Нашего сегодняшнего семинара Психолого-педагог




Скачать 152.18 Kb.
НазваниеНашего сегодняшнего семинара Психолого-педагог
Дата публикации11.05.2014
Размер152.18 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Психология > Документы
Шемякина Ирина Леонидовна,

Старший воспитатель детского сада «Родничок»

Семинар – практику
«Психолого-педагогическое сопровождение как аспект здоровья дошкольника»
Цель семинара: повышение педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.
Задачи:

- формирование у педагогов нового взгляда на ребенка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности;

- совершенствование системы знаний педагогов об эмоциональном развитии дошкольников.
^ Ход семинара.
Вводная часть начинается ритуалом приветствия и разминкой.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практическом семинаре. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
^ Упражнение «Разогревки - самооценки»

Цель: снятие напряжения усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Участвуют все педагоги.
Задания:

- если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

- если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

- если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

- если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;

- если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

- если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;

- если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

- если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;

- если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

- если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

- если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.
Вопрос к педагогам:
- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти задания?
^ Психологический настрой: «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все . Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
Тема нашего сегодняшнего семинара «Психолого-педагогическое сопровождение как аспект здоровья дошкольника»
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования (на период 2010г.) определяет приоритетные цели и задачи. Решение которых требует построение адекватной системы психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса. В качестве основных приоритетов выступают: личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и развитие его индивидуальности. В соответствии с этим детский сад призван обеспечить воспитанникам гармоничное взаимодействие с миром. Правильное направление их эмоционального развития, формирование добрых чувств, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Что же представляет собой «психолого-педагогическое сопровождение»?
^ Конструктор определения.

Психолого-педагогическое сопровождение – это

деятельность, направленная на создание

системы социально-психологических условий,

способствующих успешному обучению

и развитию каждого ребенка

в конкретной образовательной среде.

^ Психолого-педагогическое сопровождение будет успешным, если изначально в отношениях между сопровождаемым и сопровождающим будут присутствовать:

  • открытость во взаимоотношениях всех участников процесса;

  • учет индивидуальных особенностей преподавателя;

  • ориентация на успех;

  • профессиональная компетентность человека, реализующего психолого-педагогическое сопровождение.

Таким образом, цель психолого-педагогического сопровождения развития дошкольника - это

помочь ребенку

полноценно реализовать свои способности, знания, умения и навыки

для достижения успешности в различных видах деятельности.
Задача воспитателя организовать определенную систему по созданию психологического комфорта дошкольников. Сегодня мы проработаем несколько упражнений, которые помогут вам создать благополучный эмоциональный настрой детей в группе и обеспечить их психологический настрой.
^ Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.
Цель: Познакомить педагогов с методиками и с результатами диагностики по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.

(Приложение 1)
Остальные методики предложить в качестве раздаточного материала.

(Тест на эмоциональное отношение, Анализ «Атмосфера в моей группе».)
Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности ваших образовательных и воспитательных действий.
А сейчас я вам предлагаю игровой сеанс, который вы можете применить и в работе с детьми.
Задачи:

1. Накопление положительного эмоционального опыта.

2. Снятие психоэмоционального напряжения.
(Количество участников: 6-7. Игровой сеанс рекомендуется проводить в просторном кабинете (например, в музыкальном зале), где должны быть созданы комфортные для детей условия, подобраны дидактические пособия. На полу для удобства необходимо расстелить ковры, разложить мягкие модули (подушечки), на которых будут сидеть дети. Условия предметно-развивающего пространства должны располагать к общению, чтобы дети чувствовали себя комфортно и раскованно. В ходе сеанса дети стоят и сидят полукругом, лицом к педагогу.

^ Оборудование: центр с песком; центр с водой; мягкие модули (подушечки); детские столы с емкостями, содержащими ароматические вещества.)

Ход игрового сеанса
Давайте с вами прислушаемся к душевной и красивой музыке (звучит расслабляющая музыка). Музыка помогает нам расслабиться, успокоиться, услышать биение своего сердца. Положите правую руку на свое сердце и послушайте, как оно стучит. Только в тишине и спокойствии можно получить знания о мире природы, нашем внутреннем мире (участники некоторое время слушают музыку).

Мир природы состоит из четырех основных элементов, их еще называют "стихии" земли, воды, воздуха и огня . Чем эти стихии похожи, как они взаимодействуют и влияют на наш внутренний мир, я предлагаю вам узнать здесь и сейчас. Вставайте, беритесь за руки и идите за мной.
^ Первая стихия. На полу стоит центр с песком, в середине центра насыпана земля, а в ней - росток цветка. Участники садятся вокруг центра на коленки на маленькие подушечки. Фоном звучит расслабляющая музыка.

Посмотрите, первая стихия - земля. Земля дает жизнь всему живому, всему новому. (Далее педагог выполняет действия с песком, присутствующие повторяют.) Во всем мире живет несколько миллиардов людей - столько же, сколько песчинок в этом центре (участники опускают руки на поверхность песка и водят по поверхности). Каждый день мы встречаемся со многими из них (берут песок в ладони и потихоньку высыпают его обратно), а многих мы никогда и не встретим (закапывают ладони в песок).

Возьмите горсть песка в руки (участники берут горсть песка, сжимают кулак, песок сыпется сквозь пальцы). Большинство людей, которые ежедневно проходят мимо нас в жизни, уходят, как этот песок между пальцев - раскройте ладонь. Но возле нас всегда остаются люди, которые идут с нами по жизни (участники смотрят на оставшийся на ладони песок), иногда их совсем немного (берут маленькую щепотку песка с ладони и смотрят). Кто это? Это наши близкие и наши друзья.

Их не так много, но они становятся самыми главными в нашей жизни. Что нужно сделать, чтобы друзья и близкие возле нас были всегда? Правильно: мы должны их любить, дарить им свое душевное тепло.

Давайте сейчас передадим с вами через песок друг другу тепло. Приложите свои ладони к песку и попробуйте через каждый пальчик передать тепло своего сердца. (Участники опускают раскрытые ладони на поверхность песка. Музыкальное сопровождение звучит громче. Упражнение длится 30 секунд.) Получилось? Дарите своим близким тепло! Вытирайте руки (для занятия необходимо приготовить влажные салфетки). Беритесь крепко за руки, предлагаю вам перейти к следующей стихии». (Участники переходят за педагогом к следующему центру.)

^ Вторая стихия. На столе стоит центр с водой. Участники встают вокруг него. Фоном звучит запись журчащей воды.

Без воды жизнь невозможна. Это волшебный эликсир, созданный самой природой. Мы все разные, каждый из нас уникален и неповторим. Но у нас есть и много общего, и это помогает нам общаться и находить общий язык друг с другом, дружить.

Опустите тихонечко руки в воду и повторяйте мои движения. (Педагог рассказывает стихотворение из книги К.И. Чуковского "От двух до пяти»"и выполняет руками движения в воде. Присутствующие копируют его действия.)
Если б только мы умели

Понимать язык зверей (гладят поверхность воды),

То услышали б, наверно,

Что щебечет воробей (погружают руки в воду),

Что лягушки на болоте

Громко выразить хотят (складывают ладони вместе),

Почему, когда уснете,

Мыши под полом пищат (сложенные вместе ладони имитируют плавающую рыбку),

Что в листве поет синица,

И зачем защелкал клест (поднимают невысоко руки из воды),

Почему сове не спится,

Что мурлычет серый кот (переливают воду из одной ладони в другую),

И зачем в тиши лесной

Громко плачет козодой (опускают руки на дно центра).
Какое чувство вызвала у вас вода? Доставайте руки из воды, вытирайте. (необходимо возле центра положить индивидуальные полотенца).
Беритесь за руки. Продолжим наше знакомство со стихиями.
^ Третья стихия. Стойка оформлена воздушными шарами маленького диаметра. Фоном звучит тихая спокойная музыка. Участники встают полукругом.

Педагог: "Самый важный элемент - это Воздух. Закройте глаза, вдохните медленно и глубоко, еще раз и еще раз. ( предлагается сделать упражнение три раза.) Без воздуха мы не можем жить.

Как вы считаете, какое самое важное качество должно быть у человека? Это доброта. А что, по-вашему, значит доброта?

Доброта это основа всей нашей жизни. Доброта - это душевное состояние, благодаря которому люди становятся лучше. Все самое красивое в мире создано добрыми поступками, мыслями и руками. Добро - это тепло. Хотите его почувствовать? Подышите своим внутренним теплом на руки. Чувствуете? Теперь возьмемся за руки и передадим тепло друг другу.
(Участники держатся за руки, педагог читает стихотворение О. Хайяма.)

Других не зли и сам не злись.

Будь поумнее, улыбнись.

Холодной думай головой,

Ведь в жизни все закономерно.

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.
Получилось передать? Почувствовали тепло друг друга? Вам было приятно?

Сохраняя тепло друг друга, переходим в другую стихию". (Участники, держась за руки, под музыкальное сопровождение переходят к новой стихии.)
^ Четвертая стихия. На полу лежат мягкие модули (подушечки). Участники садятся полукругом на модули напротив педагога. Звучит расслабляющая музыка.

Педагог: "Доброта - это свет, тепло, и живет она…..? И сердце. Доброта влияет на всю жизнь человека. (Педагог берет емкость, в ней - свеча. Зажигает свечу, ставит посередине, на безопасном расстоянии.)

Доброта, как и огонь, зажигает наши сердца и дарит тепло другим людям. Протяните руки к свече. Чувствуете тепло? И сердце наше тоже должно излучать такое же тепло.

Мир вокруг нас не черный и не белый, он не добрый и не злой, он такой, каким мы его видим сами. Все в наших руках! Каждый из вас является волшебником своей жизни. И если каждый подарит этому миру капельку тепла и добра, то мир станет добрее.

Какие чувства вы испытываете сейчас?

Где у нас хранится доброта и любовь? Конечно же, в сердце. (Педагог предлагает детям взять с подноса картонные сердечки разного цвета.)

Выберите себе сердечко того цвета, какое у вас сейчас настроение.

Сейчас проходите на середину зала и вставайте в круг. Земля - это сила, зарождение нового. Друзья нам тоже дают силу. Вода - поилица, живица. И дружба тоже питает нас, помогает нам по жизни. Воздух - это основа всего, воздухом мы дышим. Как и добро, без которого мы не сможем жить. Но и добро без пламени, тепла и огня в сердце невозможно.

Не забывайте, что рядом с вами всегда есть те, кто вам поможет, - это ваши близкие и самые лучшие друзья. Поэтому главное -дарить им свою любовь.
Завершая работу нашего семинара, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее , игру с собой – «Я заслуживаю…» Счастье редко дается человеку «большим куском», в течении дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их не просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в детях, которые вас огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю…», вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю того, что Ваня быстро оденется сегодня на прогулку», и т.д. вспомните не менее 5 событий.

Каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: «Я заслуживаю..». это необходимо делать в течении трех недель. Чтобы не забывать, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте на видное место. Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.


Используемые источники.


  1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары – практикумы, тренинги, рекомендации / авт. – сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель. 2011. – 143с




  1. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей/ авт.- сост. С.В. Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.




  1. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.

№6 июнь 2010г.; №1 январь 2011г.


  1. Справочник педагога-психолога. Детский сад, №9, 2013 г.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
^ Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.
Цель: Познакомить педагогов с методиками и с результатами диагностики по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка.
Показ рисунков детей и интерпретация их содержания воспитателями.
Самый удобный вариант, чтобы понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе, предложить детям выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Это не отнимет у воспитателя много времени в течении рабочего дня, а поразмыслить над результатами можно на досуге.
Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы:

Ребенок рисует только здание.

Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.
Первая группа рисунков – самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и не отождествляется с происходящими там событиями.
Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя: значит, события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается.
Нужно обратить внимание на другие элементы картинки: присутствуют ли на рисунке дети, воспитатель, игровое поле, игрушки. Их наличие говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Игровое поле, например, очень важный элемент.
Если ребенок изображает себя стоящем на ковре, на полу или земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии), это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички – все это детали, свидетельствующие о «мире » в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитателя. с одной стороны, ее появление на рисунке – положительный момент. Значит, педагог для ребенка – значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку – спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии.
Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, голубой, зеленый).
Насыщенно фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов.
Злоупотребление черным цветом жирная продавливающая бумагу штриховка похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.
Примечание. Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы. которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный по рисованию.
Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы внести в рисунок.
Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше. если воспитатель просто попросит подарить ему рисунки на память.
Какие – то элементы рисунка могут оказаться для педагога непонятными, а какие –то приведут к ложным выводам. Рисунок. например, может отражать лишь ситуативную тревожность или психический дискомфорт ребенка, связанные, например, с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, или с плохим самочувствием. с предстоящим визитом к врачу и т.д.
Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

^ Тест на эмоциональное отношение.
Материал: лист бумаги, цветные карандаши.
Младшим и средним детям дают готовые карточки с нарисованными 5 кружочками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружков через клетку.
Вопросы можно подобрать самим.
Детей сажают по одному за стол.

- Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь в детский сад.

-Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься математикой.

- Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.

- Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.

-Закрась пятый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты ложишься спать.
Проводят до 3 раз.
Обозначение цветов.
Красный – возбужденное, восторженное отношение.

Оранжевый – радостное. приятное.

Желтый – теплое, доброжелательное.

Зеленый – спокойное.

Синий – грустное, неудовлетворительное.

Фиолетовый , коричневый – тревожное.

Черный – печаль, уныние.
Если черным цветом постоянно закрашивается один или несколько видов деятельности, то воспитателю нужно немедленно обратить внимание на это. Например, на занятиях: пересмотреть структуру, содержание, чтобы ребенку было интересно, и так по каждому виду деятельности.

^ Анализ «Атмосфера в моей группе».
Педагогам предлагается проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы:
Обстановка в группе.

Какова атмосфера в моей группе?(общие впечатления)

Почему я так думаю?

Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как положительные?

Какие аспекты в моей группе я оцениваю как отрицательные?
Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.

С кем из детей у меня хороший контакт?

Чем это объясняется?

С кем из детей у меня не такие хорошие отношения?

Чем это можно объяснить?
Взаимоотношения между детьми.

Между какими детьми существуют хорошие отношения?

Чем это вызвано?

Какие дети часто ссорятся между собой?

Почему это происходит?

Каких детей часто обижают?

Почему это происходит?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нашего сегодняшнего семинара Психолого-педагог iconП. Е. Бухаркин: я думаю, мы можем начать наш круглый стол, вернее,...
Евгению Ефимовичу Юркову, вице-президенту Российского общества преподавателей русского языка и литературы, гостем которого мы являемся...

Нашего сегодняшнего семинара Психолого-педагог iconНашего сегодняшнего урока «Я тоже была…»
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Шакирова Наиля Накиповна

Нашего сегодняшнего семинара Психолого-педагог iconНашего сегодняшнего номера
...

Нашего сегодняшнего семинара Психолого-педагог iconМетодические указания для студентов-заочников по изучению учебной...
Квалификация: «Педагог дополнительного образования детей в области социально-педагогической деятельности»

Нашего сегодняшнего семинара Психолого-педагог iconДля участников семинара
Программа семинара «Совершенствование навыков иноязычной письменной речи у учащихся с помощью современных методов и приёмов»

Нашего сегодняшнего семинара Психолого-педагог iconКаждый педагог-организатор нашего отдела уникальный специалист. Он...
Каждый педагог-организатор нашего отдела – уникальный специалист. Он и автор программы, и сценарист, и преподаватель, и активный...

Нашего сегодняшнего семинара Психолого-педагог iconИнформационная карта проекта
Участники проекта: дети старшей группы, родители и родственники, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный педагог по физической...

Нашего сегодняшнего семинара Психолого-педагог iconНашего сегодняшнего урока «Краски осени». Запишите в тетрадь. Мы...
Изображение красоты русской природы в произведениях литературы, музыки, живописи

Нашего сегодняшнего семинара Психолого-педагог iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 2 Психолого-педагогическая...
Цель освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика» реализация диагностических компетенций в области психолого-педагогического...

Нашего сегодняшнего семинара Психолого-педагог iconПроекта (семинара)
Вопросы методического семинара участников второго года районного проекта «Восхождение»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница