Логический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения




Скачать 200.73 Kb.
НазваниеЛогический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения
Дата публикации25.07.2013
Размер200.73 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Спорт > Документы





Раздел 1. Терминологический аппарат, концептуальные и методологические основы логистики


















1.1. История возникновения логистики. Понятие логистики и ее задачи

2




2

5

9



1.2. Факторы и тенденции развития логистики. Принципы и функции логистики

2




2

5

9



1.3. Материальные потоки и логические операции

2




2

5

9



1.4. Логические системы

2




2

5

9



1.5. Методологический аппарат логистики

4




4

5

13




Раздел 2. Логический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения


















2.1. Информационная логистика

2

2




5

9



2.2. Механизмы закупочной логистики

2

2




5

9



2.3. Логистика производственных процессов

2




2

5

9



2.4. Сбытовая (распределительная) логистика

2

2




10

14



2.5. Логистика запасов

2

2




10

14



2.6. Складское хозяйство

2

2




10

14



2.7. Транспортная логистика

2

2




10

14



2.8. Логистика сервисного обслуживания

2




2

10

14



2.9. Управление временем процессов в логистике

2




2




4

Итого

30

12

18

90

150

^ Раздел 1. Терминологический аппарат, концептуальные и методологические основы логистики
Тема 1. История возникновения логистики. Понятие логистики, ее задачи и функции.

^
Литература 1, 2, 3 4, 6, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22,
23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 33, 34, 36, 37



1.Понятие и аспекты логистики
“Logistics” – современный англо-русский словарь дает перевод:

  1. материально-техническое обеспечение;

  2. организация и осуществление работы тыла, тыл и снабжение.

Действительно, развитие логистики происходило в двух направлениях.

Первое направление само по себе разноплановое.

Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов (греческое “logistice” – искусство вычислять, рассуждать). По свидетельству Архимеда в Древней Греции было 10 логистиков. В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов. Немецкие философы 17-18 веков называли логистикой математическую логику (представитель Лейбниц). Термин закрепили на конференции в Женеве.

Второе направление связано с войсковой логистикой. О войсковой логистике в Византийской империи: “Делом логистики является удерживать армию, надлежащим образом вооружать и организовывать, снабжать войсковыми средствами, своевременно и полно удовлетворять потребности, каждый поход готовить. Это значит рассчитывать время и пространство так, как и оценивать силу противника.”

В начале 19-го века получил известность труд по логистике французского военного специалиста А. Жомини, который определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск. Широкое признание получила логистика после наполеоновских войн. Новый этап в развитии военной логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические подходы стали применяться в американской армии.

Первоначально логистику определяли как:

  1. новое направление в организации движения грузов;

  2. теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;

  3. совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;

  4. интеграция процессов производства и транспортировки;

  5. процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;

  6. производственная инфраструктура;

  7. форма управления физическим распределением продукта;

  8. эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;

  9. наука о рациональной организации производства и распределения;

  10. новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками.

В настоящее время под логистикой понимается наука об управлении материальными, а также связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в определенной системе. Логистику рассматривают в 3-х аспектах, т.е. как

  1. многостадийный хозяйственный процесс, включающий:

    • складирование готовой продукции у предприятий-изготовителей;

    • перевозку товаров, перегрузку их с одного вида транспорта на другой при смешанных перевозках;

    • складирование и хранение товаров в системе посреднических предприятий и организаций оптовой торговли;

    • разгрузку, приемку товаров у конечных потребителей, в том числе в системе розничной торговли;

  2. систему управления, объединяющую:

    • управляющую систему (подразделения аппарата управления предприятий-поставщиков и потребителей, коммерческо-посреднические, торговые и транспортные организации, координирующие органы государственного управления);

    • управляемую систему, т.е. отдельные логистические объекты (склады, транспортные средства и др.) и потоки;

  3. экономическую науку, основанную на экономике, планировании и организации материально-технического снабжения. Связана с экономикой транспорта и экономикой торговли.

На рисунке 1.1. показаны элементы логистики:
Экономика

Технология Математика



Техника
Рис.1.1. Элементы логистики
Управление материальными потоками – это ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЛОГИСТИКИ.

Материальным потоком называются грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу.
2.Актуальность логистики на современном этапе экономического развития
Во влиянии логистики на экономическое развитие можно выделить 4 фактора:

1. Экономический, позволяющий сократить производственно-сбытовые затраты предприятий–производителей, уменьшить издержки обращения торгово-посреднических организаций, расширить ассортимент услуг и улучшить качество обслуживания потребителей.

2. Организационный. Дробление структур и децентрализация управления сопровождается развитием ассоциативных начал в хозяйственной деятельности. Все более устойчивое положение приобретают интегральные формы, что и характерно для логистических процессов.

3. Информационный. В настоящее время на первый план выходит развитие информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений. Информационные потоки в то же время выступают предметом, средством и составляющей логистических процессов.

4. Технический фактор проявляется в том, что субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и сфере управления. В свою очередь, коммерческая инициатива и товарно-денежные отношения стимулируют внедрение новой техники в процессы товародвижения, которые в условиях технической модернизации обуславливают эффективное управление на логистической основе.

Логистика оказывает существенное воздействие на развитие рыночных отношений:

  1. развивается конкуренция продукции и сервиса;

  2. снижаются затраты на товародвижение, т.е. на заготовку, складирование, разгрузку и отправку продукции;

  3. рационально используются ресурсы;

  4. эффективно функционируют отрасли производственной инфрастуктуры.

Многоплановое влияние оказывает логистика на работу органов государственного управления:

  1. востребуются их координационные функции, поскольку в последнее время хозяйственные связи формируются спонтанно, по инициативе предприятий-поставщиков и потребителей, а также в связи с развитием посреднических структур. В масштабе регионов функции координации товаропотоков призваны выполнять местные органы исполнительной власти;

  2. в региональных органах управления получают развитие функции рекомендательного и научно-методического характера при оказании государственной поддержки логистическим структурам;

  3. изыскиваются дополнительные источники повышения доходов государственного бюджета, например, благодаря регулированию цен на логистические услуги;

  4. развиваются межотраслевые связи предприятий промышленности, транспорта, торговли;

  5. логистические методы управления получают развитие в области межгосударственных отношений, что учитывается при образовании транснациональных финансово-промышленных групп.

Элементы, из которых складывается эффект от логистического подхода к управлению предприятием:

  1. производство ориентируется на рынок, возможен переход к малосерийному и индивидуальному производству;

  2. налаживаются партнерские отношения с поставщиками;

  3. сокращаются простои из-за нехватки материалов на рабочих местах;

  4. оптимизируются запасы (одна из центральных проблем логистики);

  5. сокращается численность вспомогательных рабочих вследствие повышения определенности процесса;

  6. улучшается использование производственных и складских площадей за счет снижения неопределенности потоковых процессов (в частности, на оптовых торговых базах – до 30%);

  7. снижается травматизм из-за улучшения техники безопасности.

3. Этапы развития логистики

Использование принципов логистики в экономике началось сравнительно не­давно. В 60-х - начале 70-х годов ХХ века в странах с развитой рыночной экономикой стали осознавать, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений.

Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости про­дукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% занимают расходы на логисти­ку, т.е. на транспортировку, хранение, упаковку и т.д. Главные причины резкого воз­растания интереса к логистике:

  • обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости и улуч­шения качества поставок;

  • энергетический кризис (70-е годы);

  • НТП и в первую очередь, компьютеризация;

  • превращение рынка продавца в рынок покупателя.

Выделяют следующие этапы совершенствования логистики (графически они представлены на рис. 1.2-1.5):

I. 60-е годы ХХ века. Происходит интеграция складского хозяйства с транспортом и коор­динация их использования. Ранее транспорт и склад были связаны только oпeрациями погрузки-разгрузки, теперь они работают по единой технологии (тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом транспорта).



Рис 1.2. Элементы 1-го этапа развития логистики
Ключевые моменты первого этапа развития логистики:

  • непосредственное реагирование на колебания спроса;

  • оценка логистической системы выражается долей затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в выручке от реализации.

II. Середина 80-х годов ХХ века. Ко взаимодействию складирования и транспортировки подключается планирование производства. Это позволяет повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов и более рационально использовать оборудование.




Рис 1.3. Элементы 2-го этапа развития логистики
Ключевые моменты второго этапа развития логистики:

  • система логистики включает следующие элементы: обработку заказов, обслуживание заказчика, управление запасами готовой продукции;

  • используются компьютеры, но информационные системы не отличаются высокой сложностью;

  • работа логистической системы оценивается сопоставлением сметы расходов и реальных затрат.

III. 90-е годы ХХ века. Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер.






Рис 1.4. Элементы 3-го этапа развития логистики
Ключевые моменты третьего этапа развития логистики:

  • к элементам логистической системы второго этапа добавляются: добыча или закупка сырья, доставка сырья на предприятие, управление запасами сырья и незавершенного производства;

  • управление основано на планировании упреждающих воздействий;

  • работа системы оценивается сравнением со стандартом качества обслуживания.

IV. Настоящее время. Логистические операции интегрируются с операциями маркетинга и финансов.

Ключевые моменты четвертого этапа:

  • увязка противоречивых целей подразделений предприятия;

  • долговременное (более года) планирование;

  • оценка работы системы с учетом требований международных стандартов.



Рис. 1.5. Элементы 4-го этапа развития логистики
Однако, необходимо отметить, что и в настоящее время некоторые предприятия с недоверием относятся к логистике. Во многом это объясняется изменчивым экономическим климатом, нацеливающим на получение сиюминутной прибыли. Кроме того, иногда трудно выделить отдачу от инвестиций в логистику. Отчасти это следствие сложности затрат на управление запасами и стоимости улучшений в обслуживание потребителей.

Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной:

  • в странах СНГ задачи оптимизации решались в основном для ППТН (продукции производственно-технического назначения);

  • в западных странах логистика развивалась как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.

В настоящее время ученые разных стран сходятся во мнении, что объектом логистики является материальный поток на всем пути своего движения, т.е. от первичного источника до конечного потребителя (рис. 1.6).

^

Рис.1.6. Логистика как управление материальным потоком



4. Концепция логистики
Деятельность по управлению материальными потоками, также как и производ­ственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности осуществлялась челове­ком, начиная с ранних периодов экономического развития. Однако сравнительно недавно человечество осознало, каким потенциалом повышения эффективности обладает рационализа­ция потоковых процессов в экономике, т.е. логистика.

Основные положения концепции логистики:

1.^ Реализация принципа системного подхода. Максимальный эффект можно получить при оптимизации совокупного материального потока на всем протяжении от первичного источника сырья до конечного потребителя. При этом все звенья материалопроводящей цепи должны работать как единый сла­женный механизм.

2. ^ Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. При выполнении отдельной операции универсальное оборудование проигрывает обо­рудованию, созданному специально для этой работы. Принцип применим в условиях высокого уровня технического развития (массовое использование широкой номенкла­туры средств производства).

3. ^ Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда. В настоящее время работа в сфере управления материальными потоками не престижна. Логистический подход создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров.

4. ^ Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепи. Одна из задач логистики — минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Минимум совокупных издер­жек - важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы.

5. ^ Развитие услуг сервиса на современном уровне. Логистический сервис становится средством повышения конкурентоспособности. Предположим на рынке несколько поставщиков одинакового товара. Потребитель вы­бирает того, кто обеспечит наибольший сервис - доставка вовремя, в удобной таре и т.д.

6. ^ Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности ок­ружающей среды. Принцип обусловлен появлением большого количества товаров, следовательно, неопре­деленностью спроса на них, резким колебанием качественных и количественных ха­рактеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если выполняются шесть правил логистики:

1) груз - нужный товар;

2) качество - необходимое;

3) количество - заданное;

4) время - доставка в указанное время;

5) место - доставка в указанное место;

6) затраты - с минимальными затратами.

5. Функции логистики
Принципы логистики реализуются через ее функции. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

Выделяют основные, базисные, ключевые и поддерживающие функции.

К основным функциям логистики относят:

1. Интегрирующую – формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;

2. Организующую - обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;

3. Управляющую – поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.

Базисные – это функции, осуществляемые любым товаропроизводителем. К ним относятся: снабжение, производство, сбыт.

Рассмотрим ключевые логистические функции:

  1. Поддержание стандартов обслуживания потребителей, обеспечение заданного уровня качества продукции, дистрибьюции и послепродажного сервиса. Широкое распространение получила идеология всеобщего управления качеством, принята обязательная сертификация товаров на основе стандартов ISO 9000.

