Гоу дпо «Калужский государственный институт модернизации образования» Принята на Ученом совете гоу дпо «кгимо»




Скачать 454.6 Kb.
НазваниеГоу дпо «Калужский государственный институт модернизации образования» Принята на Ученом совете гоу дпо «кгимо»
страница1/3
Дата публикации28.02.2014
Размер454.6 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Психология > Документы
  1   2   3


Министерство образования и науки Калужской области

ГОУ ДПО «Калужский государственный институт модернизации образования»


Принята на Ученом совете

ГОУ ДПО «КГИМО»

Протокол № 2 от 25.02.11

КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ – ИНФЕКЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«Шаг навстречу»


Разработчики программы:

Войтенко Т.П., проректор по научной работе ГОУ ДПО «КГИМО», кандидат педагогических наук

Калитько Е.Н., директор центра психологической службы здоровья

Голубева Е.А., начальник отдела психологического сопровождения нормативного развития и взросления детей

Аксенова Н.А., педагог – психолог, кандидат психологических наук

Миронова Г.И., методист отдела непрерывного профессионального образования

Антонова Е.А., методист ГУЗ «Калужский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями»

Калуга 2011

Введение
Особенности распространения ВИЧ/СПИДа в России в целом, и в Калужской области в частности, определяют центральное место молодежи в развитии эпидемии ВИЧ/СПИДа. Более 55 % всех ВИЧ - инфицированных составляют люди в возрасте от 15-25 лет. При этом в эпидемию вовлечены учащиеся средних школ (22 человека), учреждений НПО (19 человек), ССУЗов (12) и ВУЗов (30 студентов) (6,5% от всех выявленных случаев).

Основным путем передачи ВИЧ в регионе является естественный половой путь заражения (более 85 % выявленных случаев), но в тоже время сохраняется риск передачи ВИЧ-инфекции шприцевым путем (до 18% всех случаев).

Активное вовлечение молодежи в эпидемию, в условиях ее нравственной дезориентации, определяется двумя основными факторами: во-первых, молодежь наиболее сексуально-активная часть населения, во-вторых, молодежь не обладает достаточным уровнем знаний, чтобы защитить себя.

Опрос, проведенный в 2008 г. среди учащихся ВУЗов и ССУЗов г. Калуга показал, что учащаяся молодежь не обладает достаточным уровнем знаний о ВИЧ-инфекции. 30% опрошенных отрицают или сомневаются, что ВИЧ-инфекция передается при всех видах половых контактов, от 8-20% респондентов считают, что ВИЧ предается при совместном употреблении пищи, через санитарно-техническое оборудование, а 38 % уверены, что ВИЧ предается при укусе кровососущих насекомых, 4% не знают про «шприцевой» путь передачи ВИЧ. При этом 10-16% уверены, что презервативы не защищают от заражения инфекциями, предающимися половым путем и ВИЧ-инфекции. Трагическим последствием этого становится непропорционально высокое число молодых людей, становящихся добычей ВИЧ.

Способом решения обсуждаемой проблемы может стать разработка и реализация в образовательных учреждениях области комплексной междисциплинарной региональной программы по профилактике ВИЧ – инфекции. Данная программа представлена как дополнительная к программам по формированию культуры здорового образа жизни и духовно-нравственному развитию и воспитанию подрастающего поколения.

^ В рамках медико-гигиенического блока реализуются следующие задачи:

  • способствовать формированию у учащихся навыков поддержания и укрепления здоровья;

  • обеспечить учащихся достоверной информацией о социально значимых болезнях в доступной форме.


Профилактическая деятельность в условиях общеобразовательных учреждений должна осуществляться, как правило, на комплексной основе с активным использованием ресурсов различных субъектов профилактики: учителей, психологов, работников медицинских и правоохранительных органов, служб психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Программа «Профилактика ВИЧ – инфекции в образовательных учреждениях Калужской области» предполагает формирование социально-психологических компетенций и следующих знаний:

здоровье и здоровый образ жизни;

социально значимые болезни; ВИЧ – инфекция, как болезнь, пути передачи ВИЧ – инфекции;

стадии развития заболевания, существующие виды лечения и помощи;

кризисы в жизни людей, живущих с ВИЧ/СПИД и со-зависимых;

причины и пути преодоления стигматизации и дискриминации людей живущих с ВИЧ.
Для оценки эффективности реализации программы по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции среди учащихся общеобразовательных школ предлагается использовать следующие целевые показатели:


Наименование

Количественный показатель

Способ измерения

Охват учащихся профилактическими программами

Не менее 95% обучающихся

Количественный учет учащихся, прошедших подготовку

Сформированность адекватного отношения к своему здоровью




Психологическое тестирование

Сформированность установки на ведение здорового образа жизни




Психологическое тестирование, анкетирование

Сформированность установок нравственности




Анкетирование

Правильно называют пути передачи ВИЧ

После обучения не менее 95% обучающихся

Анкетирование до обучающей программы и после

Отрицают неправильные представления о ВИЧ

После обучения не менее 95% обучающихся

Анкетирование до обучающей программы и после

Правильно называют основные факторы риска инфицирования ВИЧ

После обучения не менее 95% обучающихся

Анкетирование до обучающей программы и после

Правильно называют способ выявления ВИЧ-инфекции

После обучения не менее 95% обучающихся

Анкетирование до обучающей программы и после


Вариант методики оценки эффективности программы указан ниже.
^ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
1. Осознанный нравственный выбор здорового образа жизни как основа профилактики ВИЧ – инфекции

В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Это определение хорошо согласуется с представлениями о здоровье, выработанными в науке.

Согласно данным современной науки, здоровье человека представляет собой сложный феномен, включающий три уровня: телесный (соматический), психический и психологический.

Думается, что представления о телесном и психическом здоровье не нуждаются в подробных комментариях: телесные и психические нарушения и болезни хорошо известны; помощь человеку в их преодолении оказывается двумя подразделениями медицинской службы – соматическим и психиатрическим.

Психологическое здоровье – область заботы не медицинской, а психологической службы.

Обобщенный «портрет» психологически здорового человека составлен автором понятия «психологическое здоровье» - И.В.Дубровиной1. Психологически здоровый человек – это человек жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда и тяжелым, но он умеет справляться с жизненными трудностями.

Последний момент особенно убедительно раскрыт в работах основоположников представлений о психологическом здоровье – Г.Олпорта, А.Маслоу, В.Франкла, В.Фромма. Так, Г.Олпорт, в своей работе «Личность в психологии» подчеркивает, что быть здоровым – значит уметь противостоять тяжелым испытаниям, страданиям, неопределенности обстоятельств, поражениям собственных начинаний. Тот, кто не может противостоять – сожалеет о прошлом, ненавидит настоящее и страшится будущего – тот не здоров; ссылаясь на слова восемьдесят четвертого псалма, автор заключает: блажен тот, «кто проходя сквозь юдоль печали, использует ее во благо»2.

Психологическое здоровье – проявляясь в психологической устойчивости, сопротивляемости действию разрушающих обстоятельств – имеет нравственные основы. Нравственная дезориентированность (неразличение добра и зла, неспособность следовать добру, заблуждения на путях духовно-нравственных исканий) приводит к снижению психологической устойчивости, порождающей различные формы рискованного поведения. Именно поэтому важно понимать роль процессов духовно-нравственного развития подрастающего поколения в формировании установок здорового образа жизни.
^ 2. Информированность о социально значимых болезнях (в том числе ВИЧ – инфекции) и путях их передачи в системе пропаганды здорового образа жизни.

На данный момент можно говорить о том, что эпидемия в Калужской области приобретает характер концентрированной, так как вирус стал проникать во все слои населения, поражаются не только группы риска, но и лица социально благополучные. Некоторые авторы, в том числе и профессор Покровский В.В. (главный инфекционист России) придерживаются мнения о скрытом этапе развития эпидемии, то есть моменте снижения выявляемости среди различных групп населения. Дальнейшее развитие эпидемиологической ситуации будет зависеть от социально-экономического положения в обществе, а так же от уровня потребления инъекционных наркотиков, которое до сих пор остается самым высоким в мире (более 7 случаев на 1000 человек) и от уровня информированности населения.

ВИЧ-инфекция (как и другие социально значимые болезни) во многом – болезнь дефицита знаний. Недостаточная информированность населения о путях передачи и клинических проявлениях инфекции ВИЧ, представление о том, что СПИД является закономерным результатом аморального и асоциального поведения, привели к тому, что диагноз «ВИЧ-инфекция» стал «клеймом». Данный факт ещё больше обостряет противоречия между обществом и людьми, живущими с ВИЧ, так как общество привыкло идентифицировать ВИЧ- инфицированных с маргиналами, и всячески провоцируя отторжение и ущемление их прав, а люди, живущие с ВИЧ, в свою очередь не могут принять свой статус и найти свое место в обществе с учетом изменившейся жизненной ситуации.

Именно поэтому так важно попытаться объяснить учащимся, как избежать заражения и сохранить свои жизнь и здоровье.
^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Для определения направлений, содержания и методов профилактической работы в рамках образовательной программы важно разобраться, в чем состоит суть профилактики распространения ВИЧ-инфекции в каждой возрастной группе.

^ Согласно статистическим данным, дети младшего школьного возраста (1-4 классы) не включены в группу риска заражения ВИЧ-инфекцией. Тем не менее, данная возрастная группа должна быть охвачена профилактической работой. В содержании программы для этой группы учащихся особое внимание должно быть уделено формированию представлений о здоровье, как ценности, а также формированию привычек здорового образа жизни и навыков поддержания и укрепления здоровья. Важно, чтобы дети младшего школьного возраста понимали, принимали и с удовольствием применяли методы укрепления здоровья (например, приобрели привычку делать утреннюю гимнастику), следовали правилам личной гигиены, а также имели представление о природе инфекционных и неинфекционных заболеваний и избегали контакта с предметами, представляющими опасность для здоровья (не подбирали и не использовали в играх найденные на улице шприцы, окурки, бутылки из под алкоголя, лекарственные средства и т.д.).

^ В среднем школьном возрасте (5-7 классы) детям наряду с формированием привычек здорового образа жизни, необходимо предоставлять первую информацию о «социально значимых болезнях» и способах их распространения. Но в этом случае в информационном блоке следует говорить не о том, как можно заразиться, а о том, как можно избежать заражения – важно, чтобы на этом этапе ребенок четко понял, какие формы поведения могут способствовать нездоровью, а какие обеспечат возможность сохранения и укрепления здоровья. Такая постановка вопроса будет способствовать формированию стремления сохранить здоровье и позволит ребенку в дальнейшем делать свободный нравственный выбор в пользу здоровья, независимо от обстоятельств и ситуаций, в которых он может оказаться.

^ Подростки и молодежь (8-11 классы) относятся к группе риска заражения ВИЧ-инфекцией. Поэтому профилактическая работа с данной возрастной группой должна способствовать:

  1. формированию и утверждению у подростков жизненных ценностей (здоровье, семья, дружба и т.п.), препятствующих проявлению у подростка рискованных форм поведения;

  2. повышению уровня социально-психологической компетентности подростков (умение общаться; понимать и выражать свои чувства; принимать решения; противостоять давлению, побуждающему к осуществлению рискованного поведения и т.д.);

  3. приобретению подростками знаний о социально значимых болезнях, путях их распространения (в том числе в молодежной среде) и последствиях заражения;

  4. проявлению у подростков чувства сострадания и терпимости к ВИЧ - инфицированным людям.

Одной из задач развития в подростковом возрасте является осуществление подростком ряда выборов, которые обеспечивают целостность личности, утверждение индивидуальности и личностного способа бытия. Перед взрослым, сопровождающим развитие подростка, стоит задача создания условий, при которых подросток способен самостоятельно сделать свободный осознанный нравственный выбор в пользу своего здоровья.

Таким образом, данная образовательная программа предполагает возможность снижения риска заражения ВИЧ-инфекцией (и других инфекций ИППП) путем сокращения проявления различных форм рискованного поведения в молодежной среде и отдаления возрастной границы первого полового контакта.

Содержание

1-4 классы

Социально-психологический блок.

Что такое хорошо и что такое плохо: мои поступки, дурные привычки и мое отношение к ним. Забота и ответственность. Человек и окружающий мир. Моя семья, моя школа, мой город как объект заботы. Проявление заботы в окружающем мире. Проявление заботы в моем городе, в моей школе.

Культура поведения. Этика. Этикет. Уважение к старшим. Забота о младших. Проявление милосердия, терпимости. Ответственность за жестокое поведение.

Правила в жизни человека. Правила поведения в школе и на улице. Опасные ситуации. Опасные игры. Опасные предметы. Стихийные бедствия. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Опасные ситуации.

Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками). Значение дружбы в жизни человека. Внешние и внутренние качества друга. Причины, приводящие к конфликту и возможные пути его разрешения.
^ Медико-гигиенический блок.

Основы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Понятие «здоровье». Что такое «здоровье». Здоровье и болезнь. Чистота и умывание. Отдых и сон. Еда и здоровье. Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. Вредные привычки. (что может здоровый человек, в чем ограничен нездоровый человек).

Мы и наше тело. Как быть здоровым. Режим дня. Важность занятий физической культурой в жизни человека. В здоровом теле – здоровый дух. Как легче болеть и быстро выздоравливать?

Как избежать травм. Правила безопасного поведения дома, на улице, у водоемов, в лесу и др. Первая помощь при несчастных случаях.
^ 5-7 классы

Социально-психологический блок.

Значение таких понятий как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть в жизни человека.

Красота мира. Красота жизни. Красота – внешняя и внутренняя. Красота природы. Красота, созданная руками человека. Как сберечь красоту. Бережное отношение к окружающему миру. Вандализм. Созидание и разрушение.
Общение между людьми. Как слушать собеседника и вести себя во время разговора, как принимать и уважать чужую точку зрения.

Я и другие. Что такое настоящая Дружба. Любовь. Образ идеального избранника (цы).

Агрессия и формы ее проявлений. Как справиться со своим гневом.

Представление о рискованном и нерискованном поведении. Дурные привычки и мое отношение к ним. Как научиться отстаивать собственное мнение и сказать решительное «нет».

Роль профессии в жизни человека. Мои склонности, интересы, желания и мои возможности.

Стремление быть лучше, стремление к совершенству. Как сделать правильный выбор. Принятие решений: Могу + хочу + надо + варианты выбора = правильное решение.
^ Медико-гигиенический блок.

Здоровье и красота человека. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Основы знаний об инфекционных и неинфекционных заболеваниях. Причины заболеваний. Вирусы. Строение вируса. Способы распространения вирусов. Способы борьбы с вирусами.

Методы сохранения и укрепления здоровья. Правила личной гигиены в подростковом возрасте. Оздоровительная гимнастика и спорт. Закаливание.

Правильное питание. Что такое здоровая пища и как ее приготовить.

Правила организации труда. Чередование режимов работы и отдыха. Сон. Различные виды гимнастики в минуты отдыха (для глаз, опорно-двигательной системы и т.д.).

Окружающая среда и здоровье человека. Как оценить состояние своего здоровья (мониторинг физического здоровья).

^ 8-11 классы

Социально-психологический блок.

Здоровье и красота человека. Здоровье как необходимое условие самореализации в различных областях науки, культуры, спорта, искусства, достижения успеха и продвижения по карьерной лестнице.

Активная гражданская позиция, социальная позиция. Основы социального проектирования.

Любовь как высшая ценность человеческой жизни. Понятие семьи. Наличие разных подходов к пониманию роли и назначения семьи.

Конфликт. Управление конфликтной ситуацией. Методы разрешения конфликтов. Навыки работы с эмоциями в конфликтных и стрессовых ситуациях. Умение понимать и выражать свои чувства.

Рискованное и нерискованное поведение. Вредные привычки и здоровье. Негативные последствия употребления ПАВ. Умение занять свою позицию в группе и отстаивать собственное мнение, способность противостоять давлению, умение сказать «Нет». Понятие «ответственность». Умение принять ответственное решение. Ответственность за свои жизнь и здоровье.

Самореализация, выбор профессии.
^ Медико-гигиенический блок.

Половое развитие и признаки полового созревания. Репродуктивное здоровье. Раннее начало половой жизни и его последствия.

^ Основы знаний о ВИЧ и СПИДе

ВИЧ-инфекция неизлечимое, длительно протекающее инфекционное заболевание, при котором поражается и медленно разрушается иммунная (защитная) система человека.

Болезнь характеризуется стадийностью протекания - от бессимптомного носительства в начале до клинических проявлений болезни, тяжесть которых усиливается по мере разрушения иммунной системы и развития СПИД.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) последняя стадия болезни, которая сопровождается почти полным угнетением защитных сил организма, на фоне которого развиваются множественные инфекционные заболевания и злокачественные опухоли.

ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) возбудитель ВИЧ-инфекции. Открытие вируса произошло в 1983 году. С июля 1986 года для обозначения возбудителя повсеместно принято название «вирус иммунодефицита человека» или «ВИЧ».
1. Первые сведения о ВИЧ-инфекции

Первые сведения о необычном заболевании были опубликованы в американском бюллетене "Еженедельные сообщения о заболеваемости и смертности" 5 июня 1981 года, где была помещена информация, о том, что среди молодого и здорового населения в возрасте от 25 до 36 лет, зарегистрированы случаи редких заболеваний – пневмоцистной пневмонии и саркомы Капоши. До этого данные заболевания встречались исключительно у пожилых людей, и у лиц, принимающих препараты, подавляющие иммунную систему. Количество регистрируемых случаев стало расти, и не только в США, но и в других странах мира.

В 1981 году количество больных СПИДом исчислялось десятками, год спустя сотнями, а в 1985 году их число достигло 10 тысяч, в 2006 году это число достигло более 60 млн. человек.
2. Первооткрыватели ВИЧ

Открытие вируса произошло почти одновременно в двух лабораториях. Первооткрывателями вируса стали Люк Монтанье из Института имени Пастера (Франция) и Роберт Галло из Национального института здоровья (США). В 1983 году (всего лишь через два года после выявления первых случаев болезни) из лимфатического узла больного СПИДом был выделен вирус — возбудитель СПИДа. С июля 1986 года для обозначения возбудителя повсеместно принято название «вирус иммунодефицита человека» или «ВИЧ».
3. Строение ВИЧ

При рассмотрении под электронным микроскопом вирус напоминает экзотический цветок. Его внешняя оболочка имеет шарообразные выступы, называемые рецепторами, посредством которых он прикрепляется к поражаемым в организме человека клеткам.

Вирус иммунодефицита человека вызывает медленно текущее заболевание с длительным скрытым периодом (от момента заражения до появления признаков болезни). Поэтому, проникнув в организм человека, ВИЧ сначала ничем себя не проявляет. Проходят месяцы и годы, пока разовьется заболевание СПИД.

Вирус нестоек во внешней среде. При температуре +56°С в течение 10 минут инфекционность ВИЧ снижается, а в течение 30 мин гибнет, при кипячении вирус погибает в течение 1 мин. и при замораживании до -70°С. Все известные дезинфицирующие вещества также легко его инактивируют. Мыло и горячая вода приводят к гибели ВИЧ. Вирус относительно устойчив к ионизирующей радиации (y-лучи) и ультрафиолетовому излучению в дозах, обычно применяемых при стерилизации.

В нативном состоянии в крови и на предметах внешней среды сохраняет заразную способность до 14 дней, в высушенных субстратах – до 7 суток.

В настоящее время известно два типа вируса – ВИЧ-1 и ВИЧ-2. Они схожи по своей структуре, путям передачи, проявлениям заболевания. Меры предосторожности для профилактики передачи ВИЧ-1 и ВИЧ-2 одинаковы.
4. Источник заражения и пути передачи ВИЧ

Единственным источником заражения является ВИЧ-инфицированный человек на всех стадиях заболевания.

Опасность заключается в том, что ВИЧ-инфицированный человек длительный период времени чувствует себя здоровым. У него нет проявлений болезни, он ведет обычный образ жизни, но при этом, не зная о своем заболевании может заражать других.

Существует три пути передачи ВИЧ-инфекции:

  • половой;

  • через кровь (парентеральный);

  • от матери ребенку (вертикальный).

Для стран Центральной Европы, СНГ, в том числе и для Беларуси, ведущим путем передачи был парентеральный. В настоящее время наряду с парентеральным путем все чаще реализуются половой и вертикальный пути, которые в дальнейшем, могут стать ведущими.

1) Передача ВИЧ при половых контактах

При всех видах половых отношений существует риск передачи ВИЧ-инфекции. Каждый половой контакт без предохранения (без презерватива) с лицом, инфицированным ВИЧ, подвергает неинфицированного партнера опасности заражения.

2) Передача ВИЧ через кровь.

Кровь инфицированного человека содержит большое количество вируса и является чрезвычайно заразной при попадании ее непосредственно в кровоток другого человека. Передача ВИЧ через кровь зависит от количества вируса, содержащегося в определенной "дозе" (порции) крови. Неповрежденная кожа является хорошим барьером для вируса, однако существует опасность проникновения вируса через слизистые оболочки, например, при попадании крови в глаза или ротовую полость.

Возможно заражение через загрязненное кровью бритвенное лезвие или маникюрные принадлежности.

3)Передача от матери ребенку (вертикальный путь).

Существует три периода, во время которых инфицированная мать может передавать вирус своему ребенку:

  • во время беременности (до рождения);

  • в процессе родов;

  • после рождения, при кормлении грудью.

Жидкости организма, содержащие ВИЧ

Жидкости организма, содержащие вирус в концентрации, достаточной для заражения: кровь,сперма, вагинальный секрет - эти жидкости содержат высокую концентрацию вируса, они инфекционно опасны!

ВИЧ так же передается при грудном вскармливании.

Кроме перечисленных выше жидкостей ВИЧ также выделен в моче, слюне, слезах - эти жидкости содержат очень низкую концентрацию вируса, они инфекционно опасны только в больших объемах

^ ВИЧ не выделен в: поте, фекалиях, ушной сере.

5. Действие ВИЧ на организм человека

Попадая в организм человека, вирус иммунодефицита избирательно поражает клетки иммунной системы Т-лимфоциты (Т-хелперы), проникая в ядро этой клетки. Вирус становится составной частью наследственного аппарата клетки и при делении передается дочерним клеткам. Таким образом, поражая Т-лимфоциты, ВИЧ первоначально вызывает дисфункцию иммунной системы, а затем полностью выводит ее из строя.
6.Клинические проявления ВИЧ-инфекции

В течение ВИЧ-инфекции можно выделить несколько стадий, постепенно переходящих одна в другую.

Первичная реакция организма на внедрение ВИЧ проявляется выработкой специфических белков – антител – в течении трех до шести месяцев. Этот период называется "сероконверсионное окно".

У 15-25% инфицированных появление антител к ВИЧ в организме сопровождается клиническими симптомами первой стадии заболевания.

^ Первая стадия. В течение трех-пяти недель после инфицирования у человека может развиться острое заболевание, длящееся две- три недели, с такими симптомами, как высокая температура, сыпь, боли в суставах и мышцах, боли в горле при глотании. Симптомы могут быть слабыми и обычно полностью проходят.

Заболевание переходит во вторую стадию, при которой вирус продолжает размножаться внутри организма, но никаких клинических проявлений и болезненных состояний при этом не наблюдается. Человек годами может оставаться практически здоровым, хорошо себя чувствовать, несмотря на то, что он инфицирован ВИЧ.

^ Третья стадия наступает после продолжительного латентного периода - 3-5 лет и более. Увеличиваются группы лимфоузлов - затылочные, шейные, подмышечные и др. Они эластичные, безболезненные и увеличение узлов держится длительно – более 3-х месяцев.

По мере прогрессирования болезни присоединяются похудание, лихорадка, длительные поносы, различные повторные инфекции - ангины, отиты и др., которые пока имеют благоприятное течение и лечатся общепринятыми средствами. Почти у всех больных отмечается поверхностное поражение кожи - гнойники, себорея, опоясывающий лишай, грибковые поражения. Такое состояние свидетельствует о значительном поражении иммунной системы и формировании стадии — пре-СПИД.

Далее, но мере развития заболевания начинают проявляться сопутствующие (оппортунистические) инфекции – с поражением нескольких органов. Периодически наступают улучшения, но затем – новые эпизоды болезни, более тяжелые, чем прежде. Постепенно, без каких-то резких, драматических перемен болезнь переходит в последнюю стадию – собственно СПИД.

^ 7.  Диагностика ВИЧ

Тестирование проводится с целью определения антител к ВИЧ в организме человека. Тестируясь, люди могут узнать, инфицированы они или нет. Обследование организовано на добровольных началах. Возможно анонимное тестирование. Обязательному тестированию подвергаются все образцы крови, а также образцы органов и тканей перед трансплантацией.

Обследоваться на наличие антител к ВИЧ может любой гражданин, забор крови для данного обследования осуществляется во всех лечебных учреждениях и в отделе профилактики ВИЧ/СПИД.

Обследование на ВИЧ-инфекцию осуществляется с соблюдением принципов конфиденциальности и уважения прав и свободы человека.

Тестирование, сопровождающееся дотестовым и послетестовым консультированием, проводится на основе соблюдения медицинской этики и деонтологии.

8. Лечение

Имеющиеся в арсенале врачей лекарственные средства – антиретровирусные препараты позволяют лишь стабилизировать состояние больного СПИД. Лечебное действие препаратов основано на сдерживании размножения вируса и, как следствие – уменьшение количества вирусных частиц и увеличение числа клеток крови, отвечающих за иммунитет. Терапия дает возможность значительно продлить жизнь больных, облегчить их страдания, вернуть их к общественной деятельности. Использование антиретровирусных препаратов в недостаточных дозах или частые пропуски их приема приводят к появлению штаммов ВИЧ, устойчивых к терапии. Да и сами препараты достаточно токсичны.

С увеличением количества препаратов и конкуренцией среди их поставщиков, стоимость терапии сокращается. Так в 2002г. стоимость годового курса терапии для одного пациента составляла 12 000$ , в 2003г. – 8 112$, 2004г. – около 5 000$.

Вакцинопрофилактика.

Надежда ученых на создание вакцины очень мала, вирус ВИЧ - сложный вирус, который все время видоизменяется. Изменчивость ВИЧ в 10 раз (а по некоторым данным в 100 раз) более высокая, чем у вируса гриппа. Затрудняет разработку вакцины и отсутствие животных, на которых можно было бы их испытывать. В настоящее время несколько вакцин проходит доклинические испытания и мелкомасштабные испытания на людях. Но даже если вакцины докажут свою эффективность, быстрого прекращения эпидемии не произойдет. К тому же ни одна из вакцин против ВИЧ-инфекции, по-видимому, не сможет быть на 100% эффективной. В лучшем случае, она лишь дополнит другие методы профилактики.

9. ВИЧ-инфекция и закон

СПИД является не только медицинской проблемой, так как ведет к различным социальным последствиям, создает проблемы как для самих ВИЧ-инфицированных, так и для их родных, близких, для всех людей, которые так или иначе связаны с ними. ВИЧ-инфицированные люди нуждаются в помощи и поддержке. Они могут столкнуться с особыми психологическими препятствиями в плане использования своего права на охрану здоровья. Некоторые могут бояться того, что сотрудники медицинских учреждений раскроют их ВИЧ-статус, хотя законодательством гарантируется конфиденциальность. Некоторым очень трудно смириться с тем, что они подверглись заражению.

Кроме того, само общество не готово принять ВИЧ-инфицированных. Как известно из мирового опыта, довольно часто ВИЧ-инфицированные или те, чьи родственники больны или умерли от этого заболевания, подвергаются дискриминации не только со стороны посторонних людей, но и со стороны друзей и родственников.

Поэтому отдельным направлением профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД должно стать формирование терпимого отношения общества в целом к инфицированным ВИЧ, больным СПИД и их родственникам.

^ Возможности использования программы в рамках школьных дисциплин.

Предмет «ОБЖ»

С 8 по 11 класс раздел «Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни» в следующих темах:

8 класс «Вредные привычки и их влияние на здоровье»

9 класс «Инфекции, передающиеся половым путем. Понятие о ВИЧ и СПИДе»

10 класс «Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика»

11 класс «Инфекции, передающиеся половым путем. Меры профилактики»

«СПИД, его профилактика»

^ Предмет «Биология»

8 класс «Кровь и кровообращение»: иммунитет, СПИД и другие инфекционные заболевания и борьба с ними.

«Размножение и развитие»: вредное влияние алкоголя, никотина и др. факторов на потомство.
^ Профилактика ВИЧ – инфекции в формате внеучебной деятельности

В рамках классных часов, факультативных занятий рекомендуется внедрение следующих международных и российских программ, адаптированных к национальным и региональным условиям:

1. Проект ХОУП, который предлагает школьную программу по профилактике ВИЧ. СПИДа и готовые учебные пособия «Полезная практика: реальные альтернативы», «Полезная прививка», «Четырнадцать полезных уроков». Эти пособия допущены Министерством образования и науки Российской Федерации. Пособия составлены авторами «Проекта ХОУП» для проекта «Здоровая Россия 2020», осуществляемого Центром коммуникативных программ Блумбергского факультета здравоохранения, Университета им. Джона Хопкинса в Балтиморе;

2. «Тренинг жизненных навыков» (МАБНН);

3. «Профилактика курения, алкоголизма, наркомании и СПИДа» (фонд Сороса).

4. «Педагогика здоровья» (В. Н. Касаткин)

Данные программы имеют научное сопровождение, четкие цели и задачи, направленные не только на предоставление необходимой информации о ПАВ и СПИДе, но и на развитие личностных и социальных качеств учащихся, используют инновационные методы обучения.

Также педагоги общеобразовательных учреждений имеют право самостоятельно разрабатывать программы по вопросам профилактике ВИЧ – инфекции и использовать их в элективных курсах и на факультативных занятиях.

Возможность привлечения к профилактической деятельности добровольцев из числа молодежи резко повышают доступность и эффективность информации для молодежи о ВИЧ/СПИДе. Специалистами ГУЗ «Калужский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» Антоновой Е.А., Поярковым Н.Н., Чистяковой Н.И. разработана программа по подготовке волонтеров способных донести до сверстников информацию о ВИЧ/СПИДе в доступной форме.

Кратчайшим путем сформировать необходимые знания, умение, навыки, должное отношение к своему здоровью можно при использовании различных форм работы. Исходя из поставленной цели в рамках проблемы ВИЧ/СПИД, можно использовать: тематические вечера и недели, лектории, конкурсы, выставки, выпуск газет и устных журналов, круглые столы, КВН, выступление агитбригад, акции, дискотеки, викторины и др., что позволяет увлекательно и систематически вести работу по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи.

Агитбригада – одна из форм нравственного воспитания, обеспечивающая органическое соединение глубокого содержания с яркими художественно-выразительными, эмоциональными формами.

Главное в выступлениях – современность, меткость, острота исполняемых куплетов, сценок, которые призывают молодёжь не оставаться безразличной, а активно включаться в жизнь общества. Поэтому её можно использовать при проведении мероприятий по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании, СПИДа.

Сфера деятельности агитбригады может осуществляться и за рамками внешкольного (учебного) заведения. Её выступления могут с успехом проходить не только в своем коллективе, но и в школах, ПТУ, ССУЗах и т.д.

^ Беседа за «круглым столом» – предусматривает свободный обмен мнениями по актуальным вопросам современности, к которым можно отнести проблему ВИЧ/СПИД. Специалисту, организующему такую беседу, нужно заранее определить её тему, основной предмет разговора, помочь активу наметить круг вопросов и поручить наиболее сильным участникам подготовить краткие сообщения по ним. Так, если тема разговора за «круглым столом», например «СПИД и молодёжь», то в ходе беседы могут быть обсуждены такие вопросы: распространение ВИЧ-инфекции среди молодёжи и что этому способствует, меры профилактики этого заболевания, какие духовные ценности могут быть ориентиром для молодёжи, чтобы избежать инфекции и др. Так же на «круглый стол» можно пригласить гостей и специалистов таких как: нарколог, венеролог, эпидемиолог, социолог, психолог и др.

^ Вечер вопросов и ответов. Заранее (за месяц до вечера) его организаторы помещают на видном месте ящик для вопросов. Рядом с ним вывешивается объявление, в котором организаторы вечера предлагают учащимся задавать вопросы на интересующие их темы. Не позже чем за неделю до вечера все полученные вопросы можно передать специалистам, которые могли бы глубоко и содержательно ответить на них. Вечер обычно начинается вступительным словом ведущего, который объявляет тему, рассказывает о поступивших вопросах, представляет тех, кто будет на них отвечать. Затем идет основная часть: ответы на вопросы. На вечере у участников могут появиться новые вопросы, поэтому ведущий предлагает всем желающим в письменном виде подавать их в президиум. После вечера организаторы могут выпустить бюллетень с краткими ответами на все заданные вопросы. Вечер можно закончить демонстрацией фильма по обсуждаемой теме.

^ Вечер тематический – это комплексное художественно-публицистическое действие, связная цепь устных выступлений, зрительных и музыкальных образов, объединенных конкретным сюжетом. Программы вечеров включают в себя самые разнообразные элементы: в начале вечера уместно краткое тематическое сообщение в форме лекции, доклада, информации. Вторая часть программы обычно включает развлекательные элементы. Это могут быть выступления художественной самодеятельности, показ короткометражных фильмов, викторины, игры и т.д.

Конкурс – соревнование на лучшее выполнение определенного задания. В нем могут участвовать как отдельные лица, так и целые коллективы. Конкурс может входить составной частью в массовые мероприятия, а так же быть самостоятельным мероприятием. Для оценки выполнения участниками конкурса задания создается жюри, которое так же подводит итоги в конце конкурса и награждает победителей. В рамках проблемы ВИЧ/СПИД можно проводить конкурсы плакатов, рисунков, четверостиший, сочинений, агитбригад и др.

Викторина – занимательная игра, в процессе которой в определенной последовательности перед участниками ставятся вопросы, на которые они дают ответы. Викторины являются самостоятельным видом внеклассной работы, но могут проводиться и на заседаниях кружков, вечерах.

Викторина – это своеобразный конкурс. Её можно проводить и в форме аукциона.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гоу дпо «Калужский государственный институт модернизации образования» Принята на Ученом совете гоу дпо «кгимо» iconНижний Тагил Нижнетагильский филиал гоу дпо «Институт развития регионального...
Нижнетагильский филиал гоу дпо «Институт развития регионального образования Свердловской области»

Гоу дпо «Калужский государственный институт модернизации образования» Принята на Ученом совете гоу дпо «кгимо» iconГоу дпо ниро «Нижегородский институт развития образования» Кафедра...
Введение стр. 3

Гоу дпо «Калужский государственный институт модернизации образования» Принята на Ученом совете гоу дпо «кгимо» iconУправление образования и спорта администрации Ракитянского района Белгородской области
Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Гоу дпо «Калужский государственный институт модернизации образования» Принята на Ученом совете гоу дпо «кгимо» iconАоу дпо «Вологодский институт развития образования» гоу спо «Сокольский педагогический колледж»
Артамонова Н. И., Володина Л. О., Егорова Т. Ю. (гл ред.), Караганова м м., Касаткина Е. И., Малухина Н. В., Углицкая М. А

Гоу дпо «Калужский государственный институт модернизации образования» Принята на Ученом совете гоу дпо «кгимо» iconРеспублики Марий Эл гоу дпо (ПК) с «Марийский институт образования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы»

Гоу дпо «Калужский государственный институт модернизации образования» Принята на Ученом совете гоу дпо «кгимо» iconГоу дпо рс (Я) «Институт развития образования и повышения квалификации»...
Новые идеи в оценке образовательных результатов в условиях реализации новых стандартов

Гоу дпо «Калужский государственный институт модернизации образования» Принята на Ученом совете гоу дпо «кгимо» iconМетодическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. Кулебаки 2009 г
Р. Ю. Белоусова – зав кафедрой управления дошкольным образованием гоу дпо «Нижегородский институт развития образования», к п н.,...

Гоу дпо «Калужский государственный институт модернизации образования» Принята на Ученом совете гоу дпо «кгимо» iconАоу то дпо «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования»
Департамент образования и науки Тюменской области аоу то дпо «Тюменский областной государственный институт развития регионального...

Гоу дпо «Калужский государственный институт модернизации образования» Принята на Ученом совете гоу дпо «кгимо» iconПроекта
Министерство образования Московской области гоу дпо (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия...

Гоу дпо «Калужский государственный институт модернизации образования» Принята на Ученом совете гоу дпо «кгимо» iconГоу впо «Альметьевский государственный нефтяной институт» Корепанов...
Философия морали. Тоска по русскому аристократизму… Как знакомы нам эти темы из трудов Владимира Петровича Фетисова, одного из немногих...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница