Скачать 1.41 Mb.
|
Частное образовательное учреждение Высшего профессионального образованиЯ «Восточно-Европейский Институт Психоанализа» Утверждаю Первый проректор к.псх.н. Муханова Н.А. _______________________ «______»___________2012 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РИТОРИКА Направление подготовки 030300 - Психология Квалификация выпускника: бакалавр психологии Составитель – Соколова Т.М., канд. филол. наук, доцент Санкт – Петербург 2012 1. Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины - дать представление о месте, роли и значении риторики как важнейшего обучающего средства для обеспечения культуры речевого общения и как фактора речевого воздействия в процессе эффективной коммуникации. Знание основ риторики и владение её приёмами необходимо как в практической деятельности психолога-психоаналитика, так и в широком общекультурном отношении – чтобы сформировать не только понимание основных принципов современной теории о речевом воздействии, но и методическую базу для практического овладения богатством средств русского языка с целью повышения речевой компетенции как незаменимого инструмента организации человеческой деятельности. Задачи:
^ Курс «Риторика» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП (Б.1). Программа курса служит, с одной стороны, целям оптимизации общепрофессиональной подготовки психолога и ориентирована на расширение и уточнение его знаний в области речевой деятельности, которая помогает обнаруживать и дифференцировать психологические свойства личности, а с другой – способствует не только приобретению навыков культуры общения, но и повышению коммуникативного потенциала учащихся в целом, что увеличивает шансы выпускников в вопросах самореализации как на профессиональном поприще, так и шире – во взаимодействии с окружающими. Поэтому теоретические и практические аспекты данной дисциплины могут рассматриваться и как своего рода подспорье, источник фоновых и сопутствующих знаний, при освоении дисциплин части (Б.3), таких, например, как «Общая психология», «Психология личности», «Психодиагностика», «Педагогическая психология», «Основы консультативной психологии», «Основы патопсихологии», «Социальная психология» и др., а также дисциплин части (Б.1) «Педагогика», «Иностранный язык», «Профессиональная этика». В свою очередь входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения курса «Риторика», формируются в практике школьного образования, а также в процессе изучения вузовских дисциплин цикла (Б.1) «Логика», «Культурология», «Философия». ^ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК- 5, ОК-6, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-!2, ОК-13, ОК-14, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-23 (наименования даны в соответствии с ФГОС ВПО). В результате изучения дисциплины «Риторика» студент должен: ЗНАТЬ:
УМЕТЬ:
ВЛАДЕТЬ:
навыками корректного использования формул речевого этикета для устной и письменной коммуникации в сфере официально-деловых контактов. ^ А) Очное отделение
^
вопросы риторики ^ Исторические корни дисциплины «Риторика». Понятие риторики. Предмет риторики.. Истоки европейской риторической традиции. Вклад философов и ораторов Древней Греции и Древнего Рима в формирование и развитие риторики как науки и искусства. Различные определения риторики (Платон, Аристотель, первые русские риторы 17-18 веков, М.В.Ломоносов, А.С.Никольский, А.Ф. Кони, Ю.М. Лотман, другие современные специалисты) и подходы к пониманию данного предмета (учение об эффективной публичной речи, учение о мысли и речи, учение о совершенной речи, учение о речевых коммуникациях, риторика как искусство, как средство воспитания и формирования личности, неориторика). Необходимость и значимость учебной дисциплины «Риторика» для успешной самореализации личности в различных ситуациях речевого взаимодействия и для достижения жизненных целей. Основные условия и принципы эффективной речевой коммуникации (потребность в общении, коммуникативная заинтересованность, настроенность на аудиторию, атмосфера доверия и открытости, принципы вежливости, кооперации, равной безопасности и т.п.) Основные понятия и термины риторики: оратория, диалогика, ораторское искусство/красноречие/риторика, речевое воздействие и его способы, межличностное общение и его виды, коммуникативная позиция и коммуникативная грамотность, публичное выступление, ритор и его аудитория, вербальные и невербальные средства коммуникации, речевая агрессия, техника речи и т.п. Соотношение риторики со смежными дисциплинами - филологией, лингвистикой текста, культурой речи, стилистикой, логикой, этикой и эстетикой, педагогикой, прагматикой, теорией коммуникации. ^ Предмет общей риторики. Законы и правила создания речевого произведения: виды речевой деятельности, структура речевого акта; адресант-адресат речи (говорящий/пишущий–слушающий/читающий); оратор - характер речи - аудитория. Типы аудитории. Требования к оратору. Этос, пафос, логос как этапы подготовки публичной речи. Классический риторический канон: изобретение речи (или инвенция), расположение (или диспозиция, то есть композиционное построение), словесное выражение (или элокуция), запоминание и исполнение речи. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Роды и виды ораторской речи. Основные роды: академическое, социально-политическое, судебное, богословско-церковное, социально-бытовое красноречие и их частные функциональные варианты (виды), реализуемые в конкретных условиях речевой коммуникации. А также парламентское, дипломатическое, лекционно-пропагандистское, полемическое красноречие и др. разновидности риторической деятельности. Законы логики в ораторской речи. Основные законы логики, обеспечивающие стройность, определённость, обоснованность и непротиворечивость речевого развёртывания мыслительного содержания: закон тождества, закон противоречия, закон исключения третьего. Приёмы и способы доказательства: тезис, контртезис, доводы (аргументы), логическая связь между тезисом и доводами. Типичные случаи алогизма и риторических неудач: потеря тезиса, подмена тезиса. Методы изложения содержания речи. Создание текста речи (устной или письменной) на основе использования некоторых конструктивных приёмов изложения, или методов. К их числу относятся: индуктивный, дедуктивный, исторический, концентрический, ступенчатый методы, также метод аналогии. Типы аргументации. Виды аргументов. Оптимальное количество аргументов в споре. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации (эмоциональность, доступность, лаконизм, парадоксальность, ссылка на авторитеты, опережение возражений, опора на факты, наглядность, юмор). Виды публичных споров, культура ведения спора. Публичный спор как тип убеждающей речи в условиях состязательности. К спорам такого рода относятся: дискуссия, диспут, дебаты, полемика. Разновидности споров по мотивам и целям, по характеру проблемы, по количеству участников, по наличию/отсутствию слушателей и форме проведения (устная/письменная). Тактика корректного ведения спора. Неориторика: основные законы, принципы и правила классической риторики с точки зрения современной теории речевой деятельности в условиях массовой коммуникации. ^ Процессы речеобразования: респирация, фонация, артикуляция. Дикция и приёмы её коррекции Голос как элемент имиджа оратора. Высота и сила (громкость) звука, тембр. Способы тренировки голосового аппарата и дыхания. Интонация и мелодика речи. Типы интонаций. Темп речи и паузы. Речевая «гимнастика». ^ 5.1.2.1. Тема 1. Язык и речь; типы и формы речи Общее и различное в связанных, но нетождественных понятиях языка (как общего фонда лингвистических единиц и правил их организации) и речи (как продукта речевой деятельности, требующего осознанного выбора средств из имеющегося общего фонда для выражения конкретного смысла). Единицы языка и единицы речи. Говорение и слушание, письмо и чтение как виды речевой деятельности. Книжный и разговорный типы «языка-речи». Преимущественная закреплённость книжных типов за письменной формой и разговорного типа за устной формой речи. Форма и тип речи; их влияние на особенности строя языка в устных и письменных текстах. Речевое общение, его структура и его основные единицы. Жанры речевого взаимодействия: монолог, диалог и полилог. ^ Понятие «культура речи» и основные компоненты этого понятия. Общая характеристика нормативного, коммуникативного и этического компонентов понятия «культура речи». Речевой этикет, средства его выражения в русском языке и особенности его реализации в разных ситуациях общения. Понятие «социальные роли» и речевые способы их исполнения. Литературный язык и его основные характеристики в системе национального русского языка. Литературный язык как высшая, образцовая форма развития национального языка. Понятие «носитель литературного языка». Сферы обязательной реализации литературного языка. Наличие двух форм существования литературного языка – устной и письменной (в отличие от нелитературных составляющих, где имеется только устная форма). Система норм, система стилей и богатство выразительных средств как главные признаки литературного языка. Понятие «языковая норма» и типы норм в языке. Основная функция литературной нормы – обеспечение стабильности национального языка. Пять признаков литературной нормы. Вариантность и вариативность норм в языке. Изменение норм как естественный процесс развития языка. Явление «колебание» нормы, его причины и наличие случаев «колебания нормы» в современной литературной речи. Особенности функционирования литературных норм в устной и письменной формах русского языка. Источники информирования носителей языка о состоянии литературных норм. Кодификация литературных норм. ^ Произносительные нормы современного русского языка. Два вида произносительных норм – орфоэпические и акцентологические. Нормы произношения в области ударных и безударных гласных звуков. Закон редукции безударных гласных и случаи отступления от него. Нормы произношения согласных звуков в разных позициях, в том числе на месте буквосочетаний ЧН, ЧТ, СЧ, ТЧ, ЗДН, ЗЖ, ЖЖ и других, а также перед буквой Е (выбор мягкого или твёрдого вариантов в заимствованных словах). Проблема смешения Е и Ё, породившая новый тип произносительных ошибок. Акцентология как раздел нормативной фонетики, регулирующий нормы словесного ударения. Особенности русского ударения и их влияние на соблюдение акцентологических правил. Сосуществование двух противонаправленных тенденций – к неподвижности и подвижности ударения в формах слова - объективная причина акцентологических трудностей. Нормативное произношение заимствованных слов. Явление «колебания нормы» в сфере современной произносительной нормы. Лексические нормы современного русского языка. Понятие «лексические нормы» и основные случаи их нарушения. Понятие «лексическое значение слова»; типы лексических значений. Группировки слов (синонимы, антонимы, паронимы, омонимы), так или иначе базирующиеся на соотношении значения слова и его буквенного состава. Учет сочетаемости слов как важный фактор соблюдения лексических норм. Устранение случаев плеоназма и тавтологии. Роль и место заимствованной лексики в русской речи с позиций речевой культуры. Типы заимствованной лексики (иноязычные слова и кальки; варваризмы, экзотизмы) и причины лексических заимствований. Грамматические нормы современного русского языка. Два вида грамматических норм - морфологические и синтаксические. Основные трудности морфологического характера: правила определения грамматического рода несклоняемых существительных; образование формы множественного числа некоторых существительных, склонение некоторых существительных («носок», «рельс», «туфля», «кухня», «блюдце» и др.); склонение количественных и порядковых числительных, ограничения в употреблении собирательных числительных, а также слов «оба/обе»; склонение числительных «полтора/полторы» и «полтораста». Основные трудности синтаксического характера: нормы и правила формального и смыслового согласования сказуемого с подлежащим (условия для координации); особые случаи согласования приложений с определяемым словом и сказуемым; трудные случаи глагольного и предложного управления; правила употребления в речи деепричастных оборотов; правила трансформации прямой речи в косвенную речь. Орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка. Орфография и пунктуация как разделы языкознания, регулирующие в литературном языке нормы правописания слов, словосочетаний и предложений. Корректировочная работа, направленная на поддержание навыков правописания, как необходимость. Особые трудности орфографического характера касаются следующих тем – точное в буквенном отношении написание активно используемых заимствований (терминов, слов из общественно-политического лексикона и социально-экономической сферы), а также исконных слов с –Н- и -НН-; слитное и раздельное написание НЕ и НИ со словами разной грамматической принадлежности; слитное, дефисное и раздельное написание наречий и сложных слов. Коррекция норм пунктуации касается случаев обособления /не обособления оборотов речи (определительных, в том числе причастных, и деепричастных), правильного оформления однородных членов предложения, выделения запятыми обращений и вводных конструкций, мотивированного использования запятых, двоеточий, тире при отделении простых предложений в составе сложных, разнообразного оформления цитат. ^ Общая характеристика функциональных стилей современного русского языка. Что такое «стиль» применительно к языку и речи. Функциональные стили как разновидности литературного языка, предназначенные для реализации в той или иной определённой сфере деятельности при общении. Преимущественная закреплённость речевых средств (слов, фразеологизмов, грамматических единиц) за каждым из стилей. Общая характеристика книжно-письменных (официально-делового, научного, публицистического) и устно-разговорного функциональных стилей. Стилистические нормы современного русского языка и основные требования, предъявляемые к стилистическому оформлению текстов разной стилевой и жанровой принадлежности. Взаимодействие стилей и взаимопроникновение отдельных иностилевых черт в публицистические, научно-популярные, художественные и разговорные тексты. Художественный стиль (ХС) и его место в стилистической системе русского языка. Своеобразие ХС, его предназначение и варианты реализации. Средства художественной выразительности (риторические фигуры и тропы). Публицистический стиль (ПС). Сфера функционирования и предназначения ПС. Виды публичного общения и его специфика. Типы монологов и диалогов в СМИ. Разновидности ПС (официально-информационный, информационно-аналитический, газетно-научный, рекламный, репортажный и другие подстили). Тематика и жанры публицистики. Лингвистические характеристики ПС, особенности его реализации в устной и письменной форме. Наличие специфических иностилевых черт в текстах отдельных жанров. Мастерство публичного выступления. Разговорный стиль (РС) и типичные ситуации его использования. Сферы функционирования и предназначения РС. Неформальное неофициальное общения как образец типичной ситуации для реализации РС. Влияние внеязыковых факторов на порождение устно-разговорной речи и на лексико-грамматический строй разговорного высказывания. Жанры устных и письменных разговорных текстов. Лингвистические характеристики разговорного текста и место невербально-ситуативного компонента в речевом акте. Соотношение общелитературных (кодифицированных) норм языка и разговорных норм в рамках литературного языка. Разговорная речь как источник динамических процессов в языке. Научный стиль (НС) и типы научных текстов. Сфера функционирования и предназначения НС. Виды научного общения и его специфика. Типы научного монолога и диалогов. Разновидности НС (собственно научный, учебно-научный, технический, гуманитарный, научно-популярный подстили). Типы (первичные/вторичные) и жанры научных текстов, их композиционно-смысловая специфика. Лингвистические характеристики НС, особенности устной и письменной реализации НС. ^ Официально-деловой стиль (ОДС) и язык документов. Сфера функционирования и предназначения официально-делового стиля (ОДС). Виды делового общения и его специфика. Разновидности ОДС (дипломатический, законодательный, административно-канцелярский и другие подстили). Жанры официально-деловых текстов. Лингвистические характеристики ОДС, особенности устной и письменной реализации ОДС. Речевой этикет в деловом общении. Деловое письмо и правила его оформления. Стилистические требования, предъявляемые к языку официально-деловых текстов разной жанровой принадлежности. Деловое общение и его виды. Основы делового общения с учетом психологических характеристик партнёров. Презентация, беседа, переговоры, телефонное и e-mail общение с деловым партнёром. Национальная специфика деловой коммуникации. Подготовка публичного выступления в разных жанрах. Информационное выступление, его виды и общие правила подготовки. Протокольно-этикетные выступления, их виды, особенности и требования к содержанию, композиции и исполнению. Правила построения рассказов о событии и о себе. Оценка эффективности публичного выступления. Учёт разных факторов, влияющих на эффективность публичной речи, в том числе: факторов внешности, голоса, содержания речи, её языкового оформления, композиции, объёма речи и её адресата. ^
^ Учебная дисциплина не предполагает проведение лабораторных практикумов.
^
^ Для полноценного изучения и усвоения курса риторики учащимся в обязательном порядке предлагается выполнить на отметку во внеаудиторное время (в качестве домашних письменных работ) следующие три самостоятельные работы: С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н А Я Р А Б О Т А № 1 по дисциплине «Риторика» |
![]() | Контрольный экземпляр находится на кафедре лингвистики и межкультурной коммуникации | ![]() | Конституционное (государственное) право России. Учебно–методический комплекс/ Сост.: Гущин В. З. М., Мэпи. 2004. – с |
![]() | Учебно-методический комплекс предназначен для педагогов, работающих со старшими дошкольниками | ![]() | Правовая информатика и информационные системы в юриспруденции: Учебно-методический комплекс/Сост.: Атаманюк В. М. – М.: Мэпи, 2004.... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Учебно-методический комплекс предназначен для студентов обучающихся по творческим специальностям. Материалы составлены на основе... |
![]() | Учебно-методический комплекс дисциплины преподавателя разработан : преподавателем Бассалыго О. В | ![]() | Учебно-методический комплекс скорректирован в соответствии с учебным планом филиала рггу в г. Великий Новгород |
![]() | Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю. М., заведующим кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин,... | ![]() | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |