Образования и науки челябинской области




Скачать 138.77 Kb.
НазваниеОбразования и науки челябинской области
Дата публикации12.08.2013
Размер138.77 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Спорт > Документы



Министерство


ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

площадь Революции, д. 4, Челябинск, 454113

Тел. (351) 263-67-62, факс (3512) 63-87-05

E-mail: moin@chel.surnet.ru, www.minobr74.ru

ОКПО 00097442, ОГРН 1047423522277

ИНН/КПП 7451208572/745101001
02 ноября 2010 №103/5362

Руководителям

муниципальных органов

управления образованием





Требования по организации и проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2010-2011 учебном году


Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию проводится в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 г. № 696), Положением об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 01-497 «Об утверждении Положения об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области»), приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 21.09.2010 г. № 01-157 «Об обеспечении организации и проведения школьного, муниципального, регионального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2010-2011 учебном году», от 26.10.2010 г. № 01-660 «Об утверждении графика проведения муниципального этапа и состава региональных предметно-методических комиссий всероссийской олимпиады школьников в 2010-2011 учебном году».

В муниципальном этапе Олимпиады по обществознанию принимают участие обучающиеся 7, 8, 9, 10, 11 классов образовательных организаций:

1. победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года в соответствии с квотой, установленной организаторами муниципального этапа - органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими управление в сфере образования;

2. победители и призеры муниципального этапа Олимпиады предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию проводится 04 декабря 2010 г. с 10.00 часов на базе образовательных учреждений, определенных организаторами муниципального этапа - органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими управление в сфере образования.

Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри муниципального этапа Олимпиады.

Муниципальный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным региональной предметно-методической комиссией Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады.

Участники муниципального этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями муниципального этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, на муниципальном этапе Олимпиады определяются только призеры.

Количество победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады должно составлять не более 25 процентов от общего числа участников муниципального этапа Олимпиады в соответствии с принципами подведения итогов Олимпиады.

Призерами муниципального этапа Олимпиады, в пределах установленной квоты, признаются все участники муниципального этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае, когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется жюри муниципального этапа олимпиады.

Список победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады утверждается организатором муниципального этапа Олимпиады и направляется в Министерство образования и науки Челябинской области.

Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады награждаются дипломами.

Задания каждой возрастной параллели составляются в одном варианте, поэтому участники должны сидеть по одному за столом (партой).

Для каждого участника этапа необходимо подготовить распечатанный комплект заданий.

Для выполнения заданий учащиеся обеспечиваются проштампованными школьными тетрадными листами или листами А4.

Участники этапов должны быть обеспечены листами для черновиков.

Участники должны иметь собственные авторучки с синими или фиолетовыми чернилами. Оргкомитету рекомендуется иметь для участников запасные авторучки того же цвета.

Оргкомитет, жюри, предметно-методическая комиссия этапа должны быть обеспечены необходимыми для выполнения их функций канцелярскими принадлежностями и оргтехникой.

Содержание заданий Олимпиады по обществознанию определяются:

- обязательными минимумами содержания и уровня подготовленности учащихся по предмету, сформулированные в документах Минобразования России: по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56);

- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).

При подготовке заданий учтены принципиальные установки учебного стандарта нового поколения, который готовится для внедрения в образовательные учреждения Российской Федерации.

Олимпиада по обществознанию является предметной и проводится «по заданиям, составленным на основе общеобразовательных программ, реализуемых на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования…» (п.7 «Положения о всероссийской олимпиаде школьников»).

С учетом особенностей требований к олимпиадным заданиям, которые в своей совокупности отличаются от традиционных форм контроля, текущей и итоговой аттестации учащихся, в них отражены:

- нормативные требования к уровню подготовленности учащихся по предмету;

- творческий характер соревнований;

- общая культура участников, их эрудированность.

Принципы формирования олимпиадных заданий на муниципальном этапе:

1. Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста участников олимпиады.

2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов Олимпиады. Конкретные число заданий и время на их выполнение на муниципальном этапе Олимпиады определяет региональная предметно-методическая комиссия с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.

3. Отражение в заданиях различных содержательных линий курса и степени, глубины их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа Олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.

4. Проверка соответствия готовности участников Олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

5. Сочетание заданий с кратким ответом до развернутого текста.

6. Введение заданий на выбор участниками (например, при выборе из списка заданий творческого характера для краткого рассказа или сочинения-эссе) с сохранением как основы заданий инвариантных.

7. Представление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).

8. Опора на межпредметные связи в части заданий.

9. На муниципальном этапе Олимпиады большое значение имеет отражение в ее заданиях краеведческого материала как регионального компонента школьного курса обществознания.

Типами заданий олимпиады по обществознанию являются:

    1. Задания с рядами понятий, имен, фактов общественной жизни и т.д.:

1.1. По какому принципу образованы ряды? Назовите общее для приведенных ниже элементов, объединяющее их.

1.2. Продолжите ряды (вариант с дополнительным заданием – приведите примеры, характеризующие дополнительные элемента рядов).

1.3. Заполните пропуск в ряду.

1.4. Выявление лишнего в ряду и объяснение своего выбора.

2. Выбор из перечня. Поиск в данном перечне элементов по определенным критериям.

3. Определение правильности или ошибочности утверждений («да» – «нет»).

4. Соответствие элементов из двух перечней (например, имена ученых и научные идеи).

5. Работа со схемами (например: 1) составьте схему, используя все предложенные понятия и термины, отразив их соотношение; 2) начертите схему, которая отражает принципы взаимодействия, например, государства, права и личности в демократическом правовом государстве с использованием… (дается список терминов).

6. Работа с таблицами, графиками и диаграммами по анализу приведенных данных.

7. Задания по работе с обществоведческими понятиями:

7.1. Грамотность написания обществоведческих терминов.

7.2. Замена выделенного фрагмента обществоведческим термином.

8. Работа с обществоведческими текстами:

8.1. Заполнение пропущенных слов и словосочетаний (варианты: из данного списка; без приведенного списка).

8.3. Задания к тексту по его анализу, поиску примеров, характеризующих основные теоретические положения, содержащиеся в тексте.

8.4. Поиск и исправление ошибок в тексте.

9. Познавательные задачи (например: анализ правовой ситуации, рассмотрение исторического примера через призму обществоведческого анализа).

10. Задания по работе с изобразительным рядом (опознание элементов изобразительного ряда, их группировка, соотнесение с обществоведческими понятиями, теориями, социальными явлениями).

11. Развернутые тексты:

11.1. Формулирование краткого ответа на задание (например, «Представьте себе такую ситуацию. Вам нужно убедиться в том, что социальные нормы, с которыми вы ознакомились, являются правовыми. Сформулируйте пять вопросов, которые позволят вам убедиться в этом»).

11.3. Написание сочинения-эссе.

«Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору. Помните, что вы можете согласиться с высказыванием, ставшим темой вашей работы, но можете не согласиться с ним или согласиться частично. Главное – аргументируйте вашу точку зрения. Жюри при проверке будет руководствоваться оценкой работы по следующим критериям:

  1. Раскрытие обоснованности выбора темы.

  2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

  3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

  4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории, владение понятиями курса.

  5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

  6. Свободная композиция и непринужденность повествования.

  7. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

  8. Четкость выводов, их соответствие поставленным автором перед собой задачам».

Среди особенностей предмета «Обществознание» – дискуссионность в содержании и подаче материала, которая требует при оценивании части заданий: учета возможности и целесообразности высказывания участниками олимпиады собственной позиции, которая может расходиться с взглядами членов жюри. В том случае, когда эта высказанная участником позиция не выходит за рамки научных представлений и общепризнанных моральных норм, она должна восприниматься с уважением, и оценивается уровень ее подачи, научность и грамотность приведения аргументов и др.

Уже названная особенность предмета приводит к необходимости принимать как правильные ответы такие из них, которые даны не по предложенному эталону, сформулированы иначе, но верны по сути.

Количество олимпиадных заданий в каждом комплекте (на каждую параллель учащихся – один комплект) зависит от сложности отдельных заданий, трудоемкости их выполнения.

Время, отводимое для работы школьников на муниципальном этапе Олимпиады, - для 7-8 классов 3 академических часа (135 минут), для 9-11

классов - 4 академических часа (180 минут).

Участники олимпиады самостоятельно распределяют время на выполнение заданий. На написание эссе необходимо планировать 45 минут.

При оценивании олимпиадных работ каждую из них необходимо проверять двум членам комиссии с последующим подключением дополнительного члена жюри (председателя) при значительном расхождении оценок тех (более 3 баллов), кто первоначально проверил работу. Это особенно важно при обращении к творческим заданиям, требующим развернутого текста.

Ниже приведены издания и Интернет-ресурсы, в которых собраны олимпиадные задания по обществознанию, которые необходимо использовать при подготовке ко всем этапам олимпиады:

  • Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии / Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта – М.: Школа-пресс, 2003.

  • Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию: Методическое пособие / Под ред. С.И. Козленко – М.: АПКиППРО, 2005.

  • Козленко С.И., Козленко И.В. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию в 2006 г.: Методическое пособие – М.: АПКиППРО, 2006.

  • Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 – М.: Просвещение, 2008.

  • Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 – М.: Просвещение, 2008.

  • Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 3 – М.: Просвещение, 2010.

  • http://www.president.kremlin.ru – официальный сайт Президента РФ.

  • http://www.medvedev-da.ru/ – сайт Президента РФ Д.А. Медведева.

  • http://premier.gov.ru/ – официальный сайт Председателя Правительства РФ В.В. Путина.

  • http://www.gov.ru/ – сервер органов государственной власти РФ.

  • http://www.edu.ru/ федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.

  • http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников.

  • http://www.mioo.ru – сайт Московского институт открытого образования.

  • http://ecsocman.edu.ru/ – федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

  • http://www.philos.msu.ru/library.php – библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

  • http://www.philososophe.ru/ – философский портал «Философия в России». На сайте размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы.

  • http://www.garant.ru/ – «Гарант» (законодательство с комментариями).

  • http://edu.tomsk.ru/prof_ob/2.doc – учебные программы курсов по выбору по истории, обществознанию, экономике.

  • http://www.akdi.ru – сайт газеты «Экономика и жизнь».

  • http://people.nnov.ru/iq/soc.htm – курс лекций по социологии.

  • http://www.isn.ru/sociology.shtml – российская сеть информационного общества.

  • http://socio.rin.ru/ – на сайте представлен материал по истории социологии, социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература.

  • http://socio.lex.narod.ru/ – лекции по социологии.

  • http://soc.lib.ru/ – электронная библиотека «Социология, психология, управление».

  • http://polit.mezhdunarodnik.ru/ – сайт «Политология в России».

  • http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ – практикум по политологии.

  • http://www.religio.ru/u4.html – информационный портал «Мир религий» представляет новости мировых религий, библиотеку религиозной литературы.

  • http://www.antropolog.ru/ – электронный альманах о человеке.

  • http://filosofia.ru/ – электронная библиотека философии и религии: книги, статьи, рефераты и др.

  • http://filosof.historic.ru/ – электронная библиотека по философии.


Начальник управления общего образования и социальной поддержки детей



Т.В. Абрамова


Борисов Сергей Валентинович, (351) 264-01-29

Разослать: в дело, ЧИППКРО, отдел ОКО (Айткуловой Л.В.)

Приложение
Положение об апелляции, реализованное на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2009-2010 учебном году с незначительными сокращениями

(для разработки положения об апелляции на муниципальном этапе)
^ Порядок проведения апелляции по результатам проверки заданий
1. Апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады с результатами оценивания его олимпиадной работы или нарушения процедуры проведения Олимпиады. Заявление на апелляцию принимаются в течение 1-го астрономического часа после окончания разбора заданий и показа работ.

2. Порядок проведения апелляции доводится до сведения участников Олимпиады, их сопровождающих лиц перед началом проведения разбора заданий и показа работ.

3. Для проведения апелляции Оргкомитет Олимпиады создает апелляционную комиссию из членов жюри (не менее трех человек), один из которых избирается Председателем апелляционной комиссии, а другой – ее секретарем.

4. Во время апелляции стороны не имеют право вести аудио- и видео- записи.

5. Рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке. Участнику Олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями и методикой, разработанными центральной предметно-методической комиссией.

(…)

7. Для проведения апелляции участник Олимпиады подает письменное заявление на имя председателя жюри в установленной форме (…).

8. При рассмотрении апелляции присутствует только участник олимпиады, подавший заявление, имеющий при себе документ, удостоверяющий личность.

9. По результатам рассмотрения апелляции апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений:

  • об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;

  • об удовлетворении апелляции и изменении оценки в баллах.

10. Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.

11. Решения апелляционной комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава комиссии. В случае равенства голосов председатель комиссии имеет право решающего голоса.

12. Решения апелляционной комиссии являются окончательными и пересмотру не подлежат.

13. Работа апелляционной комиссии оформляется протоколами (…), которые подписываются председателем и всеми членами комиссии.

14. Протоколы проведения апелляции передаются председателю жюри для внесения соответствующих изменений в отчетную документацию.

15. Официальным объявлением итогов Олимпиады считается вывешенная на всеобщее обозрение в месте проведения Олимпиады итоговая таблица результатов выполнения олимпиадных заданий, заверенная подписями председателя и членов Жюри.

16. Документами по основным видам работы апелляционной комиссии являются:

  • письменные заявления об апелляциях участников Олимпиады;

  • журнал (листы) регистрации апелляций (…)

17. Окончательные итоги Олимпиады утверждаются жюри с учетом результатов работы апелляционной комиссии.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образования и науки челябинской области iconКак развивался кадетский корпус
Зго стародубцевым А. Н., управлением мчс по Челябинской области, Министерством Образования и Науки по Челябинской области

Образования и науки челябинской области iconМуниципальное
На основании Порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного...

Образования и науки челябинской области iconОбразования и науки челябинской области
Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011-2012 учебном году

Образования и науки челябинской области iconОбразования и науки челябинской области
Требования по организации и проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2010-2011 учебном...

Образования и науки челябинской области iconОбразования и науки челябинской области
Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2011-2012 учебном году

Образования и науки челябинской области iconОбразования и науки челябинской области
Требования по организации и проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2010-2011 учебном...

Образования и науки челябинской области iconОбразования и науки челябинской области
Требования по организации и проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году

Образования и науки челябинской области iconЧелябинской области прика з
Верхнеуральского муниципального района с 28 мая по 14 июня 2013 г, в сроки определённые письмом Федеральной службы по надзору в сфере...

Образования и науки челябинской области iconРабочая программа по литературному чтению образовательная программа
Преподавание предмета «Литературное чтение» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами...

Образования и науки челябинской области iconНазвание мероприятия
Методическое совещание в режиме реального времени для руководителей образовательных учреждений, муниципальных методических служб...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница