Рейтинг-план по дисциплине




Скачать 261.52 Kb.
НазваниеРейтинг-план по дисциплине
страница1/3
Дата публикации20.07.2013
Размер261.52 Kb.
ТипКонспект
lit-yaz.ru > Психология > Конспект
  1   2   3
Рейтинг-план

по дисциплине «Психолого-педагогическое взаимодействие

участников образовательного процесса. Профессиональная этика в

психолого-педагогической деятельности»

Направление подготовки: 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки «Психология и социальная педагогика »

Курс 2, семестр 4 Количество ЗЕ по плану 2.

Вид итогового контроля: зачет

Преподаватель: Минаева Е.В., доцент, к.психол.н. Кафедра: СППиПМНО


Раздел

Тема

Рейтинговые задания

Рейтинг балл

min.

max

1.Понятие общения.

1. Исторический обзор проблемы. Структура, виды, функции общения

Выполнение краткой письменной работы (пятиминутки).

3

5

2. Стороны общения

Конспект об уровнях общения (Добрович,А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович . – Москва: Просвещение, 1987. – 207 с. )

3

6

3.Сущность пед. общения, его структура

Конспект статьи А.К. Марковой, А.Я. Никоновой «Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя» (материал есть в блоге)

3

6

4.Межличностные отношения в образовательных системах

Выполнение краткой письменной работы (пятиминутки).

3

5

5.Практические проблемы оптимизации общения

Особенности эффективной коммуникации и ее организация.

Аналитическое задание (анализ книг: Ю.Б.Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? М.,2007 Ю.Б.Гиппенрейтер Продолжаем общаться с ребенком. Так? М.,2012, составление рекомендаций по оптимизации общения)

6

10

6.Организация детской групповой деятельности

Выполнение краткой письменной работы (пятиминутки).

3

5




Рубежный контроль 1

Творческое задание: презентация по теме «Оптимизации общения»

4

10

2.Педагогическая этика в профессиональной деятельности


7.Происхождение и сущность педагогической этики

Выполнение краткой письменной работы (пятиминутки).

3

5

8.Понятия педагогического такта, авторитета, пед. чести.

Выполнение краткой письменной работы (пятиминутки).

Составление теста ко второму разделу дисциплины



2
3


4
6




Рубежный контроль 2

Тест

2


5

^ В течение семестра (1 раз за семестр)

1.Оформление папки «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

5

8

2.Обзор современных (за последние 5 лет исследований и публикаций по разделам курса

5

8

3.Составление терминологического словаря по курсу

5

8

4.Творческое задание

5

9

^ Итоговый контроль

Зачет

Итог

55

100




^ Поощрительные баллы




10

1. Активная работа на аудиторных занятиях (выполнение аналитических заданий)







0

10

Штрафные баллы




6

1. Пропуски занятий

0,1

18

0

1,8

2. Выполнение кратких письменных работ (летучек), заданий по работе с литературой

0,15

17

0

2,55

3. Выполнение письменного конструктивного домашнего задания (рубежный контроль) и реферата

0,5 за каждую неделю просрочки

2

0

1 (за 1 неделю просрочки)

4. Нарушение правил поведения







0

1


Примерная тематика творческих работ (количество возможных участников указано в скобках)

  1. Коммуникативный анализ урока по Фландерсу. (2)

  2. Стереотипы педагогической перцепции, их проявление.(3)

  3. Особенности подготовки и проведения психологического тренинга.

  4. Создаем практикум для будущих второкурсников по курсу «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

  5. Тема «Стороны общения». Подобрать и разработать систему (8-10) учебных заданий. (2)

  6. Создаем видеокурс по курсу «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» для будущих второкурсников.

Темы:

  • Коммуникативная сторона общения. (3)

  • Интерактивная сторона общения.(3)

  • Перцептивная сторона общения.(3)

  • Структура педагогического общения (3)

  • Развитие групповой сплоченности у учащихся. Ролевое и личностное влияние учителя на процесс группообразования и личностного развития в ученическом сообществе. (3)

  • Межличностные отношения. (3)

  • Межличностные отношения в образовательных системах. (3)

  • Педагогическая этика в профессиональной деятельности.(3)

  • Особенности эффективной коммуникации и ее организация.(3)

  • Социально-психологические особенности организации групповой деятельности учащихся. Развитие групповой сплоченности у учащихся.(3)

  • Виды воздействия в процессе коммуникации, их характеристика.(3)

  • Педагогическое общение.(3)

  • Педагогическая социальная перцепция. (3)


Допуском к зачету является папка «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности»

^ Папка «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» должна включать все ниже перечисленные позиции:


  1. Обзор современных (за последние 5 лет исследований и публикаций по обоим разделам курса.

  2. Терминологический словарь.

  3. Творческое задание.

  4. Презентация по теме «Оптимизации общения».

  5. Конспекты всех статей, заявленных в рейтинг- плане.



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:

  1. 1. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для высш. учеб. заведений. – М., 2007.

  2. Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. – М., 2010. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители. – СПб., 2010.

  3. Дусенко С.В. Профессиональная этика и этикет. Учеб.для студентов вузов: Рек. УМО учеб.заведений Р.Ф. по образованию в области сервиса и туризма/С.В.Дусенко.-2-е изд., перераб.и доп.- М.,:Академия,2012.-224с.

  4. Егоров П.А. Основы этики и эстетики: учеб,пособие для вузов:рек.ФГУ»Федерал.Инст.развития образования»/П.А.Егоров,В.Н.Руднев.-3-е изд, перераб.-М.:КноРус,2012.-224с.

  5. Золотухина-АболинаЕ.В. Современная этика:Учеб.пособие для студентов Золотухина-АболинаЕ.В.-3-е изд.,перераб.и доп.-М.; Ростов/Д:Март,2005.-412с.(Учеб Курс).

  6. Канке В.А. Современная этика: Учеб./В.А.Канке._ М.:Омега-Л,2007.-394с.-(Университетский учебник).

  7. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – С.Пб., 2008


Дополнительная литература

  1. Вачков И.В. Психологические игры и упражнения для ведущих тренингов // Школьные технологии. – 2002. – № 2.

  2. Вачков И.В. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников. – М., 2009.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,2007

  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? М.,2012

  5. Добрович,А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общен М., 1987. – 207 с. 

  6. Маркова А.К. «Психология труда учителя» М.,1993

  7. Методы практической социальной психологии. Учебное пособие для вузов / Под ред. Ю.М. Жукова. – М., 2004.

  8. Практическая психология образования /Под ред. Дубровиной И.В. 2009

  9. Социальная психология: практикум : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология» / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М., 2006.

  10. Столяренко Л.Д. Основы психологии Ростов -на- Дону 1997

  11. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании М., 1997


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.ebiblioteka.ru

Универсальные базы данных изданий


Контрольные вопросы к зачету

  1. Сущность понятия общения.

  2. Виды, функции общения.

  3. Коммуникативная сторона общения.

  4. Понятие обратной связи. Коммуникативные барьеры.

  5. Интерактивная сторона общения.

  6. Перцептивная сторона общения.

  7. Структура педагогического общения.

  8. Особенности организации групповой деятельности учащихся.

  9. Развитие групповой сплоченности у учащихся.

  10. Феноменология межличностных отношений.

  11. Совместимость и срабатываемость.

  12. Эмпатия.

  13. Межличностные отношения в образовательных системах.

  14. Происхождение и сущность педагогической этики.

  15. Профессиональная этика в отношениях с коллегами и руководителями.

  16. Понятия педагогического такта, авторитета.

  17. Практические проблемы оптимизации общения.



Статья

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

А.К. МАРКОВА, А.Я. НИКОНОВА
Успех реализации реформы школы в значительной степени зависит от мастерства учителя, от максимального и полного проявления им своих возможностей и способностей и от оптимального выбора каждым учителем средств и способов своей педагогической деятельности, наиболее соответствующих его индивидуальным особенностям. Внимание к труду конкретного учителя, в том числе новатора, требует изучения его индивидуального стиля деятельности. Это и определило предмет нашего исследования.

В работе мы опирались на подход В.С. Мерлина к индивидуальному стилю как к проявлению вариативности удовлетворительных программ выполнения деятельности, вызванной ее «зоной неопределенности» [6], на представление Е.А. Климова об индивидуальном стиле как совокупности общих и особенных способов работы, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать его недостатки [3], а также учитывали специальную теорию индивидуальности (В.М. Русалов) и психофизиологические исследования индивидуальности (Э.А. Голубева и др.).

Своеобразие нашего подхода состоит в объединении содержательных и формально-динамических характеристик индивидуального стиля деятельности и постановке вопроса об их взаимовлиянии в педагогической работе учителя. При определении содержательных характеристик мы ориентировались на исследователей, различающих индивидуальные стили по соотношению ориентировочной, исполнительской и контрольной фаз деятельности человека [3], [6]. При выделении формально-динамических характеристик мы учитывали данные, согласно которым индивидуальные стили определяются по соотношению отдельных параметров [8], [9], [10], [11]. Вместе с тем в целях приближения проблемы индивидуальности к анализу педагогической практики нам важно было дополнить и уточнить как содержательные, так и формально-динамические характеристики индивидуального стиля, о чем подробнее будет сказано ниже. Наряду с указанными работами мы принимали во внимание ряд исследований индивидуальных стилей педагогического общения [13], [14].

Индивидуальный стиль педагогической деятельности мы рассматривали как устойчивое сочетание: мотива деятельности, выражающегося в преимущественной ориентации учителя на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса; целей, проявляющихся в характере планирования деятельности; способов ее выполнения; приемов оценки результатов деятельности. Мы предположили, что индивидуальный стиль работы учителя может быть предметом формирования и самоформирования, причем процесс формирования зависит от индивидуально-личностных особенностей учителя, его педагогического стажа, характера требований, предъявляемых к нему со стороны педагогического коллектива.

Это определило постановку следующих научных задач: 1) разработать систему содержательных характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности; 2) определить совокупность динамических его характеристик; 3) выделить результативные характеристики; 4) на основе содержательных, динамических и результативных характеристик построить типологию индивидуальных стилей педагогической деятельности; 5) провести констатирующий эксперимент по изучению конкретных проявлений индивидуального стиля в деятельности различных учителей; 6) организовать формирующий эксперимент по коррекции некоторых недостатков индивидуального стиля; 7) разработать практические рекомендации по формированию и самоформированию у учителя эффективного индивидуального стиля педагогической деятельности.

Для решения этих задач использовались методы констатирующего и формирующего экспериментов. В рамках констатирующего эксперимента осуществлялись длительное наблюдение за работой учителей, анкетирование, интервьюирование, оценка их деятельности со стороны учащихся, коллег, а также самооценивание, составлялись психологические портреты, использовался полупроективный прием «тест неоконченных предложений». Все эти методы и приемы применялись в модифицированном виде по составленным нами схемам и шкалам с выделенными критериями анализа. В процессе исследования мы предложили и постоянно практиковали оригинальный прием, названный «анализ умения учителя прогнозировать результаты проверочных работ учащихся». Все полученные данные обрабатывались качественно и количественно (методами статистического анализа). Наша программа формирующего эксперимента включала два этапа: обучение учителей приемам анализа своего индивидуального стиля деятельности и обучение приемам совершенствования этого стиля с учетом его особенностей. После формирующего эксперимента было проведено обследование учителей с целью констатации наличия или отсутствия качественных изменений в способах их самоанализа, особенностях их деятельности.

В эксперименте участвовали 86 учителей гуманитарных предметов девяти средних школ. На I этапе исследования изучались особенности педагогической деятельности, причем наиболее тщательно 39 преподавателей, обладающих сформированным индивидуальным стилем. В результате был намечен подход к построению типологии индивидуальных стилей педагогической деятельности. На II этапе проводилось обучение 14 учителей анализу и совершенствованию своего индивидуального стиля по разработанной нами методике. На III этапе среди новой группы учителей (38 человек) в трех школах были апробированы практические рекомендации для самостоятельной работы по совершенствованию педагогической деятельности.

В результате анализа психолого-педагогической литературы и в ходе теоретического исследования была намечена следующая схема общего подхода к индивидуальному стилю педагогической деятельности, основанная на его содержательных характеристиках с учетом динамических и результативных характеристик. Содержательные характеристики: 1) преимущественная ориентация учителя: на процесс обучения — на процесс и результаты обучения — на результаты обучения; 2) адекватность — неадекватность планирования учебно-воспитательного процесса; 3) оперативность — консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности; 4) рефлексивность — интуитивность. Как видно, характеристики 2—4 соотносятся с ориентировочным, исполнительским и контрольным компонентами деятельности, выделяемыми в литературе. Однако, с нашей точки зрения, в условиях педагогической деятельности соотношение данных трех компонентов во многом обусловлено первой характеристикой — стержневой. Специфика педагогической деятельности определяет и правомерность того, что рефлексивность, обычно рассматриваемая как формально-динамическая характеристика (импульсивность — рефлексивность), отнесена нами к содержательным характеристикам и противопоставлена интуитивности. Диада «рефлексивность — интуитивность» рассматривается нами как умение или неумение учителя адекватно проанализировать особенности и результативность своей деятельности.

Аналогичным образом при выделении динамических характеристик индивидуального стиля педагогической деятельности мы в ряде случаев отошли от традиционной дихотомии шкал, описанной в литературе как свойство личности (гибкость — ригидность, рискованность —осторожность, импульсивность — рефлексивность), вложив в это понятие содержание, соответствующее специфике педагогической деятельности. Динамические характеристики: 1) гибкость (учитель быстро реагирует на изменение ситуации, быстро переключается с одного вида работы на другой, часто изменяет первоначальный план урока) — традиционность (учитель с трудом приспосабливается к изменяющейся ситуации, строго придерживается заранее составленного плана урока); 2) импульсивность (учитель часто импровизирует на уроке, многое делает аффективно) — осторожность (учитель заранее продумывает свои действия на уроке, тщательно анализирует их результат); 3) устойчивость по отношению к изменяющейся ситуации (учитель в своей деятельности ориентируется не на ситуацию, возникающую на уроке, а на собственные цели) — неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации (поведение учителя в большой степени зависит от ситуации, возникающей на уроке: настроения и подготовленности всего класса и отдельных учащихся); 4) стабильное эмоционально-положительное отношение к учащимся (учитель ровен, доброжелателен, терпим, у него отсутствуют резкие спады и подъемы настроения) — неустойчивое эмоциональное отношение к учащимся (учитель легко выходит из равновесия, отличается ситуативностью в оценке деятельности и свойств личности учеников); 5) наличие личностной тревожности (учителя характеризуют эмоциональная напряженность, беспокойство, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам) — отсутствие личностной тревожности (перечисленных выше симптомов нет); 6) в неблагоприятной ситуации: направленность рефлексии на себя (при анализе неудачного урока учитель берет вину за случившееся и ответственность за исправление положения на себя) — направленность рефлексии на обстоятельства (учитель рассматривает неудачу таким образом: «Бывает. Обойдется») — направленность рефлексии на других (за неудачу учитель винит учащихся, коллег, перекладывает ответственность за исправление положения на других).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рейтинг-план по дисциплине iconРейтинг-план по дисциплине «Теория обучения» для студентов 1 курса заочного отделения

Рейтинг-план по дисциплине iconРейтинг-план по дисциплине "Методика преподавания математики"
Д. З.: разработка дифференцированных заданий (для задачи и вычислительного задания)

Рейтинг-план по дисциплине iconРейтинг план по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности» Весовой коэффициент
Для студентов специальности (направления): 140400 «Электроэнергетика и электротехника» профиль №9 и №16, №12

Рейтинг-план по дисциплине iconРейтинг-план по дисциплине «Русский язык»
Направление подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология и педагогика начального образования»

Рейтинг-план по дисциплине iconРейтинг-план по дисциплине
Выполнение типовых заданий (аналитических и конструктивных) по темам раздела выполнение типового практического задания 8 баллов

Рейтинг-план по дисциплине iconРейтинг-план по дисциплине "Психология семьи и семейного воспитания"
Психолого-педагогическое направление Профиль подготовки "Психология и социальная педагогика". Курс 2, семестр 3 Количество зе по...

Рейтинг-план по дисциплине iconРейтинг-план по дисциплине Актуальные проблемы методики преподавания математики
Выполнение заданий №3-5 после установленного срока (с 3-го дня сессии) без уважительной причины (за каждое задание, за каждый день...

Рейтинг-план по дисциплине iconРейтинг план по дисциплине Культура речи Курс I, семестр 2 2012 2013 (заочное отделение)
Количество часов по учебному плану 72, в том числе ауд работа 12 ч., самостоятельная работа 60 ч

Рейтинг-план по дисциплине iconРейтинг-план по дисциплине "Психология семьи и семейного воспитания"
Направление 050400 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки Психология и социальная педагогика Курс 2 (524 гр.), семестр...

Рейтинг-план по дисциплине iconРейтинг-план по дисциплине Зарубежная литература Средних веков и...
Направление, профиль подготовки 050300 педагогическое образование (русский язык и литература)



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница