Скачать 212.96 Kb.
|
Анализ психолого-дидактических аспектов урока Цель педагогического анализа урока определяется потребностями управленческой практики в информации, которую необходимо получить при посещении учебного занятия. Следует установить, какие внешние факторы обусловили необходимость посещения конкретного урока именно у данного учителя в определенном классе и как в дальнейшем результаты анализа будут использованы в управлении процессом обучения, в работе с конкретным классом, учеником. Цель, время посещения, учитель, класс и конкретный урок не выбираются произвольно. Их выбор обусловлен повседневной практикой управления процессом обучения и отражен в плане работы школы. Направленность деятельности администрации школы при посещении и анализе урока определяется тем, какую формулировку имеет эта цель. Подготовка к посещению и анализу урока требует от заместителя директора по УВР профессионализма и компетентности. Если цель посещения и анализа урока связана с формированием у учащихся интеллекта, познавательной активности или самостоятельности, то и алгоритм наблюдения должен раскрывать параметры и показатели, по которым можно было бы проследить эти процессы, определить, какое место на уроке отводится формированию данных качеств, что с ними связано. Полученные в ходе наблюдения и анализа урока сведения могут быть использованы на заседаниях педагогических советов, методических объединений, при проведении родительских собраний, в индивидуальной работе с обучающимися. В приложении даны примерные формулировки целей и алгоритмы наблюдения психолого-дидактических аспектов урока. Приложение ЦЕЛИ И АЛГОРИТМЫ наблюдения психолого-дидактических аспектов урока Цель: изучить психологическое состояние класса во время контрольной работы. Алгоритм наблюдения: 1. Изучение деятельности учителя:
2. Изучение психологического состояния обучающихся класса:
Рекомендации:
^ Алгоритм наблюдения: 1. Изучение деятельности учителя: методы и приемы, используемые учителем для создания психологического настроя обучающихся на урок: - наличие на уроке установки на успех для всех обучающихся класса; - вера учителя в учебные способности ученика, радость от его успеха; - живое, интересное изложение нового материала, актуализация изученного материала; поддержание активности обучающихся в ходе всего урока и на отдельных его этапах: - умение отметить даже самое маленькое достижение ученика, оценить меру его труда; - использование разнообразных форм стимулирования деятельности (вербальных и невербальных оценок); - оказание помощи обучающимся по преодолению ими возможных трудностей в усвоении знаний и способов деятельности; - использование разнообразных практических заданий и упражнений как способов смены видов деятельности на уроке. 2. Изучение деятельности обучающихся класса:
3. Изучение деятельности обучающихся, которых опрашивает учитель:
Рекомендации: изучение познавательной активности через анкетирование обучающихся. Цель: формирование и развитие мотивов учения. Алгоритм наблюдения: 1. Изучение деятельности учителя:
2. Изучение деятельности обучающихся:
Цель: выявить причины неуспеха в познавательной деятельности обучающихся. Алгоритм наблюдения: 1. Изучение деятельности учителя. Установить:
2. Изучение деятельности обучающихся класса:
3. Изучение деятельности конкретного обучающегося:
Рекомендации:
^ Алгоритм наблюдения: Определить стиль общения учителя с обучающимися, установить:
Рекомендации: изучение межличностных отношений педагога с обучающимися через анкетирование. ^ Алгоритм наблюдения: 1. Определить, не обусловлена ли низкая успеваемость по предмету отношением обучающегося к учителю и учителя к обучающемуся. 2. Изучить требования учителя к обучающемуся. 3. Определить, как изучение других предметов может повлиять на успеваемость по данному предмету. 4. Выяснить, как в ходе урока учитываются индивидуальные особенности обучающегося. Рекомендации: необходима предварительная беседа с обучающимся по изучению его интересов и склонностей, а также, после посещения урока, - по содержанию полученных аналитических материалов. ^ Алгоритм наблюдения: Выявить причины, которые ведут к отклонениям в поведении обучающегося на уроке. В основе этих причин могут быть:
Рекомендации: изучение межличностных отношений педагога с обучающимися через анкетирование. Цель: изучить психологическое состояние обучающегося в новом для него коллективе. Алгоритм наблюдения: 1. Пронаблюдать взаимоотношения нового ученика с одноклассниками. 2. Изучить особенности группы обучающихся, в которую пришел "новичок". 3. Определить позицию, которую выбрал "новичок" (его готовность принять уже сложившиеся в классе нормы и ценности, стать интересным для окружающих человеком, чье присутствие может обогатить коллектив, человеком, который способен внести изменения, соответствующие его установкам, и т. п.). 4. Выявить условия, которые обеспечат его быструю адаптацию в группе. 5. Пронаблюдать, какие приемы использует учитель в работе с новым учеником. Установить, насколько они эффективны для адаптации обучающегося в новом для него классном коллективе. Рекомендации: для определения особенностей классного коллектива следует выявить неформальных лидеров и их влияние на психологическую атмосферу класса, характер отношений между обучающимися: наличие изгоев, кличек и т. п., определить причины данных социально-педагогических явлений. Данная цель и алгоритм наблюдения используются при посещении серии различных уроков и внеклассных мероприятий, при наблюдении на переменах и при проведении социометрического исследования. ^ . Алгоритм наблюдения: 1. Особенности процесса реагирования со стороны учителя на новичка (игнорирует его, обращает повышенное внимание и т. д.). 2. Как класс воспринимает новичка? 3. Как новичок подает себя на уроке? (сидит молча, принимает участие в разговоре и работе класса и т. д.). Рекомендации: можно выделить следующие приемы для создания благоприятной атмосферы по принятию нового ученика: познакомить, выразить радость, надежду на хорошую учебу и хорошие взаимоотношения с обучающимися и т. п. Необходима доброжелательная реакция класса на нового ученика, оказание помощи в создании новичком имиджа, соответствующего уровню его притязаний. ^ Алгоритм наблюдения: 1. Установить способы учета отсутствующих на уроке обучающихся для выяснения причин их отсутствия. 2. Проследить, создается ли эмоционально доброжелательная атмосфера для долго отсутствовавшего обучающегося. 3. Выяснить, какие приемы использует учитель для включения данного обучающегося в учебную деятельность. 4. Выяснить, какие методические приемы использует учитель для преодоления отставания в знаниях болевшего (долго отсутствовавшего) обучающегося. 5. Изучить деятельность учителя по предотвращению физической перегрузки болевшего обучающегося. Рекомендации:
^ Алгоритм наблюдения: 1. Установить время адаптации обучающихся, вызванное сменой видов деятельности. 2. Определить период урока, соответствующий оптимальной познавательной активности. 3. Выявить обучающихся, которые раньше или позже других включились в активную деятельность на уроке. Рекомендации: директор, заместитель директора, педагог-психолог могут посетить уроки, которые стоят в расписании после уроков физической культуры, в любых классах. Полученная информация может быть использована диспетчером для корректировки расписания и учителем при планировании учебной деятельности обучающихся на учебных занятиях, проводимых после урока физической культуры. ^ Алгоритм наблюдения: 1. Установить наличие на уроке ситуаций, способствующих развитию у обучающихся:
2. Определить наличие требований к выполнению домашнего задания обучающимися, их содержание. 3. Выяснить, какие методические приемы, способствующие удовлетворению желания обучающихся знать и уметь больше, использует учитель. Рекомендации: одним из эффективных средств организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе обучения и выработки умений постоянного обновления знаний являются памятки: - памятка-алгоритм, в которой рекомендуется работа алгоритмического характера: все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна; - памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий (шагов), но обучающиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них; - памятка-совет, в которой обучающиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно. Выбрать действия, наиболее подходящие для него лично, - дело самого обучающегося; - памятка-показ, в которой доминирует (не по месту, а по значимости) пример выполнения тех или иных действий с соответствующим их контролем; - памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование обучающихся, раскрытие перспектив их деятельности и т. п.; использование учителем активных форм и методов обучения; анализ работ педагогов и психологов, связанных с оценкой процессов саморегуляции и самоорганизации, показывает, что нередко именно низкий уровень саморегуляции, ее конкретные дефекты лежат в основе неуспеваемости, различных трудностей, возникающих в учебно-познавательной деятельности. В традиционной системе обучения ограничивается именно та внутренняя активность, которая необходима для формирования общей способности к учению. В практике обучения основной школы продолжает сохраняться и преобладать традиционный, репродуктивный, инструктивный характер обучения, лишь частично обращается внимание на формирование отдельных компонентов учебной самостоятельности. Именно поэтому переход от традиционного информационного преподавания к современному развивающему обучению требует поиска и использования личностно-развива-ющих технологий. ^ Алгоритм наблюдения: 1. Установить способы коллективного решения учебной проблемы, получения конкретных результатов совместного поиска. 2. Изучить организацию обмена операциями между обучающимися с целью получения общего продукта (например, совместный чертеж). 3. Изучить выполнение обучающимися различных функций на уроке, обмен функциями (например, взаимопроверка тетрадей). 4. Выяснить, какие учитель создает условия для творческой формы взаимодействия, при которой происходит обмен позициями (например, взаимопроверка творческих работ, сочинений, рисунков, стихотворений и т. д.). Рекомендации: организация работы обучающихся в мини-группах, в коллективе. ^ Алгоритм наблюдения: 1. Изучить приемы, обеспечивающие осознанность использования на практике изучаемого материала. 2. Установить степень заинтересованности обучающихся в процессе и в результатах своего труда. 3. Выявить желание обучающихся самостоятельно и творчески взаимодействовать друг с другом в учебно-познавательной деятельности. Рекомендации: использование различных приемов стимулирования активной учебной деятельности на уроке. ^ Алгоритм наблюдения: 1. Установить, развитие какого типа мышления (логическое, пространственное, конструктивное и т. д.) доминирует на уроке? 2. Выявить виды деятельности обучающихся на уроке, способствующие развитию мышления. 3. Изучить корректность постановки целей и задач обучения для развития мышления обучающихся. 4. Изучить учет возрастных особенностей обучающихся для развития их интеллекта при обучении. 5. Изучить эффективность использования ТСО и ИКТ с целью развития мышления обучающихся на уроке. Рекомендации:
Цель: изучить процесс развития мышления обучающихся в процессе их самостоятельной работы с книгой, учебником и справочной литературой. Алгоритм наблюдения: 1. Изучить организацию работы обучающихся с учебной литературой на уроке. 2. Изучить методические приемы по развитию у обучающихся навыков работы с учебной литературой (оказание помощи обучающимся, обучение самоконтролю и методам проверки результатов работы с учебной литературой). 3. Выявить степень формирования у обучающихся уверенности при самостоятельной работе с учебной литературой. Установить наличие положительного (поощрение) и отрицательного (наказание) подкрепления деятельности обучающихся или его отсутствие (нулевое внимание). 4. Развитие общеучебных умений у обучающихся при использовании учебной литературы:
5. Выявить эффективность применения методов, побуждающих обучающихся использовать учебную литературу в познавательной деятельности:
Рекомендации: критерием сформированности мышления может служить система умений, включающая в себя умения: - работать с текстом и справочным материалом; - извлекать знания об опытах, явлениях, устройствах и т. д.; - углублять знание в процессе работы с рисунками, графиками, схемами и таблицами; - применять знания при решении различных задач;
^ Алгоритм наблюдения (I вариант): 1. Оформление класса и доски для работы над произведением. 2. Создание эмоционального настроя. 3. Отношение учеников к произведению. 4. Отработка навыков выразительного чтения у обучающихся. Алгоритм наблюдения (II вариант): 1. Владение учителя искусством монологической речи, актерского мастерства. 2. Приемы обучения детей навыкам сценического мастерства. 3. Владение ситуацией в классе:
4. Опрос учеников по материалу одного или нескольких уроков. Выяснить:
Рекомендации: предполагается, что на уроке имеет место чтение и заучивание по ролям каких-либо произведений. Наблюдение урока с этой целью и по соответствующей программе позволяет увидеть, как у обучающегося вырабатываются навыки общения, владения ситуацией, подачи своих знаний и достижений вербальным путем. Эти уроки - своего рода тренинг по отработке навыков общения, которые важны для развития личности в целом. ^ Алгоритм наблюдения: Выявить, какие методические приемы работы со слабоуспевающим обучающимся использует учитель: опора на хобби и досуговые увлечения обучающегося (что позволяет пробудить интерес к учителю сначала как к личности, а через него – к предмету);
2. Установить степень контроля деятельности обучающихся на уроке:
Рекомендации:
^ Алгоритм наблюдения: 1. Выявить индивидуальные особенности учителя, способствующие созданию положительного эмоционального фона на уроке:
2. Изучить эмоциональную мобильность обучающихся:
3. Влияние неформального лидера в классе на общий эмоциональный фон урока (выявление его эмоциональной подвижности и настроя на работу на уроке). Рекомендации:
Именно здесь проверяется профессиональная пригодность педагога; для того, чтобы добиться эмоциональной комфортности на уроке, необходимо: – использовать частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос обучающихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма: 4–7 видов деятельности за урок); – использовать не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудио-визуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их через каждые 10–15 мин; – использовать методы, способствующие активизации и творческому самовыражению самих обучающихся; – проводить динамические паузы или минуты релаксации; – стимулировать внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний; – поддерживать у обучающихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе; – создавать ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей обучающихся); – справедливо оценивать ответы обучающихся (использовать вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя их в конце урока; тогда понятие “двойка” просто исчезнет). |
![]() | Выполнение контрольной работы по дисциплине «Анализ финансовой отчетности» обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного... | ![]() | Привести примеры уроков с использованием дидактических игр, а также описание игр, игровых приемов |
![]() | Цель урока – изучить культы основных богов Греции путём применения исследовательской работы | ![]() | Психолого-педагогический семинар «Психологическое сопровождение адаптации учащихся 5 классов» |
![]() | Цель контрольной работы – самостоятельная подготовка будущего бакалавра инноватики по предмету «Введение в специальность» | ![]() | Цель работы: Получить основные навыки работы в среде Matlab. Изучить возможности пакета Signal Processing Toolbox по генерации сигналов.... |
![]() | Целью контрольной работы является проверка знаний, полученных студентом в процессе обучения. Подготовка контрольной работы способствует... | ![]() | Целью контрольной работы является закрепление и проверка теоретических и практических знаний и умений студентов, формирование умений... |
![]() | Цель контрольной работы – самостоятельная подготовка специалиста по предмету «Корпоративная социальная ответственность» | ![]() | Цель урока: Изучить сущность процесса диффузии и показать значение явления диффузии в природе, технике и быту |