Скачать 45.65 Kb.
|
Психолого-педагогические рекомендации для проведения урока с учетом особенностей темперамента младших школьников Маньковская В.В., Мелихова И.А. Южно-Украинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания тела, удержания правильной рабочей позы. Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. В данной работе рассмотрена тема влияния темперамента на адаптацию первоклассников к школе. Темперамент определяет то, как ребенок общается, играет и учится, как переживает неприятности и даже как двигается! Но принадлежность к тому или иному типу темперамента - это само по себе ни хорошо, ни плохо, это не показатель нравственных и интеллектуальных качеств ребёнка. Добрым, умным, ответственным может быть человек с любым типом темперамента. Почему так важно определить темперамент ребенка? Каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, чтобы постепенно менее резко проявлялись свойства темперамента, которые мешают ребёнку в его учебной работе и поведении, и закреплялись положительные свойства его темперамента. В результате будут воспитываться (приобретаться) нужные качества обеспечивающие гармоническое развитие каждого учащегося. Задача данной работы – определение личностных (темпераментных) особенностей учащихся с целью помощи педагогу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании; разработка индивидуальных рекомендаций для учителя. Для выявления типа темперамента ребёнка можно использовать метод, предложенный Б.С.Волковым и Н.В.Волковой. Вопросы задавались родителям детей на родительском собрании. Методика теста-опросника была проведена мной в первые месяцы учебного года в первых классах одной из одесских школ, и показала следующие результаты:
На что следует обратить внимание в связи с темпераментом младшего школьника? Холерикам и сангвиникам лучше работать небольшими "порциями", чередуя время работы с перерывами. Меланхоликам и флегматикам больше подойдут длительные периоды работы и отдыха. Холерикам особенно рекомендуется заниматься спортом: плаванием, теннисом, легкой атлетикой. Их неуемная энергия найдет выход в достижении спортивного разряда и установлении рекордов. Таким детям нужно много жизненного пространства, поэтому следует чаще бывать с ними на природе. Побуждать ребенка анализировать свое поведение, рассчитывать последствия "вспышек", прогнозировать отношение окружающих: обсуждать с ним просмотренные фильмы, книги. Сангвиникам необходим подвижный образ жизни, но им не так важны результаты. Ребенку-сангвинику больше понравится спорт "для души". Очень важно научить его сосредотачиваться на выполняемом деле — например, с помощью совместных занятий: чтения книг, собирания конструктора, пазлов. С ребенком-сангвиником нужно обсуждать вопросы, связанные с его "легкомыслием" по отношению к другим людям: побуждать его задуматься о том, что испытывают окружающие, что в поведении ребенка может их обидеть или обрадовать. Сангвинику пойдут на пользу занятия в театральных кружках. Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Подчеркивать все, что ребенок смог сделать, отмечать позитивные моменты даже в неудачах: "Ты не очень хорошо ответил на уроке? Все равно ты молодец, что поднял руку и встал". Если ученик хорошо рисует, пусть вывешивает свои картины, если играет на музыкальном инструменте или поет — почаще просить его сыграть для вас. Побуждать ребенка не таить обиды в себе, пусть рассказывает о своих чувствах, учиться находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение. Родителям и учителям флегматика можно посоветовать больше доверять ребенку, его старательности и основательности. Помнить, что золотое правило "тише едешь — дальше будешь" как нельзя более точно относится к маленькому флегматику. Хотя, конечно, иногда такого ребенка приходится "подстегивать", чтобы он не спал на ходу. Кроме того, обращайте его внимание на интересные события в окружающем мире, побуждайте заниматься делами, развивающими творческое мышление: рисованием, музыкой, шахматами. В то же время не навязывайте ему того, чему он противится. Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом. Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, а следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь. Литература
|
![]() | Психолого-педагогические проблемы обучения, воспитания, развития детей, подростков и молодежи | ![]() | Цель: познакомить учащихся с понятием «темперамент», познакомить с особенностями проявления темперамента в различных видах профессиональной... |
![]() | «Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей» | ![]() | Разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики... |
![]() | Программа конкретизирует содержание образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логику учебного... | ![]() | Календарно- тематическое планирование по развитию речи, познавательных процессов младших школьников классов кро |
![]() | Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики... | ![]() | Европейскими стандартами в области изучения иностранных языков, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного... |
![]() | Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики... | ![]() | Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики... |