Скачать 174.26 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников (Приказ Минобрнауки России от 22 октября 2007 г.№286), Олимпиада школьников по литературе проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Проведение первых трех этапов, входящих в структуру заключительного этапа Всероссийской Олимпиады по литературе, подчинено ее главным целям – выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей, формированию духовно-нравственных качеств, интереса к научно-исследовательской деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганде научных знаний, подготовке к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по литературе. Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе 1.Организация проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе. Школьный этап Олимпиады по литературе проводится организатором (образовательными организациями) данного этапа Олимпиады в октябре. Конкретные даты проведения школьного этапа Олимпиады по литературе устанавливаются организатором муниципального этапа Олимпиады. Организатором данного этапа Олимпиады создаются оргкомитет и жюри школьного этапа Олимпиады. Оргкомитет может состоять из представителей методической службы района, города, администрации школы, учителей предметов гуманитарного цикла. Состав жюри формируется из учителя русского языка и литературы, представителей администрации данного образовательного учреждения. Оргкомитет совместно с жюри определяют цели олимпиады, порядок ее проведения. Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе проводится по олимпиадным заданиям, которые разрабатывает предметно-методическая комиссия муниципального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральной предметно-методической комиссии заключительного этапа Олимпиады по литературе. 2.Организационно-технологическое обеспечение процедуры проведения школьного этапа олимпиады. Организационно-технологическое обеспечение процедуры проведения школьного этапа олимпиады по литературе осуществляет Оргкомитет. Для проведения школьного этапа Олимпиады по литературе целесообразно определить неучебный день. Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован Протоколом в присутствии представителей Оргкомитета школьного этапа олимпиады по литературе и членов Жюри. При проведении школьного этапа олимпиады рекомендуется выделить несколько аудиторий для участников олимпиады от каждой параллели для создания свободных условий работы участников – один человек за партой; обеспечить школьников комплектом заданий, писчебумажными принадлежностями (тетрадями, ручками), ознакомить учащихся с временем выполнения заданий. Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается. В случае нарушения этих условий учащийся удаляется с олимпиады. Для осуществления процедуры организации и контроля над проведением школьного этапа олимпиады по литературе рекомендуется пригласить учителей не специалистов в области литературного образования. По истечении времени выполнения заданий работы школьников собираются и сдаются жюри. Школьный этап Олимпиады по литературе этап проходит в один день. Участники пишут творческую работу в течение 4 астрономических часов. Жюри школьного этапа, согласно Положению об олимпиаде п.3 19, оценивает выполненные олимпиадные задания; проводит анализ выполненных олимпиадных заданий; рассматривает совместно с оргкомитетом соответствующего этапа Олимпиады апелляции; На школьном этапе Олимпиады по литературе целесообразно применять систему оценивания, используемую на заключительном этапе Олимпиады по литературе. 3.Участники, победители и призеры школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе. Подведение итогов. Согласно Положению об Олимпиаде в школьном этапе Олимпиады по литературе принимают участие обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций, желающие участвовать в Олимпиаде. Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов. В случае, когда победители не определены, в школьном этапе Олимпиады определяются только призеры. Количество призеров школьного этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты, которую устанавливает организатор муниципального этапа Олимпиады. Призерами школьного этапа Олимпиады, в пределах установленной квоты, признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями. В случае, когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих за ним в итоговой таблице, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим равное с ним количество баллов, определяется следующим образом: все участники признаются призерами, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных; все участники не признаются призерами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных. После проверки работ проводится их разбор: жюри отмечает лучшие ответы, интересные подходы, оригинальное оформление, называет победителей. Кроме анализа по классам, используются и другие формы информации об олимпиаде: сообщение о результатах в школьной радиопередаче, выпуске специальной школьной газеты и т.д. В заключение подводятся итоги школьного этапа олимпиады по литературе: оглашение имен победителей и награждение их в торжественной обстановке. В приказе по школе отмечаются учителя, классы и отдельные ученики, добившиеся лучших результатов. Список победителей и призеров школьного этапа Олимпиады утверждается организатором школьного этапа Олимпиады. Победители и призеры школьного этапа Олимпиады награждаются дипломами. Победители школьного этапа допускаются к очередному городскому (муниципальному) этапу олимпиады. 4. Общая характеристика структуры заданий. Не ставя целью копирования содержания Всероссийской олимпиады по литературе, но, ориентируясь на подготовку учащихся к следующему этапу, для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе предлагаются два варианта заданий: Первый вариант - комплексный анализ художественного текста; Второй вариант- интерпретация поэтического текста. Структура вариантов заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады в известной мере соотносится с муниципальным, региональным и заключительным этапами Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Организаторы данного этапа олимпиады на свое усмотрение могут выбрать один из вариантов. Методическая комиссия обобщает опыт проведения этого этапа олимпиады, представляет отчет об итогах, составляет рейтинг работ. 5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом. При оценивании олимпиадных работ школьного этапа олимпиады методическая комиссия ориентируется на систему оценивания заключительного этапа Всероссийской олимпиады по литературе, выбирая критерии оценивания, соответствующие варианту задания. ^ Все олимпиадные задания основаны на знании учащимися материала русской литературы и выполняются письменно. Работы предварительно шифруются. Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания олимпиады. Работы пишутся в прозаической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объем работ не регламентируется. Если участник использовал черновик, то он сдает его вместе с работой. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника олимпиады. Объем работы не влияет на повышение и снижение оценки. ^ - комплексный анализ текста – на работу отводится 4 астрономических часа. При оценке работы учитываются: - глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя); - знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его; - умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства; -язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность). ^ Второй вариант- интерпретация поэтического текста- на работу отводится 4 астрономических часа. При оценке работы учитываются: - владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико- синтаксическое и фонетическое своеобразие); - восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства; - язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность). ^ Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по литературе 1.Организация проведения муниципального этапа Олимпиады по литературе. Муниципальный этап Олимпиады проводится организатором данного этапа Олимпиады (органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в сфере образования) в ноябре-декабре. Конкретные даты проведения муниципального этапа Олимпиады устанавливаются организатором регионального этапа. Важной задачей этого этапа становится выявление одаренных детей для участия в региональном этапе Олимпиады. Для проведения муниципального этапа Олимпиады организатором данного этапа Олимпиады создаются оргкомитет, предметно- методические комиссии и жюри муниципального этапа Олимпиады. Оргкомитет может состоять из представителей методической службы района, города, администрации школ, учителей предметов гуманитарного цикла. Оргкомитет совместно с жюри определяют цели олимпиады, количество туров, порядок их проведения. 2.Организационно-технологическое обеспечение процедуры проведения муниципального этапа олимпиады по литературе Организационно-технологическое обеспечение процедуры проведения муниципального этапа олимпиады по литературе осуществляет Оргкомитет. Для проведения муниципального этапа Олимпиады по литературе целесообразно определить неучебный день. Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован Протоколом в присутствии представителей Оргкомитета и членов Жюри. При проведении данного этапа олимпиады рекомендуется выделить несколько аудиторий участникам олимпиады от каждой параллели для создания свободных условий работы участников – один человек за партой; обеспечить школьников комплектом заданий, писчебумажными принадлежностями (тетрадями, ручками), ознакомить учащихся с временем выполнения заданий. Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и тд.) исключается. В случае нарушения этих условий учащийся удаляется с олимпиады. Для осуществления процедуры организации и контроля над проведением муниципального этапа олимпиады по литературе рекомендуется пригласить учителей не специалистов в области литературного образования. По истечении времени выполнения заданий работы школьников собираются и сдаются жюри. Задания для муниципального этапа Олимпиады по литературе разрабатываются предметно-методическими комиссиями регионального этапа Олимпиады, с учетом методических рекомендаций центральных предметно-методических комиссий Олимпиады. Министерство образования субъекта Федерации совместно с кафедрами профильных институтов создает методические комиссии и жюри, в которые наряду со школьными учителями входят известные ученые, методисты, литературоведы. Методическая комиссия разрабатывает различные творческие задания, выявляющие уровень их литературного развития, одаренности, чуткости к слову и рассылает их регионы субъекта Федерации в обстановке полной конфиденциальности до наступления даты проведения городского этапа олимпиады. Жюри муниципального этапа, согласно Положению об олимпиаде п.3 19, оценивает выполненные олимпиадные задания; проводит анализ выполненных олимпиадных заданий; рассматривает совместно с оргкомитетом соответствующего этапа Олимпиады апелляции. Муниципальный этап Олимпиады по литературе этап проходит в один день. Участники пишут творческую работу в течение 4 астрономических часов. На муниципальном этапе целесообразно применять систему оценивания, используемую на заключительном этапе Олимпиады по литературе. 3.Участники, победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады по литературе. Подведение итогов. В муниципальном этапе Олимпиады принимают участие обучающиеся 7-11 классов образовательных организаций - победители и призеры школьного этапа Олимпиады текущего учебного года. Согласно Положению об Олимпиаде Участники муниципального этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями муниципального этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных. В случае, когда победители не определены, на муниципальном этапе Олимпиады определяются только призеры. Количество призеров муниципального этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты, установленной организатором регионального этапа Олимпиады. Призерами муниципального этапа Олимпиады по литературе, в пределах установленной квоты, признаются все участники этого этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями. В случае, когда у участника, определяемого в пределах установленной квоты в качестве призера, оказывается количество баллов такое же, как и у следующих в итоговой таблице за ним, решение по данному участнику и всем участникам, имеющим с ним равное количество баллов, определяется следующим образом: все участники признаются призерами, если набранные ими баллы больше половины максимально возможных; все участники не признаются призерами, если набранные ими баллы не превышают половины максимально возможных. Список победителей и призеров муниципального этапа Олимпиады утверждается организатором муниципального этапа Олимпиады по литературе. Победители и призеры муниципального этапа Олимпиады награждаются дипломами. В городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург муниципальный этап Олимпиады по литературе проводится в соответствии с их административно-территориальным делением. 4. Общая характеристика структуры заданий. Не ставя целью копирования содержания Всероссийской олимпиады по литературе, но, ориентируясь на подготовку учащихся к региональному этапу, для проведения муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе предлагаются три варианта заданий: Первый вариант - комплексный анализ художественного текста; Второй вариант- интерпретация поэтического текста. Третий вариант - задания по теории, истории литературы и культуре; Структура вариантов заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады в известной мере соотносится с региональным и заключительным этапами Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Организаторы данного этапа олимпиады на свое усмотрение могут выбрать один из вариантов. Методическая комиссия обобщает опыт проведения этого этапа олимпиады, представляет отчет об итогах, составляет рейтинг работ. 5. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом При оценивании олимпиадных работ муниципального этапа олимпиады методическая комиссия ориентируется на систему оценивания заключительного этапа Всероссийской олимпиады по литературе, выбирая критерии оценивания, соответствующие варианту задания. ^ Все олимпиадные задания основаны на знании учащимися материала русской литературы и выполняются письменно. Работы предварительно шифруются. Оценка выставляется в баллах. Итоговые результаты объявляются после окончания олимпиады. Работы пишутся в прозаической форме, грамотность не оценивается, но учитывается, объем работ не регламентируется. Если участник использовал черновик, то он сдает его вместе с работой. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника олимпиады. Объем работы не влияет на повышение и снижение оценки. ^ - комплексный анализ текста – на работу отводится 4 астрономических часа. При оценке работы учитываются: - глубина постижения текста (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя); - знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его; - умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства; -язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность). ^ Второй вариант- интерпретация поэтического текста - на работу отводится 4 астрономических часа. При оценке работы учитываются: - владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико- синтаксическое и фонетическое своеобразие); - восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства; - язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность). ^ Третий вариант – на выполнение заданий отводится 4 астрономических часа. При оценке заданий этого варианта учитываются: - знание текстов художественных произведений; - - владение теоретико- литературными понятиями; - историко- культурная эрудиция; -правильность, полнота и точность ответа; -язык и стиль изложения: композиционная стройность, логичность, ясность, речевая грамотность; - глубина и самостоятельность в раскрытии темы, образность языка ( для литературно- творческой работы). ^ Задания третьего тура могут выполняться в любой последовательности, при этом переписывать задания не нужно, достаточно указать их номер. ^ Методические рекомендации к разработке заданий школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе Проведение всех этапов олимпиады нацелено на выявление литературно-одаренных учащихся, их отбор для участия в Заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Учитывая цели Всероссийской Олимпиады школьников задания Всероссийской олимпиады распределены на 3 тура: 1 тур - комплексный анализ художественного текста; 2-й тур- интерпретация поэтического произведения; 3-й тур- вопросы по истории, теории литературы и культуре, а также творческое задание. Разработчики заданий для школьного и муниципального этапов Олимпиады по литературе могут выбрать любой из трех туров, предложить участникам олимпиады выбор (1 тур, 2 тур и ли 3 тур), или составить комплексный вариант, включающий типы заданий первого, второго и третьего туров Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе. ^ в основном должно быть ориентировано на знание учащимися русской классической литературы, на творческую активность, самостоятельность учащихся в оценке литературных произведений, суждений о них. Учащимся предлагается написать отзыв или рецензию на знакомый или малознакомый текст русского писателя 19- 20 века. Выбор художественных произведений должен быть нацелен на выявление творческих способностей школьников, связанный с восприятием, интерпретацией и оценкой произведения художественной литературы, умением составить отзыв или рецензию на неизвестное им произведение. При отборе художественных произведений необходимо ориентироваться на классические произведения, то есть ту часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой» фонд литературы. Вопреки широко бытующему мнению художественная классика – это не нечто окаменелое. Жизнь прославленных творений исполнена бесконечной динамики. Их смысловой состав способен расти и приобретать все новые и новые значения. Поэтому при выборе художественных текстов можно обратиться к малознакомым произведениям известных авторов или предложить произведения незаслуженно забытых потомками писателей 18, 19 , 20 веков. ^ также имеет целью выявлять творческие способности учащихся и связана с восприятием, оценкой художественного произведения, знанием теории литературы и культурой речи учащихся. В этом туре участникам олимпиады предлагается для анализа или сопоставительного анализа стихотворный текст. Обычно это одно или два стихотворения русских поэтов 18-20 веков. При подборе заданий второго тура необходимо учитывать, что лингво-стилистический анализ не должен стать самоцелью и должен сопрягаться с рассмотрением литературоведческих проблем. Иными словами не надо ограничиваться в работе сугубо лингвистической четкостью, а порой неким формализмом подхода к тексту: окончательной целью должно стать толкование художественных функций того или иного лингво- стилистического явления, возникновение ассоциаций, порождение интерпретаций, выход на определенные обобщения. ^ школьникам предлагаются задания, связанные с выявлением их теоретико- литературных и историко- культурных знаний, а также определяющие общий культурный уровень, ориентацию в других видах искусства и некоторых социально- исторических явлениях. Задания заключительного тура, как правило, должны состоять из двух блоков, имеющих вполне самостоятельное значение: историко- литературного и теоретико- литературного. Предлагаемые вопросы призваны выявить уровень историко- культурной эрудиции, знание фактов литературного процесса, начитанности.. Важно также увидеть, как школьник владеет современной терминологией литературоведения, как сформировались в его сознании теоретико- литературные понятия. По содержанию задания многообразны – от определения авторских текстов до оценки и осмысления тропов, жанров, словесных образов и т.д. Столь же разнообразны они и по форме. Здесь и тесты, и вопросы на индивидуальное осмысление фактов, задания «игрового» характера и требующие творческого подхода. Составителям заданий можно использовать форму теста, не разрушающую специфику литературы. Литература тесно связана балетом, театром, музыкой, живописью, кино и.т.д. И связь эта обоюдная. Поэтому в заключительном туре олимпиады ее участникам предлагаются задания, содержания которых показывает теснейшую связь литературы с театром, музыкой, живописью, балетом, кино и т.д. ^ Содержание олимпиадных заданий определяется на основе следующих документов:
При подготовке к Всероссийской олимпиаде по литературе можно обратиться к изданиям, периодически освещающим Всероссийскую олимпиаду по литературе, информационному электронному порталу «Всероссийская олимпиада школьников»( литература):
5. http: // lit. rusolymp.ru К олимпиаде по литературе нужно готовиться, перечитывая тексты изученных литературных произведений, повторяя теоретико-литературные понятия в объёме, определённом обязательным минимумом содержания образования, используя при этом учебники и учебные пособия по литературе, имеющие гриф Министерства образования РФ. Желаем успехов! |
![]() | Ческие рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по литературе и призваны помочь соответствующим предметно-методическим... | ![]() | ... |
![]() | Подготовка методической базы школьного и муниципального этапов Олимпиады школьников по обж | ![]() | В соответствии с п. 16 Положения о всероссийской олимпиаде школьников центральная предметно-методическая комиссия направляет рекомендации... |
![]() | Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по искусству (мхк) в соответствии с... | ![]() | Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по искусству (мхк) в соответствии с... |
![]() | Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиады по обществознанию, определения содержания и типов олимпиадных... | ![]() | Первый этап Всероссийской олимпиады по географии (далее – Олимпиады) проводится общеобразовательными учреждениями в октябре |
![]() | Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих... | ![]() | Целью этих этапов является выявление и отбор учащихся, лучше других разбирающихся в экологии, которые затем примут участие в последующих... |