  2. Управление закупками, включающее:

    • выбор поставщиков материальных ресурсов,

    • планирование потребности в ресурсах,

    • определение рациональных сроков и объемов поставок,

    • выбор форм поставок и товаропроводящих путей,

    • выбор типов транспорта для доставки материальных ресурсов.

      1. Управление транспортировкой. Под транспортировкой понимается совокупность процессов перевозки, погрузки, разгрузки и др. сопутствующих операций. Управление транспортировкой предполагает:

        • выбор перевозчика и экспедитора,

        • выбор вида транспорта,

        • определение рациональных маршрутов,

        • подбор транспортного средства под определенный вид груза.

          1. Управление запасами, т. е. процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте.

          2. Управление процедурами заказов.

          3. Управление производственными процедурами (операционный менеджмент). Функция заключается в управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства, нацеленном на минимизацию уровня запасов и сокращение длительности производственного цикла.

          4. Ценообразование, связанное с маркетинговой и логистической стратегиями предприятия-производителя. Логистическая стратегия задаёт уровень общих издержек. От маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена продажи готовой продукции потребителю.

Поддерживающие логистические функции включают:

  1. Складирование, т.е. управление пространственным размещением заказов, предусматривающее выполнение следующих задач:

    • определение числа, типа и дислокации складов,

    • расчёт площади хранения материальных ресурсов,

    • планирование размещения запасов,

    • проектирование зон транспортировки, сортировки, погрузки – разгрузки,

    • выбор погрузочно-разгрузочного и другого складского оборудования.

      1. Грузопереработка, т.е. перемещение материальных ресурсов на складе, сортировка или комплектование грузов, поддержание рационального объёма грузооборота склада.

      2. Защитная упаковка.

      3. Обеспечение возврата товаров, которые по каким-то причинам не удовлетворяют покупателей или не прошли гарантийного послепродажное срока службы. обслуживание

      4. Обеспечение запасными частями.

      5. Ремонт и другие виды сервиса.

      6. Сбор возвратных отходов.

      7. Информационно-компьютерная поддержка, во многом обеспечивающая выполнение интегрирующей функции логистики, как на микро-, так и на макроэкономическом уровне.

Каждая из функций представляет собой достаточно однородную с точки зрения цели совокупность действий.

Укажем на две особенности приведенного комплекса логистических функций:

    1. все функции взаимосвязаны и подчинены единой цели - управлению матери­альным потоком;

    2. носителями функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе, ключевыми из которых являются:

      • предприятия - изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные коммерческие операции;

      • коммерческо-посреднические организации;

      • предприятия оптовой торговли;

      • транспортные предприятия, экспедиционные фирмы.


6. Функциональный цикл логистики
Совокупность функций логистики образует функциональный цикл или цикл исполнения заказа.

Динамику функциональным циклам придаёт необходимость согласования потребностей в ресурсах «на входе» и «на выходе». Потребности функционального цикла «на входе» определяются заказом на конкретное количество определенных ресурсов. Обычно для выполнения крупного заказа требуется комбинация функциональных циклов, включающих на разных стадиях различные сделки и операции.

Потребности «на выходе» - это ожидаемые результаты работы. В той мере, в какой удовлетворены эти потребности, можно говорить об эффективности функционального цикла.

В зависимости от предназначения конкретного функционального цикла необходимые для его завершения операции могут находиться в полном ведении одного предприятия, а могут потребовать участия нескольких предприятий. По сути, функциональные циклы формируют снабженческо-сбытовую цепь и связывают между собой её участников.

Разным функциональным циклам присуща разная частота операций. Некоторые циклы предназначены для обеспечения единоразовой покупки-продажи. В подобных случаях цикл планируется, осуществляется и по завершении операции прекращает своё существование. Другие же функциональные циклы предполагают исполнение долгосрочных контрактов.

Любая операция или объект в рамках конкретного логистического контракта одновременно могут быть причастны ко множеству других функциональных циклов. Например, складское предприятие может регулярно приобретать товары сразу у нескольких производителей. В то же время транспортное агентство, предоставляя услуги многим предприятиям, обслуживает несколько функциональных циклов. Поэтому для предприятия, имеющего многочисленные связи с поставщиками и потребителями, часто трудно вычленить отдельный функциональный цикл.

Функциональные циклы в физическом распределении и снабжении имеют, как общие черты, так и различия.

Физическое распределение сводится к обработке и выполнению заказов потребителей до непосредственной поставки продукции. Отметим, что всю деятельность, связанную с привлечением и сохранением клиентов, можно грубо разделить на две составляющие: заключение сделок и их реальное исполнение. Физическое распределение ведает реальным исполнением сделок и складывается из таких видов деятельности, как систематизация и передача заказа, идентификация заказа, комплектование заказа, доставка заданных грузов потребителям (рис. 2.3.).



Рис. 2.3. Базовый цикл физического распределения
Ключом к пониманию динамики функционального цикла физического распределения служит ориентация на заказы потребителей. Поэтому целесообразно разработать программу координации действий с потребителями, на основе которой строить управление заказами.

Функциональный цикл снабжения во многом схож с циклом обработки заказов (рис. 2.4.).


Рис. 2.4. Функциональный цикл снабжения
Среди расхождений наиболее важными являются следующие:

  1. Снабжение отличается сроками доставки, размерами грузоперевозок, способами транспортировки и стоимостью задействованных ресурсов. Относительно более низкая стоимость материалов в сравнении с готовой продукцией открывает широкие возможности для манёвра при выборе соотношения между издержками на содержание запасов в пути и сроками транспортировки с использованием дешёвых способов грузоперевозки. В результате функциональный цикл процесса закупок обычно продолжительнее цикла обработки заказов.

Исключение составляют дорогостоящие компоненты, которые перевозятся мелкими партиями в точном соответствии с потребностью при использовании более скоростных и надёжных (а соответственно и затратных) средств доставки.

  1. Численность поставщиков предприятия, как правило, меньше численности потребителей. Материалы часто закупаются прямо у производителя либо у специализированного оптового продавца. Поэтому функциональный цикл в снабжении имеет более простую конфигурацию, чем в физическом распределении.

  2. Функциональный цикл обработки заказов, по определению, начинается в ответ на поступившие запросы клиентов. В силу этого, система физического распределения вынуждена приспосабливаться к нерегулярным требованиям потребителей. Система снабжения, напротив, сама порождает заказы. Способность назначать время и место закупок значительно уменьшает неопределенность хозяйственной деятельности.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Логический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения iconКонтрольная работа по логистике включает в себя две части: теоретическую...
Я теории логистики и выполняется на основе самостоятельной работы над литературными источниками, перечисленными в списке рекомендованной...

Логический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения iconТо общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими...
Сегодня к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах....

Логический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения iconСинергетический подход к исследованию социально-экономических систем
Дана сравнительная характеристика традиционного и синергетического подходов. Описан синергетический подход к управлению экономикой,...

Логический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения iconКонтрольная работа по управлению персоналом на тему: «кадры фирмы анализ потенциала»
Определение дополнительной потребности в кадрах в связи с ростом объемов производства и возмещением выбытия

Логический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения iconПостановка задачи
Роботы — это физические агенты, которые выполняют поставленные перед ними задачи, проводя манипуляции в физическом мире. Управление...

Логический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения iconБезопасность на воде
Она требует к себе уважения и соответствующего обращения. Вода не любит людей недисциплинированных и наказывает тех, кто пренебрегает...

Логический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения icon1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Почти...
Потоками крови и слез была омыта за эти нескончаемо долгие годы (4 года) наша многострадальная земля. И если бы собрались воедино...

Логический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения iconПриказ по Управлению образования администрации городского округа...
В соответствии с приказом по Управлению образования от 17. 10. 2011 г. №649 «О проведении городского конкурса «Права человека – глазами...

Логический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения iconКурсовая работа по дисциплине «Информатика» на тему «Алгоритмы сортировки»
В наше время новые информационные технологии занимают очень важное место не только в специализированных, но и в повседневных сферах...

Логический подход к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения iconСтатья "Интегрированный подход в изучении культуры родного края на уроках музыки"
К школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Современная система образования направлена на формирование высоко...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница