Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. К. Минина
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1
1. Предмет и задачи возрастной психологии. Специфика методов исследования, применяемых в возрастной психологии. 2. Из нижеперечисленных понятий выберите ведущий вид деятельности и основные новообразования, соответствующие следующим возрастам:
дошкольному, младшему школьному, подростковому.
Непосредственное эмоциональное общение, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, игровая деятельность, предметно-орудийная деятельность, сенсорные эталоны, готовность к обучению в школе, рефлексия, чувство взрослости, внутренний план действий, абстрактное критичное мышление, мировоззрение, убеждения, речь, освоение функций предметов, прямохождение, наглядно-образное мышление.
Экзаменатор Зав. кафедрой
| ^
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
^
Теория Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии высших психических функций.
Как можно объяснить с психологической точки зрения различные эксперименты подростка с внешностью – необычная одежда, прическа, немыслимый макияж, пирсинг и т.д.
Экзаменатор Зав. кафедрой |
^
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
^
Кризисы психического развития: причины возникновения, специфика проявления, значение для последующих этапов развития.
О развитии какого психического новообразования свидетельствует приведенный факт?
Так случилось, что после уроков на глазах одноклассников ученик 6-го класса Алеша попал под машину. И хотя в конце концов все оказалось не так страшно, дети пережили эмоциональное потрясение. Два-три первых дня были самыми сложными. Один из вечеров двенадцатилетнего Димы, приятеля Алеши, закончился бурными слезами и развернутым самоанализом. Начав с того, как ему жалко, что так все случилось, вспоминая детали того горестного дня, он неожиданно перешел на то, что волновало его в нем самом. Сравнивая себя то с одним, то с другим одноклассником, он приходил к выводу, что все у него не так, как он бы хотел. Тут была и тема его интеллектуальных способностей, его успешности в учебе; и тема «идеального друга», о котором он мечтает, но не находит среди своих приятелей; и тема образа себя в глазах других подростков, когда хочется выглядеть «крутым», «не дауном», но для этого надо говорить и делать такие вещи, которые сами по себе ему противны. Экзаменатор Зав. кафедрой
| ^
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
^
Подходы к периодизации психического развития З.Фрейда, Э. Эриксона (сравнительный план анализа).
О развитии какого психического новообразования подростка свидетельствует приведенный факт?
Таня увидела бедную старенькую бабушку, которая стояла у магазина и просила милостыню. Ее сердце сжалось от жалости и она шепнула сестре: «Ксюша, давай-ка лучше отдадим эти деньги ей…»
Экзаменатор Зав. кафедрой
|
Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. К. Минина
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
^
Периодизация психического развития Ж.Пиаже: критерии, этапы, их характеристика. Феномены детского развития, открытые Ж.Пиаже.
Какими психологическими особенностями развития вызвано состояние Кати? Как его можно преодолеть?
Катя (15 лет) пишет: «Учёбу я в школе бросила. Сижу дома в полной растерянности. Может я не умею заводить друзей? Может никто не хочет со мной дружить? Просто я маленького роста и не похожа на девушку. Все надо мной смеются. По-моему, мои дела не очень хороши.»
Экзаменатор Зав. кафедрой
| Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. К. Минина
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
^
Периодизация психического развития ребёнка по Д.Б.Эльконину.
О каких особенностях юношеского возраста идет речь в данном примере?
Несмотря на то, что наши рассуждения для постороннего слушателя могли показаться совершенной бессмыслицею — так они были неясны и односторонни,— для нас они имели высокое значение. Души наши так хорошо были настроены на один лад, что малейшее прикосновение к какой-нибудь струне одного находило отголосок в другом. Мы находили удовольствие именно в этом соответственном звучании различных струн, которые мы затрагивали в разговоре. Нам казалось, что недостает слов и времени, чтобы выразить друг другу все те мысли, которые просились наружу.
Экзаменатор Зав. кафедрой
|
Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. К. Минина
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
^
Характеристика психологической сущности и связи понятий «кризис психического развития»; «сензитивный период»; «социальная ситуация развития»; «ведущие потребности возраста»; «ведущая деятельность»; «психические новообразования».
Что объединяет приведенные ниже факты? Какое понятие возрастной психологии они иллюстрируют?
Миша не заговорил к трём годам. Коля к шести годам не умел решать задачи на наглядно-образном уровне. У Оли к 10-11 годам не сформировался внутренний план действий, как начало развития рефлексии.
Экзаменатор Зав. кафедрой
| ^
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
^
Психическое развитие ребенка младенческого возраста. Новорожденность как особый этап в развитии младенца. Условия полноценного психофизического развития ребенка в младенческом возрасте.
Какие психические новообразования формируются у Саши в данной игре?
Саша (6 лет), участвуя в коллективных играх, всегда был капитаном. В этой роли он грубо разговаривал, кричал на «матросов». Дети вместе с воспитателем сказали ему, что капитан так не должен поступать, и отказались предлагать ему эту роль.
Несколько дней Саша в «моряков» не играл, так как матросом быть не хотел, а капитаном его не выбирали. Но ему очень хотелось быть капитаном: стоять в фуражке у штурвала, смотреть в бинокль и командовать. Это желание было настолько велико, что Саша стал следить за собой, сдерживать себя, внимательно относиться к товарищам. Дети, заметив, как Саша изменился, стали поручать ему роль капитана. Саша старательно выполнял игровые роли, за что ребята стали чаще звать его в игры. Экзаменатор Зав. кафедрой
|
^
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
^
Психическое развитие ребенка раннего возраста. Сущность и характеристика кризиса 3-х лет.
Что можно сказать о субъективной готовности Сережи к школе и о его ведущем мотиве?
Сережа (6 лет 5 мес.) учится в 1-м классе. Он сообщает маме: «Саша теперь у нас не главный».
А когда он был главным? — удивляется мама.
В детском саду. Он умел хорошо бегать, прыгать, когда мы играли.
А теперь он не умеет этого делать?
Мама, как ты не понимаешь? Умеет, конечно, но теперь это не главное!
А что же теперь главное?
Теперь главное как ты учишься!
Экзаменатор Зав. кафедрой
| Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. К. Минина
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
^
Особенности развития психики ребенка в дошкольном возрасте: основные потребности и психические новообразования. Формирование игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
Какие особенности развития подростка характеризует данный пример?
Саша, подойдя к своей компании, увидел, что ребята курят. Удивившись, он отошел в сторону. Пашка, которого считали «авторитетом», протягивает Саше сигарету. Тот отказывается. «Ты че, маленький что ли?! На, попробуй!» Чуть подумав, Саша берет сигарету….»
Экзаменатор Зав. кафедрой
|
^
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
^
Эгоцентризм как особый феномен дошкольного возраста. Проявление эгоцентризма в мышлении и речи ребенка.
Перед вами сочинение учащегося. Можно ли сказать, что этот ученик вступил в подростковый возраст? По каким признакам вы это установили?
«Меня зовут Коля. Вполне нормальный человек. Можно назвать умным, начитанным, судя по отзывам одноклассников и друзей. Моё общение с окружающими зависит от настроения. Охотно учусь тому, что меня интересует. Дела обычно довожу до конца. В семье и классе с моим мнением считаются. Увлекаюсь компьютерной техникой, парусным спортом, хоккеем. Практически на любой жизненный вопрос имею своё мнение. В споре меня трудно переубедить, но если я чувствую правоту собеседника, этот вопрос отпадает. В общем, человека нельзя узнать по листку бумаги». Экзаменатор Зав. кафедрой
| Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. К. Минина
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
^
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе: мотивационная, интеллектуальная, волевая, социальная готовность, их критерии и показатели.
Какие особенности развития подростка характеризует данный пример?
«Мама, ну сколько вы меня еще будете на коротком поводке держать!? В сотый раз Вера пыталась объяснить родителям, что сейчас время иное, что молодежь не приемлет насилия над личностью…»
Экзаменатор Зав. кафедрой
|
^
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
^
Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Психическое развитие младшего школьника в условиях учебной деятельности.
Определите вид мышления ребенка и примерный возраст.
Юра пытается починить тележку. Сначала он просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юрик очень доволен. Воспитательница говорит: «Молодец, Юрик, сам починил тележку. Как это ты сделал?» Юра: «Починил, вот видите!» (Показывает, как вертится колесо.) «Как ты это сделал, покажи!» (Воспитательница незаметным движением сбрасывает колесо со спицы.) Юра снова прикладывает его к тележке, но сейчас уже сразу надевает его на ось. «Вот и починил!»—радостно заявляет мальчик, но опять не может сказать, как он это сделал. Экзаменатор Зав. кафедрой
| Нижегородский Государственный Педагогический Университет им. К. Минина
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
^
Сущность, этапы и характеристика подросткового кризиса. Ведущие потребности подросткового возраста и их реализация в процессе ведущей деятельности, основные психические новообразования.
Какие психические особенности дошкольного возраста проявляются в данном описании? Поясните свой ответ.
^
- Сначала закрашу крышу зелёным. (Берёт зелёный карандаш, закрашивает.)
- Всё.… Теперь буду раскрашивать домик коричневым. Нет, возьму красный. (Штрихует красным карандашом.)
- Ещё трубу нарисую, а из неё дым идёт. (Берёт чёрный карандаш, рисует.)
Экзаменатор Зав. кафедрой
|
^
Кафедра общей психологии Дисциплина психология развития
^
Общая характеристика психического развития в юношеском возрасте: ведущие потребности возраста, ведущая деятельность, основные психические новообразования. Психологические условия самоопределения в юношеском возрасте.
Что послужило причиной неуспехов Сережи в школе? Проанализируйте показатели его готовности к обучению в школе?
Сережа (6 лет 9 мес.) был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя. Пока домашнее задание представляло для него какой-то интерес и новизну, он, хотя и недостаточно аккуратно, но выполнял его. Но как только Сережа стал обнаруживать трудности в обучении, преодоление которых требовало систематических занятий, волевых усилий, мальчик стал получать плохие отметки. Экзаменатор Зав. кафедрой
| |