Миненко Светлана Евгеньевна Жерлицына Инна Васильевна Приложение 1 Урок литературы в 8 классе с введением компонента психологии




Скачать 282.01 Kb.
НазваниеМиненко Светлана Евгеньевна Жерлицына Инна Васильевна Приложение 1 Урок литературы в 8 классе с введением компонента психологии
страница1/4
Дата публикации12.12.2013
Размер282.01 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Психология > Урок
  1   2   3   4

Миненко Светлана Евгеньевна Жерлицына Инна Васильевна

Приложение 2.1


Урок литературы в 8 классе

с введением компонента психологии


Элегия несбывшегося счастья

(по повести И. С. Тургенева «Ася»)
Цели:

  • Проследить развитие чувств героев повести;

  • Исследовать причины жизненной драмы героев;

  • Выявить средства и приемы, которые использует автор для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний героев.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью вальса И. Штрауса «Над голубым Дунаем»; карточки.

^ Оформление доски: запись темы урока, эпиграфы:

«А счастье было так возможно…» (А.С.Пушкин);

«У счастья нет завтрашнего дня…

У него есть настоящее – и то не день – а мгновение» (И.С.Тургенев);

театральная декорация (окно с подоконником, на окне – штора, на подоконнике – горшок с цветущей геранью, подсвечник, раскрытая книга, на ней – засушенная веточка герани, рядом пожелтевшие листочки бумаги, свернутые записками.)

Ход урока.

    1. ^ Организационный этап

    2. Целеполагание. Мотивация.

- Чему будет посвящен наш сегодняшний разговор?

- Любовь… Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, а Тургенев, как, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства – любви. Как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется, для того, кто полюбит! Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра.

- О чем повесть «Ася?» (О любви)

- Почему же тема урока - «Элегия несбывшегося счастья»?

- Как соотносятся с темой эпиграфы? (Чтение и объяснение)

- П. Анненков писал, что все повести Тургенева объединяет одна черта – в каждой из них есть «психология загадки». Вот нам и предстоит сегодня попытаться разгадать эту загадку, понять, какими средствами пользуется автор для того, чтобы открыть тайны душевных переживаний, проследить, как знакомство Н.Н. с Гагиными перерастает в историю любви.

    1. Введение в тему.

  1. Звучит вальс. Учитель читает фрагмент стихотворения «Роза»

- Вам известно это стихотворение? Что можно сказать о его настроении? (Элегическое)

2. Тайна имени.

- Как зовут героиню повести? (Ася) от какого имени образуют это уменьшительное? (Анастасия)

- А каково полное имя Аси в повести (Анна)

- Кто объяснит эту загадку? (Анна – чистая, святая; Анастасия – рожденная заново.)

-Как соотносится идейное содержание стихотворения с проблематикой повести?


    1. ^ Наблюдение за развитием отношений Н.Н. и Аси.

- «Психологический пейзаж, как фон для развития чувств»

- Почему она вас полюбила? (Знак судьбы. Тонкая чувствительная натура готовая любить)

- Противоречивое поведение. Подсознательный поиск героя, который будет дорог сердцу (Цитаты, анализ ситуации).

- Какой же Ася понравилась господину Н.Н.? (Сама собой)

- Ключевой образ Аси – птица. Когда у нее вырастут крылья?

-«Крылья выросли, да лететь некуда…» почему счастье, что было так возможно и близко, не состоялось? (очень разные герои)


    1. ^ Сравнительный анализ образов. Работа с таблицей.




он

она

поведение

мотив

поведение

мотив

Радуется: «Мне было хорошо»,

«пришел веселым»,

смеется, любуется ею.


«»Я не хотел заглядывать в самого себя

Безотчетная радость в ожидании счастья
Испытывает удовольствие от общения с девушкой в него влюбленной.

Боится признаться в том, что не достоин Аси, не в состоянии отдать любви всего себя

Покраснела. «Выражение лица… печально»

Хотела бежать.

Открывает тайны души.

«Крылья выросли – да лететь некуда»

Отказывается танцевать.

Стыдится своих откровений, боится выглядеть легкомысленной.

Уже почувствовала разницу отношения к происходящему и предчувствует трагическую развязку.



    1. ^ Анализ эпизода «Свидание».

- Как ведут себя герои?

- Через что показана близость трагической развязки? (мрачные краски, старуха, мертвая птица, крылья есть – да лететь не может)

- Почему у этого чувства не может быть продолжения? (Он готов только на интрижку, а Асе нужно серьезное чувство)

    1. ^ Рефлексия. Работа с психологом. Метод ассоциаций. (Приложение3 , вариант 3).

На что похоже сейчас твое настроение, с каким предметом ты его можешь сравнить. Найди в тексте слова, с которыми ты ассоциируешь свое эмоциональное состояние на данный момент. Можешь ли ты объяснить свой выбор?

    1. Итог урока, или вместо заключения…

- Любовь – тайна. С ней пришлось столкнуться рассказчику, до конца осознавшему свое чувство к Асе лишь тогда, когда все было потеряно. Но чувство не забылось, не прошло, Н.Н все помнит до мелочей, свято хранит реликвии любви. (Обращение к театральной декорации)

Первой любви не сотрется печать

Будем друг друга все жизнь вспоминать;

Общие сны будут сниться обоим;

Разум обманем и сердце закроем –

Но о прошедшем тоска не умрет,

А уж любовь не придет –

Нет, уж любовь не придет!

(В.С.Курочкин)

^ Карточка – опора
Элегия – лирическое стихотворение, проникнутое грустью, или произведение искусства такого же характера.
Элегический (элегичный) – проникнутый грустью, грустный, мечтательный.
Психологизм – углубленное изображение психических, душевных переживаний.
Рефлексия – размышление о своем психологическом состоянии, анализ переживаний.
Созерцание – пассивное наблюдение.
Символ – условный знак какого-нибудь понятия, образа.
Отповедь – ответ, содержащий резкий отпор чьему-нибудь суждению, выступлению.

Приложение 2.2.

^ Урок литературы в 9 классе

с введением компонента психологии
Мир чувств в сентиментальной повести Карамзина «Бедная Лиза».
«Красота и чувственность – вот что очаровывало в Карамзине»

(один из современников)
«Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби».

(Н.М.Карамзин)
Цели:

  • продолжать формирование практического представления о сентиментализме на примере повести Карамзина «Бедная Лиза»;

  • проследить развитие чувств главных героев, оценить мастерство Карамзина, писателя и психолога;

  • добиваться понимания нравственно-философских проблем повести;

  • развивать широту и точность разума, чувственное восприятие, эмоциональную отзывчивость.

^ Оформление доски.


Опорные понятия

Любовь – счастье

Любовь – трагедия

Рок и обстоятельства

Природа и человек

Карамзин

Писатель –

сентименталист

Историк

Психолог

философ


Тема.
Эпиграф

ассоциативный

рисунок

Задание на дом:

а) с.124-126 (м)

б) читать исторические повести и фрагменты «Истории Государства Российского»




  1. Организационный этап.

  2. Целеполагание. Мотивация.

Неподдельный интерес к истории своего отечества – это качество, достойное глубокого уважения в человеке любого возраста и любой эпохи… Для нас с вами 18 век и один из ярчайших его представителей Н.М.Карамзин, его наследие – тоже история. Но не только исторической и литературной ценностью продиктовано наше сегодняшнее обращение к повести Карамзина «Бедная Лиза» Есть в ней нечто такое, что неподвластно времени, что живет в сердцах людей, волнует их разум и тревожит душу вечно…

- Что же это? (чувства)

- Действительно, сегодня мы проследим развитие чувств Лизы и Эраста и сделаем акцент на нравственно-философских проблемах повести. (Показать на доске)

  • Запишите тему и эпиграфы.




  1. ^ Основная часть.


1) Введение в тему.

Литература – самое отвлеченное из искусств… За печатными знаками открываются целые миры часто не виденного нами, исторически далекого, фантастического. И, невольно становясь свидетелями происходящего на страницах действия, радуемся и плачем, слышим шепот листьев и грохот орудий, видим глаза героев и небо над их головами…

Словом, в нашем воображении возникают разного рода ассоциации.
^ 2) Анализ ассоциативного зрительного образа и поступков героев.

Группа учащихся нашего класса получила творческое задание: создать зрительный ассоциативный образ в рисунке и сейчас результат их работы вы видите перед собой. Попробуем озвучить их замысел. Какое символическое значение могут иметь детали рисунка? Какое отражение нашли в нем ключевые моменты композиции? (Работа с рисунком)

Какой зрительный образ, на ваш взгляд, отражает характер чувств героев, их развитие и результат? (радуга) Почему? Согласны ли с такой интерпретацией ассоциативного зрительного образа авторы рисунка?

- Итак, опираясь на иллюстрацию и текст, побываем в психологической лаборатории Карамзина, который изображает историю любви Лизы и Эраста как непрерывный, меняющийся, неоднозначный поток чувств, впечатлений, настроений.

- Кто главная героиня повести? Откуда это видно?

- Как жила Лиза до встречи с Эрастом?

Встреча состоялась. Что почувствовала Лиза? (…удивилась, осмелилась взглянуть, … закраснелась, …потупив глаза в землю, сказала…)

- Что предпринимает Лиза на другой день? (Глаза ее тихонько что-то искали «, цветы были брошены в Москву-реку», чувствует, грусть в сердце своем»)

- Эраст появляется у окна хижины. Каким увидела матушка Эраста? («…поклонился так учтиво, с таким приятным видом, что она не могла подумать о нем ничего, кроме хорошего»)

- А что же Лиза? Какие детали поведения помогают нам понять ее?

- Как воспринимает Лиза слова Эраста о том, что он будет приходить к ним? («…в глазах блеснула радость,… щеки ее пылали, как заря в ясный день, …повторяла сие имя,… Однако при мысли о невозможности брака с Эрастом сердце ее затрепетало…»)

- теперь читатель должен знать, что из себя представляет, сей молодой человек, Эраст. (Цитата)

Почему только сейчас Карамзин знакомит нас с ним? Какие детали намекают на предстоящую трагедию?

Найдем подтверждение в тексте.

- Ландыш. Этот образ символичен. Что он символизирует? (Чистота, свежесть)

  • А что могут значить эти цветы, брошенные в реку?

- «Обратимся к Лизе», - говорит Карамзин (..задумчива, радость природы чужда сердцу…») Что занимает ее мысли?

- Но скоро все изменилось…(«Милая Лиза! Я люблю тебя!..»)

- Наши герои с этой минуты вступили в ту фазу взаимоотношений, которую проживают все влюбленные. Как можно охарактеризовать отношения влюбленных в этот период? ( Идиллия, эйфория…)

- Что омрачает их идиллию? («…матери не надобно ничего сказывать…»)

Что особенно нравилось Эрасту в Лизе и в характере их взаимоотношений? (Чистота, …они обнимались, но целомудренная и стыдливая Цинния не скрывалась от них за облако; чисты и непорочны были их объятия…»)

- Какое определение дает Эраст их чувствам? (Страстная дружба)

- Какое противоречие скрыто в этой фразе? Автор побуждает нас подозревать Эраста в неискренности.

- А Лиза? Какими она видит их отношения?

- Какие обстоятельства подтолкнули Эраста и Лизу к «гибели непорочности»? (Сватовство, обещания Эраста)

- Какая деталь заставляет нас усомниться в искренности Эраста?

«Никакой луч не мог осветить заблуждения», - говорит автор. Что он имел в виду?

- «Заблуждение прошло в одну минуту,…» Каким образом?

- «Но только в сердце моём…» - что? (предчувствие беды)

- Итак, после кульминации (близости) всё переменилось. Почему? (цитаты)

Обращение к рисунку.

- Как развиваются теперь чувства Эраста?

- А чувства Лизы?

- «Таким образом, прошло около двух месяцев». Читатель понимает, что близится развязка. В чём её суть? («Я пошла… Мне нельзя жить…»)

  • А что же Эраст? (цитата)


^ 3) Автор и природа в произведении.

– Итак, мы рассмотрели историю любви Эраста и Лизы, проследили развитие чувств и влияние обстоятельств.

- Скажите, а были ли наши герои счастливы? (У счастья нет завтрашнего дня… У него есть настоящее – и то не день – а мгновение) Кому принадлежат эти строки? В чём связь? Не прошли испытания любовью Эраст и Лиза. Значит, для счастья только любви не достаточно. Что ещё необходимо? (Разум) Кто выступает носителем разума в повести? (Автор, мать)

- Как автор выражает свои мысли? (напрямую, через героев, через природу) Итак, мы назвали ещё один образ – природа. Почему она играет большую роль? (Сентиментализм. Связано с Лизой)

  • Почему природа не связана с Эрастом? О чём это говорит?


^ 4) Этико–философский мир повести

Повесть Карамзина очень многогранна, и, как любое истинное произведение искусства, вызывает у нас разноречивые чувства, борьбу мнений и оценок.

Писате6ль вовлекает нас в сложный мир, побуждает видеть в одном и том же герое доброе и дурное, в одном и том же событии высокое и ничтожное, искать и находить гармонию чувств и разума…


  1. ^ Работа с психологом (Мотивация поведения героев)


- Итак, разобравшись в чувствах наших героев, их поступках, мы можем отследить и собственные первоначальные чувства и эмоции по отношению к героям повести.

  • Кто вызывает нашу несомненную симпатию и сострадание?

  • Кто же виноват в бедах Лизы?

  • Однако давайте не будем «рубить с плеча». Так ли все однозначно в жизни? Вспомним золотое правило психологии: «Нет абсолютно хороших и абсолютно плохих людей» плохие и хорошие поступки совершает каждый человек.

  • Давайте подумаем, что определяет поступки любого человека? (мотивы)

  • Давайте попытаемся, проверяя наши чувства разумом восстановить справедливость, уравновесить наши взгляды.

  • Начнем с образа «бедной» Лизы, уже вызвавшей наше сострадание.

  • Я, образно выражаясь, предлагаю вам всем «примерить на себя черный плащ прокурора» и, погрузившись мысленно в эпоху, описанную Карамзиным, вспомнив «свод нравственных законов» той среды, где выросла бедная Лиза, попытаться, как бы между строк найти ответ на непростой вопрос:

  • А виновата ли сама Лиза в том, что с ней произошло?

  • В чем же ее вина? (Какие законы своего общества нарушила Лиза?)

  • Как в тексте автор указывает нам на эту ошибку?

а) потеря невинности;

б) самоубийство.

  • Обратимся к Эрасту и вообразим на себе «белые одежды адвоката»

  • Чем мы можем, если пока не оправдать, то хотя бы объяснить поступки, поведение Эраста?



Законы его общества



Возможно это общество

Неодобрение вовсе не оставляет за

женитьбы на крестьянкой права на

подобных Лизе Лиза не одна такая, страстную взаимную

и это привычно любовь с барином

Влияние сентиментализма
Отсюда искренняя мечта об идиллии, силах любви. Сам верил в это.

«Страстная дружба» (оксюморон)

Значит, не собирался жениться, хотя Лиза поняла его именно так.
Испытывает чувство вины.



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Миненко Светлана Евгеньевна Жерлицына Инна Васильевна Приложение 1 Урок литературы в 8 классе с введением компонента психологии iconКонспект обобщающего урока литературы в 11 классе «Гражданин страны своей…»
Бурлэдян Светлана Евгеньевна в 1984 году закончила Новгородский государственный педагогический институт. Стаж педагогической деятельности...

Миненко Светлана Евгеньевна Жерлицына Инна Васильевна Приложение 1 Урок литературы в 8 классе с введением компонента психологии iconУрок в 5 классе по теме «Словосочетание»
Артамонова Раиса Васильевна, учитель русского языка и литературы, мбоу «сош №38», г. Норильск

Миненко Светлана Евгеньевна Жерлицына Инна Васильевна Приложение 1 Урок литературы в 8 классе с введением компонента психологии iconПисьмо ветерану
Учитель русского языка и литературы мбоу «Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа» города-курорта Железноводска Ставропольского...

Миненко Светлана Евгеньевна Жерлицына Инна Васильевна Приложение 1 Урок литературы в 8 классе с введением компонента психологии iconУрок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы...
Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить»...

Миненко Светлана Евгеньевна Жерлицына Инна Васильевна Приложение 1 Урок литературы в 8 классе с введением компонента психологии iconСкоро лето Светлана Васильевна Богдан

Миненко Светлана Евгеньевна Жерлицына Инна Васильевна Приложение 1 Урок литературы в 8 классе с введением компонента психологии iconКонспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по программе «Детство»
Подготовила и провела воспитатель старшей группы Агаева Инна Васильевна 1 – квалификационная категория

Миненко Светлана Евгеньевна Жерлицына Инна Васильевна Приложение 1 Урок литературы в 8 классе с введением компонента психологии iconУрок истории и литературы в 11-м классе на тему: «Истоки и уроки...
Название работы: Интегрированный урок истории и литературы в 11-м классе на тему

Миненко Светлана Евгеньевна Жерлицына Инна Васильевна Приложение 1 Урок литературы в 8 классе с введением компонента психологии iconБаландина Екатерина Васильевна, мбоу г. Иркутска сош №15 Урок литературы...
Дидактическая цель: создать условия для осмысления учащимися духовно-эстетического идеала писателя, получения знаний по творчеству...

Миненко Светлана Евгеньевна Жерлицына Инна Васильевна Приложение 1 Урок литературы в 8 классе с введением компонента психологии iconУрок английского языка "My Native Land Bashkortostan" составлен в...
...

Миненко Светлана Евгеньевна Жерлицына Инна Васильевна Приложение 1 Урок литературы в 8 классе с введением компонента психологии iconСысолятина Светлана Евгеньевна
Цель: Упражнять детей в выразительном исполнении коротких стихотворений. Воспитывать положительное отношение к детским поэтическим...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница