Скачать 6.51 Mb.
|
Российская академия наук Институт психологии ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Том 2 Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского Проблема деятельности в отечественной психологии Исследование мышления и познавательных процессов Творчество, способности, одаренность (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) ^ A. Л. Журавлев И. А. Джидарьян В. А. Барабанщиков Издательство «Институт психологии РАН» Москва - 2009 B. В. Селиванов Д. В. Ушаков УДК 159.9 ББК 88 П 86 Редакционная коллегия: С. С. Белова, А. М. Борисова, М. И. Воловикова, А. А. Демидов, Д. А. Дивеев, Л. Я. Дорфман, Д. В. Люсин П 86 Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, И. А. Джидарьян, В. А. Барабанщиков, В. В. Селиванов, Д. В. Ушаков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 404 с. ISBN 978-5-9270-0169-9 УДК 159.9 ББК 88 Данный сборник научных трудов - материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Сергея Леонидовича Рубинштейна (1889-1960). Представленные материалы являются тематическими и посвящены обсуждению проблем сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского, проблеме деятельности в отечественной психологии, исследованиям мышления и познавательных процессов, творчества, способностей и одаренности. ^ © Институт психологии Российской академии наук, 2009 ISBN 978-5-9270-0169-9 содержание Часть 1 Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского М. С. Балиашвили Объективация «Я» и депрессия 7 Е. В. Гордиенко Проблема экспектаций в психологической науке: история и современность 10 И. В. Имедадзе, Р. Т. Сакварелидзе Принцип развития и проблема бессознательного в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе и З. Фрейда 17 В. Г. Калашников Сознание: контекстный подход 24 Т. В. Корнилова Идея саморегуляции в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского 30 ^ Рефлексия как предпосылка самодетерминации 40 М. Д. Няголова Проблема сознания в психологических теориях С. Л. Рубинштейна и А. Валлона 49 A. М. Поляков Роль символической функции сознания в становлении субъектиности 51 B. П. Седов Концептуальные идеи сознания В. В. Розанова и С. Л. Рубинштейна 59 Е.А. Стебляк К проблеме генезиса сознания 65 Часть 2 Проблема деятельности в отечественной психологии Т. Ф. Базылевич Субъектно-деятельностный подход: от С. Л. Рубинштейна - до современной психологии индивитуальности 71 ^ Теоретические проблемы игровой деятельности в отечественной психологии 77 О. И. Ефремова Психологическое манипулирование как фактор деформации профессиональной деятельности педагога 86 ^ Теоретические понятия, их психологическая структура и функции 94 К. В. Кабанов Современное значение программы С. Л. Рубинштейна по исследованию деятельности понимания 101 ^ Время и его регуляция в деятельности человека 108 А. В. Литвинова Подходы к пониманию игровой деятельности 115 П.А. Мясоед С. Л. Рубинштейн и В. А. Роменец: деятельностный и культурологический подходы в психологии 122 ^ На экспериментальной площадке сознания 130 А. В. Черная Опыт исследования игрового действия 137 И. В. Щекотихина Методологические принципы деятельностного подхода в работах С. Л. Рубинштейна 139 Часть 3 Исследование мышления и познавательных процессов Т. Т. Абашидзе Влияние аттитюдного фактора на оценку валидности силлогизмов 148 М. М. Безруких, А. А. Демидов, В. В. Иванов Возрастные особенности окуломоторной активности детей в процессе чтения 151 ^ Проблема самоорганизации мышления в работах С. Л. Рубинштейна 155 Д. Б. Богоявленская О природе мышления 161 A. И. Виноградская Метамышление в диалогах СМИ: принятие решений и тактики совладания в спонтанных конфликтах 168 ^ Понятие антипационной состоятельности в системе психологических категорий 172 B. В. Голубинов Понятие «задача» в трудах С. Л. Рубинштейна и субъективные критерии оптимальности решения психофизических задач 177 ^ Современное значение программы С. Л. Рубинштейна по исследованию деятельности понимания 184 C. А. Киселева Формирование мышления в дошкольный период в условиях обогащенной образовательной среды 191 ^ Особенности обобщений в мышлении действующего субъекта 197 Т. С. Кудрина Психологические условия становления и развития сложных логических операций 203 ^ Процессы анализа и синтеза и психологические когнитивные структуры: интеграция парадигмальных подходов в изучении познавательной деятельности 212 ^ Мышление как предмет логики, психологии и педагогики 220 С. И. Масалова Гибкая рациональность поиска смысла (в парадигме деятельностного подхода С. Л. Рубинштейна) 227 B. Н. Носуленко, И. В. Старикова Предпочтение и субъективная оценка различия акустических событий, преобразованных средствами звукозаписи 238 Т. Л. Павлова Проблема взаимосвязи чувственного и рационального в познании в трудах С. Л. Рубинштейна и современные подходы к ее рассмотрению 243 ^ Значимость идей С. Л. Рубинштейна о целостности человеческой активности для изучения практического мышления 245 А. Н. Плющ Синергетическая концепция организации мышления 252 ^ Целеполагание в социальном сравнении 258 Л. В. Хохоева К вопросу изучения мышления в аспекте социализации 266 О. В. Цунина Особенности мыслительной операции анализа у детей 6-9 лет 268 ^ О движущих силах познавательного развития психики в филогенезе, антропогенезе и в историческом развитии человечества 273 И. С. Якиманская Значение трудов С. Л. Рубинштейна для психологии образования 278 Часть 4 Творчество, способности, одаренность И. Н. Андреева О синтетической теории эмоционального интеллекта 289 ^ Особенности развития одаренности у детей дошкольного возраста 297 C. С. Белова Эмоциональная креативность и активационная парадигма в исследовании творчества 299 ^ Исследование творчества и одаренности, следуя традиции С. Л. Рубинштейна 307 Е. А. Бурзунова Изучение лидерских способностей подростков, обучающихся в лицее для одаренных учащихся 314 ^ Способности, одаренность, интуиция и установка 318 Н. Б. Горюнова Теоретические и прикладные аспекты проблемы когнитивного ресурса в структуре общих познавательных способностей 327 ^ Порог и дивергенция как условия связей психометрического интеллекта и креативного мышления 338 О. В. Карпенко, С. В. Зверева Гендерный аспект развития креативности у детей 9-10 лет с разной степенью ювенильности 345 ^ Особенности активации семантической сети как когнитивная предпосылка творчества 351 Л. И. Ларионова Экспериментальное изучение интеллектуальной одаренности 353 ^ Особенности формирования и стимулирования творческого потенциала современного педагога 359 Е. И. Николаева, Е. Г. Вергунов Школьная успеваемость и специфика реакций подростков на стохастический сигнал 366 ^ Связь интеллекта и посттравматического стресса у ветеранов боевых действий с различным уровнем нейротизма 373 Л. В. Попова, Фи Тхи Хиеу Отношение и представление об одаренных детях во Вьетнаме 379 ^ А. Ратанова Качество процессов анализа и интеллектуальные и творческие способности дошкольников 385 П. А. Тадеев Современные проблемы идентификации одаренных учеников в американской школе 393 ^ Мотивы достижения как медиаторы между полимодальным Я и креативностью 400 Е. А. Шепелева Чувствительность к интенциональности как предиктор эмоционального интеллекта 402 Часть 1 ^ Объективация «я» и депрессия М. С. Балиашвили (Тбилиси, Грузия) Философское единство подходов к определению предмета психологии через субъект в теориях Д. Н. Узнадзе и С. Л. Рубинштейна является показателем истинности их методологического хода мысли. Одним из центральных понятий в теории Узнадзе является понятие объективации, через которое раскрывается соотношение субъекта и объекта. Крайним выражением проблематичности Я и, следовательно, объективации Я можно считать депрессию. Неотступные мысли о себе, сомнения в собственных возможностях, жизненной перспективе и другие подобные мысли и чувства, главенствующие в симптоматике депрессии, указывают именно на объективацию Я. Переструктурирование Я-концепции является попыткой снять проблематичность Я, восстановить психологическое равновесие и продолжить жизнь. В понимание психологических механизмов депрессии значительный вклад внесла теория объектного самосознания. Согласно этой теории, фокусирование внимания на себе непосредственно вызывает процесс самооценки: субъект производит сравнение своего актуального состояния со своим же стандартом, релевантным для данной ситуации. Предполагается, что если субъект превосходит этот стандарт, фокусирование внимания на себе вызывает позитивное аффективное состояние, когда же удовлетворить стандарт ему не удается, возникает негативное аффективное состояние. В лабораторных условиях фокусирование внимания на себе провоцируется посредством зеркала, монитора, видео- и аудиозаписи. Эти технические средства позволяют субъекту увидеть себя со стороны, т. е. в качестве объекта. В нелабораторных условиях самофокусирование вызывает, главным образом, внимательный взгляд или оценка, исходящая от людей. Эта теория стимулировала довольно большое число исследований, в целом подтверждающих эту теорию. Как оказалось, фокусирование внимания на себе: 1) увеличивает соответствие между взглядами и поведением субъекта; 2) улучшает целый ряд действий, т. е. обладает фасилитирующим влиянием; 3) усиливает имеющиеся в данный момент эмоциональные состояния - будь то радость или страх. Эти и другие эффекты объективации Я широко применяются в программах по преодолению депрессии, являющейся самым распространенным душевным расстройством, затрагивающим Я. Фокусирование на Я не проходит бесследно. Существует мнение, что чрезмерное фокусирование на Я усиливает негативные чувства, снижает самооценку, ухудшает исполнительские навыки и завершается формированием и принятием новой, гораздо более заниженной самооценки. Подобная самооценка освобождает человека от давления ранее поставленных, но недосягаемых целей: происходит их обесценивание и переход к другим, более реалистическим целям. Иными словами, поскольку субъекту не удалось изменить и подчинить себе внешние обстоятельства, он меняется сам, подчиняет себя, в широком смысле, внешним обстоятельствам (Duval, Wicklund, 1972, p. 30-35). Проведенные исследования по обозначенной проблеме включают: неформальное клиническое наблюдение и описание, кросс-серийные и лонгитюдные корреляционные исследования с использованием клинической выборки; лабораторные исследования со страдающими депрессией лицами. Многочисленные исследования подтверждают возросшее, пролонгированное фокусирование на Я при депрессии, независимо от того, достигает она клинического уровня или остается на субклиническом. На основе экспериментальных данных делается вывод, что фокусирование на Я опосредствует аффективные флуктуации. Примечательно, что ни в одном исследовании не показано, какое влияние оказывает объективация Я непосредственно на состояние депрессии, т. е. на уровень уже имеющейся депрессии. На наш взгляд, следует ответить на этот вопрос и только после этого уточнять механизм и конкретные детали. Так как отдельные признаки депрессивного состояния присущи и практически здоровым людям, мы сочли возможным привлечь их в качестве испытуемых. ^ Испытуемым была роздана разработанная А. Беком шкала депрессии, BDI. В эксперименте участвовали 60 испытуемых, в возрасте 20-35 лет. Эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе испытуемые заполняли шкалу BDI. На втором этапе те же испытуемые с интервалом в одну неделю заполняли ту же шкалу в условиях объективации Я, т. е. перед установленным на столе зеркалом. На основе полученных данных были выделены две категории испытуемых: с низким и высоким показателем депрессии. Эти две категории соответствуют двум уровням: низкому и высокому - из 5-ти уровней депрессии, выделенных в результате стандартизации BDI на грузинской популяции (очень низкий - 0-9 баллов; низкий - 10-15 баллов; средний - 16-21; высокий - 22-27; очень высокий - свыше 28 балов). Влияние зеркала на изменение показателей депрессии в этих двух группах, приводится в таблице 1. |
![]() | Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009... | ![]() | Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009... |
![]() | Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009... | ![]() | Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009... |
![]() | Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009... | ![]() | В настоящее время проблема заимствований приобрела особую остроту потому, что в современном мире нет языков, словарный состав которых... |
![]() | Проблема профилактики депрессии в современном мире актуальна для всех возрастных этапов развития человека, начиная с младенчества... | ![]() | Проблема духовно- нравственного и патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна |
![]() | Художественное образование в современном мире: сборник научных статей. Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2010. – 144 с | ![]() | Проблемы языка сегодня вырастают в проблемы нравственности и исторического сознания |