Психологу, специалисту в области возрастной и педагогической психологии




Скачать 63.85 Kb.
НазваниеПсихологу, специалисту в области возрастной и педагогической психологии
Дата публикации17.04.2014
Размер63.85 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Психология > Документы


Письмо моему Учителю – профессору Просецкому Павлу Алексеевичу - российскому психологу, специалисту в области возрастной и педагогической психологии.

(Доктор психологических наук (1971), профессор кафедры психологии МГПИ им. В.И.Ленина).

Вот уже тринадцать лет, как Вас нет на этой Земле, дорогой мой Учитель. Расстались мы семнадцать лет назад! Но я так ясно помню тот первый снег…

Была поздняя холодная затянувшаяся осень. На Таганке шла лекция по психологии «Возрастные особенности личности ребёнка младшего школьного возраста». Вы как всегда читали медленно, с чувством, с толком, подробно останавливаясь на каждой мелочи, всматриваясь в наши лица и наши души, будто стараясь найти отражение своих слов и мыслей. В аудитории сонная тишина. И вдруг Вы остановили лекцию, глаза Ваши засияли так ясно, что стало светлее. «Посмотрите туда!» - сказали Вы, показывая рукой на огромные аудиторные окна, располагавшиеся за спинами студентов. Все обернулись и увидели настоящую снежную бурю! Весёлую и долгожданную.

Первый снег валил огромными хлопьями, они кружились и метались на сильном ветру. Студенты повскакивали со своих мест, прилипли к окнам и воскликнули: «Снег! Первый снег!..» Это была такая красота и такая радость, что у многих выступили слёзы на глазах. А вы стояли за кафедрой, смотрели на нас и улыбались.

Та осень была такая длинная, а зима такая долгожданная, что мы, уже взрослые люди, радовались, как дети. Вы – мудрый человек и педагог, с высоты своих прожитых лет и опыта понимали, что сейчас нет ничего важнее этого снега и этой радости! Что в такие минуты замирает сердце от красоты и величия природы, душа приобретает опыт жизнелюбия, человек становится выше и чище. И Вы прервали лекцию, потому что были мудры, и знали, что вот сейчас, в этот самый момент, в нас войдёт что-то очень важное, не менее важное, чем Ваши слова и мысли.

Для меня, дорогой Учитель, это стало не только моментом совершенствования души, но и уроком умения выбирать Главное, чувствовать ситуацию, воспитательный момент, который жизнь сама тебе преподносит, умения правильно и вовремя воспользоваться этим моментом, чтобы он стал эффективным и незабываемым для ребёнка. Такое умение я считаю важнейшим средством воспитания, а педагог, владеющий им, добьётся любых поставленных перед собой воспитательных задач, достигнет высокого искусства в воспитании гражданина, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности и всего общества.

Являясь классным руководителем, я стараюсь быть открытой для учеников. В деле воспитания детей не бывает мелочей. Все важно и улыбка, и интонация, и слова. И сколько бы лет я не проработала в школе, не перестаю сомневаться: «А правильно ли я поступаю? Те ли слова подобрала, беседуя с ребенком, задела ли струны его души»?

Ответов много. Но главный - заключается в моем старании понять, принять, помочь и воодушевить любого ребенка на добрые дела. Наверное, это и есть мастерство классного руководителя. А к высотам мастерства ведет кропотливая, порой неблагодарная, но нацеленная на результат работа.
Стараюсь работать на уровне наставника, учителя, друга. Каждую минуту рабочего дня наполняю духовным смыслом. Весьма непростое это искусство - возвыситься до «простого», соединив педагога и воспитанника. Сдружить детей в классном коллективе, примирить ученика с самим собой и взрослыми.

Задача классного руководителя - нравственно устроить школьника в сегодняшнем прекрасном и сложном мире и помочь переустроить этот мир под себя.

Быть мастером своего дела – значит формировать человека, а это почти, то же самое, что писать музыку, сочинять стихи, рисовать картины.

Я стремлюсь быть значимой для своих воспитанников, привлекательной, интересной, креативной – тогда им будет со мной не скучно. Здесь мне во многом помогает моя дочь – третьеклассница, ровесница моих сегодняшних учеников. Я чувствую своего родного ребёнка, знаю её интересы, сомнения, тайные желания…И, анализируя эту информацию, переношу модель на своих учеников. Я стремлюсь пробудить в них любознательность, стремление к прекрасному, желание творить, радостное ощущение жизни, готовность и желание помочь себе и другим. Я не хочу подменять их трудные решения своими, пусть идут по дороге испытаний и получают истинное удовольствие от маленьких, но своих побед.
Но всё же …сомнения, опять сомнения… Иногда я стою перед классом, Учитель, и меня охватывает панический ужас от осознания степени ответственности за то, какими будут эти люди, что я сумею вложить в них. Я помню всё, чему Вы учили меня, и это так мне помогает. Но теперь другой век, Учитель, и многое изменилось. Вы говорили нам: «Будьте прогрессивными, старайтесь владеть прогрессивными профессиональными взглядами…» И я стараюсь. Я знаю как изгонять сомнения. Педагог должен чётко представлять: что должно быть на выходе его работы, какого ученика он воспитывает, какое качество личности развивает в данный воспитательный момент, что формирует и т.д. Чтобы не ошибиться и не терзаться сомнениями, я ориентируюсь на проект «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемый РАО по заказу Министерства образования и науки РФ. В главе «Личностные результаты» я нашла руководство для себя и ответ на вопрос: что я должна сформировать у своих детей.

- «Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

- Ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

- Знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение, способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

- Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

- Установку на здоровый образ жизни и её реализацию в реальном поведении и поступках.

- Осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

- Эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

- Компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности».
Имея этот материал, мне легко и спокойно. Я знаю, что должна делать, к чему подвести своих воспитанников, и меня не мучают сомнения. Это придаёт мне силы и уверенности, что моя работа имеет определённую, конкретную реально достижимую цель. И эта цель правильная.
Но кроме того, не стоит забывать, что прежде всего я – учитель. Я должна научить детей читать, писать, считать…Как бы банально и прозаично это ни звучало. Необходимо всегда помнить, что во время объяснения учебного материала тоже идёт воспитательный процесс, продолжается моё воздействие на детей.

Именно поэтому важно сочетать методическое мастерство с педагогическим тактом, психологической обоснованностью, создавая оптимальную среду обучения.
В этой сфере стоят передо мной не менее важные воспитательные задачи формирования «Личностных универсальных учебных действий» в соответствии со «стандартами второго поколения». А именно - это формирование

- «внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной жизни и принятие образца «хорошего ученика»;

- широкой мотивационной основы учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентации на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способом решения новой частной задачи;

- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Такие воспитательные задачи не менее важны для формирования полноценной, гармонически развитой личности современного школьника, и пренебрегать ими классный руководитель не имеет права. Тем более, что в жизни многих детей класса в ближайшие десять лет главной деятельностью будет оставаться учебная деятельность.
Учебная деятельность… Урок… Объяснение нового учебного материала… Поздняя холодная осень 2009 года. Это был урок математики «Сложение в столбик трёхзначных чисел с переходом через десяток». Середина урока – пробуем свои силы. У доски одновременно решают примеры шесть человек. В классе стоит рабочий еле слышный гул, как в зимнем улье со спящими пчёлами («три» - пишем, «один» - запоминаем»). Я хожу по классу, заглядывая в тетради. И тут мои «пчёлы» просыпаются, я ещё не понимаю: от чего. Гул становится всё сильнее и громче. Поворачиваю голову в сторону окон и вижу огромными хлопьями летящий белый снег. Дети мои забыли про примеры, уставясь на нескончаемый весёлый и нежный поток пушинок, падающих с неба. Чувствуя моё настроение, они стали подниматься с мест, чтоб поближе разглядеть первый снег и полюбоваться долгожданным чудом.

«Снег! Первый снег!» - восклицали мои восторженные дети. А я стояла за их спинами и улыбалась, вспоминая Вас и Ваши Уроки, дорогой Учитель.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психологу, специалисту в области возрастной и педагогической психологии iconНижегородский Государственный Педагогический Университет им. К. Минина...
Предмет и задачи возрастной психологии. Специфика методов исследования, применяемых в возрастной психологии

Психологу, специалисту в области возрастной и педагогической психологии iconВопросы к зачету по возрастной психологии
...

Психологу, специалисту в области возрастной и педагогической психологии iconНаправление подготовки/специальность: 050 100. 62 Педагогическое образование
Предмет и задачи возрастной психологии. Специфика методов исследования, применяемых в возрастной психологии

Психологу, специалисту в области возрастной и педагогической психологии iconУниверситет кафедра возрастной и педагогической психологии
Печатается по решению редакционно-издательского совету Нижегородского государственного педагогического университета

Психологу, специалисту в области возрастной и педагогической психологии iconБуянтуева Надежда Дабасамбуевна Аспирант кафедры Возрастной и педагогической...
Средовые и гендерные особенности интеллектуального развития подростков по тесту Равена

Психологу, специалисту в области возрастной и педагогической психологии iconМетодические рекомендации к проведению семинарских занятий по курсу...
В ходе обучения студенты осваивают категориальный аппарат и методологические принципы детской(возрастной) психологии, овладевают...

Психологу, специалисту в области возрастной и педагогической психологии iconУчебно-методический комплекс методика написания курсовой работы специальность...
Автор умк, преподаватель кафедры «Общей, возрастной и дифференциальной психологии» Сытько Марина Владимировна

Психологу, специалисту в области возрастной и педагогической психологии iconРуководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика)
Современной психотерапии. Монография рассчитана на врачей, психологов и педагогов, работающих психотерапевтами, консультантами по...

Психологу, специалисту в области возрастной и педагогической психологии iconЛ. И. Божович потребность в новых впечатлениях
И общей и педагогической психологии апн ссср, с 1945 г по 1975 г руководила созданной ею лабораторией психологии формирования личности....

Психологу, специалисту в области возрастной и педагогической психологии iconРейтинг-план по дисциплине "Возрастная психология" Направление подготовки:...
Де становление возрастной психологии как науки. Предмет, методы психологии развития. Понятие психологического возраста. Критерии...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница