Образования и науки челябинской области




Скачать 121.78 Kb.
НазваниеОбразования и науки челябинской области
Дата публикации27.08.2013
Размер121.78 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Спорт > Документы



Министерство


ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Российская Федерация, 454113, г. Челябинск,

пл. Революции, 4, тел.(351) 263-67-62, факс 263-87-05,

e-mail: moin@chel.surnet.ru
«28» сентября 2011 г.

№ 103/5777






Руководителям муниципальных органов управления образованием




Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011-2012 учебном году


Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проводится в соответствии с Положением о всероссийской олимпиаде школьников (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.12.2009 г. № 695), Положением об организации и проведении школьного, муниципального, регионального этапов всероссийской олимпиады школьников в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 23.08.2010 г. № 01-497), приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 29.08.2011 г. № 01-1383 «Об обеспечении организации и проведения школьного, муниципального, регионального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 учебном году», от 13.09.2011 г. № 01-1425 «Об организации и проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 учебном году», 21.09.20111 г. № 01-1456 «О внесении изменений в график проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2011-2012 учебном году».

В муниципальном этапе Олимпиады по русскому языку принимают участие обучающиеся 7, 8, 9, 10, 11 классов образовательных организаций:

1) победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года в соответствии с квотой, установленной организаторами муниципального этапа - органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими управление в сфере образования;

2) победители и призеры муниципального этапа Олимпиады предыдущего учебного года, если они продолжают обучение в образовательных организациях.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проводится 19 ноября 2011 г. с 10.00 часов на базе образовательных учреждений, определенных организаторами муниципального этапа – органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющими управление в сфере образования.

Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри муниципального этапа Олимпиады.

Муниципальный этап Олимпиады проводится по олимпиадным заданиям, разработанным региональной предметно-методической комиссией Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии Олимпиады.

Участники муниципального этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями муниципального этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, на муниципальном этапе Олимпиады определяются только призеры.

Количество победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады должно составлять не более 25 процентов от общего числа участников муниципального этапа Олимпиады в соответствии с принципами подведения итогов Олимпиады.

Призерами муниципального этапа Олимпиады, в пределах установленной квоты, признаются все участники муниципального этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

В случае, когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, принимается жюри муниципального этапа олимпиады.

Список победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады утверждается организатором муниципального этапа Олимпиады и направляется в Министерство образования и науки Челябинской области.

Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады награждаются дипломами.

Олимпиада проверяется жюри, утвержденным приказом органа местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющим управление в сфере образования. Работы школьников шифрует представитель оргкомитета муниципального этапа олимпиады, после чего передает их председателю жюри.

Председатель жюри организует разбор заданий олимпиады после ее проведения (время определяется оргкомитетом муниципального этапа олимпиады).

Предусмотрено проведение апелляций в случае, если после разбора заданий и просмотра работ участник не согласен с выставленными в работе баллами. В апелляции принимают участие не менее 3 членов жюри, представитель оргкомитета муниципального этапа олимпиады. Решение комиссии оформляется протоколом.

Содержание муниципального этапа олимпиады ориентировано на обязательный минимум содержания языкового образования, примерные программы по предмету «Русский язык», требования центральной предметно-методической комиссии всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Подготовка к олимпиаде проводится по учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки России, по учебным пособиям, зарекомендовавшим себя в системе работы образовательных учреждений.

Компоненты содержания языкового образования, которыми должны овладеть школьники для успешного участия в олимпиаде, указаны в кодификаторе (таблица 1).

Таблица 1

Кодификатор заданий олимпиады

^ Раздел минимума содержания образования

Необходимые знания

1. Система русского языка. Фонетика и графика

1. Единицы фонетики (звук, фонема). Соотношение букв и звуков. Позиционные изменения гласных и согласных звуков. Изобразительно-выразительная роль фонетических единиц.

2. Лексика.

2.1. Лексическое значение слов. Лексическое значение паронимов. Различия в значении синонимов.

2.2. Употребление слов и фразеологических оборотов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами.

^ 3. Словообразование. Состав слова

3.1. Состав слова. Способы словообразования.

3.2. Исторический и современный состав слова

3.3. Словообразующие и формообразующие аффиксы

4. Грамматика.

Морфология

4.1. Грамматика русского языка (форма и значение, лексическое и грамматическое значение слова)

4.2. Определение принадлежности слова к части речи. Грамматическая омонимия. Грамматическая синонимия.

5.Синтаксис

5.1.Виды связи между словами.

5.2. Синтаксический анализ предложений.

^ 6. Морфология. Орфография

6.1. Смешиваемые написания.

6.2. Орфографический разбор.

^ 7. Синтаксис. Пунктуация

7.1. Вариативность знаков препинания.

7.2. Пунктуационный разбор.

8. Речь. Текст

8.1. Текст (теория текста, лингвостилистический и коммуникативный анализ текста).

8.2. Текст. Смысловой и композиционный анализ.

8.3. Определение стиля и типа речи.

8.4. Анализ средств связи предложений текста.

8.5. Анализ языковых средств выразительности.

8.6. Анализ содержания и формы исходного текста.

8.7. Создание текста.

9. История языка

9.1 Исторический комментарий фактов русского языка (фонетика, лексика, состав слова, морфология, синтаксис).

9.2. История лингвистики. Выдающиеся ученые-лингвисты. Лингвисты Урала.

9.3. Происхождение языка. Старославянский язык, его роль в развитии русского языка. Древнерусский язык. Перевод древнерусских текстов.

9.4. История русской письменности (происхождение, связь с греческим письмом).

9.5. Исторические изменения в фонетическом строе русского языка.

9.6. Исторические изменения лексики (изменение морфемной структуры и лексического значения слов, этимологический анализ).

9.7. Исторические изменения в грамматике.

^ 10. Культура речи. Этика речевого общения

10.1. Основные понятия культуры речи.

10.2. Компоненты общения.

10.3. Общение в различных сферах ситуациях.

10.4. Речевая точность.

10.5. Уместность речи.

10.6. Речевой этикет.

10.7. Этико-речевые ошибки.

10.8. Правила бесконфликтного общения.

11. Типы норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, орфографические, пунктуационные)

2.1. Нормы ударения в словах и формах слов. Варианты норм. Типичные ошибки.

2.2. Правила образования слов и форм слов. Варианты норм. Типичные ошибки.

2.3. Нормативное употребление форм слова, слов и фразеологизмов. Варианты норм. Типичные ошибки.

2.4. Нормы правописания. Типичные ошибки.

Участники Олимпиады должны продемонстрировать:

  • владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);

  • знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии;

  • знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

  • знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте;

  • знание речевых норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой;

  • навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;

  • знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова;

  • знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности;

  • осведомленность в области истории русского языкознания;

  • творческие способности.

Участники олимпиады должны продемонстрировать культуру письменной речи, способность последовательно и доказательно излагать свою точку зрения.

В олимпиаде будут предложены задания разных типов.

1. Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие:

а) знаний в разных областях русского языка;

б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа;

в) языкового чутья и лингвистической догадки;

г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).

1.1. От текста к языку. В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы.

Выполнение заданий требует навыков аналитического чтения и активного слушания, направленного на правильное понимание речи. Подобные задания в большей мере помогают оценить лингвистические способности, языковое «чутье», глубину восприятия слова, навыки анализа языкового материала.

1.2. От языка к тексту. Здесь моделируется активная речевая деятельность, иными словами, говорение и письмо в целях выражения и сообщения мысли. Исходным условием являются правила, закономерности языка, свойства языковых единиц. Требуется применить эти сведения к анализу предложенных фактов речи.

1.3. От языка к языку. Это разнородные задания структурно-лингвистического плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой-либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания этого типа объединены в две группы.

1) Поиск закономерностей по данным примерам (в открытом ряду примеров). При оценке выполнения этих заданий следует обращать внимание на ход рассуждения, весомость и точность аргументов, оригинальность мышления, неординарность примеров.

2) Разбор известных (трудных) единиц и категорий письма и языка. Это задания по отдельным разделам науки о языке: лексикологии (в том числе терминологии и фразеологии), морфологии, графике и орфографии и др. Вопрос ставится предельно конкретно – об отдельных единицах, при отсутствии возможности расширять их список. Это могут быть редкие, уникальные случаи или, наоборот, известные слова, выражения, предложения, которые нужно оценить с неожиданной точки зрения, увидеть новое в хорошо знакомом.

Содержание заданий может быть любым, но обязательной является установка не на воспроизводство заученных сведений, а на эвристический подход к их решению, применение знаний к анализу фактов языка, умение проводить аналогию между неизвестным и известным.

Задания, проверяющие системность знаний о языке, могут быть комплексными, то есть предполагающими одновременное обращение к разным разделам лингвистики (семантика и этимология; фонетика, грамматика и орфография; синтаксис и стилистика и т. п.).

1.4. От языка к науке о языке, описанию языка. Язык как объект науки диктует свои способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ, обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ фактов языка требует и научной эрудиции.

2. Лингвистические тесты.

Задания будут разнообразными по форме и содержанию, охватывать все уровни языка. Количество заданий - 10-12. По уровню сложности вопросы опираются на школьную программу и содержат элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся и способность кратко, точно, логично и аргументировано выразить мысль.

Среди заданий будут вопросы, связанные с местной этнокультурной и языковой ситуацией, диалектным окружением литературного языка, местной литературой и научными традициями.

Муниципальные методические комиссии получат критерии оценивания заданий.

Время выполнения олимпиады - 180 минут. Олимпиадная работа проводится в один этап и включает в себя практические задания, соответствующие кодификатору олимпиады (см. выше).

При подготовке ко всем этапам всероссийской олимпиады школьников по русскому языку необходимо пользоваться следующими источниками:

  1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Просвещение, 2005.

  2. Валиахметова Д.Р., Галиуллин К.Р. Республиканские олимпиады по русскому языку: вопросы и задания. – Казань: Унипресс, 2000.

  3. Виноградов В.В. История слов. – М., 1999.

  4. Глинкина Л.А. Исторический комментарий фактов русского языка. – Оренбург, 2003.

  5. Граник, Г.Г. Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты русской речи. – М.: Просвещение, 2003.

  6. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6 – 9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О.Е. Дроздова. – М.: Просвещение, 2009.

  7. Камчатнов А.М. «История русского литературного языка: XI – первая половина XIX века». – М. Издательский центр «Академия», 2005.

  8. Кузьмина Е.А. К истокам слова. – М., 1999.

  9. Орг А. О.Олимпиады по русскому языку:  кн. для учителя. М.: Просвещение, 2005.

  10. Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 / [А.М.Камчатнов, С.И. Львова, О.М.Александрова и др.; под ред А.М.Камчатнова]. – М.: Просвещение, 2009.

  11. Русский язык: Всероссийские олимпиады / под ред. Камчатнова А.М. – М.: Просвещение, 2008.

  12. Смирнова Л.Г. Культура русской речи. – М., 2004.

  13. Степанова Л.С. Система работы с текстом – М.: Вербум, 2005.

  14. Успенский Л. Слово о словах. Почему не иначе? – Л., 1971.

  15. Шанский Н.М. В мире слов. – М., 1985.

  16. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта+, 2002.



Начальник управления общего и специального (коррекционного) образования



Т.В. Абрамова


Соловьева Татьяна Васильевна,

(351) 264-0129




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образования и науки челябинской области iconКак развивался кадетский корпус
Зго стародубцевым А. Н., управлением мчс по Челябинской области, Министерством Образования и Науки по Челябинской области

Образования и науки челябинской области iconМуниципальное
На основании Порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного...

Образования и науки челябинской области iconОбразования и науки челябинской области
Требования по организации и проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2010-2011 учебном...

Образования и науки челябинской области iconОбразования и науки челябинской области
Требования по организации и проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии в 2010-2011 учебном...

Образования и науки челябинской области iconОбразования и науки челябинской области
Требования к проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2011-2012 учебном году

Образования и науки челябинской области iconОбразования и науки челябинской области
Требования по организации и проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2010-2011 учебном...

Образования и науки челябинской области iconОбразования и науки челябинской области
Требования по организации и проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2010-2011 учебном году

Образования и науки челябинской области iconЧелябинской области прика з
Верхнеуральского муниципального района с 28 мая по 14 июня 2013 г, в сроки определённые письмом Федеральной службы по надзору в сфере...

Образования и науки челябинской области iconРабочая программа по литературному чтению образовательная программа
Преподавание предмета «Литературное чтение» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами...

Образования и науки челябинской области iconНазвание мероприятия
Методическое совещание в режиме реального времени для руководителей образовательных учреждений, муниципальных методических служб...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница