В современных условиях надежность работы железнодорожного транспорта имеет важное значение в системе жизнедеятельности государства и обеспечении национальной




Скачать 145.32 Kb.
НазваниеВ современных условиях надежность работы железнодорожного транспорта имеет важное значение в системе жизнедеятельности государства и обеспечении национальной
Дата публикации29.07.2013
Размер145.32 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Спорт > Документы
Введение

Введение
В современных условиях надежность работы железнодорожного транспорта имеет важное значение в системе жизнедеятельности государства и обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
Железнодорожный транспорт включает в себя инфраструктуру, подвижной состав и другое имущество. Протяженность искусственных сооружений, как составной части инфраструктуры на железных дорогах России, превышает несколько тысяч километров, проложенных в самых различных природных и климатических условиях. Стоимость построенных искусственных сооружений в среднем составляет около 15 % всей стоимости железных дорог.
Средние и большие мосты составляют около 10 % общего числа искусственных сооружений и имеют более 30 % их протяженности, выход (вывод) из строя которых может привести к полному прекращению движения, значительному ущербу в сфере материальных затрат и безопасности государства.
Существующая напряженность обстановки в мире, а также проявления международного терроризма и криминогенная обстановка в стране и за рубежом требуют совершенствования форм и способов защиты объектов железнодорожного транспорта (далее по тексту объектов), а следовательно и развития их составных частей.
Возможность возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) и ущерба от их последствий, вызывают необходимость проведения комплекса организационных и технических мероприятий по их предупреждению. В этих целях, начиная с 90-х годов, акцент государственной политики был направлен в сторону снижения риска от ЧС.
Своевременное принятие превентивных мер, способствует снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, ведет к положительным результатам в этой сфере деятельности.
В связи с этим, Правительством Российской Федерации издан ряд законов и постановлений по усилению защиты объектов железнодорожного транспорта, в том числе от террористических актов [87, 92].
Особо актуальным, в условиях возможной угрозы ЧС, является создание качественно новых способов защиты, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объектов железнодорожного транспорта.
Одним из основных мероприятий повышения эффективности защиты объектов железнодорожного транспорта является комплексное научно обоснованное внедрение новых технологий и технических средств, позволяющих повысить физическую защищенность рассматриваемых в работе мостов и тоннелей [87].
От бесперебойной работы вышеуказанных объектов во многом зависит устойчивая работа железнодорожного транспорта, поэтому задача обеспечения их надежной охраны и защиты рассматривается как одна из важных.
Одной из причин для возникновения ЧС являются несанкционированные воздействия физических лиц (нарушителей) на объекты железнодорожного транспорта, в том числе мосты и тоннели.
Повышение надежности защиты объектов железнодорожного транспорта за счет применения различных технических средств, является одним из основных условий их безопасного функционирования. Выполнение задач и мероприятий технического обеспечения позволяет повысить результативность защиты этих объектов, снизить вероятность проведения на них различных противоправных, несанкционированных действий.
Кроме того, важность задачи предупреждения и минимизации
последствий от ЧС, повышения устойчивости функционирования
железнодорожного транспорта в экстремальных условиях, подтверждается
4*'' тяжестью последствий от ЧС и высоким уровнем подготовленности
нарушителей.
В современных условиях потребность в усилении технической защищенности объектов железнодорожного транспорта определяется их государственной значимостью, увеличивающимися объемами перевозок, наличием значительного количества опасных грузов, провозимых по железным дорогам, большой протяженностью коммуникаций.
В условиях возможного возникновения угрозы ЧС необходимо создание качественно новых способов защиты объектов, способных обеспечить их безопасную эксплуатацию.
В связи с этим в повышении эффективности защиты объектов важную , роль играет обеспеченность подразделений ведомственной охраны современными техническими средствами.
Кроме того, действия подразделений ведомственной охраны на значительном удалении от мест постоянной дислокации, предъявляют дополнительные требования к повышению их технической оснащенности и маневренности.
Вопрос о техническом обеспечении действий подразделений ведомственной охраны в настоящее время приобрел новое качественное значение и стал одним из основных вопросов комплексной защиты объектов.
И поэтому предложенная Управлением ведомственной охраны МГТС
/о*, России тема: «Обоснование технического обеспечения безопасности
объектов железнодорожного транспорта», вытекающая из потребности
повышения результативности технического обеспечения защиты объектов
железнодорожного транспорта, предопределила необходимость проведения диссертационного исследования.
Анализом состояния теории и практики технического обеспечения ФЪ' занимались многие ученые, но их исследования не исчерпали данную тему ни по объему, ни по и содержанию, ни по сущности, и она по-прежнему остается актуальной. Обоснование вопросов технической защищенности объектов железнодорожного транспорта в сегодняшних условиях актуально и требует дальнейшего совершенствования.
Кроме того, актуальность данной темы, определяется:
уровнем научных знаний о принципах построения и функционирования технического обеспечения защиты объектов железнодорожного транспорта;
необходимостью дальнейшего развития теории, практики технического обеспечения, создания методического и уточнения / понятийного аппарата;
- потребностью совершенствования технической защищенности объектов и в первую очередь на основе системного подхода к применению современных и перспективных технических средств охраны;
- повышением требований к совершенствованию методов управления и качеству видов обеспечения.
Указанные обстоятельства обусловили цель и задачу исследования. Целью диссертационной работы является обоснование технического обеспечения защиты объектов железнодорожного транспорта ' с разработкой технических решений по повышению защищенности объектов
железнодорожного транспорта - мостов и тоннелей.
Л*^ Задача работы: обосновать теоретические положения и выработать
практические рекомендации по совершенствованию технического
обеспечения защиты объектов железнодорожного транспорта — мостов тоннелей.
Для достижения поставленной цели исследования в диссертации решаются основные задачи:
- разработка методики оценки значений контролируемых параметров и выявления риска в процессе защиты объекта от противоправных действий;
создание методики определения условий рационального функционирования элементов системы защиты объектов железнодорожного транспорта;
обоснование рекомендуемых вариантов защиты объектов железнодорожного транспорта;
- выработка предложений по совершенствованию технического оснащения подразделений ведомственной охраны;
развитие отдельных положений совершенствования основ управления подразделениями ведомственной охраны.
Методика исследования. Для решения поставленных задач использовался комплексный подход, включающий в себя исследование положений нормативной научно-технической литературы, обобщение и анализ действий нарушителей и подразделений ведомственной охраны.
Теоретические исследования проведены с применением методов теории вероятностей, математической статистики, математического анализа, математического моделирования, теории автоматизированного управления, общей теории и практики охраны, комплексного подхода к решению задач защиты объектов.
В работе применен системный подход к обоснованию способов защиты охраняемых объектов и управления подразделениями ведомственной охраны. Использованы положения теории и практики охраны других ведомств Российской Федерации. С учетом защиты от
международного терроризма сформированы основные требования к системе технического обеспечения охраны объектов.
В процессе исследования рассматривались вопросы защиты таких важных объектов железнодорожного транспорта, как железнодорожные мосты.
Основные теоретические положения, выносимые на защиту:
1. Методика оценки значений контролируемых параметров и выявления условий возникновения риска в процессе защиты объекта от противоправных посягательств.
2. Модель и методика определения условий рационального функционирования элементов системы защиты объектов железнодорожного транспорта.
3. Вариант повышения защищенности объектов железнодорожного транспорта за счет комплексированного применения технических средств
, n охраны.
4. Предложения по усилению возможностей подразделений ведомственной охраны за счет применения современных перспективных средств.
5. Положения по совершенствованию систем управления и применения технических средств охраны при организации защиты охраняемых объектов железнодорожного транспорта на основе применения современных информационных технологий.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней в целях предупреждения возникновения ЧС от несанкционированных действий нарушителей, террористических актов на основе методов оценки и прогнозирования защищенности объектов получены и уточнены мероприятия по обеспечению функционирования железнодорожного транспорта:
10
• разработаны методы научного обоснования технического обеспечения защиты объектов подразделениями ведомственной охраны;
• сформулирована концепция повышения уровня безопасности объектов железнодорожного транспорта, базирующаяся на широком использовании различных технических средств охраны, включая сигнализационные, радиолокационные, оптико-электронные и другие;
• построен и обоснован математический аппарат оценки значений контролируемых параметров и выявления условий возникновения риска в процессе защиты объекта;
• построен алгоритм оценки защиты для различных объектов железнодорожного транспорта;
• обоснованы показатели оценки автоматизированной системы управления подразделениями ведомственной охраны;
• выработаны рекомендации по совершенствованию технического
у* оснащения подразделений ведомственной охраны, у
Практическая значимость работы состоит в том, что реализация полученных в диссертации рекомендаций позволит существенно повысить уровень защиты объектов железнодорожного транспорта и в этих целях:
• обоснованы причины и степень опасности несанкционированных действий нарушителей в запретной зоне искусственных сооружений;
• сформулированы рекомендации и даны предложения по усилению защищенности объектов, которые внедрены на Октябрьской и Западно-Сибирской железных дорогах;
• разработана и внедрена в практику расчетов «Методика ТУ оценки значении контролируемых параметров и выявления условии
возникновения риска в процессе защиты объекта»;
• установлены требования к автоматизированной системе
11
управления подразделениями ведомственной охраны;
• разработана и внедрена «Методика определения условий рационального функционирования элементов системы защиты объектов»;
Г7 • предложены варианты применения современных специальных
средств и проведен экономический анализ результативности их применения;
• обоснованы возможности отдельных технических средств охраны и их целесообразного применения при защите объектов.
Кроме этого, практическая значимость исследования определяется тем, что оно отвечает объективным потребностям технического обеспечения. Так, только в 2003 году за незаконный проезд в грузовых поездах с помощью технических средств охраны было задержано около 1200 нарушителей. Обоснована необходимость применения новых и перспективных технических и инженерных средств. Сформированы г. способы решения поставленных задач и мероприятий технического обеспечения.
Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается: - обоснованным и корректным использованием методов математического моделирования, теории управления и системного анализа, теории вероятностей и математической статистики;
- положительными результатами внедрения материалов исследования в нормативных и правовых документах МПС России (от 4.09.2003 г. № Ш-8616, от 12.11.2002 № Я-1061 и другие);
внедрением практических рекомендаций, как в системе ведомственной охраны, так и в целом на железнодорожном транспорте, в том числе на Октябрьской и Западно-Сибирской железных дорогах.
Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
12
Во введении обоснована актуальность работы, цель диссертации. Ставится научная задача исследования. Раскрыта научная новизна диссертационной работы, ее практическая ценность.
В первой главе исходя из анализа оценки возможных несанкционированных воздействий на охраняемые объекты железнодорожного транспорта, исследованы условия технического обеспечения их защиты, определены направления совершенствования технического обеспечения подразделений ведомственной охраны.
Во второй главе дается обоснование вариантов защиты объектов железнодорожного транспорта. Рассмотрены методика оценки контролируемых параметров, выявления условий возникновения риска и варианты повышения защищенности охраняемых объектов техническими средствами охраны. Определен порядок оценки эффективности действий подразделений ведомственной охраны.
В третьей главе разработаны и обоснованы необходимые действия при защите объектов железнодорожного транспорта и предложена методика определения условий рациональности функционирования элементов системы защиты объектов железнодорожного транспорта. Разработаны направления совершенствования технического обеспечения защиты объектов. Осуществлена оценка эффективности применения перспективных технических средств охраны.
В четвертой главе исследован порядок организации технического обеспечения защиты охраняемых объектов железнодорожного транспорта. Предложены пути совершенствования организационно-технической основы управления подразделениями ведомственной охраны.
В заключении содержится выводы достигнутых итогов исследования. Отражены реализация и практическая значимость работы, предложения по внедрению результатов исследования и необходимость дальнейшего проведения исследований.
13
При разработке темы в качестве документальной основы исследований использовались Федеральные Законы "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "О ведомственной охране", постановления
д^, Правительства, другие нормативные акты по охране объектов железнодорожного транспорта, документы и материалы текущих архивов МПС России, приказы и указания МПС России, выступления Министра путей сообщения Российской Федерации, а так же практический опыт работников Управления ведомственной охраны МПС России, ФГП «Ведомственная охрана МПС России», сотрудников МИИТа МПС России, Академии, Научно-исследовательского испытательного центра (НИИТЦ) ФПС России, Центра оперативных пограничных исследований (ЦОПИ) ФПС России, Московского военного института (МВИ) ФПС России и Военного инженерного университета МО Российской Федерации.
Кроме этого, источниками для проведения исследования послужили руководящие и нормативные документы в области защиты объектов, опыт подразделений ведомственной охраны железнодорожного транспорта,
"( результаты научно-исследовательских работ, отечественная и зарубежная литература по данной проблематике, личный опыт автора, его руководителя. При выработке рекомендаций исследования учтен опыт охраны государственной границы Российской Федерации и боевой опыт применения технических средств охраны в республике Афганистан, где служил автор.
В работе рассмотрены вопросы технического обеспечения охраняемых объектов железнодорожного транспорта, являющиеся логическим продолжением исследований и взглядов ученых: кандидата военных наук, профессора Багаутдинова Р.Н.; доктора военных наук, профессора Дмитриева В.А.; кандидата технических наук, доцента Жукова В.И.; доктора
4^, технических наук, профессора М.А Шевандина и других ученых.
Публикации. Материалы по теме диссертационного исследования опубликованы в 8 печатных работах.
14
Объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения, изложенных на 144 страницах машинописного текста, содержащих 21 рисунок и 8 таблиц, список литературы из 138 наименования и 5 приложений.
Методологической базой исследования послужили работы Л.И.Силина [114, 136], М.А.Шевандина, [134, 136], В.И.Шелухина [16], В.А.Дмитриева [25, 26], В.А.Курочкина [51],
15
Глава 1. Условия технического обеспечения защиты объектов железнодорожного транспорта
1.1. Оценка возможных несанкционированных воздействий на охраняемые объекты железнодорожного транспорта
Результаты анализа условий и факторов, влияющих на защиту объектов железнодорожного транспорта, используются в качестве исходных данных для обоснования основных задач и мероприятий технического обеспечения, определения основных направлений их совершенствования.
Основными условиями, оказывающими влияние на техническое обеспечение являются: обстановка в стране и регионах, состав, состояние и возможности подразделений ведомственной охраны, осуществляющих защиту объектов.
На современном этапе военно-политическая обстановка остается сложной. Это объясняется: приближением (расширением) блока НАТО у границ России; наличием контрабанды оружия, взрывчатых веществ, боеприпасов, наркотиков, стратегического сырья, присутствием националистических настроений, создающих предпосылки для возникновения локальных конфликтов на национальной почве [104].
Под «противником» (нарушителем) в диссертации рассматривается сторона (человек), находящаяся в зоне ответственности подразделений ведомственной охраны, либо другие группы людей, с их реальными и потенциальными возможностями или интересами, посредством реализации которых может быть нанесен ущерб в сфере деятельности железнодорожного транспорта.
Учитывая, что порядок прохождения и остановки подвижного состава в пределах запретной зоны охраняемых искусственных сооружений определен нормативными документами, а животные и птицы являются источниками ложных срабатываний технических средств
16
охраны, в работе в качестве нарушителя (противника) рассматриваются только люди, несанкционированно проникшие в пределы запретной зоны охраняемого объекта.
Исследования, проведенные в последние годы в области конфликтологии, привели к определенным выводам, позволяющим утверждать, что первопричиной военных конфликтов являются жизненно необходимые для противника территории и ресурсы. В зависимости от степени нужды страна-агрессор планирует овладеть ими в короткие сроки (от нескольких месяцев) или в перспективе (до нескольких, иногда десятков лет). Для отторжения необходимой агрессору территории противником планируется и проводится специальная операция, в том числе через проведение «повстанческого», «партизанского» движения [74]. .
Под воздействием субъективных и объективных обстоятельств, страна может быть вовлечена в боевые действия независимо или задолго до совершения самого факта агрессии. Что само по себе, на начальном этапе развития событий, закрепляет за ведомственной охраной необходимость защиты охраняемых ею объектов двойного назначения.
Это обстоятельство обосновывает необходимость повышения готовности (заблаговременной подготовки) подразделений ведомственной охраны к действиям по защите объектов, и в первую очередь при обострении обстановки. Повышения возможностей подразделений за счет рассматриваемых в диссертации технических мероприятий требуют обоснования отдельных направлений организации технического обеспечения.
Если в качестве примера рассмотреть возможность обострения обстановки на Северо-западном регионе, при вероятном возникновении кризисной ситуации, силами реагирования НАТО может быть создана достаточно крупная группировка сил специальных операций (ССО), из состава которых может быть сформировано значительное количество
17
разведывательных органов, способных одновременно воздействовать на десятки объектов государственного значения [119].
Силы специальных операций являются эффективным средством. противника по выполнению специальных задач. Они укомплектованы хорошо подготовленным и обученным личным составом, использующим инженерные боеприпасы и способным решать разнообразные задачи в любой обстановке.
Каждая диверсионно-разведывательная группа (ДРГ), в составе 4-6 человек, способна доставлять к объекту диверсий 160-240 кг взрывчатых веществ в различной компоновке или около 100 мин малой мощности, или 4-6 мин средней мощности, или 4-6 ядерных фугасов с общим тротиловым эквивалентом 0,06-0,6 кт [119].
Накануне и с началом конфликта, эти ДРГ могут использоваться для разведки и вывода из строя, важных военных и промышленных, в том числе и стратегических объектов железнодорожного транспорта.
Кроме выше сказанного, подразделения ведомственной охраны сталкиваются с организованной преступностью и деятельностью террористической направленности.
Только в первом квартале 2003 года по сети железных дорог выявлено более 500 правонарушений и актов незаконного вмешательства террористической направленности, из них: 4 взрыва на Северо-Кавказской железной дороге (в том числе один в Дорожной больнице города Ростов -на - Дону и три на территории Чеченской республики); 11 наложений посторонних предметов на рельсы; 157 случаев обнаружения взрывчатых веществ, устройств, боеприпасов и оружия; 154 анонимных сообщения о минировании объектов железнодорожного транспорта; 72 случая разоборудования железнодорожных путей и обнаружения подозрительных предметов; 1 захват заложника. В результате принятых мер совместно с органами внутренних дел задержано 77 человек, возбуждено в отношении их 41 уголовное дело.

Список литературы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В современных условиях надежность работы железнодорожного транспорта имеет важное значение в системе жизнедеятельности государства и обеспечении национальной iconИгра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение,...
Наименование опыта «Игровые методы как средство активизации познавательной активности на уроках английского языка»

В современных условиях надежность работы железнодорожного транспорта имеет важное значение в системе жизнедеятельности государства и обеспечении национальной iconСанкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования...
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба Каков ребенок...

В современных условиях надежность работы железнодорожного транспорта имеет важное значение в системе жизнедеятельности государства и обеспечении национальной iconГосударственная администрация железнодорожного транспорта украины
Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины Министерства транспорта и связи Украины

В современных условиях надежность работы железнодорожного транспорта имеет важное значение в системе жизнедеятельности государства и обеспечении национальной iconКонтрольная работа по дисциплине «Экономическая география» на тему:...
Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта в России стр. 7

В современных условиях надежность работы железнодорожного транспорта имеет важное значение в системе жизнедеятельности государства и обеспечении национальной iconПлан работы педагогического коллектива мбоу «сош №59 г. Чебоксары» на дека
Подготовка к январскому педсовету «Основные направления воспитания в школе. Воспитательные функции школы в современных условиях обучения....

В современных условиях надежность работы железнодорожного транспорта имеет важное значение в системе жизнедеятельности государства и обеспечении национальной iconКонспект коррекционного занятия в старшей группе компенсирующей направленности...
Обобщить и систематизировать представления детей о железной дороге, расширить и углубить знания об истории железнодорожного транспорта,...

В современных условиях надежность работы железнодорожного транспорта имеет важное значение в системе жизнедеятельности государства и обеспечении национальной iconРабочая программа по дисциплине дс. Ф. 3 Надежность и техническая...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»

В современных условиях надежность работы железнодорожного транспорта имеет важное значение в системе жизнедеятельности государства и обеспечении национальной iconВ свете современных задач всестороннего развития личности школьника...
В свете современных задач всестороннего развития личности школьника на базе общего среднего образования приобрела принципиально важное,...

В современных условиях надежность работы железнодорожного транспорта имеет важное значение в системе жизнедеятельности государства и обеспечении национальной iconВнеклассная работа как важное звено в системе литературного образования школьника
Основные направления и формы внеклассной работы по литературе. Из опыта работы стр. 10-16

В современных условиях надежность работы железнодорожного транспорта имеет важное значение в системе жизнедеятельности государства и обеспечении национальной iconВ современных условиях финансовый менеджмент предприятия приобретает...
Целью данной работы является исследование теоретических основ организации финансового менеджмента на предприятии и проведение комплексного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница