Скачать 38.84 Kb.
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ СНА Многие родители по своему опыту, наверное, знают, как тяжело уложить ребенка спать. Дети придумывают разные ухищрения, чтобы еще немного поиграть или побыть с родителями. Порой родители тратят много сил и нервов, чтобы «укачать» своего непослушного ребенка.
Все действия в ритуале должны быть подготовкой ко сну. Ребенок должен знать распорядок дня, что за чем следует.
В каждом доме ритуал «укладывания» может быть различный, но желательно, чтобы он проходил в несколько этапов, каждый из которых приближал бы время сна. Первый этап. Этап подготовки ко сну начинается минут за тридцать — сорок. В это время нужно прекратить шумные игры (спортивные, азартные) и перейти к спокойным настольным играм. Необходимо, чтобы они были приятными. Желательно не устраивать разнос перед сном за неубранные игрушки, грязную одежду, а также не ругать ребенка за то, что он не идет спать и не готовится ко сну. Будьте в меру спокойными, настойчивыми и терпеливыми. Второй этап. «Ванно-туалетные» процедуры. Если ваш ребенок любит купаться, пусть он примет теплую ванну, это успокаивает. Если это ему не нравится, тогда можно ограничиться только мытьем рук и лица, чисткой зубов, ополаскиванием ног. Затем необходимо снять всю дневную одежду и переодеться в «сонную одежду». Это может быть и пижама, и ночная рубашка, или просто майка с трусиками, но в любом случае ребенку лучше всего переодеваться в так называемую «сонную одежду», в которой он спит. Сама процедура переодевания и «сонная одежда» всегда должны быть одинаковыми, так как это психологическая подготовка ребенка ко сну. Поэтому, как только ребенок проснется, необходимо «сонную одежду» снять, чтобы она оставалась символом сна и ночи. Третий этап. Этап легкой закуски. До утра еще далеко, поэтому ребенок может проголодаться. Перед сном ему нужно выпить кефир или молоко, съесть печенье, йогурт, простоквашу, морковку или яблоко и т. л. Это тоже должно быть ритуалом. Проблемы выбора пищи не должно быть. В зависимости от привычки ребенка и кошелька родителей закуска должна быть знакомой. Если ребенок не хочет есть, не заставляйте его. Четвертый этап. Пожелание спокойной ночи, обход квартиры. Если в квартире много родственников, то ребенок, обходя квартиру, пожелает спокойной ночи маме, папе, деду, бабушке, сестре, брату и т, д. Можно сказать это домашним животным и игрушкам. После этого необходимо выбрать любимую игрушку, которая будет спать с ребенком или «стоять на карауле». Пятый этап — «образовательный». Для себя определите, сколько времени вы будете читать. Старайтесь придерживаться этого времени каждый день. Для маленького ребенка пятнадцать — двадцать минут вполне достаточно. Перед сном желательно читать знакомые сказки, стихи или рассказы. Можно читать и новые книжки, но лучше это делать днем. Перед тем как закончить, скажите, что сейчас вы прочитаете сказку, а после этого малыш будет спать, чтобы он успел «перестроить» внимание. Заключительный этап. Перед уходом нужно обнять малыша, поцеловать и сказать «спокойной ночи», «до завтра». Необходимо, чтобы малыш привык засыпать в одиночестве. Будьте спокойными, твердыми и не поддавайтесь на уговоры малыша. Если вдруг малыш заплачет после вашего ухода, то не нужно возвращаться сразу же. Дайте ребенку десять — пятнадцать, а возможно, и двадцать минут, чтобы он успокоился и уснул. Но если вы не выдержали и вернулись, старайтесь не брать ребенка на руки и не выполнять его капризы, можете успокоить его поцелуями, погладить и похлопать, затем пожелать спокойной ночи и пообещать утром вернуться. Поведение ваше должно быть твердым и спокойным. Но дети — разные, как и причины, по которым они боятся уснуть. Если вдруг после нескольких месяцев спокойного сна ребенок стая просыпаться, значит, у него что-то изменилось. Это могут быть стрессы, вызванные появлением второго ребенка, новой няни, изменением обстановки или переездом в новую квартиру. Причиной могут стать новая кроватка, появление незнакомых предметов, временное отсутствие одного из родителей; боязнь темноты, ночные кошмары и страхи или здоровье малыша («зубки», глисты, боли различного происхождения или насморк). В каждом случае нужно разобраться и действовать в соответствии с изменившейся ситуацией. Если у ребенка ночные кошмары, постарайтесь это пережить без лишних волнений. Плохие сны могут видеть и взрослые, и дети, но если взрослый отгоняет это словами: «Фу, какой кошмар» — и успокаивается, то ребенок иногда не понимает, что это только сон. Страх на какое-то время остается в сознании ребенка. Поэтому дайте ему время успокоиться и осмотреться. Если уж ребенок проснулся, попросите его пересказать сон, который так его напугал. Если он сможет пересказать, то это улучшит его состояние. Вы можете помочь ему, подбирая слова. Потом скажите, что он в безопасности, покажите, что в комнате никого нет, что все это приснилось. Расскажите, что плохие сны видят все, и взрослые тоже, убедите его, что дома все так же, как и днем. Можно сходить вместе с ним посмотреть, что за дверью никого нет, что все вещи и предметы на месте. Зажгите ночник. Поцелуйте его и покажите, что вы его любите. Увидев ваше участие, понимание его состояния, ваше серьезное отношение к его страхам, а не насмешки над ним и запугивание шторами или одеялами, он наберется смелости закрыть глаза и уснуть. Посидите рядом с ним, но объясните, что вы побудете с ним недолго. Иногда маленькие дети покрываются потом во сне, им так страшно, что они стонут, плачут или продолжают спать с испуганным лицом и открытыми глазами. Конечно, родителям при этом становится жутко, но больших причин для беспокойства нет, потому что это временное явление встречается у многих детей. Необходимо, чтобы, просыпаясь, ребенок был в безопасности, чтобы не мог обо что-нибудь стукнуться или пораниться. Обычно ночные страхи не длятся дольше чем полчаса. |
![]() | В этой повести нет приключений. Повесть эта — психологическая. Она психологическая не потому, что про псов. Да и пес-то в ней только... | ![]() | Вот почему, с первых этапов обучения важна правильная психологическая подготовка, ориентированная на совершенствование морально-волевых... |
![]() | Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. — Самара: 1998. — 216 с | ![]() | Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. Ответственные редакторы: кандидат психологических наук А.... |
![]() | Консультативное (правовая, юридическая, психологическая помощь, телефоны «доверия», семинары) | ![]() | «ребёнок-взрослый», «ребёнок-ребёнок» к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной... |
![]() | Тема: Раннее творчество А. А. Ахматовой. Психологическая глубина и яркость любовной лирики | ![]() | Психологическая концепция информационного реконструирования народных традиций физической культуры |
![]() | Консультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе» | ![]() | Диагностика состояния психической готовности боксера |