Скачать 118.45 Kb.
|
Содержание Программное содержаниеОборудование и материалы Ход непосредственно – образовательной деятельности Стихотворение об Австралии Континент Америка |
Попова Татьяна Сергеевна, педагог – психолог Суханова Оксана Владимировна, воспитатель Смирнова Елена Николаевна, заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 73», г. Череповец, Вологодская область Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Спорт объединяет людей» Аннотация Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно наделено качеством толерантности. Сегодня, приходится признать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и в повседневном межличностном общении. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблемам толерантности, мы пришли к выводу о том, что в дошкольных образовательных учреждениях созданы условия для воспитания толерантных качеств детей, однако они не в полной мере используются педагогами. Мы решили, что роль педагога – психолога очень важна при работе в этом направлении, поэтому для повышения уровня развития толерантных качеств у детей объединили усилия воспитателей и. В рамках реализации основной общеобразовательной программы ДОУ дети подготовительной группы уже знакомы с родным городом, страной, с многообразием национальностей ее населяющих. На данный момент наша задача - сформировать представление о мире, о многообразии стран и народов мира, о некоторых расовых особенностях людей. Поскольку не стоит умалять так же проблему формирования привычки детей к здоровому образу жизни, то нами было принято решение совместить знакомство детей с расами людей и Олимпийское образование. Олимпийские игры вошли в историю человечества как крупнейшее международное комплексное спортивное мероприятие. Работа в рамках олимпийского образования дошкольников предоставляет прекрасную возможность для нравственного воспитания детей, в том числе для воспитания толерантности по отношению к людям разных рас. ^ Образовательная область «Социализация»: Формировать представления о некоторых особенностях внешнего вида людей разных рас; воспитывать толерантность по отношению к людям разных рас; вызвать у детей желание узнавать о спортивных традициях народов разных континентов; Образовательная область «Познание»: закрепить знания детей о том, что глобус - это макет Земли; формировать у детей представления об Олимпийских играх как мирного соревнования, в котором участвуют народы всего мира в целях физического совершенствования, познакомить с эмблемой олимпийского движения, донести до детей ее смысл; Образовательная область «Коммуникация»: активизировать словарь детей – «раса», «европеоид», «монголоид», «американоид», «негроид», «коренной житель», «переселенцы»; Образовательная область «Физическая культура»: способствовать формированию у детей интереса к занятиям физическими упражнениями; Образовательная область «Музыка»: развивать музыкальный кругозор детей. ^ глобус, мольберт, белый лист бумаги формата А2, глобус, кольца диаметром 10 см черного, зеленого, красного, желтого и голубого цветов, кружки из картона этих же цветов диаметром 4 см, иллюстрации с изображением людей разных рас (европеоид, американоид, негроид, австралоид, монголоид), аудиозаписи: американская и русская народная музыка, азиатская классическая музыка, австралийская и африканская этническая музыка, модели, спортивное оборудование: футбольный и баскетбольный мячи, баскетбольная стойка, ворота, бита, деревянные бруски, мяч маленького диаметра, эстафетная палочка. ^ Воспитатель загадывает детям загадку: Шар не велик, на нем страны без людей, Города без домов, леса без деревьев, моря без воды (глобус) Воспитатель показывает глобус, рассматривает вместе с детьми, уточняет, что глобус – это модель земного шара. Воспитатель: «Дети, на нашей планете климат неоднороден, поэтому люди, живущие на материках не похожи друг на друга, и сегодня мы предлагаем вам отправиться в путешествие по нашей планете. Мы побываем на разных материках, познакомимся с людьми их населяющими, узнаем, какими видами спорта они предпочитают заниматься. Дети, а вы знаете, как называется самое главное в мире спортивное соревнование? (Олимпийские игры). В Олимпийских играх принимают участие люди со всех концов нашей планеты! Вы готовы отправиться в путешествие? Дети: «Да!» Звучит африканская этническая музыка, дети совместно с воспитателем выбирают вид транспорта, с помощью которого они могут попасть на континент и отправляются в Африку. По прибытии, воспитатель ставит метку черного цвета на глобусе. Стихотворение об Африке (читает ребенок): Африка Где-то в джунглях, на лианах, где-то с южной стороны Обитают обезьяны и жирафы, и слоны Где в речушке серебристой бегемоты сладко спят, Разрисованные птицы цветом радуги летят. Африка, Африка, сказочные страны, Африка, Африка, жаркий небосвод, сладкие бананы, Потому что в Африке лето круглый год! Педагог-психолог: Ребята, в Африке живут представители негроидной расы. (Показ иллюстрации). Вопросы к детям, работа с моделями.
В это время воспитатель помещает на лист бумаги на мольберте кольцо черного цвета, не акцентируя на этом внимание детей. Воспитатель: «Ребята, а вы хотите знать, в каком виде спорта преуспевают люди негроидной расы? В олимпийском движении африканцы добиваются наилучших успехов в легкой атлетике, особенно в беге. Вы хотите знать, почему? Оказывается, что успехи чернокожих легкоатлетов объясняются особенностями строения их тела. Ноги и руки чернокожих длиннее, а значит негроиды по сравнению с другими расами бегают быстрее. Воспитатель предлагает детям поучаствовать в эстафете с флажками. Воспитатель: «А теперь нам пора прощаться с жаркой Африкой и ее жителями и отправляться в путь на другой континент - Австралию. Ребята, как вы думаете, на каком виде транспорта можно добраться из Африки в Австралию?» Звучит австралийская этническая музыка. Дети прибывают в Австралию, воспитатель ставит метку зеленого цвета на глобус. ^ (читает ребенок): Австралия – страна наоборот, Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето. Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Педагог-психолог: Ребята, в Австралии живут представители австралоидной расы. Коренными жителями являются аборигены. (Показ иллюстрации). В это время воспитатель помещает на мольберт кольцо зеленого цвета. Вопросы к детям, работа с моделями:
Педагог-психолог: «Сейчас Австралию населяют люди со всего мира, приехавшие туда по разным причинам, коренных жителей - аборигенов совсем мало, они живут вдали от переселенцев». Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что жители Австралии тоже очень любят заниматься спортом, а больше всего водными видами, теннисом и крикетом. О теннисе и о водных видах спорта, я думаю, вы знаете, а вот о крикете я вам сейчас расскажу. Крикет – это вид спорта, в котором используется бита и мяч. Игра проходит между двумя командами по 11 игроков в каждой. Цель игры – заработать больше очков, чем команда противника. Это очень сложная игра и один из элементов ее мы попробуем освоить с вами». Воспитатель и дети сбивают с помощью мяча бит заранее заготовленную конструкцию из деревянных брусков. По окончании игры воспитатель задает детям вопрос: какую исконно русскую игру напоминает крикет? (городки) Воспитатель: «А теперь, ребята мы поблагодарим жителей Австралии за их гостеприимство и отправимся с вами в Америку. Ребята, как вы думаете, на каком виде транспорта можно добраться из Австралии в Америку?» Звучит американская народная музыка. Дети прибывают в Америку, выбрав вид транспорта, на котором туда можно добраться из Австралии. Воспитатель ставит отметку красного цвета. Стихотворение об Америке (читает ребенок): ^ Два материка – Северная, Южная – все легко пока. Штаты, Мексика, Канада в Северной живут. Ураганы и торнадо пролетают тут. В Южной – вот Колумбия, Чили, здесь – Бразилия, Аргентина, Парагвай, Перу и Боливия. Речки есть большие, помнить это нужно: Миссисипи в Северной, Амазонка – в Южной. Тянутся высокие горы цепью дружно: Кордильеры – в Северной, горы Анды – в Южной. Педагог-психолог: Ребята, в Америке коренные жители - представители американоидной расы. (Показ иллюстрации). В это время воспитатель помещает на мольберт кольцо красного цвета. Вопросы к детям, работа с моделями:
Воспитатель: «Ребята, а одним из самых любимых видов спорта людей, живущих в Америке является баскетбол, и Америка является его родиной. Баскетбол – это спортивная командная игра с мячом, который забрасывают руками в кольцо с сеткой (корзину). Сейчас мы с вами попробуем это сделать. Проводится игровое упражнение «Забрось мяч в баскетбольное кольцо». Воспитатель: «А теперь нам пора прощаться с жителями Америки и отправляться в путь на другой континент - Евразию. Ребята, посмотрите на глобус и скажите - какой вид транспорта нам лучше выбрать для этого путешествия?» Дети прибывают в Евразию, воспитатель вместе с детьми вспоминает о том, что Евразия состоит из двух частей: Европы и Азии. Стихотворение о Евразии (читает ребенок): Что такое Евразия? Это Европа плюс Азия: Из двух частей света возник самый большой материк! Предлагает отправиться в Азию (звучит азиатская классическая музыка). По прибытии воспитатель ставит метку желтого цвета на глобус. Педагог-психолог: Ребята, в Азии коренные жители - представители монголоидной расы. (Показ иллюстрации). В это время воспитатель помещает на мольберт кольцо желтого цвета. Вопросы к детям, работа с моделями:
Воспитатель: «Ну, давайте теперь поговорим о традиционных для азиатов видах спорта. Наверное, многие из вас знают, что азиаты придумали различные единоборства: каратэ, айкидо, дзюдо, тхэквондо, ушу. Ребята, раньше люди, занимающиеся единоборствами, должны были держать тайну своих спортивных приемов и поэтому не могли выступать на соревнованиях. Однако сейчас этот запрет снят, и восточные единоборства представлены в Олимпийских играх. К нам сегодня пришел гость, обратите внимание на его спортивную форму, которая называется «кимоно». Воспитатель предлагает «гостю» рассказать о борьбе, которой тот занимается, продемонстрировать несколько приемов. Воспитатель: «А теперь, ребята, нам пора отправляться в Европу. Как вы думаете, на каком виде транспорта можно добраться в Европу?» Звучит русская народная музыка. Дети прибывают в Европу, воспитатель ставит метку синего цвета на глобус. Педагог-психолог: Ребята, в Европе коренные жители – представители европеоидной расы. (Показ иллюстрации). В это время воспитатель помещает на мольберт кольцо синего цвета. Вопросы к детям, работа с моделями:
Воспитатель: «Европейцы тоже очень любят спорт, занимаются самыми разными его видами, особенно распространен футбол. К тому же родиной футбола является одна из европейских стран - Англия. Я вам предлагаю сейчас почувствовать себя футболистами». Проводится игровое упражнение «Забей мяч в ворота» Педагог-психолог: «Наше путешествие подходит к концу. Вы сегодня узнали, как много не похожих друг на друга людей населяют нашу планету. У коренных народов разных континентов есть свои внешние особенности, свои традиции, свои любимые виды спорта, но все они хотят мира и дружбы на земле. Ребята, а теперь давайте обратим внимание на мольберт. Что у нас получилось? Правильно, это эмблема олимпийских игр – олимпийские кольца, которые расположены на белом фоне флага. Кольца символизируют пять частей света, пять континентов, страны которых участвуют в олимпийском движении: Европа — синий, Америка — красный, Азия — жёлтый, Африка — чёрный, Австралия — зелёный. С древних времен во время олимпийских игр жители всех стран объединялись, прекращались все войны и конфликты, на всей Земле царил мир и дружба. Как правило и по окончании игр (несмотря на результат) дружеское общение спортсменов не прекращается, они вспоминают друг о друге с теплом и любовью, ждут встреч на следующих соревнованиях. Это является примером для нас с вами, таких разных, непохожих друг на друга». П Р И Л О Ж Е Н И Я:
П р и л о ж е н и е № 1 Изображения людей разных рас:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() П р и л о ж е н и е № 2 Модели признаков людей разных рас:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]() П р и л о ж е н и е № 4 Фоторепортаж о проведении непосредственно – образовательной деятельности Отправляемся в путешествие на самолете в Африку… ![]() Работаем с моделями… ![]() ![]() Читаем стихи о материках… ![]() Соревнуемся в беге… ![]() … обучаемся элементам крикета… ![]() … тренируемся бросать мяч в кольцо… ![]() … знакомимся с новым видом спорта – дзюдо: ![]() ![]() Подводим итоги… ![]() |
![]() | ![]() | Конспект непосредственно – образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе... | |
![]() | Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация | ![]() | Развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления |
![]() | Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе (6-7 лет) | ![]() | Совершенствование навыка слогового, звуко-буквенного анализа слова; Автоматизация в речи звуков (р рь) |
![]() | Продолжать знакомить детей с русской лирикой. Активизировать эмоциональное отношение детей к произведениям русских поэтов | ![]() | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №2 г. Балаково Саратовской области |
![]() | Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников, используя здоровье сберегающие технологии | ![]() | Мбдоу «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка Яковлевского района Белгородской области» |