Семья из 4-х человек: родители, дочь (14 лет), сын 8 лет. Главенствует в семье мать. Родители педагоги. Сын отрицательно относится к любому делу, которое




НазваниеСемья из 4-х человек: родители, дочь (14 лет), сын 8 лет. Главенствует в семье мать. Родители педагоги. Сын отрицательно относится к любому делу, которое
страница1/13
Дата публикации18.06.2013
Размер1.62 Mb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
СИТУАЦИЯ № 1

"Сапожники без сапог"
Семья из 4-х человек: родители, дочь (14 лет), сын - 8 лет. Главенствует в семье мать. Родители педагоги. Сын отрицательно относится к любому делу, которое предлагается ему родителями. Все, что говорит мать или сестра воспринимается им в "штыки". Когда сын перечит матери, она начинает кричать на отца: "Ты что сына не воспитываешь?! Я бьюсь, бьюсь, а тебе и дела нет!" Рассерженный отец начинает шлепать сына. Мать кидается его защищать. После таких событий сын замыкается в себе и становится агрессивным по отношению к родителям и сестре.

Мать обратилась за помощью к психологу. Проблему она сформулировала так: "Сын замыкается в себе, агрессивен, все отрицает, сопротивляется обучению, не слушается учителей. Авторитетом для него является только учитель физкультуры (мужчина). Ненавидит сестру, одноклассниц. Грубит бабушке, бьет во дворе девочек".


  • Оцените конфликтную ситуацию. Определите причины агрессивного поведения мальчика. Дайте рекомендации родителям по коррекции поведения мальчика и его психики.



^ СИТУАЦИЯ № 2

"Лгунья"
Сельская школа. 11-й "Б" - дружный класс. Два года назад в него пришла новенькая девочка Светлана. Красивая, опрятная, интеллигентная, веселая, общительная, умная. Мама, кандидат педагогических наук, после развода с мужем, по неизвестным причинам уехала в поселок и увезла с собой дочь. Ей предложили место завуча в школе, но она отказалась, устроилась в акционерное общество поселка менеджером по персоналу.

В Светлану влюбились, чуть ли не все мальчишки старших классов. Предпочтений она не отдавала никому и не демонстрировала своего превосходства перед деревенскими одноклассницами. Все секреты она доверяла только одному человеку - своей маме.

Однажды, уже учась в 11-ом классе, Светлана пришла домой и с восторгом сообщила маме буквально следующее: "Наши мальчишки - сущие черти, носятся по классу и бесятся как невменяемые. Сережку вниз головой под парту поставили…". При этом в ее голосе звучали какие-то новые нежные нотки.

На следующий день в классе состоялось плановое родительское собрание. В конце собрания мама Светы, став в боевую позицию, заявила учителю: "Что это у Вас, Любовь Дмитриевна, в классе творится! Дочь мне вчера рассказала, что мальчишки мучили Сергея, ставили ему парту на голову и по ней еще топтались. Берите как-нибудь процесс воспитания в свои руки!"

Молодой учитель (работает второй год в школе) предложила родителям тоже поучаствовать в воспитательном процессе и провести дома беседы с детьми.

Родители, ссылаясь на информацию мамы Светланы, провели с подростками воспитательные мероприятия, кто как мог.

На следующий день по инициативе девочек класс встретил Свету молчанием. Семь дней они с ней не разговаривали, только обзывали лгуньей. Через неделю девочка вскрыла вены. Девочку спасли. В школе начались всевозможные формальные мероприятия по предупреждению случаев суицида. Лишь учитель физики (достаточно умудренный опытом) пришел в 11-й класс и поговорил с классом, после чего отношения между классом и Светланой восстановились. Одноклассники принесли извинения Светлане и искренне пообещали учителю, что впредь будут думать о последствиях своих действий.


  • Детально проанализируйте конфликтную ситуацию.

  • Определите инициаторов конфликта, обстоятельства. Кто и в чем был виноват, кто и в чем допустил ошибку? Оцените мотивы и действия всех участников конфликта. Кто и на каком этапе мог бы предупредить развитие конфликта? Что, по Вашему мнению, говорил мудрый педагог классу? Ваши действия на месте классного руководителя до инцидента и после, если бы его не удалось предотвратить.


^ СИТУАЦИЯ № 3

"Глупые шалости"
Восьмой "А" считался в школе самым "трудным" и недисциплинированным. Не проходило и дня, чтобы тот или иной учитель не жаловался на ребят.

Урок истории проводила молодая, энергичная, знающая свой предмет учительница. Начало урока было хорошим, но потом ребята зашевелились, захихикали. Учительница сразу поняла, в чем дело. Оказалось, что кто-то из учащихся вымазал мелом край стола, и эта полоса отпечаталась на платье учителя. Что же предпринял педагог?
* Оцените ситуацию. Предложите варианты поведения учителя.

^ СИТУАЦИЯ № 4

"Бомба в футляре"
К Вам как к опытному педагогу (психологу) обратилась девочка - подросток и рассказала следующее: "Меня звать Вера. Мне 14 лет. До недавнего времени я училась в селе. Учеба давалась легко, всегда были только хорошие оценки. Вела довольно активную общественную и культурно - массовую работу.

Когда же пришлось переехать жить в город и поменять школу, у меня и начались какие-то проблемы. Я приобрела новых друзей, подруг. Я стала пассивна, не хочу никаких общественных поручений. Появились затруднения и в учебе, стало казаться, что все предметы стали сложнее пониматься и запоминаться. Пропало и желание отвечать на уроках перед всем классом, хотя к занятиям всегда была готова; исчезло желание выступать со сцены школы (раньше я активно работала в театральном кружке). Я хочу ответить на уроке, хочу спеть на сцене школы, но меня как будто что-то привязывает к парте, стулу.

Ко всем бедам еще моя фигура. Меня стали называть "секс - бомбой". Мне стыдно ходить в школу. Все девочки худенькие и стройные, а у меня формы, как у зрелой женщины. Я затягиваюсь в корсеты и пытаюсь носить балахонистую одежду. А это еще больше веселит моих одноклассников. Они тогда называют меня "бомбой в футляре".

Что мне делать с собой? Как мне дальше жить? Мне кажется, что все на меня смотрят как на проститутку".


  • Оцените ситуацию. Подумайте, чем Вы можете помочь девочке? О чем будете с ней говорить? Какие меры целесообразно принять, чтобы квалифицированно провести психолого-педагогическую работу с девочкой.



^ СИТУАЦИЯ № 5

"Шутник"
Молодая учительница пришла в 6-й класс. Сразу же она выделила Вову А., который отличался подвижностью, неуравновешенностью, обладал, казалось, неиссякаемой энергией, на уроке вертелся, разговаривал с соседями, но отвечал всегда правильно, хотя предельно кратко, умело вплетая шутки, которые органично вплетались в ответ. Класс смеялся при его ответах. Эти шутки не были оскорбительными. Они касались то самого отвечающего, то способа решения задач, то литературного героя или литературного персонажа. В них было что-то меткое, отражавшее критичность ума мальчика. Класс всегда ждал, когда Володю вызовут отвечать. Учительница хотела добиться идеальной дисциплины, ей это не удавалось в шестом классе, поэтому свое негодование обрушила на Вову. Она не могла принять и допустить такого поведения мальчика. Дело дошло до вызова родителей в школу, мальчик начал пропускать уроки этой учительницы, а потом все подряд. К концу года стал троечником, если оценивать по меркам прежней пятибалльной системы.
* Оцените ситуацию. Дайте совет педагогу.

^ СИТУАЦИЯ № 6

"Перегнула палку"
Ученик 10-го класса занимался с большим нежеланием на уроках истории и обществоведения. Учительница не смогла найти контакта с учеником, часто жестко делала ему замечания по поводу его отношения к занятиям. Ученик в ответ на это намеренно нарушал дисциплину. Однажды он так вел себя на уроке, что учительница попросила его выйти из класса. Ученик отказался выполнить просьбу учительницы. Тогда она подошла к его столу, взяла портфель и выбросила в коридор. Ученик подошел к столу учительницы, взял ее сумку и бросил вдоль класса.…Представьте, что в этот момент учительница поняла, что "перегнула палку".


  • Оцените ситуацию, действия ученика и учителя. Как выйти достойно педагогу из конфликта?


^ СИТУАЦИЯ № 9

"Хулиган"
Прозвенел звонок. Вхожу в класс. Тишина. Объявляю тему урока. Поворачиваюсь к доске, чтобы записать формулу. Вдруг тишину нарушает дружный хохот. Поворачиваюсь: все сидят на своих местах. Тишина. Выжидаю. Снова поворачиваюсь к доске - снова хохот. Начинаю нервничать, т.к. думаю, что причина во мне. Внимательно осматриваю себя. Ничего не нахожу. Внимательно присматриваюсь к учащимся и вижу косые взгляды в сторону Иванова. На шее у него висит большой крест, под партой стоит горящая свеча, он, наклоняясь к ней, крестится. Он был трудным учеником, в любой момент мог выйти из класса и зайти без разрешения, мог нагрубить учителю, если замечания в его адрес были жесткими и категоричными. Верующим он не был. Тем не менее, учился стабильно, в пределах 5 - 8 баллов, не выше и не ниже. Но в случае давления на него, начинал пропускать уроки и хамить учителям.


  • Как Вы поступите в сложившейся ситуации? Обоснуйте свою позицию. Предложите возможные меры в зависимости от развития ситуации.



^ СИТУАЦИЯ № 10

"Игривый Костик"
7-й класс. Ученик Костя не считается ни с кем и ни с чем. На уроки всегда опаздывает, даже на последние. От двери до парты он не идет, а ползет, летит, плывет, издавая звуки, соответствующие его настроению.

За партой он может сидеть 7-10 минут, затем ищет поле деятельности: ползет через все парты к доске, становится в угол и начинает всех "расстреливать" или хватает веник и "гарцует на коне". В школу приехала комиссия из ИУУ, и один из представителей - географ - пошел на урок, сев за парту рядом с Костей. Несколько минут Костя сидел тихо, затем влез на парту, поднял ногу и начал "расстреливать" проверяющего, издавая крики: "Бей врага!".


  • Как поступить учителю в данной ситуации? Какие меры педагогического воздействия целесообразно использовать в работе с мальчиком, если воспитывает его одна мать, которая не в состоянии справиться с воспитанием сына?



^ СИТУАЦИЯ № 11

"Гнусный отчим"
К Вам, как к психологу, обратилась за помощью ученица 10-го класса Алла (15 лет) и, сильно смущаясь, рассказала следующее:

"Я живу с мамой и отчимом. Мама с отцом развелись 6 лет назад. Не сошлись характерами. Родителей я любила. Очень привязана была к отцу. После развода он уехал на Камчатку. Там он живет и работает. Сейчас там у него своя семья. Мы с ним переписываемся, но он не приезжает. Сразу после развода мама вышла замуж. Отчим на 10 лет моложе мамы. Ей 40, а ему 30. Он четырежды женат. Мне он не понравился сразу. Когда мне исполнилось 12 лет, он начал меня домогаться, а сейчас просто прохода не дает. Два года назад я попыталась намекнуть об этом маме. Она после развода изменилась. В нем она души не чает. Хотя вся его суть в том, что он как племенной жеребец. Нигде не работает, дома ничего не делает. Хотя деньги приносит неизвестно откуда.

Мама в ответ на мою жалобу, ударила меня по лицу и сказала, чтобы я не смела врать, что я все специально выдумываю, чтобы оклеветать и выжить своего отчима, т.к. только и делаю, что скучаю по своему папочке. До этого меня никогда не били. Я не знаю, как мне поступить. Его домогательства становятся все настойчивее. Я боюсь находиться дома, когда нет мамы. А он ей все нашептывает, что я отбиваюсь от дома, что где-то болтаюсь, отлыниваю от домашних дел.

Даже когда мама дома, стоит ей выйти в другую комнату, он пытается меня лапать. Я даю ему сдачи. А он с печальным (наигранным) видом сообщает маме, что я на него кидаюсь, хамлю. Мама начинает меня ругать, и обещает задать порки. Я не знаю, как мне поступить".

  • Оцените ситуацию и возможные ее исходы.

  • Дайте совет девочке. Чем ей можно помочь, какие действия осуществить ?



^ СИТУАЦИЯ № 12

"Педагогический просчет"
Во время перемены в учительской классный руководитель Анна Федоровна беседовала с матерью ученика. Он (Андрей), ученик 8-го класса, стоял, опустив голову. Мать плакала, осознавая свою вину перед учителями за воспитание сына и свою беспомощность.

Учителя, входя в учительскую и наблюдая за ходом беседы, включились в процесс "воспитания" Андрея. Каждый старался дополнить перечень его проступков, вспоминая его "грехи".

Подросток все ниже опускал голову. Когда Анна Федоровна спросила его: "Понял к чему ты идешь? Как относятся к тебе учителя, да и мать до чего довел?! Она в слезах, а тебе хоть бы что!"

Мальчик злобно взглянул на педагога, сказал обидные слова «Все вы садисты и больные на голову» и выбежал из учительской, хлопнув дверью.
* Оцените конфликтную ситуацию. Кто и в чем допустил педагогический просчет?

* Предложите свои варианты разговора классного руководителя с Андреем и его матерью.

^ СИТУАЦИЯ № 13

"Мой брат"
К Вам, как к психологу обратилась девочка и рассказала следующее: "Меня зовут Света. У меня со старшим братом большая разница в возрасте. Мне 9, а ему 19. Я ему просто как враг. Он постоянно хочет меня обидеть ни за что. У него есть девушка, она живет у нас.

Она хороший человек и мне даже роднее, чем брат. Если, к примеру, я показываю брату подарок, который приготовила для мамы, то он обсмеет мой выбор так, что пропадает желание его вообще дарить. Иногда он и с мамой разговаривает грубо. Посоветуйте, как себя лучше вести с братом.


  • Оцените ситуацию. Подумайте, что Вы можете посоветовать девочке, как вести себя с братом? Чем Вы можете объяснить его поведение? Есть ли у нее возможность наладить с братом отношения? Если да, то каким образом?



^ СИТУАЦИЯ № 14

"Спорщик, грубиян"
Классный руководитель обратилась с жалобой к психологу на плохое поведение Андрея. Ему 11 лет. В ответ на замечание, высказанное ему педагогом по поводу его поведения, он начинает вести себя еще хуже, кривляется, передразнивает, грубит. Получив плохую оценку, долго спорит с учителем, доказывая, что оценка поставлена несправедливо. Успеваемость у него средняя. С одноклассниками Андрей постоянно конфликтует, часто дерется, всегда доказывает, что в ссоре он был прав, а не виноват.

При психологическом обследовании Андрея никаких нарушений со стороны психических процессов не обнаружено. Свои отношения с одноклассниками считает хорошими. Причину снижения успеваемости он видит в несправедливом отношении учителей.

В семье стиль воспитания авторитарный. К мальчику предъявляют жесткие требования. Отец у него вспыльчивый. И мать, и отец, оценивая успехи ребенка в учебе и других видах деятельности, часто оскорбляют его или унижают чувство его достоинства. Сравнивают Андрея с его старшим братом - отличником. В лицо Андрею говорят, что в семье не без урода. Родители в постоянной борьбе друг с другом за главенствование в семье. По этому поводу у них частые ссоры, сопровождающиеся многочасовыми доказательствами друг другу, кто, в чем прав, а кто не прав.


  • Оцените ситуацию. Предложите педагогу комплекс психолого-педагогических мер по коррекции поведения ребенка.

  • Какие рекомендации Вы можете дать родителям Андрея? Аргументируйте их.



^ СИТУАЦИЯ № 15

"Жена папы"
Антон ученик 8-го класса. Два года назад у него в семье случилось несчастье: умерла мама. Антон был очень привязан к матери, отец часто уезжал в длительные командировки и отношения с ним были довольно прохладные. Это несчастье сблизило сына с отцом (он сменил работу), и они более года прожили одни, все нормализовалось.

И вдруг все изменилось: полгода назад в их доме появилась друга женщина. Антон сразу возненавидел ее, а заодно и отца. После этого он сильно изменился: стал раздражительным, вспыльчивым, агрессивным, резко снизилась успеваемость. Порой ему казалось, что он никому не нужен, что отец стал слишком требовательным, придирается к нему по всяким пустякам. Антон говорит, что отец старается только во всем угодить "этой", а иногда мелькает мысль, что может быть он и прав, что маму не вернешь, а эта женщина не такая уж и "ведьма" и вообще с ее приходом в доме стало уютно и тепло…

Но Антон не может смириться с этим, не может простить отцу его "предательство" по отношению к маме, и, если он примет эту женщину, то тоже станет предателем?! Что делать? Продолжать борьбу или может вообще уйти из дома?!

С этими вопросами он обратился к Вам как к уважаемому им педагогу (психологу).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Семья из 4-х человек: родители, дочь (14 лет), сын 8 лет. Главенствует в семье мать. Родители педагоги. Сын отрицательно относится к любому делу, которое iconНэлла Лобанова Ставропольские дворянки и ставропольчанки
Ставрополе аптеки. Иван Осипович Аккер женился на ставропольской мещанке Ольге Михайловне (фамилию выяснить не удалось). 12 сентября...

Семья из 4-х человек: родители, дочь (14 лет), сын 8 лет. Главенствует в семье мать. Родители педагоги. Сын отрицательно относится к любому делу, которое iconВ семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются...
В семье Сверла радостное событие: сын родился. Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят — удивляются: вылитый отец!

Семья из 4-х человек: родители, дочь (14 лет), сын 8 лет. Главенствует в семье мать. Родители педагоги. Сын отрицательно относится к любому делу, которое icon-
Мать и сын в своих комнатах. Комнаты разделены чем-то бОльшим, чем просто стена. Мать стоит, прижимая к груди пустую птичью клетку....

Семья из 4-х человек: родители, дочь (14 лет), сын 8 лет. Главенствует в семье мать. Родители педагоги. Сын отрицательно относится к любому делу, которое iconСочинение на тему «Моя семья»
Предполагаемый результат деятельности: сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы...

Семья из 4-х человек: родители, дочь (14 лет), сын 8 лет. Главенствует в семье мать. Родители педагоги. Сын отрицательно относится к любому делу, которое iconФронтовик и парижанин с крещатика
Родители Н. были в дружеских отношениях с В. Лениным и А. Луначарским. Они много лет прожили за границей. Н жил с родителями несколько...

Семья из 4-х человек: родители, дочь (14 лет), сын 8 лет. Главенствует в семье мать. Родители педагоги. Сын отрицательно относится к любому делу, которое iconКонкурс творческих работ «Молоды не зелены» Тема: «На злобу дня…»
Сбежал из дома, мать гневя, за то, что денег не дала на дозу. А мать всю ночь бродила, но сына не нашла. И вдруг услышала, как хриплый...

Семья из 4-х человек: родители, дочь (14 лет), сын 8 лет. Главенствует в семье мать. Родители педагоги. Сын отрицательно относится к любому делу, которое iconПриложения стихотворение Золтана Зелка «Какой хороший вечер»
Вечер. Квартира семьи Петровых. Дома отец, Сергей Иванович, сын Дима, дочь Оля, подруга дочери Аня. Отец и сын играют в шашки, девочки...

Семья из 4-х человек: родители, дочь (14 лет), сын 8 лет. Главенствует в семье мать. Родители педагоги. Сын отрицательно относится к любому делу, которое icon«Живая память» Продолжительность
Участники проекта: дети 6-7 лет, педагоги, родители воспитанников студии для дошкольников «Солнышко» Центра развития творчества детей...

Семья из 4-х человек: родители, дочь (14 лет), сын 8 лет. Главенствует в семье мать. Родители педагоги. Сын отрицательно относится к любому делу, которое iconЛитература педагоги родители методическое оснащение сентябрь занятие «Это я и моя дружная семья»
Формировать интерес к своей семье, познакомить с понятием «родословная» своей семьи, учить узнавать и называть своих близких по фотографиям,...

Семья из 4-х человек: родители, дочь (14 лет), сын 8 лет. Главенствует в семье мать. Родители педагоги. Сын отрицательно относится к любому делу, которое iconХрани огонь родного очага! Мама, папа, я – читающая семья квн для 2 класса
...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница