Не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму




Скачать 123.23 Kb.
НазваниеНе просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму
Дата публикации08.05.2014
Размер123.23 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Психология > Документы
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.

«Забота о здоровье ребёнка – это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: « Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Н.И.Пирогов, « всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему». Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов.

По данным НИИ педиатрии:

• 14% детей практически здоровы;
• 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
• 35—40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3.9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников — нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30—40%.

Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство, необходимо уделять внимание качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Немаловажное значение имеет и рациональная организация обучения, и реализация образовательных программ, обучающих навыкам здорового образа жизни.

В ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, текущей деятельности федеральных органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципалитетов предстоит разработать и внедрить:

• новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса;
• рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся.

Свой вклад в здоровье подрастающего поколения необходимо внести и каждому педагогу образовательного учреждения. Один из эффективных способов сопровождения здоровья учащихся ОУ – реализация здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

^ Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:
Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  1. условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  2. рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);

  3. соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;

  4. необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

    1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

    2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной возрастной группы.

    3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

    4. Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О.В.)

По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии предполагаютконсолидацию всех усилий школы, нацеленных насохранение  формирование и укрепление здоровьяучащихся.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально комфортной и благоприятной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников.

Поскольку я преподаю английский язык, то, конечно, меня более всего интересует, какие технологии и приемы здоровьесбережения можно применить на уроках английского языка.
Несмотря на всеми признанную сложность, иностранный язык - это именно тот предмет, при изучении которого каждый учащийся имеет шанс почувствовать себя успешным и, как следствие, ощутить эмоциональный комфорт и удовольствие от самого процесса получения знаний, от возможности развития и демонстрации своих способностей (интеллектуальных и творческих), своих умений и навыков.

Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка.

Работая в начальных классах и классах средней школы, я часто использую смену учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток под музыку. Это применяется мною на всех уроках и дает положительный плодотворный результат.

  На своих уроках стараюсь в полной мере использовать все необходимые средства, способствующие здоровьесбережению. Например, введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, то есть они, не просто рассказывают диалоги, а показывают их. Широко использую на уроках игрушки и картинки; дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, ассоциативной, словесно-логической.  Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. При подборе стихотворений и  рифмовок к уроку я обращаю внимание на следующее:

  1. важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой урока;

  2. преимущественно подбираю стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

  3. текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в начальной школе, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание 

Hands up, hands down,                           

Hands on hips, sit down.                        

Hands up, to the sides,                            

Bend left, bend right.                               

One, two three, hop!                               

One, two, three, stop!                              

Stand still.       

^ Танцевальные и музыкальные физкультминутки я провожу в младшем и среднем звене. Музыкальное сопровождение делает урок насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние обучающихся.

One, one, one. Run, run, run.
Two, two, two. Go to the zoo.
Three, three, three. Climb a tree.
Four, four, four. Tought the floor.
Five, five, five. Swim and dive.
Six, seven, eight. It was great!
Nine and ten. Count again.
Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п. Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей. В игре ребёнок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Игры вызывают у детей положительные эмоции, лёгкость и удовольствие. Хорошая игра должна помочь научиться найти решение какой-либо возникшей дилеммы, выйти из сложной ситуации среди персонажей посредством полученных знаний языка.  Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания. На уроках я часто использую и различные вариации игры «Правда/Ложь». Я называю, например, названия животных или продукты, показывая соответствующие картинки, и иногда допускаю ошибки. Учащиеся должны обнаружить ошибку. С помощью этой игры мы также запоминаем буквы, звуки, цифры и другую лексику.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Использование пословиц, песен, скороговорок. В этот момент процесс обуче­ния как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием. Песня на уроке – хороший вид релаксации, которая представляет возможность не только отдохнуть, но и служит способом для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Очень нравиться учащимся новогодние песни « I wish you Merry Christmas and happy New Year», песни о животных «Pinguins song» и др.

К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям. Для совершенствования навыков аудирования я использую игру «Clap your hands». Ученики хлопают в ладоши, когда они слышат в произносимых учителем словах заданный звук. Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к празднованию Нового года, 23 февраля, 8 Марта, окончания учебного года. Я считаю, что драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей. А  просмотр мультфильмов на английском языке настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.

При изучении новой темы создаю обстановку новизны и нетрадиционности учебного материала. Ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения учащихся, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызвать интерес может применение иллюстраций и мультимедийных презентаций.

В третьем и четвертом классах  я часто страиваю письменные работы, например, словарный диктант. После проведения такого контроля, мы играем в игру "Ученик-учитель" (после написания работы, все ученики становятся Учителями, они проверяют работы друг друга). Существуют следующие виды самопроверки:

  • самопроверка (учитель диктует правильные варианты, ребенок сам себя проверяет),

  • обмен работами с соседом (ребята обмениваются работами и проверяют руг друга),

  • обмен работами с одноклассниками (учитель собирает работы, перемешивает их и раздает ученикам).

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра­зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.




Огромную роль в здоровьесбережении на уроке играет комфортная психологическая среда. Для ее создания организую на уроке психологическую поддержку. Поддерживать ребенка - значит верить в него. Я стараюсь  опираться на сильные стороны ребенка, учу оптимизму, демонстрирую симпатию к нему, предоставляю больше самостоятельности, вместе с учеником радуюсь любой его новой победе. Похвалу выражаю в раздаточных жетонах, «смайликах».

 Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять своё и ценить чужое здоровье.

Список литературы

  1. 1. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

  3. Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

  4. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

  5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.

  6. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147

  7. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

  8. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285 с.

  9. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

  10. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму iconНе просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье...

Не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму iconПояснительная записка
Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию,...

Не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму iconДинамические паузы и эмоциональные разрядки, как обязательный элемент...
«Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию,...

Не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму iconАнализ работы школы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в 2011- 20012 учебный год
Сан ПиН 4 2821-10 от 03. 03. 2011г. №189. Обеспечивается соблюдения санитарно – гигиенических норм при организации образовательного...

Не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму iconПлан работы кабинета начальных классов №13 на 2013-2014уч г. Зав. Кабинетам Чупрова Е. В
Обеспечение комфортных условий труда, соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете

Не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму iconМетодические рекомендации по выполнению санитарно-гигиенических требований...
Государственный департамент по контролю над качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского...

Не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму iconПедагогические блоки/. Неделя добрых волшебников
Волшебники для себя /формирование культурно-гигиенических навыков, норм общения, поведения

Не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму iconПояснительная записка 4 Учебно-тематический план курса «Медиабезопасность детей и подростков»
Программа разработана с учетом требований законов рф: «Об образовании», «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью...

Не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму iconЗадача : способствовать развитию коммуникативных качеств, умений,...
Задача: способствовать развитию коммуникативных качеств, умений, усвоение норм нравственного поведения, правил этикета

Не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму icon«Формирование у дошкольников экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница