоянно аппелировать к знаниям полученным в ходе изучения таких предметов как: «Философия», «Логика», «Русский язык и культура речи», «Общая психология». Важно учитывать, что поскольку дисциплина читается на первом курсе обучения стоит внимательно отнестись к научной терминологии употребляемой в процессе обучения, более подробно останавливаться на базовых вопросах психологии, опираться на известные студентам примеры. ^ В процессе изучения курса «Методика написания курсовой работы» следует учитывать прикладную направленность дисциплины. Знания, получаемые в ходе обучения, дают возможность сформироваться навыкам работы с научными текстами и их написания, планирования и проведения эмпирического исследования, анализа результатов полученных в ходе его проведения. Все полученные знания и умения будут необходимы студенты в течении всего обучения в ВУЗе, в особенности при написании курсовых и выпускной дипломной работы. Помимо лекционных занятий курс предусматривает выполнение самостоятельных домашних заданий, которые позволяют закрепить пройденный теоретический материал и наиболее эффективно его усвоить. Домашние задания даются после каждой лекции и соответствуют пройденной теме; выполнять их рекомендуется письменно в отдельном конспекте. Успешное выполнение всех домашних заданий является обязательным условием допуска студента к итоговому зачёту. ^ К разделу 1 (темы 1,2) - Найти и описать любую научную теорию, обозначить основной её принцип и научные законы; - Составить пять – семь названий научных психологических исследований в парадигме различных направлений психологии (психология сознания, гештальт-психология, когнитивно-бихевиоральное направление, психоанализ и т.д.) - Составить название своей будущей научной работы. ^ - прочитать и составить конспект по книге Куликова Л.В. «Психологическое исследование» (главы 1,2) - выделить объект и предмет научных работ по следующим темам:
- выделить объект и предмет в собственной научной работе; - определить цель и задачи научных работ по следующим темам:
- определить цель и задачи в собственной научной работе; ^ - найти 7 – 10 источников литературы по собственной теме научного исследования; - написать параграф «Актуальность и новизна исследования» к собственной научной работе; - перефразировать фрагмент текста, избегая плагиата (образцы текстов представлены в приложении). ^ - прочитать и составить конспект по книге Куликова Л.В. «Психологическое исследование» (глава 3) - найти несколько психодиагностических методик по теме собственного исследования; провести тестирование (в парах); описать результаты; - составить план доклада по теме своей научной работы. ^
^ 4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:За время обучения студенты должны:
^ Формы промежуточного контроля знаний - контрольные работы, промежуточный тест. Формы итогового контроля знаний – зачет (устный). ^ Промежуточная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы (теста, см. образец контрольного теста в разделе 3.4). Итоговая аттестация (зачёт) проводится в виде устных ответов на вопросы (перечень вопросов см. в разделе 3.1).
Абстрагирование - это мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. Абстрагирование является одной из логических операций теоретического анализа. Анализ - операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части с последующим выделением его структурных элементов, существенных связей и отношений. Анализ является одной из логических операций теоретического анализа. Гипотеза исследования – это логически обоснованное предположение о характере связей и отношений изучаемых явлений и процессов. Дипломная работа – выпускная квалификационная работа, в которой представлена реферативная часть, описание программы исследования, а также результаты и интерпретация результатов исследования. Задачи исследования – это конкретные направления изучения отдельных аспектов исследуемой проблемы. Исследование научное - процесс выработки новых знаний, один из основных видов познавательной деятельности человека. Конкретизация – переход от абстрактных понятий и определений к конкретным процессам, явлениями и предметам, наполнение схематизированной когнитивной картины какого - либо предмета частными признаками, за счет чего оказывается возможным движение от одной схемы к другой, более оптимальной для решения конкретных задач. Конкретизация является одной из логических операций теоретического анализа. Курсовая работа - работа направленная на разработку конкретной темы с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы. Методология – учение о методе познания и совокупность методов, применяемых в науке; это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Моделирование - исследование объектов познания на их идеальных моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. Моделирование является одной из логических операций теоретического анализа. Наука - это особый вид человеческой познавательной деятельности, который направлен на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире; представляет собой особую форму общественного сознания, социальную деятельность и социальный институт в неразрывном единстве; а также является средством и методом познания и преобразования объективной реальности. Научные законы - изложение объёма научных знаний в наиболее лаконичной форме, выражают объективные, существенные, устойчивые и повторяющиеся (то есть не случайные) связи между явлениями и процессами. Научные понятия – форма выражения знаний, в которой фиксируются общие, существенные свойства объектов, явлений, процессов реальной действительности, а также их важнейшие связи и отношения. Содержание понятия раскрывается в его определении. Научные принципы – определённая совокупность фактов Научные суждения – широкая, всеобщая и универсальная форма мышления. В форме суждений выражаются абсолютно все знания людей об окружающей действительности и о самих себе. Научные теории – систематизация научных данных о фактах, явлениях и процессах (напр., теория эмоций Симонова, теория оператного научения Скиннера и т.п.) Научные факты – основной материал для научных выводов, обобщений, законов. Нау́чный стиль - функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Обобщение - логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема, но меньшего содержания. Обобщение представляет собой объединение сходных свойств и отношений, присущих многим явлениям и процессам, с соответствующими заключениями, которые выражаются в понятиях, суждениях, категориях и законах. Обобщение является одной из логических операций теоретического анализа. Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Это нечто целое, являющееся фрагментом мира самого по себе, то есть существующее независимо от исследователя. Объектом может выступать: индивид, группа, общность людей, животное, сообщество животных. Плагиат - умышленное полное или частичное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства или изобретения. Практика - целесообразная и целенаправленная деятельность. Практика - это деятельность, которую субъект осуществляет для достижения определённой, заранее поставленной цели. Предмет исследования - это свойства, стороны, отношения реальных объектов, которые рассматриваются в исследовании. Предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки, и безотносительно объекта. Предмет исследования носит субъективный характер, и определяется самим исследователем. Прикладное исследование – такое исследование, целью которого является применить полученные данные для практическое работы в области психологии; например: апробация эффективности тренинговой работы или нового способа обучения. Реферативная работа (реферат) - это краткое изложение в письменном виде результатов изучения научной проблемы или определенной темы. Синтез - процесс (как правило — целенаправленный) соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в нечто качественно новое, целое или представляющее набор. Синтез является одной из логических операций теоретического анализа. Сравнение - процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) нескольких объектов. Это познавательская операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнение является одной из логических операций теоретического анализа. Теоретический анализ – творческий процесс глубокого, всестороннего осмысления исследуемого явления, всех его связей и отношений. Теоретическое исследование – это исследование, проводимое на основании уже имеющихся теоретических фактов, концепций, теорий. Теория – постоянно развивающаяся система обобщённых и взаимосвязанных, научно достоверных знаний о состоянии и генезисе определённой предметной области объективно действительности. Цель исследования - это конечный результат научной деятельности; он может быть теоретико – познавательным или практическим (прикладным). Эмпирическое исследование – это исследование, данные для которого получены опытным путём (например, проведение анкетирования или методики на выявление какой-либо особенности). |
![]() | Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы 12 | ![]() | Перечень кинофильмов, раскрывающих психологию зависимости от алкоголя и наркотиков 10 |
![]() | Автор учебно-методического комплекса Первый проректор, к псх наук Муханова Надежда Александровна | ![]() | Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т п |
![]() | Составитель: Буентуев Э. Г., старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин | ![]() | Предмет и задачи возрастной психологии. Специфика методов исследования, применяемых в возрастной психологии |
![]() | Составитель: Милованова М. М., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Васильева О. Н. ст преподаватель... | ![]() | Составитель: Милованова М. М., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Васильева О. Н. ст преподаватель... |
![]() | Составитель: Милованова М. М., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Васильева О. Н. ст преподаватель... | ![]() | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |