Скачать 53.68 Kb.
|
Кравцова И.А. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ НА УРОКЕ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ УЧЕНИКА Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? Ж.-Ж. Руссо Я работаю по УМК «Перспективная начальная школа», который помогает мне реализовать здоровьесберегающие технологии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании. Дифференцированное обучение в этом УМК практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Мною учитываются возрастные психологические особенности младших школьников, что позволяет мне использовать различные виды учебной деятельности на уроке, чтобы не наступило быстрое утомление. Для медлительных детей я снижаю темп опроса, не тороплю ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу. В своей практике я широко использую нестандартные уроки: уроки – конкурсы, уроки-экскурсии, уроки - игры, уроки – соревнования и другие. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Также я использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя. При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, что вызывает особый интерес к учебе. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. В осенне-весенний период физкультминутка проводится при открытой форточке. Дети очень любят эти физкультминутки. Например, «Часы» - «тик-так-вправо-влево голову». «Ветер» - движение туловищем вправо-влево-плавно, вместе с руками. «Пила» - имитация движения руки при пилении дерева. «Бокс» - имитация ударов правой и левой рукой. «Силач» - руку в кулак вверх-вниз, сначала правую, потом – левую. Эти упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Такие физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Очень нравятся детям физкультминутки в стихах: «Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась, Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!» На уроках я использую игры на внимание и физкультминутки для профилактики заболеваний органов зрения (зарядка для глаз), массаж активных точек на лице и пальчиках: «Водичка, водичка…», «Пальчики» и др. («Мои первые прописи», О.В.Узорова, Е.А.Нефедова, 1 класс)
А потом они в тетрадке будут буковки писать.
А если ножки смотрят вверх, что получилось? Рожки!
Ах, какой балет хороший! Мы похлопаем в ладоши!
Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.
Раз, два, три, четыре, пять – будем сверху нажимать.
Каждый хочет победить и награду получить.
И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.
Развернем наоборот и похлопаем немножко.
Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит.
Чтобы стаю нам догнать, нужно хвостиком махать.
«Почему же? Вот и нет!» - спорит левая в ответ.
Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?
Малыши сидят, мечтают, вместе ножками качают. Веселые стихи помогают учащимся снять моральное напряжение, а пальчикам – дать полноценный отдых. Пальчиковая гимнастика приносит и огромную пользу. На пальцах и ладонях есть «активные точки» - массаж этих точек улучшает работу мозга, положительно сказывается на самочувствии учащихся. Большое место в жизни младшего школьника занимает игра. Игра отображает окружающий мир в действиях, в результате игры у ребенка формируются абсолютно все стороны психической жизни. Участвуя в игре, ребенок гораздо более самостоятелен в постановке целей и выборе метода действия. В школьном возрасте нужно использовать ее как средство организации и облегчения учебного труда. Элемент игры в процессе обучения вызывает у детей «приятные переживания, повышает их активность. Большое значение игры имеют и в организации трудовой деятельности учащихся. Младшие школьники легче и с большим интересом выполняют те задачи, которые носят игровой (более веселый) характер. Они с интересом участвуют в сюжетных играх: в путешествие, войну, железную дорогу. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п. Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения, как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: "Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Например: Рано утром я встаю, Бога я благодарю, Солнцу, ветру улыбаюсь, И при этом, не стесняясь Слово «здравствуй»говорю, С кем встречаюсь поутру. Всем здоровья я желаю, Никого не обижаю. Хватит места на земле, Людям всем, животным, мне. Чтоб земля моя цвела, Я желаю всем добра. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.), используемые учителем методы повышения этой мотивации; психологический климат на уроке; наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. способствуют снятию напряжения, лучшему усвоению изучаемого материала. |
![]() | Ситуация успеха это особая атмосфера на уроке, когда и учитель и ученик чувствуют себя комфортно. Ученик не боится ошибиться, раскрывает... | ![]() | Цель: воспитывать в детях доброту, вежливое отношение к окружающим людям; формировать положительные эмоции |
![]() | Кравцова М. Дети и Бог / М. Кравцова. – М. Лепта Книга, 2009. – 240 с. – (В помощь родителям) | ![]() | Цели: расширять представления детей об эмоции «радость»; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей. Учить предавать... |
![]() | Цели: расширять представления детей об эмоции «радость»; учить детей понимать свои чувства и чувства других людей. Учить предавать... | ![]() | Стихи помогают развивать память, четкость и выразительность речи, вызывают положительные эмоции |
![]() | Цель: Формировать у школьников основы рационального питания, представление о необходимости заботы о своём здоровье, о важности правильного... | ![]() | Цель: Расширить кругозор детей о природе и природных явлениях, подарить положительные эмоции и яркие впечатления |
![]() | А вам желаю, ребята, проявить себя творчески, раскрыть свою индивидуальность и получить положительные эмоции | ![]() | Воспитательная цель: воспитывать чувство доброжелательности, внимания к окружающим людям. Формировать положительные эмоции |